Оглавление:
Закон в философии отражает объективно необходимые повторяющиеся существенные связи, явления процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Они сводятся к трем законам, характеризующим процесс развития, в ходе которого противоречие приводит к разрушению старого и возникновению нового качества, а повторяющееся отрицание определяет общее направление процесса развития.
Философские категории дают свойства и отношения бытия и познания во всеобщей форме и связаны друг с другом. Философские категории рассматривают предметы и явления различных систем не как постоянно существующие, а как возникающие, изменяющиеся и приходящие.
Материальный мир существует в виде различных предметов, явлений, процессов, наделенных своими индивидуальными характеристиками и свойствами, особенностями. В процессе познания это фиксируется в философской категории единичного.
Единичное — это философская категория, отражающая отдельные, относительно обособленные вещи, явления, процессы конкретной материальной системы.
С другой стороны, предметы и явления в реальности связаны между собой общими аспектами, свойствами и характеристиками, которые носят объективный характер.
Философская категория общего отражает общие аспекты, свойства и отношения, присущие определенной группе материальных систем.
Общее и единичное соединяются частным. Единичное — это философская категория, отражающая такие признаки, которые по отношению к единичному являются общими, а по отношению к общему они являются единичным, то есть единичное отражается в единичном. Например, сама классификация медицинских наук и их различных отделов тесно связана с понятиями единичного, особенного и общего. Таким образом, общая физиология человека выступает как особенное по отношению к физиологии организма в целом, которая включает в себя физиологию человека, животных и растений. С другой стороны, физиология человека будет универсальной по отношению к своим составным частям, то есть физиологии ЛОР-органов, метаболизма, эндокринной системы и так далее. Так, единичное относится к конкретным индивидуальным формам болезней, общее в медицине выступает в нозологии как учение о болезни, общие законы ее протекания. Конкретное относится к течению болезни у конкретного пациента.
Эти категории взаимосвязаны. Во-первых, они отражают объективно существующие свойства и отношения в любых материальных и психических системах.
Во-вторых, любое материальное образование представляет собой единство единичного и общего, т.е. они взаимодействуют. Из этого следует: Невозможно рассматривать единичное в отрыве от общего, а общее в отрыве от единичного. В органическом мире, например, взаимодействие общего и единичного принимает форму онтогенеза (единичного) и филогенеза (общего). Филогенез переходит в онтогенез и наоборот, то есть изменения в особи становятся изменениями в виде, но этот переход происходит не иначе, чем от индивидуального развития конкретного организма к индивидуальному развитию другого организма. Например, общее и единичное сами по себе не дают полной картины заболевания, а только в сочетании друг с другом. Например, факультетская терапия основана на общей картине заболевания (пневмония в целом, цирроз печени, нефрит в целом). Стационарная терапия фокусируется на личности, т.е. на том, как протекает то или иное заболевание, каковы его вариации, и поэтому дает полную картину заболевания только в целом. Признание единичной, уникальной клиники таким образом выявляет и уточняет общее, обычное. Например, не существует типов болезней вне конкретных заболеваний. При этом отдельные заболевания существуют не сами по себе, а как болезни определенной классификации — острые, хронические, педиатрические, инфекционные.
Необходимость и случайность.
Необходимость — то, что должно быть, не может не быть. Случайность — это то, что может быть, но не должно быть.
Необходимое — это общее, а условное — единичное. В то же время категории необходимости и случайности имеют конкретное содержание.
В истории философии существовали две крайние точки зрения. Отрицая необходимость, многие материалисты и идеалисты прошлого считали, что все в мире происходит по необходимости, фатально, по воле Бога или в силу объективных законов. Случайность с этих позиций — явление, причина которого нам неизвестна. Фаталистическое понимание необходимости исключало признание какой-либо активной роли и свободы человека, он превращался в пассивный элемент мировой машины, управляемой духовными или материальными силами.
С противоположной крайней точки зрения, абсолютизации случайности, мир превращался в хаос случайных событий, в котором человек также становился пассивным и случайным явлением. Человек контингентного мира сам является контингентным явлением.
Согласно материалистической диалектике, случайность является проявлением и дополнением необходимости, а необходимость существует только через случайность. Диалектика не уравнивает их; необходимость — господствующая сторона мира; случайность не порождает необходимость, а наоборот, необходимость проявляется в случайности и определяет ее.
В процессах развития случайность и необходимость сливаются своеобразным образом. Таким образом, обмен товарами вначале был социально обусловленным. С развитием общества обмен товарами становится необходимостью. Каждая новая необходимость возникает из старой необходимости при участии случайностей, отклонений от старой необходимости, которые подрывают эту необходимость.
Возможность и действительность.
Действительность — это то, что существует, возможность — это тенденция, заложенная в действительности.
Проводится различие между реальной, абстрактной и формальной возможностью. Реальным является возможность, которая имеет основные условия для превращения в действительность. Это называется абстрактной возможностью, для которой в реальности существуют лишь частичные условия. Формальная возможность — это крайне маловероятная возможность, когда нет запрета на то, чтобы событие произошло, но на практике оно все равно оказывается невозможным.
Возможности присущи реальности, вытекают из нее, подчинены реальному бытию. Бытие, таким образом, имеет сложную, многоуровневую структуру: оно содержит актуальное, то есть то, что уже стало и определено, и возможное, тенденцию к будущему. В силу своей сложности и противоречивости реальность содержит множество возможностей, которые часто являются взаимоисключающими. Это определяет многообразие, многовариантность путей развития вещи. Это разнообразие не безгранично, оно обусловлено качественной детерминацией вещи, законами ее развития и всегда направлено в определенное русло.
Возможность — это не просто нечто будущее и поэтому несуществующее; она представляет реальность в двух отношениях. Во-первых, возможность — это реально существующая тенденция развития, т.е. она действительна. Во-вторых, возможность уже является реальностью, ее элементом или зачатком.
В процессе естественного развития реализованная возможность превращается в новую, более сложную реальность, принося с собой более широкие возможности для дальнейшего развития. Возможность, заложенная в реальности, — это нечто более сложное, чем реальность. В этом смысле реальность потенциально «сложнее самой себя».
Категории реальности и возможности позволяют нам понять место и роль человека в бесконечном мире и смысл его существования. Успех человеческих действий определяется тем, в какой степени человек исходит из реальности и присущих ей реальных возможностей.
Категории «единичное, особенное и общее».
Единичное, особенное и общее — философские категории, которые выражают объективные отношения мира и характеризуют процесс его познания. Давайте рассмотрим каждую из категорий отдельно.
Единственное число (отдельный, индивидуальный) — это конкретный объект, ограниченный в пространстве и времени.
Всеобщее (общее) — это подобное свойство, абстрагированное от единичных и особенных явлений, признак, на основании которого предметы и явления группируются в класс, вид или род (так называемое абстрактное общее). Это единство в многообразии, закон, объединяющий многообразие явлений в единую систему (так называемое конкретно-всеобщее).
Конкретное — это единство единичного и всеобщего; предмет, который в своем конкретном единстве как конкретное всеобщее и как единичное не исключен из взаимосвязи мира.
Концепция мира только как бесконечного множества индивидуальностей является односторонней и потому ложной. Бесконечная множественность — это только одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. Категории единичного, особенного и общего раскрываются через поиск тождества и различия в бытии.
Нет двух абсолютно одинаковых вещей, и нет двух абсолютно разных вещей, не имеющих ничего общего друг с другом. Как похожи, например, листья кленового дерева! Но среди них мы не найдем ни одной абсолютно идентичной пары. Ничто не является абсолютно идентичным другому или даже самому себе. Вещи различны как сами по себе, так и между собой. Есть выражение: похожи как две капли воды. Но две капли воды, говорит С. Лейбниц, рассмотренные через микроскоп, оказываются разными. Чистое тождество может существовать только в абстракции, как формальное тождество, согласно которому А = А. Реально существует только конкретное тождество, которое само по себе подразумевает различие. Спиркин А. Основы современной философии. — Спб: Издательство «Лань», 1998. с.387.
Тождество и различие — это отношения объекта к себе и к другим, которые описывают его устойчивость и изменчивость, одинаковость и несхожесть, сходство и несходство, одинаковость и несходство, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, отношений и тенденций развития.
Сходство и различие имеют свои степени, градации. Вся история развития общества от первобытного состояния до настоящего времени представляет собой различие стадий развития одной и той же формы бытия. От элементарных частиц до вероятных космических цивилизаций — это разные стадии развития. Существует идентичность и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого различия.
Предположим, есть два объекта, свойства которых абсолютно идентичны. Но тогда они обязаны занимать одно и то же место в одно и то же время. Если бы это было так, то перед нами было бы уже не две вещи, а одна. Но эти вещи занимают разные позиции в пространстве и времени. Таким образом, они находятся в разных контекстах с другими вещами, и это снова указывает на различие, нетождественность этих вещей.
Общее
Единство может быть в виде сходства или общности свойств, отношений вещей, объединенных в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей распознаются на основе обобщений в виде понятий и обозначаются существительными: «человек», «растение», «закон». В каждой вещи есть общее как ее сущность. Общее — это «душа», сущность единичного, закон его жизни и развития.
Все люди индивидуальны, но у всех есть нечто общее.
Все вещи и события мира отличны друг от друга, единичны в своей сущности. Мириады неповторимых условий, масса случайностей участвуют в «формировании» единичного. Единственное число — это объект, взятый в его отличии от других объектов в его единственности. Не только отдельный объект, но и весь его класс, взятый как единое целое, и отдельное свойство или характеристика объекта, взятые в их индивидуальной неповторимости, могут рассматриваться как единственное число.
Единственное число — это категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отдельность объектов друг от друга в пространстве и времени, их специфические свойства, составляющие их уникальную качественную и количественную определенность.
Единичное — это объект в совокупности присущих ему свойств, которые отличают его от всех других объектов и составляют его индивидуальную, качественную и количественную определенность.
Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единственное число обозначается именем собственным (Толстой, Пушкин, Москва, Солнце, Земля и т.д.) или указательным местоимением (этот, тот и т.д.) или другими конкретными средствами языка.
Никакая деятельность или наука не была бы возможна без способности различать вещи, которые имеют что-то общее. Как сходство признаков определенных вещей, общее доступно непосредственному восприятию. Поскольку это закономерность, она выражается в терминах концепций и теорий. Законы формируются на основе общего и включают в себя это понятие. Хотя общее помогает нам приблизиться к сущности, его не следует смешивать с самой сущностью. Платон писал: «Человек — это двуногое существо, лишенное перьев» (шутка), за что ему приносили ощипанную курицу. Здесь он сыграл на ложном утверждении, сведя общие характеристики людей к их сущности. Более того, общее относится не ко всему бытию как систематически организованному целому, а только к атрибуту этого целого.
Единичная вещь своей конкретной формой существования обязана системе закономерных отношений, в рамках которой она возникла и существует в своей качественной определенности. Универсальное доминирует над единичным, безжалостно «уходя» от единичного как преходящего, чтобы сохранить общее как нечто стабильное. В то же время единственное число служит предпосылкой общего.
Общее не существует до или вне единичного, так же как и единичное не существует вне общего. Его единство — это конкретное. Эта категория преодолевает односторонность и абстрактность одного и другого и приводит их в конкретное единство. Единичное всегда является качественно определенной, конкретной сущностью соответствующего класса объектов. Таким образом, конкретное богаче общего и единичного.
Почему общее связано с единичным? Потому что в силу дискретности мира общее дано нам не иначе, как через единичное. Общее не существует отдельно; это закон рождения и жизни единичного. Она содержит в себе закономерность протекания процессов в каждом единичном явлении данного класса Действие закономерности, анонимная сила общего выражается только в единичном и через единичное. Как, в свою очередь, единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.
Форма и содержание.
Содержание — это элементы, из которых состоит вещь; форма — это совокупность связей между ними, или, другими словами, организация или структура вещи. Различие между формой и содержанием относительно. Материальный мир — это предметный мир, поэтому наиболее четкое различие между формой и содержанием проводится по отношению к вещам. Таким образом, производственные отношения можно рассматривать как элементы содержания, а политические отношения — как их организацию или форму.
Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие существенные моменты. Содержание и форма образуют единство, в котором содержание играет решающую роль. Определяется содержанием, форма совпадает с ним. В то же время, содержание может быть выражено в различных формах. Разнообразие форм всегда связано с разнообразием содержания, причем постоянным в этом разнообразии является не содержание, а самая общая сущность вещи.
Форма, определяемая содержанием, обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источник этой относительной независимости заключается в том, что связи между элементами зависят не только от природы элемента, осуществляющего связь, но и от природы других элементов, от совокупного характера элементов содержания, благодаря чему форма приобретает определенную самостоятельность и активность.
Содержание и форма находятся в сложном взаимодействии в процессе развития, в котором содержание играет решающую роль. В этом процессе форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда отстает от него в той или иной степени и является более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в соответствие с содержанием, но оно никогда не может быть полностью преодолено. В конце концов, противоречие между формой и содержанием резко обостряется, поскольку возможности развития существующего содержания и формы исчерпаны, и конфликт разрешается скачком — отбрасыванием старой формы и перестройкой содержания.
Пример:
Содержание — это элементы, из которых состоит вещь, форма — это совокупность связей между ними, или, другими словами, организация или структура вещи.
В качестве примера можно привести рынок и действующих на нем продавцов и покупателей. Формой в данном примере будет рынок как совокупность экономических отношений. Контент будет представлять собой продавцов и покупателей, которые являются неотъемлемой частью рынка. Рынок является связующим звеном для его элементов. Как видно из примера, форма, то есть рынок, обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источник этой относительной автономии в том, что связь между продавцом и покупателем также зависит от совокупности других элементов рынка, поэтому рынок приобретает определенную независимость и активность.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования
- Свободомыслие как многовековая традиция: возможен ли научный атеизм?
- Античная философия
- Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз
- Различные формы детерминации мира: свобода и необходимость, возможность и действительность
- Феноменологический анализ искусства
- Проблемы познания в истории философии.
- Поздняя античная и ранняя христианская философия
- Мораль как основа общечеловеческих ценностей
- Руссоизм в истории общественной мысли XVIII-XX вв.