Для связи в whatsapp +905441085890

Этические основания научной деятельности

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Знак, его природа и роль в информационной деятельности
  2. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум
  3. Единство чувственного и рационального в познании
  4. Сенсуализм и рационализм в истории познания
  5. Научное познание, его специфические признаки
  6. Истина: понятие и основные концепции
  7. Относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
  8. Соотношение действительности и мышления
  9. Исторические типы рациональности. Логика и язык
  10. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика

Введение

Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, с одной стороны, и опасные негативные социальные последствия бездумного, а порой и откровенно преступного использования достижений науки, с другой стороны, повышают требования к моральным качествам ученых, к этической, если идти от вопроса дальше, стороне научной деятельности сегодня. Исходя из этого, исследовательская работа требует от своих исполнителей соблюдения ряда принципов поведения в научном сообществе. Эти принципы определяются набором морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности. Их содержание формировалось исторически, уточняется и совершенствуется самим научным сообществом в соответствии с условиями современности — в связи с появлением новых этических проблем в науке под влиянием социальных трансформаций.

В науке, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, отношения между теми, кто ею занимается, и действия каждого из них подчинены определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается недопустимым и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются по мере развития самой науки.

Нормы научной этики, во-первых, воплощают универсальные моральные императивы и запреты, такие как «Не укради», «Не лги», разумеется, адаптированные к специфике научной деятельности. Во-первых, плагиат в науке оценивается как нечто подобное воровству, когда человек выдает за собственные научные идеи результаты, полученные кем-то другим; ложью считается намеренное искажение (фальсификация) экспериментальных данных.

Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты конкретных, повседневных ценностей науки.

В повседневной научной жизни обычно трудно сразу решить, являются ли полученные результаты истинными или ложными.

Это отражено в правилах научной этики, которые не требуют, чтобы каждое исследование обязательно было истинным знанием. Они требуют только, чтобы результат был новым знанием и был обоснован тем или иным образом логически, экспериментально и так далее. Ответственность за выполнение этих требований лежит на самом ученом, и он не может делегировать эту ответственность кому-либо другому. Чтобы соответствовать этим требованиям, он должен: быть знаком с тем, что было сделано и делается в его области науки; опубликовать результаты своих исследований, четко указать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и на этом фоне показать то новое, что он открыл и разработал сам. Кроме того, ученый должен привести в публикации доказательства и аргументы, подтверждающие его выводы, и предоставить достаточно информации для независимой проверки результатов.

Понятие и общая характеристика научной этики

В науке, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней работает, и действия каждого из них подчинены определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается недопустимым и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки и являются результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо для науки и общества на каждом этапе истории. Нормы научной этики, с одной стороны, воплощают универсальные моральные императивы и запреты, такие как «Ты не укради», «Ты не лги», разумеется, адаптированные к специфике научной деятельности. Например, плагиат, при котором человек выдает научные идеи и результаты, полученные кем-то другим, за свои собственные, оценивается в науке как нечто подобное воровству; преднамеренная фальсификация (подтасовка) экспериментальных данных считается ложью.

Во-вторых, нормы научной этики служат для утверждения и защиты определенных ценностей, характерных для науки. Первый из них — самоотверженное стремление к истине и ее защита. Это означает, что в своем стремлении к истине ученые не должны считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с другими внешними обстоятельствами. История науки и история человечества с благодарностью чтит имена таких героев, как Дж. Бруно, которые не отступили от своих убеждений перед лицом тяжелых испытаний и даже самой смерти. В повседневной научной практике обычно трудно сразу оценить знания как истинные или ошибочные. Это отражено в правилах научной этики, которые не требуют, чтобы каждое исследование обязательно было истинным знанием. Они лишь требуют, чтобы результат каждого исследования был новым знанием и был обоснован тем или иным образом логически, экспериментально и т.д. — Логически, экспериментально и т.д. Ответственность за выполнение этих требований лежит на самом ученом, и он не может делегировать эту ответственность кому-либо другому. Чтобы соответствовать этим требованиям, ученый должен быть знаком с тем, что было сделано в его области исследований, опубликовать результаты своих исследований, четко указать на исследования предшественников и коллег, а затем показать, что ученый открыл и разработал. Кроме того, в публикации ученый должен привести доказательства и аргументы, подтверждающие его или ее выводы, и предоставить достаточно информации для независимой проверки его или ее выводов. Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут привести к серьезным трудностям в развитии той или иной области знаний, обычно наносят больший ущерб нарушителю, чем науке в целом. Однако когда такие нарушения становятся широко распространенными, под угрозой оказывается сама наука. Сообщество ученых кровно заинтересовано в поддержании такого климата доверия, поскольку без него невозможно продвижение научных знаний, то есть развитие науки. Этические нормы охватывают все аспекты деятельности ученых: процесс подготовки и проведения исследований, публикацию научных результатов, ведение научных дискуссий при столкновении различных точек зрения. В современной науке особенно остро встали вопросы, связанные не столько с нормами взаимодействия внутри научного сообщества, сколько с отношением науки и ученого к обществу. Этот комплекс вопросов часто называют проблемой социальной ответственности ученых.

Ценности научной этики

Нормы научной этики редко формулируются в виде конкретных списков и кодексов; обычно они передаются молодым исследователям их учителями и предшественниками. Однако известны попытки выявить, описать и проанализировать эти нормы, предпринятые в основном в философии и социологии науки. В качестве примера можно привести исследование американского социолога Р. К. Мертона [Merton P. K. Thesociologyofscince. Chi., 1973]. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основных ценностей.

Первый из них — универсализм. Требование универсализма подразумевает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгому анализу и критике, чем результаты его младшего коллеги.

Вторая ценность — это универсальность. Когда исследователь публикует результаты своих исследований, он не только претендует на первенство и делает результаты доступными для критики, но и делает их открытыми для дальнейшего использования всеми коллегами.

Третья ценность — альтруизм. Признание и вознаграждение следует рассматривать как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.

Четвертая ценность — организованный скептицизм. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверять авторитету предшественников, каким бы высоким он ни был.

Если нормы науки нарушаются, ученый рискует потерять уважение и доверие своих коллег. А между ними находится признание коллег — высшая честь для ученого, обычно более значимая, чем финансовое вознаграждение. Отличительной особенностью научной деятельности является то, что она по-настоящему продуктивна только тогда, когда она признана, а ее результаты используются коллегами для получения новых знаний.

Исследовательское сообщество заинтересовано в поддержании атмосферы доверия, без которой дальнейшее развитие научных знаний, то есть научный прогресс, был бы невозможен. Этические нормы охватывают различные аспекты деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикацию научных результатов, ведение научных дискуссий при столкновении различных точек зрения.

В современной науке особенно остро встали вопросы, связанные не столько с нормами взаимодействия внутри научного сообщества, сколько с отношением науки и ученого к обществу. Этот комплекс вопросов часто называют проблемой социальной ответственности ученого.

Генная инженерия, биотехнологии, биомедицинские и генетические исследования человека относятся к тем областям науки, в которых вопросы социальной ответственности ученых и морально-этической оценки их деятельности стоят особенно остро и интенсивно обсуждаются; все они достаточно тесно связаны между собой.

В настоящее время принцип свободы научных исследований необходимо понимать в контексте неоднозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело человеку.

Научно-технический прогресс не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и создает новые. Более того, его негативные проявления могут привести к катастрофическим последствиям для судьбы всего человечества.

В настоящее время социально и морально оправданными можно считать только те научно-технические решения, которые принимаются на основе достаточно полной информации. Все это показывает, насколько важна роль ученых в современном мире. Ведь именно они обладают знаниями и квалификацией, необходимыми сегодня не только для ускорения научно-технического прогресса, но и для его направления на благо человека и общества.

Нормы научной этики

24 ноября 2000 года Сенат Общества Макса Планка (Германия) принял следующие правила научной этики, которые являются обязательными для всех ученых, работающих в институтах Общества.

Нормы для ежедневной научной деятельности

  • Строгое следование правилам сбора и отбора данных, которые действительны в конкретной научной дисциплине;
  • надежная организация резервного копирования и хранения первичных данных; четкое и полное документирование всех важных результатов;
  • правило «систематического скептицизма» — быть открытым для сомнений, в том числе в отношении собственных результатов и результатов своей команды
  • Бдительность против принятия желаемого за действительное, из корыстных или этических соображений; осторожность против возможных неверных интерпретаций, которые могут быть результатом методологически ограниченной способности определить объект исследования (чрезмерное обобщение, чрезмерная генерализация).

Нормы взаимоотношений со сверстниками и сотрудничества:

  • Обязательство не вмешиваться в научную работу конкурентов, например, путем задержки экспертиз или раскрытия третьим лицам научных результатов, полученных на условиях конфиденциальности;
  • активное продвижение молодых ученых;
  • открытость к критике и опасениям, высказанным другими учеными и коллегами; и
  • внимательная, объективная и непредвзятая оценка работы коллег; непредвзятое отношение.

Нормы, регулирующие публикацию результатов:

  • принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований: обязательная публикация результатов работ, выполненных за счет государственных средств;
  • принцип научной культуры, допускающий ошибки в науке: корректное представление неподтвержденных гипотез и принятие ошибок;
  • принцип признания заслуг: честное признание заслуг и соответствующая оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег.

Как видно их этих правил и норм в основе научной этики лежит научная честность. Именно она обусловливает этические ценности, которыми должны руководствоваться исследователи.

Этические принципы научной деятельности

Можно выделить следующие обобщенные этические принципы научной деятельности, которые признаются большинством ученых.

  • Самоценность истины;
  • Фокус на новизне научных знаний;
  • Свобода научного творчества;
  • Открытость научных результатов;
  • первоначальная критичность.

Принцип самоценности истины подразумевает ориентацию исследователя и научной деятельности на поиск объективного знания, а не на личные, групповые, корпоративные или национальные интересы. Истина и только истина является главной ценностью деятельности в области науки. Только одна дихотомия имеет значение: «истинно — ложно», все остальное — за пределами науки. Какой бы новой или тривиальной, «ожидаемой» или «неудобной» ни оказалась истина, обнаруженная в процессе исследования, она должна быть обнародована. Из этого принципа вытекает одно из обязательных условий научной деятельности: условие строгого соблюдения правил получения, отбора, обработки и публикации данных, которые функционируют в конкретной научной дисциплине.

Новизна научного знания. Наука существует только в развитии, а развивается она через постоянный рост и обновление знаний. Определяя суть научной работы, М. Вебер писал: «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет… Напротив, каждый из нас знает, что то, что он сделал в науке, устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которой она подчиняется и которой служит, и именно это делает ее специфически отличной от всех других элементов культуры; каждое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», она хочет быть превзойденной в самой себе….. Но быть превзойденным в научном плане — это не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды, что другие пойдут дальше, чем мы». Необходимость получения новых фактов и создания новых гипотез делает обязательным наличие у исследователя предварительных знаний в этой области науки.

Свобода научного творчества — идеальный, но не всегда реализуемый принцип научной деятельности. Для науки нет запретных тем, да и не должно быть, а определение объекта исследования — это выбор самого ученого. Любой результат, претендующий на научное достижение, должен быть тщательно проанализирован и оценен научным сообществом, независимо от того, кто из ученых в прошлом имел заслуги в его получении. В реальных ситуациях действие этого принципа часто ограничивается как внутренними факторами, действующими в научной среде, так и внешними — этическими, социальными и материальными.

Универсальность или открытость научных достижений. Результаты фундаментальных научных исследований (не путать с изобретениями) не подлежат охране интеллектуальной собственности, поскольку они принадлежат всему человечеству. Автор и никто другой не может запретить использование научных результатов или потребовать компенсацию за их использование, за исключением ссылки на авторство. Соответственно, любой ученый, который приходит к новым результатам, должен их опубликовать, поскольку новые открытия не становятся частью научного мировоззрения, пока они не будут проверены и приняты научным сообществом.

Оригинальная критика. Принцип, предполагающий открытость к сомнению всех научных результатов, как собственных, так и опубликованных другими учеными. Это требует признания неявных предположений, принятых за аксиомы; бдительности в отношении принятия желаемого за действительное, вызванного корыстными или этическими соображениями; и озабоченности возможностью неправильной интерпретации результатов. Как отметил академик М.В. Садовский, «абсолютной свободы слова в научной прессе никогда не было, принцип «презумпции невиновности» в науке никогда не работал. Если вы объявите, что сделали открытие, никто не поверит вам на слово; вам придется долго и упорно доказывать это. Научный результат публикуется в научном издании после того, как он прошел все этапы апробации. И даже в этом случае это не всегда так.

Таким образом, в науке, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, отношения между занимающимися ею людьми и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается неуместным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки и являются результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо для науки и общества на каждом этапе истории.

Заключение

Развитие науки, научные открытия последнего времени напрямую влияют на социальные и этические проблемы. Это вопрос о необходимости этической экспертизы, которая разрешает или запрещает дальнейшие исследования. Развитие биологии в 20 веке поставило общество перед рядом этических проблем. В результате роста научного интереса к биологии человека произошло возрождение тенденций биологизации, так называемого социального биологизма, суть которого заключается в некритическом переносе биологических законов на социальные. С этой позиции — биологическое, а не социальное определяет поведение человека. Это произошло под влиянием психологии бессознательного С. Фрейда и этологии К. Лоренца и Р. Ардри. Метод редукции (умаления) этики до ее биологической составляющей, при котором многие негативные черты человеческого поведения и такие социальные явления, как война, считаются «врожденными» (а значит, в определенном смысле оправданными как естественные и «вечные»).

Социобиологическая концепция критикуется многими учеными. Социальное неравенство нельзя объяснить биологическими причинами — возрастными, гендерными, расовыми, индивидуально-генетическими.

Интерпретация исследований биологических проблем человека связана с острыми этическими и идеологическими дебатами. Среди наиболее характерных проблем: влияние возрастных различий на творческие способности людей; роль половых различий и их влияние на интеллектуальную деятельность, особенно в науке; роль генетических различий в формировании социальной структуры общества; генетические и интеллектуальные различия между расами и этническими сообществами. Поэтому ученые, работающие сегодня над биологическими проблемами, должны помнить о возможной социальной и этической интерпретации результатов своих исследований.

Ответственность ученых перед обществом в развитии таких современных областей науки, как конструирование и введение в организм человека гибридных молекул ДНК, клонирование (выращивание из клеток одного организма), пересадка искусственных органов, создание новых лекарств, нейрохирургические эксперименты. Все эти проблемы требуют этического обоснования.

В последние годы на первый план вышли этические вопросы, связанные с генетикой человека, использованием методов клонирования и генной инженерии. Здесь есть много вопросов, которые необходимо тщательно изучить.

Генная инженерия изучает структуры и механизмы, контролирующие рост и развитие биологических организмов. Это дает возможность напрямую вмешиваться в эти процессы, перестраивая генетическую программу организмов в нужном направлении. В этом процессе самые тонкие изменения на микроструктурном уровне отдельных клеток могут привести к значительным последствиям на макроуровне организмов, популяций и даже биосферы. Поэтому необходимо учитывать социально-этическое содержание исследований в области генной инженерии.

Генная инженерия может представлять потенциальную угрозу для человечества, вмешиваясь в механизмы генетической саморегуляции и, в конечном счете, в саму жизнь. Неосторожность или некомпетентность экспериментатора может привести к непоправимым последствиям.

Во-вторых, в чьих руках будут находиться достижения и возможности генной инженерии. Методы генной инженерии представляют большую опасность в руках злоумышленников всех мастей для военных целей, и не менее опасны всевозможные шарлатаны, оказывающие медицинские услуги на людях.

Все это вызвало и продолжает вызывать большую озабоченность среди ученых всего мира и широкой общественности и привело к широкой дискуссии о возможностях и условиях использования генетических экспериментов. Главный вопрос — кто решает, какие гены будут работать правильно, а какие нет? Страх, что эти решения будут приниматься диктаторами во имя укрепления своей власти, сделал генную инженерию символом моральных проблем, символом пугающего потенциала современной науки и технологии.

В последние годы остро встала проблема использования стволовых клеток в медицине для лечения пациентов. Это поднимает проблемы этического и морального характера. Можно ли использовать стволовые клетки человека для лечения различных заболеваний или нет? Оправдано ли использование человеческой жизни ради другой? Правильно ли добиваться собственного здоровья, уничтожая жизнь другого человека? Допустимо ли уничтожение эмбриональной жизни человека с целью получения стволовых клеток? Эти вопросы не могут быть решены без этической проверки. Этика является неотъемлемой частью проблем научного исследования.

Поэтому сам прогресс науки заставляет исследователя сталкивать общество с этическими и социальными проблемами. Исследователи имеют право выходить за рамки своей узкопрофессиональной деятельности и несут социальную и моральную ответственность как граждане.

Список литературы

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — М., 2004.

2. Арлычев А.Н. Проблема познавательного процесса в философии и науке //Вопросы философии. 1999. №3.

3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.- М.: Наука, 1988.

5. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

6. Кезин В.А. Идеал научного знания. — М., 1993.

7. Косьмин А.Д. Теория и методология познания. М., 2006.