Для связи в whatsapp +905441085890

Экспериментальная педагогика Марии Монтессори

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Идея народности – основа педагогической системы К.Д.Ушинский
  2. А.С.Макаренко воспитании детей в семье
  3. Организация процесса воспитания в системе А.С.Макаренко
  4. Гуманистическая основа педагогической концепции В.А.Сухомлинского
  5. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России 19- начала 20 вв.
  6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
  7. Педагог и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема
  8. Человек, культура и образование на современном этапе
  9. Новые парадигмы образования
  10. Переход на Болонскую систему образования. Плюсы и минусы

Введение

Система Монтессори — прекрасный пример эффективной реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистического образовательного течения, возникшего в Европе и Америке на рубеже XIX-XX веков.

Вот уже почти столетие имя М. Монтессори (1870-1952) — психиатра и психолога, опытного педиатра и философа, неутомимого исследователя и горячего поборника новых гуманистических идей — привлекает внимание общественности, и не только в сфере образования. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков мира. Монтессори-образованием восхищаются, им разочаровываются, его используют и отбрасывают, разбивают на мелкие составляющие и пытаются понять его структуру в целом. Но главное — это отсутствие равнодушия, оно не покрыто архивной пылью, как это часто бывает со многими внешне абсолютно правильными образовательными системами. Очаровательное, как детство, образование Монтессори ворвалось на сцену в двадцатом веке как «неожиданный метеорит среди расчетливых светил», оно продолжает идти своим путем, увлекая за собой все больше стран, все больше учителей, все больше детей. Причина в том, что такого органичного слияния различных знаний о человечестве, предоставляемых наукой и философией, религией и искусством, синтезированных М. Монтессори в целостную «Педагогическую антропологию», оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не существовало. В результате многолетней интенсивной творческой работы ей удалось создать стройную систему, которая благодаря своему высокому технологическому уровню может быть перенесена в дошкольное, школьное и семейное образование.

Тема «Педагогическая деятельность и воспитательные взгляды Марии Монтессори» актуальна, поскольку Монтессори, придерживаясь гуманистического подхода, ставит ребенка в центр своей воспитательной системы и подчиняет все свои воспитательные принципы потребностям ребенка. Учитель выступает в роли помощника ребенка, а не регулятора его развития. Таким образом, Монтессори-образование ориентировано на личность ребенка и признается многими педагогами во всем мире как уникальное, а также гуманистически ориентированное и высокопродуктивное.

Цель: раскрыть особенности педагогической деятельности Марии Монтессори и ее педагогические взгляды.

Тема: Педагогическая деятельность Марии Монтессори

Цель: педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори.

  1. изучить жизнь и педагогическую деятельность М. Монтессори.
  2. определить теоретические основы Монтессори-образования.
  3. определить влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире.

Теоретическая значимость. Имманентность основных ценностей, таких как: Право каждого ребенка быть субъектом обучения, способным противостоять произволу учителя; то, что в образовании большую роль играет личностный компонент, его содержание создается индивидуально каждым человеком; важность опоры на базовые основы (современное состояние науки и культуры), а не на идеологизированные схемы, что предоставляет ребенку возможности для свободного открытия мира; необходимость реализации в образовательном процессе гармонии знаний и нравственности, подготовки ребенка к взаимопомощи и сотрудничеству с окружающими В настоящей работе рассматривается проблема психологического и методико-дидактического механизма реализации этих ценностей в российском образовательном пространстве.

Практическая значимость: данная работа может помочь родителям и воспитателям в организации педагогической работы с дошкольниками, в приобретении знаний и воспитании нравственности, а также в подготовке детей к взаимопомощи и сотрудничеству с другими людьми.

Краткие биографические сведения о М. Монтессори

31 августа 1870 года в Кьярвалле, Италия, в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильды Стопани родилась долгожданная дочь. Ее звали Мария.

Ее отец был высокопоставленным правительственным чиновником, а мать происходила из старейшей итальянской семьи Стопани, в которой преобладали ученые. О детстве Марии известно немного, только то, что ее родители делали все возможное для того, чтобы их ребенок в будущем реализовал свое высокое человеческое предназначение, а это не было обычным положением женщины в строгой католической Италии. Еще учась в начальной школе, Мария заметила, что учеба и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься со своей обычной дисциплиной. Она была особенно прилежна в математике. Из воспоминаний одноклассников мы узнаем, что Мария даже брала в театре учебник и решала задачи в полутьме, радуясь найденному необычному решению. В 12 лет она мечтала учиться в гимназии, в которую не принимали девочек, но ее упорство победило все препятствия, и она была принята в техническое училище для мальчиков. Здесь Мария решила, что сделает все, что в ее силах, чтобы предотвратить подавление личности ученика.

Она все больше и больше увлекалась наукой и в конце концов выбрала свою профессию — педиатр. Но в Италии в то время это было невозможно. Медицина была привилегией мужской половины. Но упорство Марии Монтессори снова принесло плоды — она стала первой женщиной-врачом в Италии. Год был 1896, она работала в университетской больнице и получила частную практику. Здесь она впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Никто не способствовал прогрессу этих детей, они были предоставлены сами себе — после еды больные дети ползали по полу и собирали хлебные крошки, формировали шарики. Ничто не могло подвигнуть их к активной, полезной деятельности. Окружающая обстановка не способствовала этому. Наблюдение за этими несчастными людьми укрепило мысль Монтессори, ставшую отправной точкой ее образовательной системы, о том, что и больные, и здоровые дети должны иметь особую развивающую среду, в которой все знания о мире будут сконцентрированы и представлены через эталоны важнейших достижений человеческой мысли, а ребенок в дошкольном возрасте должен пройти путь человека к цивилизации.

Погрузившись в проблемы лечения и воспитания детей с нарушениями развития, Монтессори изучала работы французских психиатров — Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. Монтессори приходит к выводу, что деменция — это скорее образовательная, чем медицинская проблема. Она должна решаться не в больницах и поликлиниках, а в детских садах и школах.

Монтессори начала изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала антропология, а именно вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка.

В 1898 году родился сын Монтессори. Ее отношения с любовником не привели к браку, а сына она отдала в интернат, потому что чувствовала, что ее предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям.

В 1900 году Лига итальянских женщин открыла ортопедическую школу в Риме. Им руководила Мария Монтессори. Здесь она первой попыталась создать специальную развивающую среду для детей-инвалидов. Через три месяца после открытия школы комиссия, приехавшая ее инспектировать, признала результаты, которые показались им ошеломляющими.

В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Блессинг, улучшая и дополняя их, и пытается развивать свой метод обучения письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения, у детей дошкольного возраста стало настоящей сенсацией. В то же время она изучала педагогику для умственно отсталых детей в Медицинском педагогическом институте. Именно в это время были сформулированы основы ее собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами «Благословения», улучшая и дополняя их, пытаясь разработать свой собственный метод обучения детей письму и чтению. Ее заявление о приоритете письма, а не чтения для детей дошкольного возраста, стало настоящей революцией. Монтессори быстро заинтересовалась обучением здоровых детей и решила продолжить обучение. Сейчас она изучает педагогику развития здорового ребенка.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый «Детский дом», основанный на принципах Монтессори. Его обитателями были 50 детей в возрасте от 2 до 6 лет из беднейших социальных слоев ближайших пригородов. С заботой и вниманием Мария Монтессори создавала среду, заказывала сенсомоторные материалы и подбирала мебель. С необыкновенным терпением и настойчивостью она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими в них. Она разрабатывает свои собственные материалы.

Мария Монтессори раскладывает сенсомоторные материалы и наблюдает, как ее дети занимаются с ними с радостью и большой концентрацией. Она заметила, что во время этих занятий в дружеской атмосфере у детей формируется позитивное социальное поведение и проявляется живой интерес к окружающим их вещам.

В 1908 году была открыта вторая школа Монтессори, а через год Мария Монтессори провела первый курс обучения для Монтессори-педагогов. Было подготовлено 100 наставников. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по миру. К ней приезжают учителя из разных стран. Конспекты лекций профессора Монтессори опубликованы в книге («Энтропологическая педагогика»).

С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открыты курсы по Монтессори-образованию. Марию посетили преподаватели из Лондона, Барселоны и Парижа. В эти годы наша соотечественница Юлия Фаусек также познакомилась с Марией Монтессори, которая первой открыла Монтессори-детский сад в России.

В 1910 году была опубликована ее книга «Метод Монтессори», которая сразу же была переведена на 20 языков.

В 1913 году Монтессори провела первый международный курс в Риме, в котором приняли участие не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также из Австралии, Африки, Индии, Китая, США и Канады. В том же году М. Монтессори совершил свою первую поездку в Америку с серией лекций, которые вызвали там настоящий бум. Здесь была основана Ассоциация Монтессори.

В том же году вышла книга Монтессори «Детский дом. Метод научного образования» Вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России детский сад Монтессори.

В 1915 году в Сан-Франциско в США Мария Монтессори блестяще демонстрирует свой метод американцам на международной выставке в специально оборудованном классе за стеклом.

Движение Монтессори растет и развивается по всему миру.

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организовала Международную ассоциацию Монтессори (AMI — Association Montessori International) и основала специальный колледж и школу. На открытии колледжа М. Монтессори сказала, что ее не интересует политика и главное для нее — создать условия для свободного развития и воспитания детей.

Но вскоре политика сама стала влиять на свободные школы Монтессори.

В России сады Монтессори были запрещены и закрыты в пользу идей тотального коллективизма. Они также были запрещены в Испании, а в фашистской Германии и Италии они были подавлены воинствующими нацистами.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уехала сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году — в Индию, где была вынуждена провести семь долгих лет со своим сыном. Как представителям Италии — страны, которая поддерживала фашистский режим Гитлера во время Второй мировой войны, — им не разрешалось покидать Индию до конца войны. После своего семидесятилетия Мария Монтессори продолжала активно преподавать.

Мария Монтессори вернулась в Европу вскоре после войны в возрасте 76 лет. В начале 1950-х годов она написала свои основные работы, произнесла множество речей и давала уроки.

Последние годы жизни Мария Монтессори провела вместе с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году она была назначена профессором Амстердамского университета. Она дважды номинировалась на Нобелевскую премию.

В 1951 году в Лондоне состоялся 9-й Международный конгресс Монтессори. Мария Монтессори в возрасте 81 года провела свой последний учебный курс в Инсбруке, Австрия.

6 мая 1952 года она скончалась. Она умерла в голландском городе Нордвиг, недалеко от Амстердама, и была похоронена там на небольшом католическом кладбище.

С 1952 года AMI — Международную ассоциацию Монтессори — возглавлял ее сын Марио. Он внес большой вклад в популяризацию образования Монессори.

После его смерти в феврале 1982 года внучка Марии Монтессори Ренильда Монтессори стала президентом AMI. В настоящее время она является директором AMI.

Педагогическая деятельность и теория воспитания детей младшего возраста М. Монтессори

В 1900 году дети Монтессори превзошли детей из обычных школ в чтении, арифметике и письме на своеобразной олимпиаде для учеников начальной школы в Риме. Это было как гром среди ясного неба. Результаты неоднократно проверялись и перепроверялись, но опровергнуть их не удалось. «Настоящее чудо» — так назвал это событие британский посланник в своем отчете, направленном в Министерство иностранных дел Великобритании.

Это событие внесло еще большее смятение в жизнь М. Монтессори. Она оставила работу с аномальными детьми и посвятила свою деятельность нормальным детям, которые находились в гораздо худшем положении в школах, чем ее ученики с нарушениями развития.

Желая ориентироваться на современные научные знания, она снова поступила в университет — на философский факультет, где изучала экспериментальную психологию и одновременно преподавала педагогическую антропологию. Сама Монтессори позже вспоминала, что ее воодушевляла великая вера, хотя она не знала, будет ли у нее когда-нибудь возможность проверить правильность идей, которых она придерживалась.

Монтессори хотела построить свою методику на наблюдении за ребенком в естественной среде и понять его таким, какой он есть, а не таким, каким должна быть развивающаяся личность в глазах взрослых. С этой целью М. Монтессори посещает множество начальных школ, внимательно изучает методы преподавания и испытывает все большее чувство горечи и разочарования. Как можно наблюдать за ребенком, если он подобен автомату и делает только то, что предписывает учитель. Дети не имеют возможности выразить себя, и поэтому совершенно невозможно узнать истинную природу их успехов в обучении.

Таким образом, постепенно выкристаллизовалось первое педагогическое кредо Монтессори: гуманная педагогика возможна только в том случае, если ребенку предоставлена свобода действий и его ограничивают только в особых случаях. Это привело ее к логическому выводу: если вы не можете воспитать ученика, который связан по рукам и ногам школьной дисциплиной, как вы можете воспитать и обучить его? Вместо того чтобы поощрять физическое развитие ребенка, школа сдерживает его и почти не дает свободы инициативы. М. Монтессори приходит к убеждению, как она выражается, «глубоко наивному», что методы, которые она так эффективно применяла для обучения аномальных учеников, могут быть продуктивно использованы и для развития нормальных детей.

В 1907 году у нее появилась возможность применить результаты своих первоначальных наблюдений и экспериментов на практике, чтобы в значительной степени убедиться в правильности сделанных выводов. Эдуард Таламо — итальянский миллионер и талантливый инженер, директор «Общества дешевых жилищ» — решился на социальный эксперимент. Он предложил М. Монтессори создать в 58 зданиях, отремонтированных этим обществом, дошкольное учреждение нового типа: дневную школу для детей под названием «Детский дом».

На этой специальной «экспериментальной площадке» педагог-гуманист создавал особую среду, окружающую ребенка и стимулирующую его естественное развитие. О детях в «Доме ребенка» заботились с 9 утра до 4 часов дня, сочетая свободные игры с молитвой и различными познавательными занятиями с пением. Здесь все было направлено на то, чтобы приучить ребенка к самостоятельности и способствовать его всестороннему развитию.

В основе своей образовательной системы Монтессори исходила из биологической предпосылки, что вся жизнь является выражением свободной деятельности. У развивающегося ребенка есть врожденная потребность в свободе и спонтанности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть образования в формирующем воздействии на ребенка. Вместо этого она поставила проблему организации среды, которая бы наилучшим образом отвечала потребностям ребенка. Монтессори требовала только одного — предоставить ребенка самому себе, не мешать ему в его выборе, в его самостоятельной работе. М. Монтессори также трактовала дисциплину как деятельность, контролируемую и регулируемую самим ребенком, указывая на действия, определенные им самим, а не навязанные извне учителем.

Суть метода, разработанного Монтессори, заключалась в том, чтобы побудить ребенка к самообразованию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя — помочь ему организовать собственную деятельность, идти своим уникальным путем, реализовать свою природу.

Поэтому Монтессори видела роль учителя не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей, предпочитая использовать термин «лидер», а не «учитель».

Будучи ярым противником системы классных заданий, М. Монтессори внесла значительные изменения во внешний вид комнат, в которых обучались дети. Она шутила, что нашла двести шестьдесят первоначальных проектов школьных парт — все они были выброшены. В детском доме были легкие переносные столы, маленькие стулья и кресла, так что даже трехлетний ребенок мог легко переставлять их в соответствии со своими потребностями. В то же время на полу были постелены небольшие коврики, чтобы дети могли играть с дидактическими материалами лежа или сидя.

Широкое использование созданных Монтессори дидактических средств — так называемых материалов — вскоре принесло удивительные результаты. Благодаря постоянным экспериментам — не над детьми, а только над материалами — она все больше и больше совершенствовала их. Материал Монтессори — это самый важный элемент разработанного ею метода развития ребенка. Продолжая линию И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори создала дидактические материалы, которые как важная часть «образовательной среды» стали органичной частью жизнедеятельности ребенка. Они служили главным средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Монтессори-материалы, привлекательные и простые в использовании, соответствуют возрастным особенностям ребенка. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети свободно выбирают деятельность, выполняют ее так, как задумал педагог, оперируя предложенными им «клавиатурами», «числовыми машинами», «рамками со скобками», фигурными вкладышами и т.д. Эти материалы были расположены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая силу воли и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, прежде всего, проявляя собственную активность. Взрослым не приходилось указывать детям на их ошибки, и их самоуважение не было задето. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети входили в мир человеческой культуры и воспринимали опыт предыдущих поколений.

Монтессори-классы были организованы как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести лет. Ребенок учился работать один или с другими детьми, и этот выбор обычно делал самостоятельно, следуя «главным правилам» класса и напоминая другим детям о необходимости следовать этим правилам. Когда ребенок начинал учиться, ему помогали старшие, более опытные дети. Позже он помог себе сам, развивая навыки обучения. Благодаря всему этому ребенок также учился вести себя в обществе разных людей, то есть приобретал навыки социального поведения.

Уже в 1909 году стало ясно, что социально-педагогический эксперимент, задуманный и проведенный Монтессори, удался. С тех пор ее яркая звезда зажглась на небосклоне образования.

Постепенно слава педагога-гуманиста перешагнула границы Италии, и постепенно учителя начальных школ и воспитатели детских садов из Испании, Голландии, Англии и Швеции приезжали в Рим, чтобы изучить ее методы.

М. Монтессори также начала путешествовать по миру. Ее лекции имели феноменальный успех. Достаточно упомянуть один факт: В 1913 году во время ее презентации в США ее послания и демонстрационные занятия посетили тысячи людей, некоторые специально приезжали за многие сотни миль, чтобы послушать нового «образовательного мессию». В 1910 году, стремясь донести свое слово до большого числа слушателей, М. Монтессори прервал собственную практику в «Доме ребенка» и полностью переключился на экспериментально-педагогическую деятельность и пропаганду.

Интерес к системе Монтессори пережил два пика в 20 веке. Первая, в 10-40-е годы, была связана с деятельностью М. Монтессори. В то время она много путешествовала по Европе, выступала в Соединенных Штатах, в Южной Америке, в Азии, и везде, где она бывала, были детские учреждения, работающие по системе Монтессори. Они появлялись десятками в разных странах. Образование Монтессори не знало государственных, национальных или религиозных границ. В короткие сроки она распространилась по всему миру и нашла горячих и преданных сторонников.

Методологические основы и особенности трактовки М. Монтессори природы ребенка

Важность окружающей среды в образовании. Метод наблюдения, несомненно, должен включать в себя методическое наблюдение за морфологическим развитием детей. Хотя этот элемент является необходимой частью метода, сам метод не основан на этом конкретном виде наблюдения.

Метод наблюдения опирается на одну главную основу — свободу учеников в их спонтанных, непосредственных высказываниях.

В этом смысле первое, на что следует обратить внимание, — это среда, обстановка, и это, конечно, включает в себя обстановку классной комнаты. Учитывая, что просторная игровая площадка с уголком для огорода является важной частью школьной среды, здесь нет ничего нового. Новой, пожалуй, является идея использования такого открытого пространства: оно должно быть непосредственно связано с классом, чтобы дети могли уходить и приходить по своему желанию в течение дня.

Этот метод нарушил старые традиции: он устранил скамейку, поскольку ребенок больше не должен был сидеть спокойно и пассивно слушать наставления учителя; он также устранил кафедру, поскольку учитель больше не должен был давать коллективные наставления, что было принято в старых системах. В этом внешнем изменении проявляется глубокий переворот, цель которого — предоставить ребенку свободу действовать в соответствии с его естественными склонностями, не будучи связанным какими-либо фиксированными обязанностями или программами, предвзятыми (философскими или педагогическими) правилами, основанными на принципах, традиционно заложенных в старых школьных концепциях.

Новая проблема заключается прежде всего в том, чтобы организовать окружающую среду таким образом, чтобы она отвечала потребностям активного ребенка. Необходимость этого очевидна: если на место отмененных уроков приходит непосредственная деятельность самого ребенка, то необходимо обеспечить эту деятельность внешним материалом, через который она может проявиться.

Первым шагом стало превращение классных комнат в настоящие «детские домики», обставленные в соответствии с размером и силой населяющих их существ.

Самым важным нововведением в школьной меблировке стал отказ от парт и скамеек. Столы стоят на широких, крепких, восьмиугольных ножках; они прочные и в то же время настолько легкие, что два четырехлетних ребенка могут легко переносить их с места на место. Столы квадратные и достаточно большие, чтобы усадить двух детей по длинной стороне, а при тесном расположении есть место для троих. Есть также небольшие столы, за которыми дети работают в одиночестве.

Первоначально стулья были спроектированы с плетеным сиденьем, но опыт показал, что они слишком быстро изнашиваются, поэтому теперь стулья сделаны полностью из дерева. Эти стулья очень легкие и изящные на вид. Кроме того, в каждом классе есть удобные деревянные или плетеные стулья. Другой частью мебели в классе являются маленькие раковины — настолько низкие, что ими могут пользоваться даже трехлетние дети. Везде, где это возможно, размещаются шкафчики для хранения «своего» бруска мыла, щетки для ногтей, зубной щетки и т.д.

В каждом классе есть несколько длинных низких шкафов, специально предназначенных для хранения учебных (дидактических) материалов. Дверцы этих шкафчиков легко открываются, а уход за материалами доверяется самим детям. В шкафчиках стоят цветы в горшках, вазы с рыбками, клетки с птицами или игрушки, с которыми дети могут играть без ограничений. Много места занимают доски, которые подвешены таким образом, чтобы даже самые маленькие дети могли до них дотянуться. На каждой доске стоит коробка с мелом и белый холст, вместо обычной салфетки.

На стенах висят картины, подобранные с особой тщательностью, изображающие незамысловатые сцены, большинство из которых интересны детям. Большим недостатком старых игрушек было то, что они были повторением в миниатюре наших сложных объектов, от кукольных шкатулок до военных крепостей, которые соответствуют нашим представлениям. Между тем, дети испытывают особый восторг, когда им попадаются вещи, которые проще и сделаны по-другому: Мы доказываем детям, что они предпочитают дорогие игрушки маленькой вещи, которую сделали сами.

Вместо двери поставьте занавеску или простые доски, прислоненные к подвижной опоре; вместо ящиков комода возьмите несколько кусков дерева или кирпичей, из которых можно легко собрать и разобрать мебель, — и вы увидите, в какой неподдельный восторг приходит вся компания детей. Все это, помимо того, что школа превращается из мучения в удовольствие, имеет еще то преимущество, что такое оборудование класса требует лишь небольших затрат и стоит несравненно меньше, чем обычное оборудование класса, состоящее из скамеек из тяжелого дерева и железа, шкафов огромных размеров, подавляющих кафедр и всевозможных других предметов, сделанных во множестве одинаковых копий, чтобы подавить энергию наших детей.

Обставляя школу всеми этими маленькими симпатичными предметами мебели, мы направляем деятельность ребенка на то, чтобы он сам пользовался всеми этими предметами, приводил их в порядок, когда они были в беспорядке, восстанавливал их, когда они были разрушены; чистил их, мыл их, сметал пыль, протирал их: таким образом, создавая специальную работу, которая, как показывает опыт, необычайно подходит для маленьких детей. Они действительно чистые и аккуратные. И они делают это с большим удовольствием, приобретая в процессе большую ловкость, которая кажется почти чудесной, и которая является настоящим откровением для нас, поскольку мы никогда еще не давали детям возможности проявить свои способности разумным образом.

Действительно, когда дети пытались взаимодействовать с окружающими предметами, а не с игрушками — их тут же останавливали: «Не играй, не трогай!». — и этот рефрен повторялся с большим или меньшим жаром всякий раз, когда детские руки приближались к предметам нашего обихода. Немногие бедные дети имели привилегию подражать матери (тайком, конечно) в приготовлении ужина или стирке.

Поэтому в «детских домах», где в их распоряжении так много маленьких и простых предметов, позволяющих им серьезно работать (даже накрывать на стол, подавать еду, мыть тарелки и стаканы), дети находят уголок счастливой жизни; Здесь, через любовь к почти священным для них предметам, которые были запрещены им дома, они совершенствуют себя, учатся двигаться без ударов, нести, не ломаясь, есть, не пачкаясь, мыть руки, не проливая одежду. Сами предметы, о сохранности которых так заботится дом, остаются нетронутыми, несмотря на их хрупкость и на то, что они являются частью декораций существ, пользующихся дурной славой разрушителей.

Радость, которую испытывали дети в таких школах, и простая идея направить их энергию от работы, в которой было уничтожено столько материала и столько детской энергии, стали одной из первых причин огромного распространения метода по всему миру.

Люди, привыкшие к старым методам поддержания дисциплины, могут возразить: В этих школах дети переворачивали столы и стулья, шумели и нарушали порядок при каждом движении. Но это предрассудок, давно укоренившийся в сознании тех, кто имеет отношение к маленьким детям, и на самом деле он не имеет под собой никаких оснований.

Школа по-прежнему считает необходимым устанавливать тяжелые парты и пристегивать стулья к полу. Все эти явления возникли из ложного предположения, что ребенок должен расти в тишине, из старого предрассудка, что только определенная поза делает возможным то или иное воспитательное движение.

Все парты и стулья различных видов в этой школе очень легкие и портативные, и ребенку разрешается выбирать то положение, которое он считает наиболее удобным. Он может располагаться, как ему заблагорассудится, и сидеть на своем месте, как ему заблагорассудится. И эта свобода — не только внешнее отношение, но и средство воспитания. Если ребенок делает неуклюжее движение и при этом опрокидывает стул, который затем с шумом падает на пол, он получает визуальное доказательство своей неуклюжести; то же самое движение, если бы оно произошло между неподвижными скамейками, прошло бы мимо его внимания. Таким образом, у ребенка есть возможность поправить себя, и он получает лучшее доказательство приобретенной ловкости: столы и стулья стоят на своих местах без шума. Нетрудно заметить, что ребенок научился контролировать свои движения.

Сущность, цели и задачи системы Монтессори

Главная цель Монтессори-образования — воспитание свободной и независимой личности с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори-образования заключается в том, что дети создают себя в своей собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все вокруг, как губка. Ребенок получает образование в соответствии с его биологическим ритмом, его индивидуальным темпом.

Прежде всего, это подлинный гуманизм в воспитании и образовании ребенка, обращение к природе ребенка и отсутствие какого-либо авторитаризма.

В рамках, заданных учителем, ребенок мог выбрать работу, которая ему нравилась и соответствовала его внутренним интересам. Он упражнял свои чувства свободно и спонтанно; более того, он испытывал удовольствие и энтузиазм от такой деятельности, потому что делал это не по указаниям другого, а в соответствии со своими собственными желаниями.

Другой главной особенностью системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация воспитательной работы, использование для каждого ребенка тщательно продуманной и умело оркестрованной программы развития, рассчитанной как на сегодняшний день, так и на последующие годы, органично сочетающей обучение и воспитание на основе пробуждения и поддержки активности детей. Совершенствуя свои навыки, ребенок постепенно обретал чувство независимости и уверенности. В то же время он пробуждал любовь к учебе и развивал мотивы к напряженной самостоятельной познавательной деятельности.

Важным новаторством М. Монтессори стал отказ от традиционной системы классной работы и создание оригинального образовательного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании права каждого ученика на значительную автономию и независимость, на собственный темп работы и особые способы приобретения знаний. Не зря девиз Монтессори-школы — «Помоги мне сделать это самому». Это было достигнуто путем внедрения в школах Монтессори очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем обычном понимании. Скорее, это определение стратегий и тактик детской деятельности.

Класс Монтессори включает в себя несколько зон:

Зона практической жизни — имеет особое значение для детей младшего возраста (2,5-3,5 года). Здесь представлены материалы, с помощью которых ребенок учится заботиться о себе и своих вещах. С помощью рамок с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, петли и крючки) ребенок учится одеваться сам; насыпать и наливать (рис, воду); мыть стол и даже полировать серебро;

зона сенсорного развития — дает ребенку возможность использовать свои органы чувств для изучения окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, звук, запах и форму различных предметов; узнать о свойствах веществ;

Зоны — лингвистическая, математическая, географическая, научная предоставляют материалы, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

Многие школы Монтессори дополняют среду обитания ребенка такими направлениями, как музыка, искусство и танцы, работа по дереву, иностранные языки, что еще больше обогащает общее развитие ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учитывающему индивидуальные особенности и способности каждого ребенка и основанному на природных особенностях человеческого восприятия, дети Монтессори раньше (до 5 лет) и лучше своих сверстников осваивают письмо и арифметику, у них формируется склонность к обучению и развивается воля.

В школе Монтессори учитель воздействует на ребенка не напрямую, а с помощью дидактических материалов — различных игр, приспособлений, с которыми ребенок работает по программе, составленной учителем. В отличие от учителя в традиционной школе, Монтессори-учитель не является центром класса. Когда дети работают в классе, его почти не видно. Учитель не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столом или на коврике,

Монтессори-педагог должен быть проницательным наблюдателем и четко понимать индивидуальную стадию развития каждого ребенка. Он решает, с какими материалами лучше всего работать в каждый конкретный момент времени. Индивидуальные наблюдения позволяют учителю помочь ребенку наилучшим образом использовать материалы; затем он оставляет ребенка с материалами и возвращается к наблюдению.

Учитель вмешивается в деятельность ребенка только в случае необходимости. Он должен быть гибким и уметь находить адекватные способы помочь ребенку. Ребенок воспринимает учителя как доброжелательного помощника, который всегда рядом, когда это необходимо, но больше всего как человека, который помогает ему делать что-то самостоятельно. В результате у детей развивается внимание, слух, память и другие важные качества, а также приобретаются удивительно глубокие и прочные знания. В школах Монтессори нет конкуренции между детьми, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает самостоятельно, на своем отдельном коврике или столе, и его прогресс виден только по отношению к нему самому.

Каждый Монтессори-класс уникален. Хотя метод имеет очень четкую структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Это потому, что нет двух одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, хотя и зависит от интерпретаций метода и навыков учителя, уникален.

Итак, феномен образования М. Монтессори заключается как в ее беспредельной вере в природу ребенка, в стремлении устранить всякое авторитарное давление на воспитуемого, так и в ориентации на идеал свободной, независимой, активной личности.

Вера в ребенка — краеугольный камень педагогики Монтессори, самое полное выражение ее гуманистических устремлений. Такое отношение было характерно для всех сторонников свободного образования, но Монтессори пошла дальше своих «идейных» сверстников. Ей удалось преодолеть присущий ей негативизм по отношению к педагогическим методам, которые якобы препятствовали спонтанной активности детей. Напротив, она смогла разработать методику, которая обеспечивала максимальное развитие детской активности вплоть до мельчайших деталей. Этим также можно объяснить жизнеспособность Монтессори-образования, его успех и популярность на протяжении десятилетий.

М. Монтессори была убеждена, что практически каждый ребенок — это нормальное человеческое существо, способное к самопознанию через активную деятельность. Эта деятельность была направлена на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, созданную предыдущими поколениями; в то же время она вела к реализации потенциала, заложенного в формирующемся человеке, к полноценному физическому и умственному развитию. Задача Монтессори-педагога — создать для ребенка наиболее благоприятную образовательную среду, которая обеспечит его комфортное самочувствие и расцвет всех его способностей. У ребенка должна быть возможность удовлетворить свои интересы, проявить активность, заложенную в него природой. Именно такое отношение позволило Марио, внуку итальянского педагога, указать в своем послании Обществу Монтессори, что «М. Монтессори открыла «секрет детства» и его значение для воспитания человека».

Школа М. Монтессори — это открытая система, которая выходит далеко за рамки педагогической теории и методов ее создательницы. Это большой коллективный опыт его учеников и последователей, постоянно расширяющийся и развивающийся, включающий в себя множество новых элементов и особенностей, определяемых местом и временем применения, возрастом детей, конкретными воспитательными задачами, типом учебного заведения, особенностями и составом семьи и т.д.

Родители являются главными воспитателями детей от рождения до трех лет, а многие и дальше — до школьного возраста, и кто лучше них сможет понять принципы свободного и гуманного воспитания, признанные Марией Монтессори, освоить методы активного наблюдения и помощи собственному ребенку, тем более что основы личности закладываются именно в этом раннем возрасте, и то, что утрачено сегодня, уже никогда не вернуть. У Монтессори мы читаем: «Важно уделять этому периоду самое большое внимание (больше, чем любому другому). Если мы будем следовать этим правилам, то ребенок, вместо того чтобы обременять нас, окажется самым великим и утешительным чудом природы! Мы окажемся лицом к лицу с существом, которому больше не нужно читать нотации, считая его беспомощным, пустотой, ждущей, чтобы ее заполнили нашей мудростью; с существом, чье достоинство растет с каждым днем; с существом, направляемым внутренним учителем, которое следует точному расписанию в работе по созданию великого чуда света — человека. Мы являемся свидетелями эволюции человеческой души, появления Нового Человека, который больше не будет жертвой событий, но который, благодаря ясности видения, сможет направлять и формировать будущее человечества».

Заключение

Монтессори назвала свой метод обучения, основанный на активном наблюдении и уходящий корнями в естественные науки, «методом научного образования». Педагогика Монтессори, предложенная врачом и первоначально ориентированная на детей с проблемами в развитии, впоследствии была опробована автором в обучении детей, не имеющих отклонений, а также детей, чье развитие превышало развитие их сверстников. Плоды такого воспитания были прекрасны, независимо от того, к каким детям оно применялось, поскольку задача педагога состояла в том, чтобы максимально раскрыть потенциал индивидуума, ориентируясь при этом на общие законы, присущие человеческому развитию.

Метод Монтессори был основан на экспериментах Клода Бернара по воспитанию людей с ограниченными возможностями, работах известного французского психиатра Эдуарда Сегена, опубликованных в Париже в середине 19 века, и экспериментальных исследованиях ЛОР-врача Жана-Гаспара Итара. Наибольшее влияние оказали работы Эдуара Сегена, который предложил набор теоретических принципов воспитания, которые успешно применяются в современном образовании и распространяются во многом благодаря Монтессори. Мария изучала систему воспитания, разработанную французским психиатром, и начала экспериментальную работу с детьми уже в 1898 году. Монтессори применила главную идею Эдуарда Сегена — использование дидактического материала для развития восприятия через обучение. Она использовала упражнения, предложенные Сегином, а также упражнения, которые разработала сама. Успех ее занятий с детьми не остался незамеченным. На публичном экзамене по правописанию и письму ее выпускники с явными признаками умственной отсталости показали те же результаты, что и их сверстники из начальной школы.

Их опыт позже был использован в воспитании здоровых детей. Сначала это были дошкольники, воспитанники «Детского дома», открытого в 1907 году в рабочем районе Сан-Лоренцо в Риме. Позже в школу стали принимать и учеников до 12 лет.

Идеи Марии Монтессори оформились в виде образовательной системы — того, что мы сейчас называем Монтессори-образованием — в начале Первой мировой войны. В то время методика обучения Марии Монтессори и тематическая литература по этому вопросу быстро распространились во многих странах мира, в том числе и в России. Татьяна Львовна Толстая, дочь писателя Л.Н. Толстого, разделяя взгляды Монтессори-педагогики, заказала у нее несколько упражнений и активно использовала их для обучения детей в Ясной Поляне. С 1911 года в Петербурге работала педагог Юлия Фаусек, которая также применяла метод Марии Монтессори. Она опубликовала несколько книг на русском языке, в которых предложила интересные варианты применения, развития и адаптации Монтессори-упражнений, особенно в области овладения родным языком и школьными навыками; разработала пособия для школьников по системе Монтессори. В дневниковых записях Фауссека, сделанных в 1941 году во время блокады Ленинграда, есть фрагменты, подтверждающие наблюдения Марии Монтессори и описывающие удивительную способность детей концентрироваться на себе. Дети, посещающие группу Монтессори, могут часами делать упражнения и забывать о чувстве голода.

Мария Фаусек преподавала по системе Монтессори около 30 лет — несмотря на правительственные постановления 1936 года, которые объявили Монтессори-образование «не нашим» и резко ограничили его распространение. С тех пор имя Марии Монтессори надолго исчезло с уст каждого, а предложенные ею принципы образования также были отвергнуты. Однако упражнения, разработанные Монтессори, в основном использовались в лечебном воспитании. И сегодня в каждой логопедической школе и почти в каждом обычном детском саду можно найти некоторые упражнения, которые впервые были предложены Марией Монтессори для обучения детей.

Одной из сильных сторон Монтессори-образования является разработанный автором сборник оригинальных упражнений, которые формируют «подготовленную среду» для развития ребенка. Производство этих материалов для упражнений стало прибыльным бизнесом. Самые ценные и высококачественные Монтессори-материалы производятся в Голландии и Италии. Уже несколько лет Монтессори-материалы сопоставимого качества производятся в Омске, Россия. Монтессори-педагоги постоянно совершенствуют развивающую среду, собирают коллекцию материалов, используют свои таланты и навыки, многое делают своими руками.

И все же, даже все Монтессори-упражнения, собранные в детском саду, не делают его автоматически Монтессори-садом, если он не обучен в соответствии с образовательными принципами Монтессори.

Монтессори-образование — это процесс, в котором ребенок строит свою личность, используя потенциал собственной личности. Поэтому роль учителя здесь сильно отличается от привычной нам: учитель не ведет ребенка, а сам следует за ним. Девизом Монтессори-образования являются слова ребенка, обращенные к учителю: «Помоги мне сделать это самому». Монтессори-педагог всегда признает стремление ребенка к независимости и никогда, например, не будет завязывать шнурки ребенку или отвечать на незаданные вопросы без его просьбы. «Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление к достижению собственных целей, тем больше вероятность того, что мы создадим сильных, а значит, независимых и свободных людей», — говорила Мария Монтессори.

Она доказала, что разные виды способностей у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы, работающие по данной методике, исходят из принципа строгой возрастной периодизации. До трехлетнего возраста ребенок воспринимает окружающую среду благодаря инстинктивному развитию органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания. В период с трех до шести лет ребенка можно назвать «самостроителем»: он старается сам выбирать для себя предметы и объект своей деятельности, обслуживать себя, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в течение следующего периода (до 9 лет) он/она занимает позицию «исследователя внешнего мира». Согласно методике Монтессори, для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой он находит все необходимое для своего развития, «подхватывает» нужный язык, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает использование различных предметов. Эта среда воспринимается ребенком как сознательно, так и бессознательно и свободно проявляется в различных видах деятельности.

Подготовленная среда должна окружать ребенка в течение всего дня и быть максимально приближенной к домашней. Ребенок должен постоянно иметь доступ к так называемым «Монтессори-материалам». Это нечто среднее между учебными пособиями и обучающими играми: геометрические твердые тела (цилиндры, конусы и т.д.), доски, доски, рамки, подвижный алфавит, но также и обычные предметы, такие как чайная ложка, кувшин для полива цветов, совок для сбора мусора. Некоторые из них имеют характерный цвет (например, розовая башня из кубиков-срезов, коричневая лестница, красные палочки) или текстуру (шероховатые символы). Есть и довольно сложные модели — например, глобус «Континенты», на булавки которого ребенок должен надеть фигурные доски, повторяющие очертания континентов в правильном порядке.

Список литературы

  1. Афанасьева Т.И. Преподавание по Монтессори (из профессионального опыта). МОСКВА, MCM, 2006 г. — 48 с.
  2. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет с методом Монтессори. — Москва: МЦМ, 2004. — 146 с.
  3. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. М. Издание I. 1994 г. — С. 14-34.
  4. Бочкарев Н.Е. Фребель и Монтессори // Свободная школа труда — №2, 1920 — с.42-51.
  5. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Вестник педагогики. — 1991. — № 34. — C.3.
  6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию (Фребель и Монтессори), М.: Школа-Пресс, 1995 г. — 447с.
  7. Гребенников Л.Р. Работа по линии в Монтессори-группе, MCM, 2006 г. — 72 с.
  8. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Образование для жизни/Образовательная система М. Монтессори, изд. Под ред. Сумнительного К.Е. М., MCM. — 2006 — 116 с.
  9. Кеда Е., Пасс Ж. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 4. — С.38-39.
  10. Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за рубежом и в России // Вестник образования. — 2003 — № 10. — C.212-218.
  11. Любина Г.А. Работа с родителями в Монтессори-группе (из практики). МОСКВА, 1995, ММК. 40 с.
  12. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. — М.: Издательский дом «Карапуз». 2005. — 272 с
  13. Монтессори М. Дети разные // Со вступительной статьей и комментарием К.Е. Сумнительного. — М: Карапуз. 2004. — 336 с
  14. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к воспитанию детей в детских домах. — М.: Совет. Госснаб, 1993 г. — 168с.
  15. Монтессори М. О принципах моей школы. Перевод с английского В.3 Латопольского// Учительская газета. — 1992. — 4 августа. — С.4.
  16. Монтессори в России: новый взгляд. // Сборник научно-практических статей. под ред. Сумнительного К.Е., издание I. М.МЦМ, 2003. 124 с.
  17. Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.- 176с.
  18. Монтессори М. Руководство по моему методу. М. Типолитогр. издательство И.Н. Кушнерев и Ко, 1916 г. — 64с.
  19. Монтессори-материалы. Школа для детей. — Москва — издательство Мастер, 1992 г. — 80с.
  20. Малов. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. MCM, 2002 — 64 стр.
  21. Пьянкова Л. О Монтессори-детских садах//Дошкольное воспитание. — 1994. — № 11. — C. 41-42.
  22. Савинова Л.К. Теория сенсорного воспитания М. Монтессори и ее критика в прогрессивном российском и советском дошкольном образовании // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. — L., 1985. P. 152-159.
  23. сорокова М.Г. Монтессори М. Система. Теория и практика. М.: Academia, 2003. с. 384.
  24. Сумни К.Э. Монтессори о божественном в человеке. //Педагогика по Монтессори. М., 1996. С.4-7.
  25. Сумный К.Е. Пространственное воспитание в педагогике М. Монтессори // Теория и практика гуманистических воспитательных систем: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 1997. с.182 — 185 стр.
  26. Сумный К.Е. Космическое образование // Монтессори в России: новый взгляд. Выпуск I. — М., 1998. — С.40-66.
  27. Сумнительный К.Е. Наследие Марии Монтессори и идеи космического воспитания в России. № 4, 1998. С.3-10.
  28. Сумнительный К.Е. Как я могу помочь своему ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). МОСКВА, MCM, 1999 г. — 64с.
  29. Сумнительный К.Е. Космическое образование // Монтессори в России: новое видение. Выпуск I. — М., 1998. С.40-66.
  30. Сумный К.Э. М. Монтессори // Аванта Энциклопедия. Мир человеческий-духовный. Том 18. человек. Мужчина. Часть 3. м., Аванта. 2004. — 912 с..
  31. Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мать и дитя. — 2004. — №9. — С. 7-30
  32. Таубман В.В., Фаусек Ю.И. Теория и практика Монтессори-детского сада. — М.: Мысль, 2003. — 133 c.
  33. Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Эксперименты и наблюдения в течение двенадцати лет работы в детских садах по системе Монтессори. — 2-е изд. — М.: Государственное издательство, 2003. 224 c.
  34. faussek Y. И. Метод Монтессори в России. — Пг: Время, 2004. — 82 c.
  35. Фаусек Ю. И. О внимании у маленьких детей (после Монтессори): доклад из Психологической лаборатории Педагогического музея. -Пг.: Начатки знаний, 1922. — 16с.
  36. Фаусек Ю.И. Обучение чтению и письму по системе Монтессори. — Л.:Гос.изд., 1924. — 120с.
  37. Фаусек Ю.И. Развитие интеллекта у маленьких детей /по Монтессори/.- Пг.: Элементарные знания, 1922. — 23с.