Оглавление:
Проблема свободы беспокоила мыслителей на протяжении всей истории цивилизации, многие из ее толкований и концепций создавались величайшими умами. С развитием социальной, экономической и политической систем, век за веком человек обретал все больше свободы, сначала палаточная система, в которой зависимость была закреплена законом, затем экономическая зависимость одного класса от другого постепенно исчезала. И сейчас, в наш свободный век, мы вступили в эпоху психологической зависимости. В наш век, когда свобода признается одной из высших ценностей, человек начинает от нее убегать; он готов отдать свою свободу в руки других, он хочет от нее избавиться. Проблема отказа от свободы рассматривается в книге Фромма «Бегство от свободы».
Философия Свободы Фромма
В первой главе книги Эрих Фромм поднимает вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой. Изучая фашистские режимы и отмечая, что «в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с тем же рвением, с которым они боролись за нее», Фромм делает вывод о том, что «когда свобода подвергается нападению во имя антифашизма, угроза не меньше, чем когда атакует сам фашизм», ссылаясь на диктатуру итальянского или немецкого типа. Более того, для эффективной борьбы с фашизмом необходимо понять его природу, а борьба без понимания недостаточна и бесполезна. Развивая эту мысль, Фромм отмечает, что в то время, когда к власти пришел фашизм, люди не были готовы — ни практически, ни теоретически. Среди тех, кто «осмелился нарушить самодовольный оптимизм XIX века», автор называет Ницше, Маркса и Фрейда.
Затем Фромм представляет концепцию адаптации. Статическая адаптация — это возникновение новых привычек, в то время как характер человека остается неизменным. Фромм объясняет динамическую адаптацию на примере подчинения ребенка строгому отцу. Подавленная враждебность, которая может развиваться по отношению к отцу, становится динамическим фактором характера. Это может усилить страх ребенка перед отцом и тем самым привести к еще большей покорности; это может вызвать непредвиденное восстание против жизни в целом. Фромм далее определяет невроз как пример динамической адаптации к условиям, которые являются иррациональными для человека. Однако обратное обычно ложно: «…социально-психологические феномены, которые происходят в целых социальных группах и сопоставимы с невротическими, например, наличие выраженных деструктивных или садистских импульсов, иллюстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям, которые являются иррациональными и вредными для взрослых.
Кроме того, Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей приспосабливаться практически ко всем условиям жизни и где лежат границы этой приспосабливаемости. Отвечая на этот вопрос, он различает приобретенные потребности (не присущие человеку с самого начала) и физиологические потребности (обусловленные человеческой природой). Чтобы удовлетворить потребности, человек должен работать, но условия его работы определяются обществом, в котором он родился. Оба фактора — потребность в жизни и социальная система — не могут быть изменены индивидом и определяют развитие его характеристик, обладающих большей пластичностью. Помимо физиологических потребностей, существует потребность в связи с внешним миром, которая не связана с физическим контактом, неудовлетворенность которым (моральная изоляция) приводит к развитию психологических расстройств.
По мнению Фромма, есть еще одна причина, по которой принадлежность к обществу является необходимой: субъективное самопознание. Способность мыслить позволяет человеку распознать себя как индивидуальное существо; осознавая свою отдельность, неизбежность болезни и старости, он не может не чувствовать своей ничтожности по сравнению с окружающим миром. Когда человек не может отождествлять себя с любой системой, которая направляет его жизнь и придает ей смысл, он перегружен сомнениями, которые в конечном итоге парализуют его способность действовать, то есть жить.
Основные идеи социальной психологии Фромма заключаются в том, что:
- Индивид является продуктом исторической эволюции в синтезе с врожденными законами, но ни один из них не изолирует другой;
- Индивид имеет физиологические потребности и избегает нравственного одиночества;
- В процессе динамической адаптации индивид развивает набор стимулов, мотивирующих его чувства и действия;
- Желание удовлетворить эти новые потребности становится силой, влияющей на процесс социального развития.
Основная идея книги, которую Фромм закладывает в основу своих исследований, заключается в следующем: «Человек вырастает из изначального единства с природой и с другими людьми, человек становится «личностью» — и чем дальше этот процесс идет, тем более категоричной становится альтернатива, с которой сталкивается человек». Он должен уметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творчества, или же он должен найти в себе силы через такие связи с этим миром, которые разрушат его природу и индивидуальность.
Психология свободы
Во второй главе Фромм обсуждает концепцию, которая необходима для анализа вопроса о том, что означает свобода для современного человека. Эта концепция представляет собой утверждение о том, что свобода определяет существование человека как таковое, при этом концепция свободы развивается в той степени, в какой человек осознает себя как самостоятельное и отдельное существо. Фромм называет связи, существующие между индивидом и внешним миром до того, как процесс индивидуализации приведет к полному отделению индивида от первичных связей, и противопоставляет их тем новым связям, которые возникают после освобождения от первичных связей. В качестве примера он приводит ребенка, который в первые годы жизни привязан к матери, привязанность первобытного человека к племени, а средневекового — к церкви и классу, к которому он принадлежит.
Освобождение от первичных привязанностей сопровождается процессом осознания индивидуальности ребенка и появлением ряда разочарований, которые еще больше ускоряют переход. Для иллюстрации этого эффекта Фромм приводит выдержку из романа Р. Хьюза «Сильный ветер на Ямайке». Помимо замены одной привязанности другой, у ребенка, по словам Фромма, по мере его взросления развивается стремление к свободе и независимости. Чтобы прояснить природу этого стремления, автор рассматривает два аспекта процесса растущей индивидуализации: развитие и интеграцию физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер — развитие личности, которое в первую очередь обусловлено социальными условиями. Вторым аспектом является растущее одиночество, которое сопровождает освобождение от первичных связей, которые ранее обеспечивали фундаментальное единство с внешним миром и ощущение полной безопасности. Возникающее стремление преодолеть чувство одиночества обычно приводит к формированию новых, отличных от первичных, связей: спонтанных связей с людьми и природой. Однако существует опасное отклонение, которое заключается в том, что человек, активно не желая формировать новые связи, пытается вернуться к прежним, а так как это физически невозможно, то эта подчиненность приводит к развитию в ребенке враждебности и бунтарства, направленного против народа, от которого он продолжает зависеть.
По мнению Фромма, разрыв между процессом индивидуализации, который является автоматическим, и процессом развития личности, который сдерживается рядом психосоциальных причин, приводит к сильному чувству изолированности, которое запускает психологические механизмы, которые автор называет механизмами побега. Далее, сравнивая степень инстинктивного развития у животных и человека, Фромм приходит к выводу, что существование и свобода человека неотделимы от начала, понимая свободу как отрицательную свободу от инстинктивной предопределенности действий. Отношения между человеком и свободой хорошо отражены в библейском мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного порядка действительно является актом свободы — первым в истории человеческим актом. Таким образом, акт свободы (непослушания) напрямую связан с началом человеческой мысли. По мнению Фромма, процесс развития свободы носит диалектический характер: с одной стороны, это развитие человека, с другой стороны, это усиление изоляции, что приводит к усилению чувства беспомощности.
Вывод, который Фромм делает из третьей главы, выглядит следующим образом. Социальный процесс, определяющий образ жизни (отношение к людям и к труду), формирует характер индивида, который, в свою очередь, влияет на процесс социального развития; новый характер возникает и развивается в ответ на угрозу новых экономических сил и сам становится производительной силой, способствующей развитию нового экономического порядка.
Жизнь Фромма
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в православной еврейской семье. Его мать и отец происходили из потомственных раввинских семей, и хотя его отец занимался торговлей и бизнесом, семейный порядок был очень традиционным. Фромм получил начальное образование в национальной еврейской школе, после чего поступил в Гейдельбергский университет, где много времени уделял изучению философии, социологии и психологии.
Его интерес к психологической науке определил дальнейшую судьбу Фромма. В начале века самым сильным и известным психологическим течением в Европе вообще и в Германии в частности был психоанализ. Фромм окончил Берлинский психоаналитический институт, где познакомился со многими выдающимися психоаналитиками своего времени, а затем открыл частную практику, которой руководил до старости.
Однако социальная ситуация в Германии продолжала обостряться, и после прихода к власти А. Гитлера в 1933 году Фромм уехал из дома и отправился сначала в Женеву, а затем в Соединенные Штаты, где продолжил как практику, так и преподавание в различных университетах.
Что касается его политических взглядов, то Фромм склонился к социализму и вступил в Социалистическую партию США в 1960 году, но не стал заниматься активной политической карьерой. Был наблюдателем на разоруженческой конференции в Москве в 1962 году.
В 1968 году здоровье Фромма ухудшилось, у него случился первый сердечный приступ, он прекратил психоаналитическую работу, но продолжал активно творить и писать, пересматривая накопленный богатый материал. Фромм умер в Швейцарии в 1980 году.
Фромм является одним из авторов многих книг по психологии, которые остаются чрезвычайно популярными не только в профессиональных кругах, но и среди широкой общественности.
Некоторые из его самых известных работ:
- «Бегство от свободы»;
- «Искусство любви»;
- «Иметь или быть»;
- «Здоровое общество»;
- «Мужчина и женщина» и т. д.
Побег от свободы: Ключевые идеи
Хотя Фромм принадлежит к числу психоаналитиков, его нельзя назвать последовательным последователем Фрейда и его теории. Еще в студенческие годы Фромм отмечает, что в то время как Фрейд пытается построить психоанализ на модели естественной, строгой науки, максимально приближенной к медицине, при препарировании анатомии человеческой психики он полностью отказывается анализировать человеческие, социальные явления в должном смысле этого слова и строить модели и идеалы, особенно в области этики.
Фромм во многом отдает дань марксистским представлениям о влиянии социального бытия на формирование личности, о роли общества в формировании его психологических структур, установок и мировоззрений. При этом Фромм не пытается отрицать одну из систем, чтобы угодить другой, а пытается их синтезировать, обеспечить такое понимание взаимосвязи между индивидом и обществом, которое не изображает индивида полностью противоположным обществом, постоянно борясь между давлением общества и его собственными желаниями, с одной стороны, и сохранением его собственной идентичности, автономии от общества и его определяющего влияния, как субъекта, действующего как индивида, определяющего свою судьбу.
Фромм раскрывает эту идею в своей книге «Бегство от свободы» как пример того, как меняется мировоззрение человека в ходе трансформации социальной реальности от феодализма средневековья к демократии капиталистического общества, и как человек, получив, казалось бы, безграничную свободу, сам отказывается от нее, порождая тем самым тоталитарные общества, подобные тем, что существуют в нацистской Германии. Следует отметить, что книга была опубликована в 1941 году, а сам Фромм был живым свидетелем социальных процессов, обеспечивших политическую победу нацизма в Германии.
Концепция свободы в капиталистическом обществе
Рассматривая феномен свободы, Фромм выделяет в нем два аспекта:
- Свобода от,
- Свобода для.
Человек, как живое существо и социальное животное, постоянно подвергается давлению внешних условий. В течение длительного времени наиболее существенными были навязанные природой ограничения продуктивности сельского хозяйства, которые порождали постоянную угрозу голода и различных болезней и эпидемий. Человек древнего средневекового мира, эпохи Возрождения постоянно находился под давлением природы и не имел достаточно сил и ресурсов, чтобы уверенно смотреть на следующий день и находился в борьбе за выживание. Развитие науки и техники освободило человека от этих ограничений и создало общество с изобилием товаров и материальных благ, с развитой медициной, образованием, коммуникацией и т.п.
Другой вид ограничений — социальные в виде классовой системы социальной организации, политического и правового неравенства, которые были преодолены и в ходе революционно-демократических преобразований.
Однако, освободившись от внешнего угнетения, человек оказался лицом к лицу с самим собой. Он оказался один, изолированный, оставленный в одиночестве. Никто — ни феодал, ни Бог — уже не мог решать за него, что правильно, а что неправильно, где ему место и что он должен делать. В этой ситуации, из-за страха, неуверенности в себе и невежества, многие люди характеризуются желанием избавиться от их избыточной свободы и передать ответственность могущественной фигуре, такой как лидер или диктатор, который будет принимать решение за них. Этот бегство от свободы проложило путь к тоталитаризму.
Альтернативой является свобода. Свобода для — это творческая, личная свобода, направленная на осознание собственных безграничных возможностей для достижения своих целей, для развития своего личного потенциала.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Гностицизм
- Предтечи экзистенциализма
- Уильям Оккам и его философия
- Гуманизм возрождения, его особенности
- Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени
- Бытие как совокупная реальность, единство форм и способов существования мира
- Познание
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Философско-религиозная антропология
- Русский духовный ренессанс