Для связи в whatsapp +905441085890

Экономическое учение А. Смита

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Политическая сфера жизни общества, ее структура. Философия власти
  2. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность
  3. Условия и механизмы формирования личности
  4. Экономическая мысль средневековья
  5. Меркантилизм — первая теоретическая концепция рыночных экономических отношений
  6. Экономическое учение Д. Рикардо
  7. Экономическое учение Т. Мальтуса
  8. Экономическое учение Дж. С. Милля
  9. Экономическое учение К. Маркса
  10. Общая характеристика маржинализма

Введение

Любая экономическая теория рассматривает экономическую деятельность, направленную на удовлетворение человеческих потребностей. Ограниченные ресурсы, потраченные на удовлетворение бесконечных человеческих потребностей, должны быть восполнены. Таким образом, экономическая теория решает вопросы: что производить, как, для кого и каким образом.

В 1976 году исполняется 200 лет со дня публикации книги Адама Смита, выдающегося шотландского философа, величайшего экономиста конца XVIII в. В истории экономической мысли он навсегда запомнился своей книгой «Исследование природы и причин богатства народов» (1776). (1776). Значение его работы, которая стоила ему девяти лет отшельничества, выходит далеко за рамки экономики. Размышления автора, как высокоинтеллектуальной и разносторонней личности, внесли значительный вклад в теорию таких наук, как психология, образование и политология. Среди выдающихся экономистов классической политэкономии Адам Смит является центральной фигурой.

В концепции А.Смита центральную роль играет теория разделения труда, в которой он отразил тенденцию к развитию машинного производства. Экономист также обращает внимание на тему денег, которая органически связана с темой разделения труда, поскольку у Смита деньги выступали в качестве средства обмена («великого колеса обращения»).Он подчеркивал спонтанное возникновение денег как специфического товара, относил их к потребностям производства и обращения, видел их подчиненную роль.

Смит смог по-новому увидеть последовательность рыночной системы, объективно заметив, что она будет расти, и богатство нации, имеющей эту систему, будет постоянно увеличиваться.

Взгляды Смита на разделение труда и теорию денег актуальны и сегодня. Многие экономисты до сих пор заняты изучением того, как именно работает механизм, предложенный ученым.

Биографическая справка об А. Смите

Адам Смит (1723 — 1790) был единственным ребенком в бедной семье таможенного чиновника, который умер за несколько месяцев до рождения сына. Воспитанный матерью, которая посвятила ему всю свою жизнь, Адам поступил в Университет Глазго в возрасте 14 лет и начал свой путь к познанию мира.

Он начал проявлять большие способности довольно рано, и в возрасте 16 лет получил стипендию для поступления в Оксфорд. Упорно стремясь к знаниям и преодолевая постоянные болезни, молодой человек постепенно стал одним из самых образованных людей своего времени. Доказательством этого стало его назначение на должность профессора этической философии в университете в Глазго, после того как он вернулся из Оксфорда в родную Шотландию. Считается, что именно подготовка лекций для студентов в этом университете привела Адама Смита к формулированию своих идей по проблемам экономики. Сохранились записи его лекций, в которых он рассуждает о юриспруденции, военной организации, налогообложении и «полицейской деятельности» — управлении внутренними делами, которое мы бы назвали «экономической политикой». После работы на посту заведующего кафедрой моральной философии Смит заслуженно занял пост ректора Университета Глазго.

В 1759 году Адам Смит опубликовал «Теорию нравственных чувств», очень интересное исследование в области морали и психологии. Книга привлекла внимание и принесла Смиту знакомство с лордом Таунсендом, который был ответственен за знаменитый «чайный налог», спровоцировавший Американскую революцию. Во Франции Смит познакомился с Вольтером, Руссо и Франсуа Кеней, блестящим врачом, который выдвинул идею физиократии, первой попытки объяснить, как работает экономическая система.

В 1766 году Смит вернулся в Шотландию, где провел остаток своей жизни. В то время его книга «Исследование природы и причин богатства народов» (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations) тщательно и медленно писалась. Смит послал копию Хьюму, который стал его близким другом. Хьюм, как и все, кто прочитал книгу, понял, что Смит создал произведение, которое навсегда изменит представление общества о самом себе.

Книга была опубликована только в марте 1776 года. Книга имела оглушительный успех и переиздавалась несколько раз при жизни автора. Она была переведена на русский язык в 1804 году и состояла из пяти книг. Именно «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита принесло ему пожизненное признание и славу «отца экономической науки».

Условия возникновения и основные идеи экономической теории А. Смита. Смит

Экономическая теория Адама Смита была основана на наблюдениях, как экономических, так и философских. Его исследования стали возможны благодаря социальным, политическим и экономическим изменениям, произошедшим в Европе в восемнадцатом веке с развитием рыночного производства и установлением стабильных отношений обмена. Адам Смит был современником этих процессов, и его экономические взгляды эволюционировали вместе с развитием самой экономики.

Теоретические изыскания Смита были направлены против теории и практики меркантилизма и тех феодальных институтов и пережитков, которые мешали развитию капиталистических отношений. Смит обосновал преимущества капитализма и призвал сосредоточиться на его развитии. Он осуждал расточительность аристократии и восхвалял предприимчивость и трудолюбие купцов и промышленников.

Экономические соображения Смита касаются в основном трех территорий: Шотландия, Англия и европейский континент. На основе личных наблюдений за разделением труда на шотландской фабрике, производившей булавки, Смит обосновал, например, свой тезис о связи производства и расширения рынка с разделением труда, а также о связи между такими явлениями, как разделение труда и производительность.

Смит делает вывод, что расширение разделения труда было одним из прогрессивных последствий разрушения внутренних границ, которое принесло автоматическое увеличение размеров рынка и возможность увеличения объема производства. Оценив важность разделения труда, автор «Богатства народов» фактически раскрыл один из основных принципов развития товарного производства.

Смит также указал на другое последствие экономических изменений: почти трехкратное увеличение (по сравнению с ценами начала восемнадцатого века) цены на шотландский скот, которое произошло после заключения торгового соглашения между Англией и Шотландией. Англо-шотландское соглашение, которое открыло английские рынки для Шотландии, также способствовало росту цен на мясо.

Экономические наблюдения, описанные в «Богатстве народов», включают: рост земельной ренты в предгорьях Шотландии; относительно низкая арендная плата для шотландских оловянных копей. Стимулирующее влияние деятельности банков на экономику региона, увеличившее денежный оборот страны почти в два раза; зависимость цен в производстве стекла, железа и других металлов от изменения цены на уголь; негативный эффект от регулирования цен на хлеб и др.

Описывая свои наблюдения, Адам Смит осудил феодальную традицию порабощения крестьян, которую он уподобил рабству и назвал главным препятствием для прогресса сельского хозяйства. Захват земель был осужден как посягательство на крестьянскую собственность и препятствие для инвестиций в сельскохозяйственное производство. Только в городах, утверждал Смит, сбережения «трудолюбивой части сельского населения» могли найти надежное и продуктивное применение.

Адам Смит, отвергавший политику меркантилизма, утверждавший, что каждый человек лучше законодательной власти может выбрать отрасль, в которую вложить свой капитал, призывал к экономической свободе и политике невмешательства в экономику, обосновывая свое экономическое превосходство. Адам Смит считал основным мотивом предпринимательства частную собственность и свободную конкуренцию. Поэтому пафос его творчества был направлен против всех видов монополий и любого вмешательства в экономику.

Таким образом, хотя Адам Смит сделал много ценных для своего времени наблюдений, он не подверг все факты экономической реальности собственной интерпретации и оценке. Он видел суровую реальность фабричной системы, заметил появление новой формы организации бизнеса — акционерного общества (корпорации), и от него не ускользнуло, что рабочие пытались создать организацию для защиты своих экономических интересов.

Основные экономические концепции, разработанные А. Смитом

Среди неоспоримых заслуг Смита, которые признают как поклонники, так и противники его взглядов, — разработка основных категорий теории трудовой стоимости, включая такие понятия, как стоимость, цена, заработная плата, дифференциальная рента, производительность труда и др. Адам Смит был первым, кто попытался найти законы производства в сфере товарообмена, движения цен, обращения денег.

Адам Смит считал производительный труд, организованный по капиталистическому методу, основным источником прибавочной стоимости. Под термином «производительный» Смит понимал только такой труд, который может быть воплощен в материальном продукте, создать «продукт длительного пользования».

Адам Смит признавал труд главной субстанцией стоимости — «ее реальной мерой», отстаивал товарную природу денег. Он справедливо полагал, что деньги — это лишь внешняя мера стоимости, инструмент товарного обращения, а настоящей мерой и ее создателем остается труд товаропроизводителей. Адам Смит относил деньги к оборотному капиталу и утверждал, основываясь на собственной интерпретации основного капитала, что деньги сами по себе не представляют стоимости: «Деньги — великое колесо обращения, великое орудие торговли — действительно, наравне с другими орудиями производства, являются частью (и очень ценной) капитала, — заключил Смит, — но ни в каком смысле не частью дохода общества, которому они принадлежат.

Особое место в теоретическом наследии Смита занимает изучение природы стоимости. По оценке классиков марксизма-ленинизма и их последователей, Адам Смит, «классик буржуазной политэкономии», очень близко подошел к пониманию двойственной природы труда, воплощенного в товарах.

В частности, Смит считал, что стоимость определяется не только количеством труда, воплощенного в товаре (т.е. трудом, затраченным на производство товара), но и тем, что он называл покупаемым трудом. По его мнению, стоимость товара состоит из трех частей:

  1. Часть, возмещающая сырье и орудия труда,
  2. часть, которая возмещает заработную плату работников,
  3. «Дополнительные расходы».

Большим достижением Адама Смита стало сопоставление таких понятий, как потребительная стоимость и меновая стоимость, стоимость и цена. Различие между естественной ценой и рыночной ценой было очень прогрессивным для того времени, поскольку показывало возможность изучения законов ценообразования, несмотря на постоянные колебания цен на свободном рынке. Смит рассматривал рыночную цену как функцию колебаний спроса и предложения, в то время как естественную цену он считал основой ценообразования. Однако Смит считал, что на сам уровень естественной цены также влияют три фактора, входящие в стоимость товара, а именно: заработная плата, прибыль и рента.

Адам Смит признавал, что прибыль капиталиста, сумма процентов по кредитам и земельная рента по сути являются долей продукта, произведенного трудом рабочих. Прибыль, по его мнению, принадлежала предпринимателям по праву — она была их вознаграждением за риск производства и вложение капитала. В то же время он определил заработную плату работников как оплату за труд. Что касается ренты, то Адам Смит считал ее происхождение результатом деятельности природы.

В соответствии с концепцией, изложенной выше, Адам Смит разделил современное общество на три класса: капиталисты, землевладельцы и наемные работники — то есть те, «кто живет за счет ренты; те, кто живет за счет зарплаты; и те, кто живет за счет прибыли».

В теоретических разделах «Богатства народов» Адам Смит уделяет значительное внимание анализу капитала и процесса его накопления, поиску источников накопления. Смит признавал капитал в целом движущей силой капиталистической экономики и искал первоисточники его накопления прежде всего в сфере производства.

Адам Смит также внес большой вклад в развитие концепций основного и оборотного капитала. Адам Смит считал основной капитал «производительными резервами» общества, его материальным богатством: «Цель основного капитала, — по его мнению, — состоит в том, чтобы увеличить производительную силу труда, то есть дать возможность одному и тому же числу рабочих выполнять гораздо больший объем работы».

Смит был склонен исключать основной капитал из числа элементов, постоянно находящихся в обращении. В то же время Смит включил в основной капитал нематериальные факторы — навыки людей, идеи и т.д., в дополнение к средствам производства, материалам и так далее. Для него было очевидно, что инвестиции в основной капитал в конечном итоге более выгодны для развития экономики, чем сопоставимые инвестиции в оборотный капитал: «Деньги, правильно вложенные в любой основной капитал, — так утверждал автор «Богатства народов», — всегда возвращаются с большей прибылью и увеличивают головной продукт на большую сумму, чем затраты на содержание основного капитала».

Взгляды современных западных экономистов во многом совпадают со взглядами Адама Смита. Таким образом, термин «капитал» означает в первую очередь. Материальные активы, которые могут участвовать в производстве — материалы, оборудование, здания и так далее.

Такие понятия, как первоначальное накопление капитала и накопление, которое в марксизме принято называть капиталистическим, Адам Смит не различал, хотя сам факт накопления он исследовал достаточно подробно. Он пытался найти факторы накопления капитала непосредственно в сфере производства, а сельскохозяйственный бизнес Смит считал более прибыльным, чем промышленное производство.

В исследовании Смита также было ценно сравнить прибыль с заработной платой, а также с процентами по кредитам. В данном случае важно отметить, что прибыль по своим характеристикам не совпадала с заработной платой и поэтому не отождествлялась с ней напрямую — в понимании Смита она была разновидностью заработной платы.

Большое внимание в «Богатстве народов» уделяется интерпретации категории заработной платы, поиску закономерностей ее формирования. Адам Смит рассматривал заработную плату как явление, присущее всем формам организации производства. Возникновение буржуазных отношений, по его мнению, влияло только на уровень заработной платы, порождая отчисления от созданного рабочим продукта.

Адам Смит поставил размер заработной платы в современном ему обществе в зависимость от спроса на труд и от «общей или средней цены на продукты питания». В то же время он отметил, что заработная плата не ограничивается предметами первой необходимости и что первоначально весь продукт труда рабочего составлял его заработную плату, и лишь позднее из нее стали вытекать выплаты в пользу капиталистов и землевладельцев.

Вклад Смита в развитие теории земельной ренты очевиден. Описав ренту как результат монопольной цены земли, Смит указал на существенную роль монополии землевладения и ее влияние на развитие всей системы товарно-денежных отношений.

Адам Смит различал два вида ренты в зависимости от плодородия или местоположения земли. Ученый не рассматривал ренту как следствие формирования капиталистических отношений — напротив, он считал ее вечной категорией.

Исследователи теоретического наследия Адама Смита, естественно, подчеркивают многочисленные противоречия его теории, особенно по отношению к теории прибавочной стоимости, разработанной Карлом Марксом.

Критики Адама Смита отмечают, что он не увидел разницы между простым и капиталистическим товарным производством, прибылью и прибавочной стоимостью. Неспособность философа раскрыть механизм образования прибавочной стоимости в капиталистическом производстве и определить истинные источники накопления капитала они объясняют «буржуазной узостью мышления дознавателя».

Актуальность идей А. Смита на современном этапе

Интерес к творческому наследию Адама Смита, который сегодня испытывают экономисты почти всех цивилизованных стран, показывает, что многие экономические идеи, сформулированные им на заре капиталистического производства, актуальны и сегодня. Среди них, прежде всего, проблема взаимоотношений государственной власти и монополий, отношение к принципам экономического невмешательства, политика меркантилизма.

По мнению западных экспертов, центральной темой «Богатства народов», заслуживающей внимания сегодня, является создание такого общественного строя, при котором индивиды, стремясь удовлетворить свой личный интерес, обязательно заботятся о благополучии и удовлетворении интересов общества в целом. Актуальность идей Адама Смита обусловлена развитием общей экономической теории, проблемой монополий и государственных субсидий, а также возможностями централизованного экономического планирования.

Субсидии государства и капиталистических ассоциаций — это фундаментальная тема, сформулированная в «Богатстве народов». Смит утверждает, что страна, искренне озабоченная увеличением собственного богатства, должна создать правовую базу, которая обеспечит каждому человеку и каждому производителю условия для максимальной экономической свободы. Именно корысть должна побуждать людей вступать в отношения обмена друг с другом и тем самым способствовать общему прогрессу рыночных отношений.

Адам Смит также рассматривает проблему замены рынка организованным централизованным распределением общего дохода общества. Сегодня рыночная экономика ни одной цивилизованной страны не может обойтись без вмешательства государства в систему распределения, которое выражается в установлении налогов на доходы, недвижимость, выплату пособий по безработице и т.д..

Одной из главных проблем, не потерявших своей актуальности и по сей день, ученый справедливо считает необходимость установления и закрепления прямой зависимости между степенью трудолюбия работника и вознаграждением за его труд.

Таким образом, не случайно экономические идеи Адама Смита так долго будоражили умы ведущих экономистов человечества. Гениальные идеи Смита требуют большого внимания на всех этапах развития капиталистического производства, не зря его по праву считают «отцом экономической науки».

Заключение

В заключение следует отметить, что естествоиспытатель и экономист А. Смит внес большой вклад в развитие экономической науки. Выдающийся талант Смита как мыслителя проявился в том, что он, будучи современником мануфактурного периода в развитии экономики, смог создать общую теорию капиталистического способа производства.

Многочисленные международные семинары, посвященные творческому наследию Адама Смита. Многочисленные международные семинары, посвященные творческому наследию Адама Смита, показывают, что многие идеи «классика буржуазной политэкономии» не потеряли своей актуальности и могут быть эффективно использованы в условиях развитой рыночной экономики.

Как и любое научное исследование, теория А. Смита имеет большое количество сторонников и противников. Современные исследователи творческого наследия Адама Смита отмечают, что недооценка его взглядов и отсутствие интереса к ним в настоящее время обусловлены главным образом многочисленными вульгарными модификациями основных идей классика, созданными его последователями.

Но, несмотря ни на что, Смит по праву признан «отцом экономической науки». Предложенные им теории легли в основу разработок ведущих ученых мира. Экономические идеи Смита требуют большого внимания на всех этапах развития капиталистического производства.

Список литературы

  1. Аникин А.В. Адам Смит, русская мысль и наши проблемы. — – М., 1990.
  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — – М., 1993.
  3. Джадгаров я.с. история экономических учений. — – М., 2000.