Оглавление:
На первом этапе психология была наукой о душе, которая объясняла все непонятные явления в жизни человека. Античные философы-материалисты Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали человеческую душу как разновидность материи, телесную структуру, состоящую из шарообразных, мелких и очень подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал человеческую душу как нечто божественное, отличное от тела. Прежде чем попасть в человеческое тело, душа существует в высшем царстве, где она познает идеи, вечные и неизменные сущности. Попадая в тело, душа вспоминает то, что мы пережили до рождения. Идеалистическая теория Платона, в которой тело и психика рассматривались как две независимые и антагонистические сущности, заложила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в своем трактате «О душе» выделил психологию как особую область знаний и впервые выдвинул идею о неразрывности души и живого тела. Душа, психика, проявляется в различных способностях к деятельности: Воспитание, Ощущение, Действие, Мышление; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичной познавательной способностью человека является Восприятие, которое принимает форму чувственно воспринимаемых объектов без их материи. Эти ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех объектов, которые ранее действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы связаны по трем направлениям: по сходству, по смежности и по контрасту, указав основные типы связей — ассоциации психических явлений.
Второй этап в развитии психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с бурным развитием естественных наук в XVII веке. Способность думать, чувствовать, желать была названа сознанием. Основным методом исследования считалось самонаблюдение человека и описание фактов.
III этап — Психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе — проводить эксперименты и наблюдать то, что можно увидеть непосредственно, а именно поведение, действия и реакции человека. Характер дидактики психологии
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Таким образом, под психологией сегодня понимают науку о психике и законах ее возникновения и развития. Объектом ее изучения является специфический и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ овладения предметом, то есть основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и специфику их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.
Каждый день происходит процесс развития всех сфер жизни человеческого общества: экономической, политической, социальной и духовной. И для их дальнейшего прогресса необходимо, прежде всего, совершенствовать человека, чтобы он мог решать различные глобальные проблемы, возникающие постоянно.
Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, ведь этот процесс одинаково важен как для отдельного человека, так и для развития страны. В наше время недостаточно получить высшее образование или пройти определенные курсы, очень важно уметь применять полученные знания на практике и приложить все усилия для социально-экономического развития.
В настоящее время существует тенденция к изучению различных языков. Если в XVIII веке люди брали уроки французского языка, чтобы иметь возможность выступать в салонах, считаться интеллектуалом и знакомиться с литературой, то сегодня современному человеку практически невозможно обойтись без знания иностранного языка. В настоящее время общение на трех языках считается наилучшим вариантом: Родной язык — английский и китайский. Образованный человек должен прежде всего знать свой родной язык, чтобы быть понятым и иметь возможность без труда донести свои мысли до окружающих. Считается, что каждый человек должен овладеть английским языком, поскольку он является самым легким и простым для изучения среди всех существующих в мире языковых реалий. В каждой школе и колледже проводятся занятия, но не только учителя и репетиторы, но и уроки английского языка онлайн также помогают получить основы. Более того, с помощью электронных курсов можно не только начать изучать язык с нуля, но и продолжить обучение, выбрав подходящий уровень.
Более того, любое развитие направлено на самостоятельное продвижение человека, особенно в творчестве. Именно этот компонент позволяет шире мыслить и глубже воспринимать процессы. Не менее важным здесь является духовное развитие человека, которое также способствует устранению узости мышления и переходу человека на новый уровень совершенства.
Образование необходимо не только для того, чтобы уметь общаться с местными жителями и иностранцами, но и для поддержания престижа собственной страны среди ведущих государств мира.
Только развитие знаний в различных сферах жизни будет способствовать полному прогрессу и модернизации. Кто владеет информацией, тот владеет миром, но чтобы правильно воспринимать и обрабатывать поступающую информацию, человеку необходимо образование.
Общее понятие дидактики, ее предмет и цели
Современная дидактика — это, образно говоря, «теоретическое ядро» педагогики. Главные, вечные вопросы, которые всегда стояли перед педагогикой: «Чему учить?» и «Как учить?». В современном мире, где объем знаний по любому предмету стремительно растет и скорость этого роста также увеличивается, актуальность вопросов «что» и «как» беспрецедентна. С одной стороны, Козьма Прутков не мог быть более неправ: «Невозможно постичь необъятное!». С другой стороны, людям приходится приобретать все больший объем знаний. Именно дидактика призвана найти выход из этой парадоксальной ситуации.
Формально дидактика (от греческого didasko — учить, доказывать, объяснять) определяется как отрасль педагогики, которая занимается научными основами обучения и воспитания. Другое определение дидактики — теория обучения — также характеризует ее как науку о путях и методах целенаправленного процесса приобретения или/и передачи знаний. Важным моментом в этом определении является указание на необходимость организации специальных условий для передачи знаний. Эти условия реализуются в процессе функционирования образовательной системы, элементами которой являются семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие учебные заведения.
Интересно отметить, что сложность и актуальность дидактических проблем, с одной стороны, и низкая степень их теоретической разработанности и практической реализации, с другой, породили еще одно бытовое и несколько курьезное значение термина «дидактика». В повседневной жизни этот термин используется для обозначения стремления неинтеллигентных людей к бессмысленным лекциям и плоскому морализаторству.
Следует отметить, что сам термин образование используется в двух взаимосвязанных значениях: как результат процесса обучения, который выражается в формировании системы знаний, умений и навыков учащихся в различных предметных областях, и как сам процесс обучения, то есть деятельность по приобретению этих знаний, умений и навыков.
Дидактические принципы, то есть принципы теории обучения, определяют содержание, методологию, формы и методы педагогической работы. Правильное применение принципов теории обучения (дидактики) является основным направлением работы учителя при составлении плана урока, при разработке такой структуры обучения, которая стимулирует творческую активность учащихся, заинтересовывает их и тем самым позволяет добиться высоких результатов обучения. Дидактические характеристики в связи с целями и методами учебной работы создают основу для профессионально грамотного, квалифицированного проведения различных форм учебной работы, таких как уроки, семинары, лабораторные или практические работы и т.д.
С другой стороны, практическая реализация дидактических принципов, с учетом содержания конкретного раздела предмета и форм педагогической работы, помогает определить методы, то есть, другими словами, способы и алгоритмы подачи учебного материала. Развитие современных технических средств хранения и обработки информации позволяет реализовать такие методы, как программированное обучение, проблемное обучение, индивидуализированное компьютерное обучение, дистанционное обучение и др. Наконец, дидактические принципы также определяют условия и преимущества использования различных средств обучения, таких как визуально-визуальные, аудиотехнические, компьютерные и т.д.
Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «печать», «знак». Характер человека, то, как он формирует его поведение, его отношения с окружающими, является определенным признаком его личности.
Характер — это индивидуальное сочетание существенных черт личности, которое выражает отношение человека к действительности и проявляется в его поведении, поступках. Характер — это уникальное сочетание психологических качеств, индивидуальных черт личности, именно характер дает основу для суждения о том, хороший человек или нет.
Понятие «характер» является маргинальным, так как оно широко используется не только в психологии, но и в физиологии, педагогике, философии, психиатрии, этике, литературоведении, истории и так далее. В характере проявляется направленность человека и система его отношений к миру и к самому себе. Характер синтезирует не ситуативные, а устойчивые личностные качества, которые отражаются в совершаемых поступках.
Известно, что существует тесная взаимосвязь между поведением человека и его характером. Это проявляется в том, что черты характера человека проявляются в поведении. Человек совершает определенные действия, действия по отношению к окружающему нас миру, и особенно по отношению к людям. Поведение раскрывает особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе и так далее.
Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они освещают, так сказать, его внутреннее содержание, скрытое от глаз окружающих. С другой стороны, каждая черта характера при определенных условиях приводит к определенным поступкам, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная мудрость гласит: «Каков характер, таковы и поступки». Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек может говорить о себе что угодно, но его поступки показывают, каков он на самом деле. Особенно ярко проявляется истинная сущность персонажа в сложных и критических ситуациях, таких как несчастный случай или пожар.
Поведение человека рассматривается и оценивается в первую очередь с точки зрения его взаимоотношений с другими людьми, с отдельными личностями и с обществом в целом. Оценивается не только сам поступок, но и мотивы, побудившие человека поступить именно так, а не иначе. И этот акт оценивается с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни и благополучии и способствует ли он прогрессу общества. Людей следует оценивать в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.
Если вы хотите понять человека, начните с поиска причин его действий, поступков и взглядов. Важно проникнуть в мотивы, которые заставляют людей выбирать определенное поведение, другими словами, выяснить, для чего прилагаются усилия. Только когда мы знаем мотив, внутреннюю мотивацию, мы можем правильно судить о поступках человека, потому что особенности поведения всегда вытекают из реальных отношений человека с действительностью и, прежде всего, с людьми.
Если вы знаете основные черты характера человека, вы можете предсказать его поведение с определенной вероятностью.
Личное развитие и обучение
Развитие человека — это результат сложного, длительного прогрессивного процесса, в ходе которого изменяются биологические, психические и социальные характеристики человека. Эти изменения происходят в процессе формирования личности под влиянием воспитания и образования. Образование оказывает решающее влияние на развитие личности.
Развитие личности зависит от трех факторов: Наследственность, среда и воспитание.
Наследственность — это физические, биологические характеристики человека, предковые особенности его организма. Цвет кожи, цвет глаз, форма волос, тип телосложения и особенности нервной системы и мышления. Мы наследуем дары и таланты человека. Развиваются ли они в процессе развития личности — это другой вопрос. Это зависит от нашего воспитания и условий жизни.
Биология отражается в том, что человек от природы имеет определенные задатки, способности и творческие таланты, которые позволяют ему более интенсивно развиваться в той или иной сфере деятельности: в определенных видах труда, интеллектуальных занятиях, искусстве.
Биологические (например, физические дефекты, дефекты речи, отсутствие внешней харизмы) также иногда могут сильно повлиять на развитие человека: Это делает его замкнутым, раздражительным и т.д.
Однако влияние биологического ни в коем случае нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетены. Психолог К.К. Платонов отмечал, что биологически обусловленная подструктура личности (способность справляться с социальным опытом, диспозиции и т.д.) подчинена ее социально обусловленной подструктуре.
Таким образом, влияние природных талантов и способностей является вторым фактором, влияющим на развитие личности человека.
Однако есть еще один фактор, влияющий на формирование личности, — воспитание. С развитием науки и технической базы производства, с усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает.
В современных условиях уже трудно представить себе человека, участвующего в жизни и продуктивной деятельности без непрерывного и специально осуществляемого образования и воспитания. В то же время без образования человек не может развивать и совершенствовать свои природные задатки, способности и склонности.
Все это приводит к важному для педагогики выводу: образование играет решающую роль в развитии и формировании личности.
Диалектический материализм утверждает, что психика является продуктом развития материи. Его суть — отражение объективной реальности в виде субъективного образа объективного мира. Психологическое отражение происходит в процессе деятельности человека и под влиянием окружающей среды. Психология подходит к изучению психики с позиций диалектики и материалистической эпистемологии, утверждающих закономерность развития единого целостного мира и его познаваемость, а значит, и познаваемость человеческой психики и коллективной психологии.
Эти положения, составляющие общую методологическую основу всех наук, одновременно реализуются в конкретных областях знания в методологических принципах каждой науки. Особыми методологическими принципами психологии являются: Детерминизм, т.е. причинная обусловленность всех психических явлений; единство сознания и деятельности; личностный подход, рассматривающий все психические явления в связи с конкретной личностью — их носителем; ограничение динамики структурой; установление зависимости конкретных психических явлений с функционированием психического механизма.
В психологических исследованиях, в том числе в исследованиях проблем высшего образования, общая и специфическая психологическая методология реализуется посредством личностно-социально-деятельностного подхода, который требует целостного, взаимосвязанного рассмотрения всех аспектов изучаемой образовательной реальности, обязательно с привлечением студента и обучающегося, преподавательского и учебного коллективов и с учетом их взаимодействия.
Ведь, как известно, психика человека обеспечивает взаимодействие с окружающей средой и определяет поведение, соответствующее этой среде. Основой для этого взаимодействия является работа нервной системы, мозга. Это называется высшей нервной деятельностью. Изучение высшей нервной деятельности раскрывает основные законы работы мозга, физиологический механизм психики. Разработанные в физиологии высшей нервной деятельности понятия условного рефлекса, динамического стереотипа, сигнальных систем, адаптации и их механизмов — силы и динамики корковых процессов возбуждения и торможения — имеют первостепенное значение для понимания психологических закономерностей педагогического процесса.
Опираясь на эти понятия и закономерности, психология высшего образования объясняет особенности функционирования психических процессов человека, вовлеченного в образовательный процесс, его развитие как специалиста, будущего профессионала, и на этой основе дает рекомендации по оптимизации работы преподавательского состава вуза. Изучение студентов, преподавателей, всего университетского коллектива психология высшего образования проводит с помощью различных методов. Наиболее важными из них являются наблюдение и эксперимент, каждый из которых выступает в различных формах. Кроме того, существуют некоторые дополнительные методы и инструменты для изучения психологических аспектов образовательного процесса.
Метод наблюдения — это целенаправленное восприятие, фиксация и накопление фактов о психологических особенностях процесса формирования личности человека, а также фактов и различных педагогических ситуаций в ходе образовательного процесса. Рассмотренный метод включает в себя:
Во-первых, объективное внешнее наблюдение за действиями и поступками студентов, преподавателей, слушателей в различных учебных ситуациях. В результате наблюдения за динамикой поведения человека раскрывается содержание его духовного развития. Дело в том, что правильно понятое действие, поступок в процессе обучения помогает проникнуть в духовный мир ученика. Например, по качеству, своевременности выполнения письменных работ преподаватель может судить об отношении человека к учебе, его эрудиции, способностях. И наоборот, зная намерения, интересы преподавателя, легче предсказать продуктивность его работы;
Во-вторых, в процессе наблюдения используется отчет студента о своих решениях, оценках, опыте. Отчет исследуемого лица, или, как его называют в психологии, самоотчет, является важным средством изучения индивидуальных характеристик студента. Невозможно достаточно точно и всесторонне судить о людях только на основании их внешнего поведения. Эти данные должны быть дополнены информацией о мотивах, интересах, переживаниях, которые определяют и сопровождают действия и поступки человека;
В-третьих, косвенное наблюдение. В этом случае можно составить представление об интересующем студенте со слов тех, кто вместе с ним участвует в педагогическом процессе и выполняет различные задания, а также других преподавателей и сотрудников университета.
Наблюдение за поведением, действиями и поступками ученика является основным методом изучения его индивидуальных качеств, его внутренней природы. Наблюдая за студентом в различных видах учебной работы, при выполнении различных заданий и обязанностей, в дружеском кругу, можно изучить его характер, узнать направленность, склонности, мотивы и так далее.
Методологические и методические основы педагогики высшей школы
Педагогика — одна из самых важных и актуальных наук, раскрывающих сущность и законы процесса формирования и развития человека. Это связано с тем, что эта наука чрезвычайно сложна, поскольку человек — высшее достижение природы, ее венец, а во-вторых, эта наука очень противоречива и неоднозначна. Каждый имеет свое мнение об образовании и может опровергнуть практически любое утверждение, приведя «противоположные» примеры, причем по-своему, и, в-третьих, это наука без границ. Несмотря на богатый педагогический опыт прошлого и настоящего, необходимость изучения и осмысления проблем воспитания и обучения сохраняется.
Из истории известно, что педагогика берет свое название от греческих слов «rbydpt» (paidos) — ребенок и «bgp» (ago) — руководитель, что буквально означает «paidagogos» «воспитание детей». В Древней Греции педагог — это раб, который сопровождал детей своего хозяина в школу, где преподавал другой раб, ученый.
Постепенно слово «педагогика» стало использоваться в более общем смысле для обозначения искусства «вести» ребенка по жизни, то есть воспитывать и обучать его, направлять его умственное и физическое развитие. Со временем накопление знаний привело к появлению специальной науки о воспитании детей. Теория отошла от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения и подчеркнула наиболее существенные связи.
Педагогика прошла долгий путь в своем развитии. Как только образование начало формироваться как самостоятельная социальная функция, люди стали задумываться об обобщении опыта образовательной деятельности. В одном из древнеегипетских папирусов мы находим следующее высказывание: «Уши мальчика находятся на спине, он слышит, когда его бьют». Это уже была своеобразная педагогическая идея, определенный подход к образованию. В трудах древнегреческих философов — Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), Гераклита (520-460 гг. до н.э.), Демокрита (470-начало IV века н.э.)), Платона (428/27-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Эпикура (341-270 гг. до н.э.) и других было много глубоких мыслей о воспитании.
Надо сказать, что многие образовательные понятия и термины берут свое начало в Древней Греции, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — гимнастический зал) — общественная школа физического развития, а позднее просто средняя школа.
Прародителем педагогики в Древней Греции считается Сократ, который наставлял своих учеников на диалог, полемику и логическое мышление. Он побуждал их последовательно развивать спорные позиции и приводил к тому, что они видели абсурдность этого первоначального утверждения, а затем подталкивал собеседника на правильный путь и подводил его к выводам. Этот метод поиска знаний и истины был назван сократовским методом. Главное в сократовском методе — это система вопросно-ответного обучения, суть которого заключается в овладении логическим мышлением.
Платон, ученик Сократа, основал свою собственную школу, Платоновскую академию (слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого было названо место под Афинами, где находилась школа). Педагогическая теория Платона выражала следующую идею: Удовольствие и знания — единое целое, поэтому знания должны приносить удовольствие, а само слово «школа» в переводе с латыни означает «досуг», а досуг всегда связан с чем-то приятным, поэтому важно сделать процесс познания приятным и полезным во всех отношениях.
Образовательные идеи Платона были реализованы и развиты его учеником, знаменитым философом Аристотелем. Он создал свою собственную школу, Лицей, так называемую перипатетическую школу (от греческого слова «перипатео» — ходить). У него была привычка во время лекций ходить с аудиторией по Лицею. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. Его школа в основном занималась вопросами общей культуры человека. Аристотель внес много новых педагогических идей: он ввел периодизацию возраста, рассматривал образование как средство укрепления государства. Наибольшее значение он придавал общественному, государственному образованию, считая, что любая форма государственности требует соответствующего образования граждан. При этом он утверждал целесообразность равного («однородного», «одинакового») образования свободного населения в идеальном государстве. Он рассматривал семейное и общественное воспитание как части единого целого. Он сформулировал принцип воспитания — принцип естественности, любви к природе.
Аристотель уделял большое внимание нравственному воспитанию, считая, что «привычка использовать дурной язык тем или иным образом развивает склонность к совершению проступков». В целом он рассматривал образование как единство физических, нравственных и умственных процессов, и, по его мнению, «физическое воспитание должно предшествовать умственному». Иной подход к образованию был разработан в Спарте, где упор делался на физическое воспитание.
Было предложено, чтобы воспитание школьника начиналось с «заботы о теле», а затем с «заботы о разуме», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию разума». Гимнастика должна подготовить организм ребенка к сложному процессу обучения. Хотя Аристотель придавал особое значение гимнастике для воспитания, он решительно осуждал спартанскую традицию тяжелых и жестоких физических упражнений, с помощью которых дети превращались в «диких зверей». Гимнастика должна формировать «прекрасное, а не дикое животное», писал Аристотель. Особая роль в воспитании прекрасного отводилась музыке.
Аристотель оказал огромное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями на протяжении многих веков.
В Средние века проблемы образования разрабатывались философами и теологами, чьи образовательные идеи имели религиозный оттенок и были пропитаны догмами церкви. В эпоху феодализма класс светских феодалов играл главенствующую роль, а религия и церковь занимали доминирующее положение в интеллектуальной жизни общества, поэтому образование было преимущественно теологическим. Однако образование детей разных сословий отличалось по содержанию и характеру в зависимости от их положения в феодальной иерархии.
Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское образование. Программа сводилась к освоению «семи рыцарских добродетелей»: умению ездить верхом, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, писать стихи и петь в честь повелителя и «дамы сердца». Как мы видим, овладение чтением и письмом не входило в систему образования рыцаря. Недаром в некоторых средневековых документах можно было прочитать: «За неграмотного человека, в силу своего рыцарского звания, монах подписался так-то и так-то». В Средние века даже многие короли были неграмотными. Однако позже жизнь потребовала, чтобы даже светские феодалы получили определенное общее образование, чтобы они могли занимать ведущие государственные и церковные должности.
В средние века от старой идеи всестороннего развития личности отказались. В соответствии с господствующей идеологией того времени, проповедь религиозного аскетизма, умерщвление плоти и духовное порабощение человека как средство поддержания религиозного благочестия вышли на передний план в образовании.
В эпоху Возрождения (15-16 века) идея всестороннего развития личности была вновь взята на вооружение в качестве цели образования. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтавшие о создании нового общества, подняли вопрос о необходимости всестороннего развития личности, которое они связывали с воссоединением образования с производительным трудом.
Педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XVI-XVII века), когда феодализм распался и начало развиваться буржуазное общество. Педагогические работы появились в рамках философии, теологии, художественной литературы.
Выдающиеся деятели этой эпохи итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1492-1540), голландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533-1592) и другие выдвинули много оригинальных и, для своего времени, прогрессивных педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и зубрежку и выступали за гуманный подход к детям, освобождающий личность от оков феодального гнета и религиозного аскетизма.
Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 году опубликовал трактат «О достоинстве и приумножении наук». В ней он попытался классифицировать науки и назвал педагогику отдельной отраслью научного знания, которую следует понимать как «руководство к чтению». В том же веке статус педагогики как самостоятельной науки был подтвержден трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), теоретические идеи которого известны и признаны во всем мире. Его по праву можно назвать отцом современной педагогики, так как он одним из первых попытался найти объективные законы воспитания и образования и привести их в систему, чтобы решить проблемы, на которые не могла ответить прежняя педагогика. «Великая дидактика» — его величайший педагогический труд, уникальный сплав педагогических идей того времени. Трактат охватывает не только преподавание, но и воспитание (умственное, физическое, эстетическое), школьную науку, педагогическую психологию, семейное воспитание. «Великая дидактика» — это своего рода сплав педагогических идей того времени. Но трактат ни в коем случае не является компиляцией. Коменский вводит в педагогику новые идеи и радикально пересматривает старые.
Современность
Из его дидактики вышло многое в современной педагогике: школа, всеобщее образование (без различия наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, предпочтение родного языка иностранным, способ и порядок школьного обучения, значение физических упражнений, обязательность музыки среди школьных предметов, чередование обучения и отдыха, сад или площадка в школе и ряд других практических вещей — всем этим человечество обязано ему.
Метод обучения, который предложил Коменский, в отличие от схоластической школы, должен не отвращать детей от уроков, а пробуждать в них радость, делать приобретение знаний приятным занятием, позволяющим продвигаться к вершинам науки без скуки, без криков и ударов, как бы играя и шутя (он предлагал развивающие игры, развивающие спектакли, написал книги «Школьный театр», «Школьная игра»). Школа, по словам Коменского, — это дом радости.
Его дидактика построена на принципе целесообразности и естественности. «Никакого насилия над людьми!» — был его девизом. Он утверждал, что «академические занятия будут продвигаться легко и успешно, если каждый посвятит себя тому роду занятий, к которому, как можно заключить из достоверных данных, он предназначен от природы». Ведь по природным дарованиям один — музыкант, поэт, оратор, физик и т.д., а другие более склонны к теологии, медицине, юриспруденции».
Коменский выдвинул идею непрерывности образования «учить через всю жизнь», разработал систему дошкольного и школьного образования, заявил, что в каждом государстве должны быть академии — средние школы для молодежи от 18 до 24 лет, а также «школы зрелости». Говоря о нравственном воспитании, он написал: «Мы должны обеспечить, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть ложных учеников, которые, подавая другим пагубный пример праздности и роскоши, растрачивают имущество своих отцов и губят их годы. В конце концов, слово «студент» переводится с латыни как «тот, кто усердно занимается».
С целью улучшения образования Коменский первым ввел принцип наглядного обучения и опубликовал иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофильскую школу (уроки физики, механики, природоведения, биологии и школьный сад). Коменский считал, что «все, что связано, должно преподаваться одновременно, параллельно» (сравните с современной идеей междисциплинарных связей).
За Коменским в истории западноевропейской педагогики последовали такие важные фигуры, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Германии.
В своих «Мыслях о воспитании» Джон Локк, отрицавший врожденные качества детей, уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Он отрицал наличие врожденных качеств у детей и сравнивал ребенка с «чистой доской» (tabula rasa), на которой можно написать все, что угодно, указывая на великую силу образования. Жан-Жак Руссо, напротив, имел в виду естественное совершенство детей. По его словам, образование не должно мешать развитию этого совершенства и поэтому должно предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало развитию теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогике, согласно которым воспитание должно следовать только интересам и желаниям детей и способствовать их развитию.
Жан-Жак Руссо изложил свои взгляды на образование в книге «Эмиль» или «О воспитании». Руссо критиковал книжный характер воспитания, оторванный от жизни, предлагал учить тому, что интересно ребенку, чтобы сам ребенок был активен в процессе своего воспитания и формирования, надо доверить ребенку самовоспитание. Ж. Руссо был сторонником развития самостоятельного мышления у детей, настаивал на совершенствовании обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребенка, особое значение он придавал трудовому воспитанию.
Он сформулировал некоторые из наиболее важных педагогических принципов:
- содержание и методы обучения должны способствовать развитию самоопределения и активности обучающегося. «В процессе обучения ученик всегда должен быть поставлен в положение исследователя, который сам претендует на открытие научных истин. Пусть он, — писал Руссо, — приходит к знаниям не через вас, а через себя; пусть он не заучивает науку наизусть, а изобретает ее сам.
- знания нужно получать не из книг, а из жизни. Книжный способ обучения, отрыв от жизни, от практики — неприемлем и разрушителен.
- Нужно не учить всех одному и тому же, а учить тому, что интересно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям; тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
- необходимо развивать у студента наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Джон Локк в своей теории образования считал, что если ученик не может получить необходимые идеи и впечатления в обществе, то необходимо изменить социальные условия. Необходимо развивать физически сильного и психически цельного человека, который будет приобретать знания, полезные для общества. Локк утверждал, что добро — это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдания. А моральное добро — это добровольное подчинение человеческой воли законам общества и природы, которые содержатся в божественной воле — истинной основе нравственности. Гармония между личными и общественными интересами достигается через благоразумное и благочестивое поведение.
Идеи Руссо и Локка получили дальнейшее развитие и были реализованы в трудах швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Он утверждал, что целью образования является формирование человека, гармоничное развитие всех человеческих сил и способностей. В истории мирового образования он известен как один из великих и благородных фанатиков воспитания угнетенных и раненых. Песталоцци был убежден, что образование должно быть близко к природе, оно должно развивать внутренние, умственные и физические силы человеческой природы в соответствии с ее характерным стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он был одним из основателей дидактики начального образования. Его теория начального образования включает в себя духовное, нравственное, физическое и ручное воспитание, которые тесно взаимосвязаны и работают вместе таким образом, что результатом является гармонично развитое человеческое существо.
K. Д. Ушинский назвал свою идею развивающего образования великим открытием. Песталоцци разработал метод обучения детей счету, измерению и речи, а также расширил границы обучения, включив в него геометрию, географию, рисование, пение и гимнастику.
В своей работе «Лингард и Гертруда» Генрих Песталоцци развивал идею гуманного воспитания, доброго отношения к детям, воспитания сочувствия и сострадания к людям как основы их нравственного развития. В своей практической педагогической деятельности Песталоцци пытался сочетать обучение и воспитание детей с организацией их собственного труда, он использовал воспитательную роль детского сообщества, позже названного комитетами по образованию, для нравственного воспитания детей.
Педагогические принципы Г. Песталоцци:
- Все обучение должно основываться на наблюдении и опыте и только потом приводить к выводам и обобщениям.
- процесс обучения должен быть структурирован путем последовательного перехода от одной части к целому.
- основой обучения является визуализация. Без использования визуализации невозможно добиться правильных идей, развития мышления и языка.
- необходимо бороться с вербализмом, «словесными рассуждениями образования, способными лишь формировать пустых болтунов».
- обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности человека, мышление.
Иоганн Гербарт сыграл выдающуюся роль в развитии педагогических основ образования, хотя некоторые его идеи носили консервативный характер. С этой точки зрения он считал необходимым подавлять «дикое разгулье» детей не только с помощью телесных наказаний, но и путем постоянного наблюдения за их поведением и занесения их проступков в специальный журнал — конвой.
Немецкий педагог Адольф Дистервег развивал педагогическую теорию с прогрессивно-демократических позиций. Особенно полезны его идеи об активизации учебной деятельности студентов, усвоении их самодеятельности.
Он был последователем Песталоцци и считал основными педагогическими принципами природу, культуру и самодеятельность.
Под естественной целесообразностью он подразумевал стимулирование врожденных способностей ребенка в соответствии с его стремлениями к развитию. Он выдвинул принцип культурной адекватности, который означал, что образование должно быть согласовано не только с природой ребенка, но и с культурным уровнем времени и страны. Дистервег рассматривал самодеятельность как решающий фактор, определяющий личность человека, его поведение в целом.
Идеи воспитания активно развивались в русской педагогике. Следует отметить, что в России школы существуют с древних времен. Сохранилась информация об открытии в Новгороде в 1030 году школы на 300 детей.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Свойства мышления
- Онр: основные характеристики — Общая характеристика детей с онр. Уровни и периодизация
- Психологические новообразования дошкольного возраста
- Стратегии взаимодействия в общении
- Методики исследования памяти
- Социально-психологический климат в организации
- Понятие кризиса новорожденности в психологии
- Виды нарушения сознания
- Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности — Концепция стрессоустойчивости
- Психологические особенности одаренных детей