Оглавление:
В XX веке появилась экзистенциальная философия или экзистенциализм (от позднего латинского слова exixtentia — существование), который по своей направленности является антропологическим. Его центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. Это была одна из наиболее распространенных и влиятельных социальных концепций. Процесс его возникновения и формирования длился несколько десятилетий. Это было в 20-х и 50-х годах двадцатого века.
Теоретические истоки экзистенциализма достаточно обширны и восходят к XIX веку: религиозно-мистическая доктрина датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуиция французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции.
Позиция выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955) также была близка экзистенциализму. В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, представленная за рубежом К. Ясперсом, Х. Марселем, М. Бубером (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая — М. Хайдеггером. Джей-Пи Сартр и А. Камю. Эти две ветви отличаются друг от друга по нескольким позициям. В то же время экзистенциализм как современное западное философское движение имеет ряд основных общих черт.
Философия экзистенциализма оперирует существованием, или человеческим существованием, как базовым понятием. Основными характеристиками или способами этого существования являются беспокойство, совесть, тревога, отчаяние, неуверенность в себе, одиночество и т. д. Человек осознает, что он находится не в обычной, повседневной ситуации, а в конкретных пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, с прозрением, он чувствует свою ответственность за все, что происходит в мире вокруг него. Согласно экзистенциализму, задача философии состоит не столько в том, чтобы иметь дело с науками в их классическом рационалистическом проявлении, сколько с вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек брошен против своей воли в этот мир, своей судьбы и живет в мире, чуждом ему.
Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые продолжают волновать людей: «Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков его или ее путь в жизни? Согласно экзистенциализму, задача философии состоит не столько в том, чтобы иметь дело с науками в их классическом рационалистическом виде, сколько с вопросами индивидуально-человеческого бытия.
Экзистенциализм возникает в 20 веке, в период всеобщих волнений и войн (в Германии — во время Первой мировой войны, во Франции — во время Второй мировой войны), и отражает ощущение, что человек стоит между жизнью и смертью, между бытием и небытием.
Если говорить об истории возникновения экзистенциализма, о философских идеях и размышлениях, лежащих в основе экзистенциализма, то можно сказать, что Сократа можно считать первым представителем этой современной и философской антропологии. Он сделал поворот в развитии философии, поставив в первый раз человек, его сущность и внутренние противоречия его души в центре своего философствования. Благодаря этому знание перешло от философских сомнений «Я знаю, что ничего не знаю» к рождению истины через самопознание. Сократ возвел знаменитый изречение дельфийского оракула «Познай себя!» на философский принцип.
Философы-экзистенциалисты
Философы часто прибегали к изложению своих идей в литературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя они не были незнакомы с определенной философской методологией — например, все они в той или иной степени опирались на феноменологию Э. Гуссерля.
Экзистенциализм обижается на наиболее типичные формы радикального разочарования в истории, которые приводят к интерпретации современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса человечества. Но экзистенциализм не является защитником и оправдателем этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции индивидуума в этом кризисе. Экзистенциалисты считали, что катастрофические события новейшей истории выявили нестабильность, хрупкость не только индивидуального, но и всего человеческого существования. Для того чтобы существовать в этом мире, человек должен сначала познакомиться со своим внутренним миром и оценить свои возможности и способности.
Главным объектом философской рефлексии в экзистенциализме является индивидуальное бытие, смысл, знание, ценности, которые составляют «мир жизни» индивида. Жизненный мир — это не фрагмент материального мира, а мир духовности, субъективности. Одним из основных установок экзистенциализма является противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальное разделение этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никаким существом: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью. Важно только его существование. Основной подход экзистенциализма заключается в том, что существование предшествует бытие, т.е. человек существует первым, появляется в мире, действует в нем, и только после этого определяется как личность. Согласно экзистенциализму, человек — это временное и конечное существо, которому суждено умереть. Понятие смерти как самоочевидный, абсолютный предел всех человеческих устремлений занимает в экзистенциализме то же место, что и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку потусторонней перспективы.
Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей земной жизни, а потому ценят все, что напоминает человеку о тщеславии его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистской доктрине «пограничных ситуаций» — экстремальных жизненных обстоятельств, в которых постоянно находится человеческая личность. И самая важная «пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом смерти, «небытия», «бытия или небытия» в светском варианте экзистенциализма или перед лицом мира трансцендентности — Бога — в религиозном варианте экзистенциализма.
Концепция, проблемы и представители экзистенциализма
Экзистенциализм, или философия существования, является одним из самых популярных и влиятельных течений современной социальной мысли. Экзистенциализм возник в первой половине XX века и во многом отражает этот период. Это, по сути, объясняет трагическую интонацию и общий пессимистический тон большинства постулатов экзистенциалистской философии.
Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни, его судьба в мире — очень близки каждому человеку, который размышляет о своем существе. Именно по этой причине экзистенциализм так популярен до сегодняшнего дня .
На возникновение современной экзистенциальной философии сильное влияние оказали предыдущие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М. Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М. Шелера.
Идеи экзистенциализма отстаивали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии это были Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, во Франции — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, а в России — Лев Шестов и Николай Бердяев.
Обычно различают религиозные (К. Ясперс, Х. Марсель, А. Бердяев и др.) и атеистические (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализмы. Это разделение очень условно, поскольку для многих представителей нерелигиозного экзистенциализма утверждение о том, что Бог мертв, связано с осознанием невозможности и абсурда человеческой жизни без Бога.
Центральные вопросы экзистенциализма
Существование человека, смысл его жизни и его предназначение в мире — необычайно созвучны любому человеку, который думает о своем существе. Именно по этой причине экзистенциализм так популярен до сегодняшнего дня.
Давайте подробно познакомимся с наиболее значимыми философами экзистенциализма.
Сёрен Кьеркегор (1813-1855 гг.) — датский богослов и философ. Он выступал против рационализма классической философии и обвинял разум в поглощении индивидуальности. Кьеркегор критиковал более ранних мыслителей, особенно Гегеля, за их слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут только сущность в человеке и теряют из виду живую и неповторимую индивидуальность со своими мыслями, чувствами. Самые глубокие истины, жизнь и смерть, не известны по логике, а переживаются напрямую. Философия — это опыт вечного в последнем существовании, индивидуальная судьба индивида. Опыт — это любовь, вера, тоска, страх; они составляют мир человеческого бытия, а бытие — это прежде всего законы и закономерности. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора: «Разум приводит человека в отчаяние, вера спасает и дает надежду».
Хайдеггер, Мартин (1889 1975) — философ, сыгравший решающую роль в возникновении и развитии экзистенциализма, хотя и не называл себя экзистенциалистом. Одна из его самых выдающихся работ, до сих пор широко обсуждаемая в философском сообществе, была опубликована в 1927 году и получила название «Бытие и время». Эта работа, сложная и загадочная, была написана на особом языке, так как Хайдеггер считал современный механизированный рационалистический язык непригодным для разговора о Бытии как об особом взгляде на реальность. Хайдеггер отвергает традиционные философские термины «субъект», «объект», «рефлексия», «противоречие», а также такие термины, как «пресса, газета, радио, кино».
Он считает их рационалистическими конструкциями, которые должны быть заменены «экзистенциализмами» — образными словами (Дасейн — «быть здесь» вместо «человека», Гестелл — «предложение» вместо «технологии» и т.д.). Он также широко использует дефис, разделяющий слово (экзистенция) и кавычки («время», «душа» и т.д.). Речь Хайдеггера эзотерична и нуждается в интерпретации. Много исследований было посвящено значению «бытия», которое он использует.
Хайдеггер утверждает, что в современном мире вопрос бытия забыт. Быть для него своего рода необъективным началом, которое обосновывает весь мир вещей. Это «имманентный трансцендент». Это имманентно, потому что мы знаем это из нашей собственной жизни, Бытие не нуждается в том, чтобы смотреть вдаль, это то, что ближе всего к человеку. Концепция бытия Хайдеггера похожа на концепцию немецких мистиков, особенно Майстера Экхарта, о «безосновательном основании» всего бытия, но позиция Хайдеггера экстрарелигиозна. Быть для него не Богом, а чем-то более фундаментальным, чем любой Бог. Быть необъективным и поэтому неопределённым. Она противостоит «бытия» — объективной реальности. Вот почему Heidegger использует разные термины: он говорит о Бытии как «онтологическом» и о Бытии как «оптическом». Мир — это место, где Бытие и сознание взаимодействуют, сливаются, образуют слияние.
Но как нам найти Существо и понять его смысл? Хайдеггер верит, что в мире вещей есть одно существо, из которого можно прочитать значение Бытия. Это человеческая жизнь. Поэтому необходимо описать «мироздание мира».
Хайдеггер говорит небытие (за пределами всего бытия, всей субъективности). Постоянный уход в небытие сопровождается изначальным ужасом, который всегда с нами и пробуждается при каждом толчке. Наше стремление к небытию — это выражение нашей конечности, нашей темпоральности, но это также и доступ к истине бытия. Бытие раскрывает свой смысл именно через конечность человека, а не через «вечность» рационалистической философии. По сути, это смерть.
Появление экзистенциализма
Экзистенциализм в его ранних проявлениях появился в России накануне Первой мировой войны (Бердяев, Шестов). Он получил свое основное развитие после войны в Германии и Франции. Основными представителями философии экзистенциализма являются К. Джасперс, М. Хайдеггер, Дж.П. Сартр и А. Камю.
Гуссерль, Ницше, Киркегард и Достоевский считались экзистенциалистами как их предшественники. Важно отметить, что одним из главных оснований, которые экзистенциалисты взяли у этих мыслителей, была проблема индивидуальной человеческой жизни: ответственность и вина, выбор и решение и т.д. Проблемы морали, этики, науки, религии являются лишь инструментами и не являются самоцелью.
Отличительное свойство экзистенциализма
Философы этого времени отвергают теоретические, рационалистические знания. Они хотят войти в преобразующий опыт человека, человека, который существует здесь и сейчас.
Экзистенциализм — это своеобразная попытка переосмыслить все те социальные потрясения, которые постигли европейский мир в первой половине столетия. Философы занимаются проблемой пограничных ситуаций, кризисов, критических состояний, в которых оказался человек.
Например, знаменитый «Дасейн» Хайдеггера, «Грензитуации» К. Джасперса, «Причина» Ж.-П. Сартра.
Существование
Следует отметить, что существование — это непосредственно данное человеческое существование — это существование. Она не может быть воспринята научными знаниями, а также рационалистическими и философскими концепциями.
Существование — это уникальная категория, потому что она никогда не направлена на себя, а всегда на другого. Только в те моменты, когда человек испытывает самые глубокие потрясения, он может распознать и понять свое существование как точку опоры своего существа.
Следует отметить, что существование конечно — временное. Главной точкой отсчета является смерть. Понятие смерти меняется в зависимости от необходимости человеческого стремления. Экзистенциалисты определяют ее как не менее важную часть человеческой жизни, чем религия, наука и так далее.
Важно отметить, что человек не должен отдаляться от сознания своей конечности, своей смертности, он должен ценить все, что напоминает ему о простой, мирской жизни.
Неотъемлемой частью философии экзистенциализма является эпистемология. Во всей своей красоте она представляет собой восстание против крайностей привычных рамок рационалистического способа познания. Экзистенциалисты считают, что наука не способна учитывать гуманистические, не говоря уже об отношении к проблемам. Истина — это не эпистемологическая категория, а морально-социальная составляющая.
Наиболее достоверным свидетельством истины является личная субъективность сознания, которая может выражаться в переживаниях, настроениях и эмоциях человека. Они всегда содержат нечто универсальное для человека и выражают всю сущность человеческого состояния в этом мире.
Таким образом, можно предположить, что экзистенциалисты стремятся обойтись без рациональных и эмпирических знаний истины, потому что она выходит за рамки гносеологии или познания.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Запад и Восток: два типа рациональности — Предпосылки для формирования цивилизаций
- Границы гносеологии
- Философская система Гегеля — «Идея Абсолюта»
- Философия культуры
- Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
- Структурная организация бытия
- Консервативные теории Н.Я. Данилевского и к. Н. Леонтьева
- Информационное общество и диалог культуры
- Первые представления о прочности
- Современная китайская философия