Оглавление:
Постмодернизм — кумулятивное название тенденций в культурной идентичности развитых западных стран. Постмодерн (или «постмодерн») буквально означает то, что приходит после «современности» или современности.
Постмодернизм — относительно недавнее явление: ему около четверти века. Это, прежде всего, культура постиндустриального, информационного общества. В то же время она выходит за рамки культуры и в определенной степени проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Поэтому общество оказывается не только постиндустриальным и информационным, но и постмодернистским. Постмодернизм наиболее ярко проявился в искусстве.
Этимология термина «постмодерн»
Впервые он был использован немецким философом Рудольфом Паннвицем в «Кризисе европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Постмодернизм рассматривался как выход из глубокого кризиса европейской культуры, в который его втянул модернизм.
Второй раз этот термин, независимо от Паннвица, употребляется испанским критиком Ф. де Онисом в своей работе «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» (1934). В его творчестве постмодернизм предстает как промежуточный период (1905-1914) между первой стадией модернизма (1896-1905) и второй, более сильной стадией — стадией «ультрамодернизма» (1914-1932).
В третий раз это слово встречается в однотомном рассказе (1947 г.) американского философа Д. Сомервиля о многотомном труде английского историка А. Тойнби «Изучение истории». Под «постмодернизмом» здесь подразумевается нынешний современный период западной культуры, начавшийся еще в 1875 году.
Однако все три упомянутые случая не имеют прямого отношения к современному значению термина «постмодернизм». Немецкий философ В. Вельш, признанный авторитет в толковании постмодернизма, называет его «преждевременным». По его словам, именно американский литературный критик М. Хау первым употребил термин «постмодерн» в его современном значении в 1959 году, положив тем самым начало дискуссии о постмодернизме в американской литературной критике, которая продолжается и по сей день.
Постмодернизм в архитектуре
Постмодернизм в архитектуре возник как четко определенное направление в середине 1970-х годов. В своей книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) Ч. Дженкс называет точную дату смерти авангарда в архитектуре: 15 июня 1972 г. В этот день в Сент-Луисе, штат Миссури, был взорван район Пржутто-Игоу, хотя, возможно, это было самое подлинное воплощение современного урбанизма. Район был построен в точном соответствии с тремя основными ценностями Ле Корбюзье: солнце, зелень и пространство. Она состояла из благоустроенных высотных зданий, имела подвесные пешеходные дорожки, являлась образцом стерильной чистоты и рациональности и была удостоена наград Американского института архитекторов. Со временем, однако, район пришел в упадок и стал местом накопления антисоциальных элементов, источником социального конфликта и преступности, что в конечном итоге привело к печальному концу.
Другие авторы называют разные даты возникновения постмодернизма в архитектуре. Например, французский архитектор и исследователь Ж. Бельмон связывает упадок авангарда и возникновение постмодернизма с энергетическим и затем экономическим кризисом, начавшимся в 1973 году.
Глядя на характеристики постмодернизма в архитектуре, Дженкс выделяет семь основных особенностей. Первое имеет отношение к истории и прошлому, а также к настоящему и будущему.
Авангард, как мы знаем, пришел с сильным отрицанием предыстории и всего прошлого. Постмодернизм занимает совсем другую позицию по отношению к прошлому и будущему. Она полностью восстанавливает историю и прошлое и часто выражает чувство острой ностальгии по прошлому.
Заново открыв историю и культуру прошлого, постмодернизм откликнулся на естественное и понятное стремление многих людей заново открыть свои собственные корни и воссоединиться со своей прошлой историей, утаиваемой от них модернизмом и авангардом.
Вторая характеристика постмодернистской архитектуры продолжает и развивает первую. Дженкс квалифицирует это как «резкий ретроспективизм». Это также можно назвать традиционализмом. В этом смысле пост-авангард можно определить как ретро-стиль.
Постмодернизм не только реабилитирует традиции и старые стили, но и широко использует их в своей практике, в том числе и в академизме.
Третья характеристика постмодернизма касается отношения архитектуры к окружающей среде. Она также связана с традициями, но в более широком смысле — социокультурными, национальными, природно-климатическими и т.д. В первую очередь, речь идет об отношениях с природой. Постмодернизм здесь тоже идет в обратном направлении. Она отказывается от принципа автономии и настаивает на учете многих условий. Архитектурное сооружение должно органично вписываться в окружающий ландшафт. Для этих целей некоторые участники постмодернистского движения даже прибегают к оттенкам почвы, на которой построен дом.
Следующая — четвертая характеристика постмодернизма является прямым продолжением и развитием предыдущей. Дженкс определяет его как контекстуализм, который включает в себя ad hoc («ad hoc» в том смысле, в каком он применяется здесь) и урбанизм.
Пятая особенность заключается в том, что постмодернизм отвергает принцип автономии и восстанавливает принцип барочной целостности и целостности. Вместо изолированных зданий на открытом пространстве, он заново открывает городскую ткань, а значит и сам город, объединившийся вокруг своих памятников и имеющий определенные границы в пространстве. Орнамент становится средством новой архитектурной композиции. Традиции, вкусы и мнения жителей должны учитываться как при проектировании одного дома, так и при проектировании района или целого города.
Шестая особенность заключается в том, что в постмодернизме проблемы пространства чаще всего решаются в духе барокко и маньеризма. Она глубоко укоренилась в традициях, исторически окрашенных. Четкой демаркации, простоты и транспарентности нет. Она кажется запутанной и запутанной, плотной, богатой и полной, таинственной и иррациональной. Постмодернисты придают гораздо большее значение пространству, чем их непосредственные предшественники.
Последняя важная особенность постмодернизма в архитектуре касается его эклектичности. Эта особенность является своего рода результатом и логическим следствием предыдущего. Это во многом связано с желанием поставангарда воплотить двойную кодировку в практическом плане, объединить вкусы и ценности простых людей с профессиональным языком архитектора. В постмодернизме, как отмечает Дженкс, сосуществуют два кодекса: «Один — популярный, традиционный, медленно меняющийся, как и разговорный язык, полный клише и укоренившийся в повседневной жизни, а другой — модернизм, полный неологизмов, реагирующий на быстрые изменения в технологиях, искусстве и моде, и архитектурный авангард».
Постмодернизм в живописи
Постмодернизм в живописи возник несколько позже, чем в архитектуре. Поворот к ней начался только в 1970-х годах, но так как он начался позже, то закончился довольно быстро. Об этом свидетельствует серия выставок, прошедших в европейских странах в начале 1980-х годов. В Лондоне проходила выставка «Новый дух в живописи» (1980), в Берлине — «Дух времени» (1981), в Париже — «Барокко-81» (1981). (1981), в Риме — «Авангард и Трансавангард» (1982), в Сент-Этьене — «Миф. Драма. Трагедия» (1982).
Эти и другие выставки красноречиво говорили о том, что модернизм и авангард исчерпали себя, что они почти незаметно и бесшумно уходят с художественной сцены, что за их уходом не последовало ни особого сожаления, ни еще большей трагедии или бедствия, что их место занял постмодернизм.
В постмодернистской живописи особого внимания заслуживает работа французского художника Жерара Гаруста. Его пример позволяет наиболее наглядно увидеть не только особенности и характеристики, характерные для всего постмодернизма, но и глубокие изменения, произошедшие в состоянии искусства в послевоенный период.
В начале нашего века, когда модернизм уже был достаточно распространен и все больше превращался в авангард, знакомая формула «искусство требует жертвенности» была направлена, прежде всего, на самих художников. Особенно это касалось новых, прогрессивных движений, к которым общество было очень равнодушно. Художники жили в коммунах, поселились в бедных кварталах, на Монмартре, в комнатах верхних этажей, предназначенных для прислуги, или на чердаках, умирая от голода. Ради искусства они пожертвовали своей жизнью. Для многих из них это закончилось трагически. В качестве примера можно привести судьбу Ван Гога, Гогена, Модильяни и других.
По всем этим параметрам Джей Гараст — прямая противоположность. Его внешний вид соответствует моде и характеризуется дендизмом: он носит шляпу, строгий костюм, карман которой украшен квадратным карманом и галстуком.
Ж. Гаруст добился значительного успеха довольно быстро. В 42 года он смог организовать персональную выставку в Центре Помпиду, что стало высшим признанием его творчества. В настоящее время он является одним из самых известных французских художников с мировым именем.
Именно Гаруст дал одной из своих картин название «Déjà vu» («Уже видел»), которое стало своего рода знаком или символом всего постмодернистского искусства. По отношению к другим жанрам искусства оно предстает как «уже прочитанное», «уже услышанное»: пародия, подражание, подражание, цитирование и заимствование занимают большое место в творчестве постмодернистов. Следует отметить еще одну характеристику постмодернизма — чрезмерность. Страсть к использованию различных стилей и манер из разных эпох не знает границ.
Изучая шедевры постмодернизма, создается впечатление, что постмодернисты берут шедевры признанных мастеров за образец для своего творчества, который они хотят скопировать или подражать. При этом они окунают кисти не только в цвета, но и в кислоту. Хорошо известно, что кислота делает с красивым лицом. Что касается живописи, то она разъедает, сжигает следы хорошего вкуса, красоты и гармонии. Результат нелегко интерпретировать и оценивать.
В целом, постмодернизм в живописи показывает уже известный эклектизм, смешение стилей и маньеризмов, желание цитировать и заимствовать, иронию и пародию, отказ от предсказаний будущего, обращение к мифологии и прошлому, растворяясь при этом в настоящем.
Постмодернизм в литературе
Как упоминалось ранее, постмодернизм в литературе и литературной критике впервые возник в США в конце 1950-х годов. Его появление было впервые озвучено критиком И. Хау, чья статья 1959 года «Массовое общество и постмодернистская литература» вызвала бурные дебаты о постмодернизме, которые продолжаются и по сей день. Реакция Хауса на новую литературу в целом была негативной и пессимистичной. Он отмечает, что в отличие от великой модернистской литературы Элиста, Фунта и Джойса, постмодернистская литература характеризуется вялостью, истощением инновационного потенциала и пуншем. Эта литература предоставляет меньше возможностей для развития творческой индивидуальности. В то же время Хау указывает на вполне естественный и необходимый характер появления постмодернистской литературы, признавая, что массовое общество находит в своих выравнивающих образах более адекватное представление, чем в модернистской литературе.
Достоинство постмодернистской литературы в том, что она избавляет от прежнего разделения на искусство для «образованных» и «подсознательных» для «необразованных», имевших место в классовом обществе. Новая литература также заполняет пробел между профессионализмом и дилетантством в области искусства, между художником и зрителем. Она сочетает в себе разнообразные мотивы и художественные установки, перестает быть просто интеллектуальным и элитарным, становится романтичной, сентиментальной и популярной одновременно. Постмодернистская литература стирает старые границы между высоким и низким, надежным и невероятным, обычным и чудесным, реальным и фантастическим. Она учит и развлекает, и доставляет удовольствие.
Постмодернистский писатель действует как «двойной агент». Он находится как дома в технологической реальности, так и в мире чудес. Он охотно совершает набеги в мир и в царство эротики. Для него нет запрещенных зон. Его литература многоязычная. Он сочетает в себе элитарные и популярные вкусы. Она характеризуется радикальным плюрализмом.
Идеальный роман постмодернизма должен как-то быть выше столкновения реализма с нереализмом, формализма с «содержанием», чистого искусства с ангажированным искусством, элитарной прозы с массой. Основные функции литературы — развлекательные и игровые. Его цель — развлекать и радовать зрителей. Бартс считает литературу «формой удовольствия».
Главной фигурой всего литературного постмодернизма является итальянский писатель Умберто Эко. Он стал одним из них благодаря своему роману «Имя розы» (1980), который принес ему мировую известность и славу. Перед ним даже Америка, где иностранному автору очень трудно добиться признания.
Успех романа превзошел все ожидания, он стал международным бестселлером. «Имя розы» имеет все характеристики постмодернистской работы. Книга начинается на манер полицейского детектива — с убийства. Указанную интригу поддерживают все новые и новые преступления. За семь дней, в течение которых разворачивается роман, происходит семь убийств. И каждый последующий становится все более жестоким и изощренным, что позволяет удерживать внимание читателя и держать его в постоянном напряжении. В своем жанре «Имя розы» — это не только криминальный роман, но и исторический роман, который также очень популярен среди читателей.
Роман доступен для всех людей и всех возрастных групп и доставляет им удовольствие и радость. Он удовлетворяет всем требованиям и вкусам. Отсюда его огромная популярность: общий тираж на сегодняшний день составляет 17 млн. экземпляров.
В постмодернистской литературе, к сожалению, роман «Имя розы» до сих пор является исключением. Подавляющее большинство постмодернистской литературы относится к массовой культуре, а не к настоящему искусству и высокой культуре.
Постмодернизм в кинематографе
Постмодернизм вошел в кино позже, чем другие виды искусства. Это происходит во второй половине 70-х. В 80-е годы — расцвет постмодернизма в кинематографе, за которым последовал определенный спад. Немецкий кинорежиссер Райнер Вернер Фассбиндер был одним из первых, кто открыто принял постмодернизм. Свадьба Марии Браун», поставленная в 1978 году, была одним из первых немецких режиссеров, показавших эти черты постмодернизма. Эта работа Фассбиндера близка к постмодернизму в том, что она разоблачает стремление к великим целям, которые не редко оказываются иллюзорными. Когда к ним подходят, они превращаются в свою противоположность, вызывая глубокое разочарование, а не удовлетворение. Еще сильнее от постмодернистской эпохи идет эклектика фильма, смешение различных повествовательных форм — от летописи преступлений до классической истории, сочетание совершенно разных вещей — тонкого вкуса и безвкусицы, неожиданные переходы от осязаемой реальности к ее пропси-эфемере, наличие контрастных цитат и ссылок, наложение музыки Бетховена на свист и улюлюлюканье футбольных фанатов.
Тем не менее, американское кино занимает значительное место в постмодернизме. Это неудивительно, поскольку общество потребления нашло свое самое полное и адекватное воплощение в Америке. Опять же, именно в Америке наиболее развита «психопатология изобилия», ставшая одним из важнейших социальных источников постмодернизма. Главным героем американских постмодернистских фильмов обычно является яппи, в чью размеренную и благополучную жизнь неожиданно врывается бурное, бурное событие.
Фильм известного режиссера С. Спилберга «Индиана Джонс и Храм Роков» одним из первых продемонстрировал многие черты постмодернизма. Она демонстрирует ярко выраженную антисоциальность и аполитичность, сочетает чисто американские технические трюки и американский юмор с экзотическим востоковедением и черной магией, наполнена потребительским гедонизмом. В целом, фильм перегружен и аморфен.
Ведущей фигурой постмодернистского кино является английский режиссер Питер Гринуэй. Его по праву называют «Английским Феллини». Он получил образование художника и начал свою карьеру как художник. Вскоре он заинтересовался кинематографом, обнаружив, что у него больше художественного потенциала, чем у живописи. Гринуэй считает, что «кино — самое изощренное средство выражения XX века».
Постмодернизм Гринуэя проявляется прежде всего в его интересе к прошлому, границы которого он отодвигает все дальше и дальше: сначала семнадцатый век, затем десятый век в своем последнем фильме. Его интересует, прежде всего, искусство барокко прошлого, а также его чувства и чувственность. Он также очень интересуется классицизмом и маньеризмом. Взгляд Гринуэя на человека также обусловлен постмодернизмом. Он отвергает любое преувеличение человека, его стремления и мотивы поведения. В таком возвышенном понятии, как любовь, он видит прежде всего биологические и физиологические причины, скрывающие дарвиновскую заботу о деторождении, которую человек научился делать, со всевозможными украшениями.
Постмодернизм проявляется и в готовой приверженности Гринуэя принципу «удовольствия». Гедонизм, чувственные удовольствия и наслаждения, в том числе сексуальные, занимают особое, привилегированное место в его картинах. В этом отношении есть еще одна характерная черта его картин: склонность к крайностям и излишествам.
Его постмодернистская вена позволяет Гринуэю включать в свои фильмы многие элементы массовой культуры и китч: Убийство, жестокость, насилие, секс и т.д. Это делает их развлекательными, наполняет их внутренней динамикой, и держит зрителей в постоянном напряжении, предоставляя им удовольствие и развлечения, которые они хотят. В этом отношении «Контракт шашечника» кажется самым успешным, который, вероятно, стал лучшим фильмом режиссера.
Считается, что работа П. Гринуэя представляет собой «респектабельный постмодернизм», о котором мечтает Дж.-Ф. Лиотард. Однако подавляющее большинство постмодернизма в кино оставляет желать лучшего.
Постмодернизм
Для характеристики развития постмодернизма необходимо определить две категории: Постмодернизм и постмодернизм.
Постмодернизм — это период культурного развития, а постмодернизм — это теоретическое понимание этой культуры, которое принимает форму философских концепций и теорий.
Термины постмодернизм и постмодернизм с различным смысловым содержанием используются в искусствоведении и философии с тех пор, как 10-20 лет двадцатого века. Но как специфическое философское явление постмодернизм, по мнению многих исследователей, возник в работе Ж.Ф. Лиотара «Состояние постмодернизма» в 80-90-х годах ХХ века постмодернистская философия становится популярной в Западной Европе и США. Решающий момент здесь заключается в том, что постмодернизм понимается как понимание общества как постмодерна.
Появление постмодернизма
Основой для возникновения постмодернизма стал «лингвистический поворот» в философии. «Лингвистический поворот — это изменение методологической парадигмы философии, когда ключевой проблемой становится язык, и это определяет рассмотрение знания как специфического лингвистического феномена.
Постмодернизм и постструктуризм
Многие исследователи рассматривают постмодернизм как относительно новый этап в развитии постструктуризма. Постструктуризм характеризуется критическим отношением к рациональности, идее прогресса. В общем, это можно назвать выражением скептицизма и релятивизма, эпистемологического сомнения.
Развитие постмодернизма
Как упоминалось выше, постмодернизм не является холистическим философским движением. Скорее, она предстает как ряд смысловых сообществ, развитие которых, взятое в целом, порождает историческое измерение постмодернистской философии.
В развитии постмодернистской философии можно выделить следующие ключевые теории:
«Текстовый» постструктуризм Р. Бартса. В этой теории текст представляет собой открытую систему цитирования, которая считывается с помощью различных кодов, количество которых по существу всегда обновляется. Основным понятием здесь является «порядочность», что подразумевает отсутствие привязанности к предмету и предмету. Текст — это нечто независимое, и субъект является лишь его функцией.
Деконструкция Джей Деррида. Практика деконструкции — это процедура установления «неразрешимости» любого текста, то есть невозможности его семантической реконструкции. Более того, деконструкция раскрывает онтологические значения, что подразумевает деконструкцию самой возможности использования понятия «бытие», существование которого является основой истины всех других понятий и слов.
«Генеалогия власти». М. Фуко. Власть, с точки зрения генеалогии, пронизывает все общество. Это репрессивная структура по отношению к индивидууму. Величайшая связь власти со знанием: власть устанавливает науку и знания, полезные для себя; в то же время знание выступает ее гарантом.
«Шизоанализ» Дж. Делеза и Ф. Гуаттари. Упомянутая интеллектуальная практика параллельна критике капиталистического общества и структурному психоанализу Й. Лакана. Если использовать базовую схему Жака Лакана «воображаемо-символическое-реальное», то можно сказать, что «шизоанализ» занимается раскрытием «реального». Делюз и Гуаттари отвергают знак, что приводит к отказу от ключевой психоаналитической структуры — «Эдипова комплекса» — и, как следствие, вызывает недоверие к культуре. Результатом процедуры «шизоанализа» является «непревзойденный шизофреник», не карикатурный субъект, а «объект» машинного бессознательного желания в процессе декодирования.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Метафизический этап в позитивизме
- Общественное сознание: сущность, уровни и активная роль в жизни человека и общества
- Структура знания. Чувственное и рациональное познание
- Атеизм
- B.C. Соловьев: Учение о Софии. «Смысл любви» — Идея всеединства
- Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга — Философия Шеллинга в общих чертах
- Бенедикт Спиноза
- Вильгельм Дильтей и его философия
- Общество как особая надприродная реальность
- Иоганн Шефлер