Оглавление:
Эстетические практики и эстетические знания имеют свои прецеденты в глубинах человеческой истории. Ученые прослеживают свидетельства эстетического отношения к окружающей действительности в виде украшенных орнаментом инструментов и предметов быта, петроглифов и животных вплоть до орниано-австралийского периода верхнего палеолита (35 000-10 000 лет назад). С момента открытия археологами в 1879 году пещерных росписей в испанских пещерах термин «палеолитическое искусство» стал использоваться в научных целях.
Появлению искусства, созданного древним человеком, предшествовал достаточно длительный период овладения окружающей действительностью в чисто утилитарных целях. Все, с чем сталкивался человек — земля и вода, растения и животные, солнце и луна, свет и тьма, тепло и холод — воспринималось им как полезное или вредное, хорошее или плохое, а значит, приносящее добро или зло. Термины «полезный» и «хороший» отражают наиболее существенные (существенные) свойства объектов и явлений реальности в их значении для человека. На этой основе, благодаря растущей практике и углублению знаний, постепенно сформировалось восприятие человеком объектов и явлений как красивых или уродливых.
В частности, содержание мифов различных народов мира иллюстрирует характерную черту ценностного сознания древних людей, которая связана с их синкретизмом. Оценка «полезности», «добра» и «красоты», а также «вреда», «зла» и «уродства» появляется на первый взгляд недифференцированной, сплавленной, устанавливающей только в наиболее общем виде положительную или отрицательную для человека ценность предметов и явлений, которые попадали в сферу их практического развития и познания.
Позднее, уже на стадии более зрелых состояний человеческого общества, инерция первичного синкретизма ценностных значений утилитарно-эстетических восприятий проявляется особым образом в языке. Отголоском этой особенности в наше время можно считать употребление термина «красивый» как в эстетическом смысле (очень красивый), так и в этическом (красивый человек, красивое действие), а также в утилитарном (очень хороший, очень полезный или удобный). Полисемантика слова «красивый» характерна его употреблением не только в русском, но и во многих других европейских языках.
Опираясь на комплекс современных научных знаний о человеке, можно предположить, что его развитая и достаточно самостоятельная способность думать об эстетике как таковой, эстетическое чувство (переживание) и эстетическая оценка являются результатом длительной эволюции, формирования человека как социального существа в процессе активного развития реальности, адаптации к ее потребностям, природным силам, условиям и факторам социального взаимодействия, ее прогрессивной гуманизации, применения к ним «человеческого». Эта способность, наиболее ярко проявившаяся в художественном творчестве, в искусстве, стала в истории человечества одним из мощнейших и уникальных факторов сохранения и фиксации духовного опыта, облагораживания человеческой среды, культивирования и утончения человеческих чувств.
Эстетика — относительно молодая наука по сравнению, например, с философией, которая имела ряд школ и названий за несколько веков до нашей эры в Индии, Китае, Египте, Греции и Риме.
Эстетика как наука
Своим названием она обязана немецкому философу эпохи Просвещения Александру Готлибу Баумгартену (1714-1762 гг.), который в 1750 г. опубликовал книгу «Эстетика, предназначенная для лекций». В нем понятие объекта науки ограничивалось сферой чисто чувственного познания. Эстетика», — писал Баумгартен, — «Эстетика» (теория либерального искусства, низшей гносеологии, искусства совершенного мышления, искусства аналогии разума) является наукой чувственного познания». По сути, автор «Эстетики» сосредоточился только на двух явлениях — красоте, которую он приравнял к «совершенству познания смысла», и искусстве как его высшей выразительности. Во всей нашей оценке заслуг Крестного Отца в определении эстетики, мы должны помнить об ограниченности этого понимания ее предмета.
В действительности же эстетика не берет свое начало от Баумгартена, а фиксирует и закрепляет ее, обращаясь ко многим историко-теоретическим опытам эстетики как части философского познания. Очевидно, что первую историческую форму того, что в конечном итоге стало эстетическим знанием, можно рассматривать как мифологию, содержащую элементы эстетических оценок реальности, тесно связанные с другими частями: научной, религиозной, нравственной и, конечно же, художественной. Можно даже сказать, что жизнеспособность и проникновение мифологического смысла были широко очерчены эстетикой как обязательная часть мифа, конденсированная форма психического переживания, из которой исходят все явные формы психической деятельности, например: Философия, наука, религия, нравственность, искусство.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) по праву считается одним из основоположников современной философской эстетики. Его идеи, метод обоснования и исследования эстетических проблем оказали большое влияние на эстетическое мировоззрение и художественную практику XIX-XX веков. Основой эстетики Канта является его доктрина эстетического суждения. Последнее не зависит от бескорыстного созерцания объекта и концепции; в его основе лежит внутреннее чувство, возникающее в свободной игре познавательных способностей интеллекта и воображения, вот его основные черты. Соответственно, эстетике был присвоен статус науки, предмет которой, по словам самого Канта, был ограничен рамками «доктрины внешних чувств». Односторонность субъективистской эстетики была до некоторой степени преодолена в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В его системе объективного идеализма эстетика занимает место доктрины идеи прекрасного, которая в своем развитии производит различные модификации в природе и обществе, и особенно в искусстве. Искусство, по словам Гегеля, является ничем иным, как самопознанием абсолютного духа в форме Аншауна. Несмотря на идеалистическую мистификацию, «Эстетика» Гегеля содержит очень ценное и реалистичное обоснование смысла и разработки как общих, так и конкретных законов искусства. После Гегеля первоначальное чувство эстетики как теории чувственного восприятия постепенно утратилось, и к концу XVIII века оно уже последовательно представлялось либо как «философия прекрасного», либо как «философия искусства», либо как и то, и другое одновременно. Не в последнюю очередь этому способствовали философские и эстетические труды Фридриха Шиллера (1759-1805), а позднее Фридриха Шеллинга (1785-1854) и др.
Связь эстетики и искусства
Связь между эстетикой и искусством была известна и неоспорима еще со времен Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Однако ясно, что эстетика, как специфическое человеческое отношение к миру и окружающей действительности, ни в коем случае не ограничивается прекрасным и его художественно-образным отражением в искусстве. Эстетизм одинаково интересен своими многочисленными разновидностями — трагическими, комическими, возвышенными, базовыми, уродливыми и другими, представленными не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной жизни.
Однако этот акцент в понимании предмета эстетики не связан с ослаблением места и роли искусства в эстетике. Искусство, выражающее эстетическое отношение человека к миру через художественно-образное моделирование, занимает свое прочное и очень заметное место в предметной области эстетики. Однако важно учитывать диалектику отношений между эстетикой и искусством, их соотношение и различие, их единство и относительную независимость. Наблюдаемая тенденция к автономизации эстетических (чувственно-ценностных) вопросов, с одной стороны, и общей философской теории искусства, с другой, не является абсолютной и актуальна лишь по отношению к ее отражению в структуре самого субъекта науки, которая в целом определяется природой и спецификой эстетического отношения человека к окружающему его миру, реальности.
Природа эстетического отношения к миру в корне одинакова, и в этом смысле нет непреодолимой границы между искусством и реальной жизнью. Не случайно мы постоянно сравниваем реальность с творчеством, которое мы, в свою очередь, проверяем и соотносим с жизнью. Попытки игнорировать или исключить ту или иную сторону взаимодействия безуспешны и ведут в тупик либо голого эстетики, либо ползучего утилитаризма и повседневного, исключительно рационального отношения к нему.
В истории эстетической мысли хорошо известны примеры приведения объекта эстетики к определенному набору норм и канонов искусства. Эта точка зрения наиболее последовательно выражалась в теории и практике классицизма. Николя Бойло (1636-1711), ведущий экспонент этого течения в эстетике, призывал художников «чутко прислушиваться к достойным аргументам знания и разума», представленным в виде набора абстрактных идей и правил, которым необходимо строго следовать при создании произведений искусства.
Стремление сделать искусство образной интерпретацией правил, разработанных эстетикой, несмотря и без учета постоянных изменений в художественном творчестве, в эстетическом сознании и в жизни самого общества, в характере его взаимодействия с природой, на самом деле исходит от противопоставления эстетического сознания во всей широте его проявления в реальности и в искусстве. Великие художники, создававшие в эпоху классицизма — Мольера, Пуссена, Давида, Расина и других, — в той или иной степени оказались таковыми, преодолев в своем творчестве условия, навязанные классицистическими эстетическими схемами.
Научный характер эстетического знания
К канонизации определенных абсолютных правил художественного творчества, но к способности этого знания отражать и записывать то, что является наиболее существенным и важным в эстетическом исследовании человеком реальности, и анализировать закономерности, проявляющиеся в этом процессе, подчеркивая общее и типологическое в диалектическом отношении к уникальному и неповторимому.
Поскольку эстетика не является наукой о нормах, она содержит в определенном смысле знания нормативного характера. В его распоряжении целая система типологических терминов и категорий, охватывающих самые разнообразные и существенные аспекты проявления эстетической практики и сознания.
Их использование в анализе процесса эстетического взаимодействия человека с реальностью позволяет получить более глубокие, всеобъемлющие и целостные знания и преобразование того же «по законам красоты». Сами эстетические категории и критерии, как важный инструмент познания и практического развития реальности, являются следствием длительного исторического процесса эстетического взаимодействия человека и мира, его гуманизации, создания мира «второй природы», т.е. культуры.
Тема и объект эстетики
Эстетическая мысль развивалась на протяжении многих веков. Многие вопросы, которые сегодня являются предметом эстетических исследований, уже давно занимают человечество. Древние греки, мыслители Египта, Индии и Китая размышляли над ними. Баумгартен ввел название науки в середине XVIII века. До этого времени вопросы эстетики рассматривались в рамках различных философских концепций. Немецкий философ эпохи Просвещения Баумгартен отделил эстетику от философии и придал ей статус самостоятельной дисциплины, которая заняла свое место наряду с такими философскими дисциплинами, как логика, этика, гносеология.
Тема эстетики и содержание этого понятия постоянно меняется с 18 века. На современном этапе, тема эстетики:
- Характер эстетического, который включает в себя общие свойства, присущие эстетическим объектам реальности;
- Характер отражения явлений в человеческом сознании, в его эстетических потребностях, восприятиях, взглядах и теориях;
- Характер эстетической деятельности человека, процесс создания эстетических ценностей.
Главный мотив, побуждающий человека к поиску красоты, — это борьба, связь между хаосом и порядком, между материальным и духовным. Красота понималась по-разному на разных исторических этапах развития общества. На ранней исторической стадии красота ассоциировалась с властью, силой и массой. На следующем этапе красота предстает как гармония духа и плоти. В средние века красота рассматривается как духовность. В эпоху Возрождения существует возвышение естественного к духовному. В Новую эру происходит процесс «буржуазии» красоты, на первый план выходит материальность. На современном этапе развития понимание предмета эстетики связано с новым пафосом духовности прекрасного; мы возвращаемся, так сказать, к средневековым мотивам.
Предметом эстетики является природа, человек, а также объекты его творчества, в ценностном отношении — их красота.
Разнообразие объектов эстетического отношения и исследований приводит к появлению различных специализированных отраслей эстетики: эстетика окружающей среды, эстетика художественной культуры, техническая эстетика, эстетика профессиональной деятельности.
Эстетическое отношение к миру
Эстетические объекты появляются в процессе социальной и исторической практики. Это происходит сначала спонтанно, а затем в зависимости от возникающих эстетических ощущений, потребностей, идей. Руководствуясь ими, люди создают объекты по законам эстетической деятельности. Эти объекты несут в себе единство природного и социального аспектов, эстетическую ценность, они способны удовлетворить не только материальные, но и духовные потребности людей.
Следует отметить, что один и тот же предмет может быть эстетически ценным в одних отношениях и эстетически противоценным в других. Соответственно, эстетическое значение объектов является относительным. Это видно по полярной природе основных эстетических категорий: красивое и уродливое, трагическое и комическое, возвышенное и базовое.
Проблемы и методология эстетики
Проблемная область эстетики достаточно широка — это весь мир, рассматриваемый с эстетической точки зрения.
Основные вопросы, решаемые этой наукой:
- Природа эстетики, ее разнообразие;
- Принципы эстетического подхода человека к миру;
- Сущность, законы искусства.
Эстетика выражает эстетические взгляды общества и накладывает свой отпечаток на всю материальную и духовную деятельность людей.
Эстетические явления должны рассматриваться целостно, с точки зрения их конечного качества. Здесь проявляется единство объективной и субъективной обусловленности эстетических явлений. Реализация этого методологического принципа начинается с поиска генетических корней эстетического феномена. Генетическая точка зрения — важнейший методологический принцип эстетики, позволяющий учитывать субъектно-объектную природу эстетических явлений.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Проблема смысла жизни в философии
- Движение и покой, пространство и время, генезис понятия свободы
- Предпосылки возникновения античной философии
- Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии» (1687)
- Модели социального управления: либерализм, авторитаризм, тоталитаризм, этатизм
- Софисты и их основные идеи. Сократ
- Философия откровения Шеллинга
- Курт Фридрих Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики
- Сознание и язык. Концепции естественного и сверхъестественного происхождения языка
- Бытие как философская категория: ее смысл и специфика