Оглавление:
Педагогика — это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Категории — это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Совокупность всех педагогических категорий образует единое педагогическое понятие. К основным педагогическим категориям относятся развитие, воспитание, образование, обучение.
Образование как общественное явление и педагогический процесс
Педагогика получила название от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. Дословно «пайдогогос» означает «детоводитель».
Педагогика — наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
Педагогика как наука име1-83ет:
— объект исследования — образование;
— предмет исследования — педагогический процесс — единство обучения и воспитания;
— предмет познания — человек.
В.С. Безрукова предметом педагогики считает воспитательные отношения.
Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Воспитательные отношения — это обмен человеческим опытом, его передача усвоение, использование.
Типы воспитательных отношений:
— «человек – человек»;
— «человек — книга – человек»;
— «человек — техника – человек»;
— «человек — искусство — человек » и т. д.
Согласно В.С. Безруковой педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, направленных на развитие человека.
Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. В понятийном аппарате педагогики 3 уровня:
1.Общенаучный: закон, закономерности, принципы, системы. Педагогика пользуется глаголами: объяснить, доказать, классифицировать.
2.Собственно общепедагогический — образование, обучение, воспитание, просвещение, развитие, формирование.
3.Аспектный — методы, формы обучения и воспитания, контроль, оценка, программа, учебный план, стандарт.
Педагогика как наука выполняет три основных функции:
— теоретическую;
— прикладную (по отношению к другим наукам);
— практическую (по совершенствованию практики обучения и воспитания).
Педагогика как наука имеет свои методы познания: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, эксперимент и т. д.
Педагогика — наука интегрированная, т. к. использует знания других наук о человеке: философии, социологии, права, экономики, политологии, медицины, психологии, биологии и др.
Образование и культура как социальный феномен
Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Латинский термин «культура » означает взращивание, совершенствование чего-либо.
«Образование теснейшим образом связано с понятием «культура» и обозначает в конечном счёте специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» (Х.Г. Гадамер, «Истина и метод»).
Следовательно, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:
— в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;
— через формирование поликультурного образования;
— в условиях культурно-исторического типа образовательной системы;
— как систему культурно-образовательных центров в рамках одной и разных стран;
— через анализ дисциплин культурологической направленности;
— путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);
— обобщение, сохранение и возрождение культурно-образовательных традиций народа, нации.
Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
Поэтому образование – важный фактор развития отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.
1. Образование – оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Носителем культуры выступает семья. В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества, человека.
2. Образование – как практика социализации человека и преемственности поколений.
Образование в разных социально-политических условиях выступает фактором стабилизации между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.
Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества. Социальная функция образования с одной стороны характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, с другой – закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.
Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации – система воспитания.
В разных цивилизациях сегодня сложились свои культурно-образовательные традиции.
В Европейской цивилизации рациональная логика обучения в школе и вузе.
В Азиатской цивилизации – конфуцианство сформировалось в качестве методологии образования и воспитания человека.
Конфуцианство – принципы «Жень» (человечность, гуманность) и «Ли» (правила и нормы поведения человека) – почитание родителей и старших, покорность правительству. Т.Е. надо знать своё место в обществе и действовать согласно общественному положению (Конфуций, 551-479 д.н.э.).
На Руси — воспитание миром. Для воспитания человека часто использовано общественное мнение.
2. Образование – механизм формирования общественной и духовной жизни человека. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют социально-культурную деятельность человека определённой эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе.
Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека.
В системе образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. Смысл образования – не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.
5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций. Специфика населения отдельных регионов обуславливает характер педагогических задач.
6. Образование является социальным институтом передачи и воплощения базовых культурных ценностей и целей развития общества.
Образовательные системы – социальные институты, которые целенаправленно готовят молодое поколение к самостоятельной жизни в обществе.
При постановке целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, 1970–1980 гг. – задача подготовки творчески развитой личности в духе коммунистических идей, 1980-1990 гг. – подготовка предприимчивого и коммуникабельного человека и т.д.
Философско-методологические основы образования
Методологические основы предполагают рассмотрение методологических проблем, т. е. как с точки зрения методики следует действовать, чтобы получить желаемые результаты в теории и практике образования. Но прежде чем ответить на вопрос как организовать образовательный процесс, необходимо знать его сущность и специфику.
Знание же о сущем предполагает всестороннее, системное междисциплинарное изучение явлений и объектов педагогической действительности, вычленение наиболее общих, инвариантных параметров и характеристик, отражающих особенности рассматриваемых явлений и процессов.
В последние годы всё большее внимание уделяется развитию философии образования – интегративной, междисциплинарной области научных знаний, дающей целостное представление о сущности и характере наиболее общих образовательных проблем. Можно предположить, что и сфера профессионального образования рано или поздно войдёт в зону философско-образовательного обоснования. Первым шагом на этом пути может стать синтез уже накопленных знаний о сущном и должном в системе профессионального образования, то есть целенаправленное формирование философско-методологического знания.
Профессиональная педагогика должна рассматриваться как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона , не сводящаяся только к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной конкретной профессии или специальности. Идеи, методы и подходы, разработанные в профессиональной педагогике, могут и должны «пронизывать», по существу, все ступени, все звенья единой образовательной системы, или, как сейчас принято говорить, — единой системы непрерывного образования.
Эта особенность профессиональной педагогики обусловлена самим характером восхождения каждого человека по «лестнице» становления его личности . Такую «лестницу» можно представить в виде последовательного движения человека ко всё более высоким достижениям в своём образовательном уровне по следующим ступеням:
— ступень достижения элементарной и функциональной грамотности , когда на минимально необходимом уровне формируются первоначальные знания, навыки и умения, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего более широкого и глубокого образования.;
— ступень достижения общего образования , на которой человек приобретает необходимые знания об окружающем его мире и овладевает наиболее общими способами деятельности (навыками, умениями);
— ступень профессиональной компетентности , связанной с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности;
— ступень овладения широко понимаемой культурой , когда человек не только осознаёт те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать своё личное участие в развитии общества;
— ступень формирования индивидуального менталитета личности – тех устойчивых, глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к непрерывному обогащению собственных ментальных ценностей и способностью к всесторонней самореализации в ментальном духовном пространстве человечества.
Итак, схема восхождения человека к всё более высоким индивидуально-личностным культурно-образовательным приобретениям может быть представлена следующим образом: грамотность (общая и функциональная) – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет.
Модели образования
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации.
В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жёсткими централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.
2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоёв населения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть востребованным другими сферами – впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.
3. Традиционная модель образования (Ж.Мажо, Л.КРО, Д.Равич, Ч.Финн и др.) – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений, навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции).
4. Рационалистичекая модель образования (П.Блум, Р.Ранье, Б.Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая, прежде всего, обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому поколению безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.
В идеологии современной рационалистической модели образования центральное место занимает бихевиористская (от англ. behavior – поведение) концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая определённые знания, умения и навыки, приобретают, таким образом, адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.
5. Феноменологическая модель образования (А.Маслоу, А.Комбс, К.Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нём уже заложено природой.
6. Неинституциональная модель образования (П.Гудман, И.Иллич, Ж.Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Гендерная психология
- Эмоциональное выгорание
- Особенности тактильного восприятия — Психофизиологические основы чувства осязания
- Психология общения
- Этапы и уровни развития личности
- Психологические проблемы спортсменов
- Психологические особенности общения младших школьников
- Диагностика детских страхов
- Действие
- Игротерапия как метод психологической коррекции