Оглавление:
С момента рождения человек находится в социально-экономических, социально-психологических, этнопсихологических, социально-культурных условиях, среди объектов, наполненных человеческим содержанием, обладающих социальными функциями, окрашенных национальной спецификой.
Социальные условия и объекты способствуют тому, что личность приобретает знания об определенном обществе, его политике, экономике, культуре и т.д., то есть формирует мировоззрение человека.
Этнопсихологические особенности личности выражаются в особенностях восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, особенностях эмоциональной и волевой деятельности, межличностного и межгруппового взаимодействия. В работах Г. Лебона этнопсихологические характеристики представлены как сочетание «нравственных и интеллектуальных характеристик, совокупность которых выражает душу народа, представляет собой синтез его прошлого, наследия всех его предков и стимул для его поведения».
Проблема проявления этнопсихологических особенностей личности отражается через призму нескольких факторов: национального характера, культуры, традиций, сложившихся моделей образования и коммуникации, статуса соответствующего государства в мировом сообществе и др.
Следует отметить, что прежде чем анализировать те или иные психологические характеристики, отличающие одну нацию от другой, необходимо четко придерживаться тех или иных принципов.
Во-первых, поскольку характер этно не является суммой характеров его отдельных представителей, то характер этно — это фиксация типичных черт, присущих в различной степени и вариациях большинству индивидуумов данного этно.
Во-вторых, недопустимо рассматривать определенные доминирующие черты личности сквозь призму принадлежности к той или иной этнической группе (речь идет не столько об отдельных чертах, сколько о степени их выражения, об особенностях их проявления). Более того, черты характера можно понять только в их соотношении с общей системой ценностей, которая зависит от социально-экономических и географических условий, от образа жизни людей.
Личность. Его характеристики
Чтобы понять природу личности, необходимо выделить такие понятия, как личность, индивидуум, субъект, индивидуальность, личность.
Человек — высокоорганизованное социальное и биологическое существо, являющееся носителем сознания. Эта концепция намного шире концепций: Индивидуум, субъект, личность, индивидуальность, потому что она включает в себя достаточно длинный перечень социальных и биологических признаков — антропологических, этнографических, культурных и т.д.
Человек является независимым представителем человеческого рода, носителем видовых характеристик. В этом смысле человек всегда является личностью, даже если он не является личностью.
Субъект — это всегда субъект (участник, исполнитель, инициатор) исторических или социальных процессов в целом, субъект конкретной деятельности, источник знаний и трансформации как объективной реальности, так и самого себя. Сама деятельность функционирует как форма деятельности, в которой индивид улучшает окружающий мир и себя самого.
У каждого человека есть свои особенности и качества. Таким образом, индивидуальность — это совокупность индивидуальных особенностей и личностных качеств, характерных только для конкретного человека, такое их сочетание, которое отличает человека от других и формирует его уникальность. Это индивидуальная уникальность человека.
Личность — это определенная личность (индивидуум), которая является представителем определенного общества и социальной группы, осуществляет определенную деятельность, адекватно воспринимает себя и окружающий мир, наделена определенными индивидуальными психологическими характеристиками. Личность — это многослойная психологическая структура, которая характеризуется, прежде всего, своей социальной природой и формируется и приобретается в процессе жизни в предметной деятельности и коммуникации посредством приобретения социальных форм сознания и поведения. Человек как личность является носителем сознания, социальных форм жизни и отношений.
Термин «личность» широко используется как в различных социальных науках, так и в повседневной жизни. При описании человека говорят либо о личности, либо о человеке или индивидуальности. В психологии эти термины отличаются. Отправной точкой является концепция человека. В первую очередь, человек — это биологическое существо, которое, в отличие от других животных, наделено сознанием и речью, способностью работать, оценивать и активно изменять окружающий мир. С другой стороны, человек — общественное существо. Это существенная характеристика человека, поскольку социальная жизнь и отношения, коллективная трудовая деятельность изменили и подчинили его природной индивидуальности.
Понятие «личность» является более узким, чем понятие «человек». Когда мы говорим о личности, мы принимаем на себя социальную сущность и социальные функции личности. Личность — это признак сознательной личности, занимающей определенное положение в обществе и выполняющей определенные социальные роли.
Уникальность, неповторимость личности, набор лишь неотъемлемых черт формируют человеческую индивидуальность, которая у одних людей очень яркая палитра, у других — едва заметна. Она может проявляться одновременно в одной или нескольких сферах человеческого менталитета. Удовлетворенность человека результатами своей работы, своим положением в обществе, отношениями с другими людьми тесно связана с возможностью развития и реализации индивидуальных черт характера. Это объясняет необходимость детального изучения индивидуальных особенностей личности в педагогике, психологии, менеджменте и других областях.
Богатство человека как личности вытекает из всей совокупности его связей с другими членами общества, его активной жизненной позиции. Личность в обществе находится под постоянным влиянием многих факторов: экономических, политических, культурных, национальных и подобных.
Психология социальной группы, к которой он принадлежит, также влияет на психику личности. Положительный или отрицательный опыт, отношения с другими членами социальной группы формируют соответствующую систему внутренних установок индивида.
Суть понятия «черты личности»
В процессе развития каждый человек приобретает индивидуальные черты личности, которые составляют его структуру и отличают человека от других. Каждый набор таких признаков является оригинальным, поскольку все они по-разному реагируют на внешние и внутренние факторы, влияние которых способствует формированию личности.
Эмоциональность как личностная черта. Все знают, насколько непосредственными могут быть дети в проявлении своих чувств, но когда они вырастают, картина меняется, личность приобретает индивидуальные черты. Кто-то учится скрывать или имитировать свои истинные чувства, кто-то становится более эмоционально стабильным, а кто-то не может с этим справиться и становится жертвой частых нервных срывов. Личностные качества, которые описывают их эмоциональную сторону, включают в себя:
- Возбудимость. Отражает готовность реагировать на психологические стимулы, отвечает за формирование уязвимости, чувствительности.
- Глубокий опыт.
- Эмоциональная жесткость и лабильность — стабильность и подвижность. Эти качества отражают способность человека чувствовать после исчезновения стимула (жесткость) и способность быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации (лабильность).
- Эмоциональная стабильность. Рассматриваются два аспекта — ситуационный (способность подавлять эмоции) и личностный (отсутствие реакции на эмоциональные стимулы).
- Выразительность — это способ выражения своих чувств посредством мимики, жестов, интонации и т.д.
- Эмоциональная реакция — степень восприятия, уровень чувствительности человека.
- Эмоциональный пессимизм и оптимизм.
Набор индивидуальных характеристик определяет тип личности, которого сегодня четыре.
Эмоционально. Человек такого типа легко возбудимый и уязвимый, действия, совершенные в состоянии сокрушения, часто приводят к сожалениям, но повторяются снова и снова.
Этнопсихологические черты личности — это аспекты личности, выражающиеся в особенностях восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности. В их основе лежит своеобразная эмоциональная и волевая активность, межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Этнопсихология и ее ветки
Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знаний, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, этнические стереотипы, законы образования и функции национальной идентичности.
Современная этнопсихология не является ни тематически, ни методологически единым целым. В его рамках создан ряд самостоятельных направлений:
- Проведение сравнительного исследования этнических особенностей различных когнитивных процессов (язык, эмоции, память), психофизиологии, которые с точки зрения теории и методологии составляют неотъемлемую часть соответствующего раздела общей и социальной психологии;
- Культурологические исследования, основанные на понимании особенностей ценностей, ориентаций народной культуры, символического мира (они непосредственно связаны с определенными отраслями этнографии, фольклора, искусствоведения и т.д.).
- Анализ и изучение этнического сознания и самосознания, заимствование концептуального аппарата и методологии из отдельных разделов социальной психологии (изучение социальных установок и соответствующих межгрупповых отношений);
- Проведение исследований этнических особенностей социализации детей, концептуальный аппарат и методология которых будут ближе к детской психологии и социологии.
Национальный характер и менталитет как этнопсихологические черты
Национальный характер — это сложный социальный феномен и понятие, характеризующее стабильные характеристики, присущие участникам соответствующей национальной (этнической) общности. Она включает в себя моральные и духовные ценности, религиозные установки, идеи и интересы, чувства, стремления и мотивы, социально-психологические защитные механизмы конкретной этнической группы (этнос, нация).
Национальный характер представлен особым психогенетическим составом народа, который формируется на основе всего исторического и социокультурного опыта, всей системы идей, ценностей и традиций, преобладающих в этой этнической общности. Характер нации проявляется прежде всего как система социокультурных норм и ментальных явлений.
Менталитет представлен термином, который был распространен в начале 20 века французским ученым Л. Леви-Брулем. Ментальность — это система образов, которая лежит в основе представлений человека о мире и его месте в нем, а значит, может определять действия и поведение людей.
Национальный менталитет — это образ жизни и культура, присущие определенной этнической общности. Это также может быть система ценностей, взглядов, мировоззрений, аспектов характера, норм поведения, психологических особенностей личности, присущих конкретной нации.
Национальный менталитет можно охарактеризовать несколькими особенностями:
- Постоянство;
- Непреложность;
- Консерватизм.
Индивидуальный уровень национального менталитета предусматривает его формирование в процессе воспитания и образования, выбор своей роли, усвоение особенностей национальной культуры, отождествление с ближайшим социальным окружением.
Как элемент духовной жизни, национальный менталитет напрямую связан с формированием национальной идентичности. В рамках обычного уровня она часто носит мистически-эмоциональный или религиозный характер.
Национальный темперамент как этнопсихологический атрибут нации
Категория «национальный темперамент» заимствована из общей психологии. Он не поддается анализу, поскольку взаимозависимости в рамках физиологической/национальной системы плохо изучены.
Члены одной нации могут быть более эмоциональными и восприимчивыми. Некоторые люди могут стать энтузиастами и эмоциональными за относительно короткий период времени. Они также могут столкнуться с быстрым снижением этих реакций.
Представители других наций могут быть менее эмоциональными и более склонными к логическим действиям, разумным поведенческим реакциям, восприимчивыми к перепадам настроения.
В этнопсихологии категория «темперамент» имеет иное значение, чем в общей психологии. Национальный темперамент не соответствует личному темпераменту. Различия в восприимчивости и эмоциональности разных этнических групп не могут быть объяснены тем, что одна из них, например, более холерична, а другая меланхолична. Это выражается в том, что традиционные формы реакции, сложившиеся на протяжении столетий, принимаются каждым новым поколением.
Что касается национального менталитета, то, по мнению философов и социологов, он представлен особенностями мышления большей части представителей соответствующей нации. Представители разных национальностей характеризуются одним и тем же механизмом мыслительной деятельности, при этом национальные особенности мышления способны проявлять себя через построение философских систем, написание книг, статей.
Национальные настроения (чувства) представлены эмоционально окрашенным отношением индивида к своей этнической общности, в том числе к ее интересам, ценностям и образу жизни. Национальные чувства имеют долговечность и жизнеспособность. Они формировались на протяжении многих веков. Они могут основываться на условиях жизни и историческом опыте народов с положительными или отрицательными коннотациями.
Позитивный оттенок выражается в таких чувствах, как национальная гордость, патриотическое отношение, любовь к народу, дружба и братство по отношению к другим народам. Негативная коннотация проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, состоянии отчуждения по отношению к другой национальности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Взаимосвязь биологического и социального в личности
- Детская психология
- Тени сознания
- Предмет патопсихологии
- Педагогическая рефлексия
- Взаимосвязь психологических защитных механизмов и эмоционального выгорания -Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания
- Представления древних философов о душе
- Психология возрастного развития человека
- Виды детских страхов
- Медикаментозное лечение в психиатрии