Оглавление:
Эрих Фромм родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900 года, единственный ребенок православных еврейских родителей Розы (Краузе) и Нафтали Фромм. Он начал свое академическое образование в 1918 году в Университете Франкфурта-на-Майне с двумя семестрами права. В летнем семестре 1919 года Фромм учился в Гейдельбергском университете, где начал изучать социологию у Альфреда Вебера (брата более известного социолога Макса Вебера), психиатра-философа Карла Ясперса и Генриха Риккерта. Фромм получил докторскую степень по социологии в Гейдельберге в 1922 году. В середине 1920-х годов он обучался как психоаналитик в психоаналитическом санатории Фриды Райхманн в Гейдельберге. Они поженились в 1926 году, но вскоре разошлись, а в 1942 году развелись. Он начал свою клиническую практику в 1927 г. В 1930 г. он поступил в Институт социальных исследований во Франкфурте и завершил свою психоаналитическую подготовку.
После того, как нацисты захватили власть в Германии, в 1934 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в Колумбийский университет в Нью-Йорке. Вместе с Карен Хорни и Гарри Стаком Салливаном Фромм принадлежал к нео-фрейдистской школе психоаналитической мысли. Хорни и Фромм оказали заметное влияние на мышление друг друга: Горни осветил некоторые аспекты психоанализа для Fromm, а последний осветил социологию для Horny. Их отношения закончились в конце 1930-х годов. Покинув Колумбию, Фромм помог основать нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии в 1943 году и стал соучредителем Института психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта в 1946 году. С 1941 по 1949 год он был членом профессорско-преподавательского состава Беннингтонского колледжа, а с 1941 по 1959 год преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
Когда в 1949 году Фромм переехал в Мехико, он стал профессором Национального автономного университета Мехико (UNAM) и создал там психоаналитическое отделение при медицинском колледже. В то же время он преподавал как профессор психологии в Мичиганском университете с 1957 по 1961 год и как доцент психологии на аспирантском факультете искусств и наук Нью-Йоркского университета с 1962 года. До выхода на пенсию в 1965 году он преподавал в УНАМ, а до 1974 года — в Мексиканском обществе психоанализа (МООП). В 1974 году он переехал из Мехико в Муралто, Швейцария, и умер у себя дома в 1980 году. Он умер в своем доме в 1980 году, за пять дней до своего восьмидесятилетия. В течение всего этого времени Фромм поддерживал собственную клиническую практику и опубликовал ряд книг.
Фромм, как сообщается, был атеистом, но называл свою позицию «нетеистической мистикой».
Психологическая теория
Начиная с его первой фундаментальной работы в 1941 году «Бегство от свободы» (известной в Британии как «Страх свободы»), работы Фромма известны не только своими социальными и политическими комментариями, но и философскими и психологическими основами. Действительно, «Бегство от свободы» считается одним из основополагающих трудов политической психологии. Его вторая важная работа «Человек для себя: исследование в психологии этики», впервые опубликованная в 1947 году, продолжила и обогатила идеи «Бегства от свободы». В этой книге изложена теория Фромма о человеческой природе, которая является естественным продолжением теории Фромма о человеческой природе. Самой популярной книгой Фромма было «Искусство любви» — международный бестселлер, впервые опубликованный в 1956 году, в котором были обобщены и дополнены основные теоретические принципы природы человека d в «Бегстве от свободы и человека к самому себе» — принципы, которые были пересмотрены во многих других крупных работах Фромма.
Центральное место в мировоззрении Фромма занимала его интерпретация Талмуда и хасидизма. В молодости он начал изучать Талмуд, сначала у раввина Й. Горовица, а затем у раввина Салмана Баруха Рабинкова, хасида-хасида. Получая докторскую степень по социологии в Гейдельбергском университете, Фромм изучал танью с основателем Хабада, раввином Шнеуром Залманом из Лиади. Во время учебы во Франкфурте Фромм также учился у Неемии Нобель и Людвига Краузе. Дед Фромма по отцовской линии и два прадеда по отцовской линии были раввинами, а его прадед по материнской линии был известным талмудистом. Однако в 1926 году Фромм отвернулся от православного иудаизма в пользу светского толкования библейских идеалов.
Краеугольным камнем гуманистической философии Фромма является его интерпретация библейской истории об изгнании Адама и Евы из Эдемского сада. Опираясь на свои знания о Талмуде, Фромм отметил, что умение различать добро и зло обычно считается добродетелью, но библейские ученые в целом верят, что Адам и Ева согрешили, непослушавшись Богу и вкусив плоти древа познания. Однако, отходя от традиционного религиозного православия, Фромм восхвалял добродетели людей, предпринимающих самостоятельные действия и использующих разум для установления нравственных ценностей, а не сторонников авторитарных нравственных ценностей.
Помимо простого осуждения авторитарных систем ценностей, Фромм использовал историю Адама и Евы как аллегорическое объяснение биологической эволюции человека и экзистенциального беспокойства. Он утверждал, что когда Адам и Ева ели из дерева познания, они признавали себя отделенными от природы, но оставались ее частью. Поэтому они чувствовали себя «голыми» и «пристыженными»: они стали людьми, осознающими себя, свою смертность, свою бессилие перед лицом сил природы и общества. Они больше не объединены со Вселенной, как это было в их инстинктивном, до-человеческом существовании в качестве животных. По мнению Фромма, сознание разобщенного человеческого существования является источником вины и стыда, и решение этой экзистенциальной дихотомии лежит в развитии уникальной способности человека к любви… и разуму. Однако Фромм отличал свое представление о любви как от нерефлексивных популярных понятий, так и от парадоксальной любви Фрейда (см. критику Маркуза ниже). Википедия сайт:wikichi.ru
Критика Фрейда
Фромм подробно изучал жизнь и творчество Зигмунда Фрейда. Фромм выявил расхождение между ранней и более поздней теориями Фрейда: а именно, что до Первой мировой войны Фрейд описывал человеческие стремления как напряжение между желанием и репрессиями, а после войны стал рассматривать человеческие стремления как борьбу между биологически универсальными стремлениями к жизни и смерти (Эрос и Танатос). Фромм обвинил Фрейда и его последователей в том, что они никогда не признавали противоречия между двумя теориями.
Фромм также критиковал дуалистическое мышление Фрейда. По мнению Фромма, фрейдистские описания человеческого сознания как борьбы между двумя полюсами были узкими и ограничивающими. Фромм также осудил Фрейда как женоненавистника, неспособного мыслить вне патриархальной среды Вены начала 20 века. Однако, несмотря на эти критические замечания, Фромм выразил большое уважение к Фрейду и его достижениям. Фромм утверждал, что Фрейд, наряду с Альбертом Эйнштейном и Карлом Марксом, является одним из «архитекторов современности», но подчеркивал, что считает Маркса гораздо более исторически важным, чем Фрейд, и более тонким мыслителем.сайт Википедии:wikichi.ru
Биография Фромма
Эрих Фромм — один из самых известных философов и социологов ХХ века. Фромм также считается одним из основателей двух школ психологии — нео-фрейдизма и фрейдо-марксизма.
Будущий философ и психолог родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в семье православных евреев. Фромм посещал обычную начальную школу в своем родном городе. Все предметы пришли к нему легко, и он был одним из лучших студентов в своем классе, что позволило ему без особых трудностей поступить в Гейдельбергский университет в 1918 году, который был самым престижным университетом в Германии.
Там он изучал предметы своей области: социологию, философию и психологию. Научным руководителем Фромма был выдающийся немецкий философ и социолог Альфред Вебер. Он курировал Фромма по докторской диссертации.
E. Позже Фромм поступает в психоаналитический институт в Берлине, где заканчивает психоаналитическую подготовку. Во время тренировки в Берлине Фромм встречается с одной из главных фигур нео-фрейдизма — американцем К. Хорни.
После окончания института Э. Фромм начинает свою психологическую практику, которой занимается почти всю жизнь. Именно этот богатый опыт общения с пациентами помог ему создать обширную информационную базу для предстоящих открытий.
В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, который начал уничтожение евреев внутри Германии. Чтобы не стать жертвой режима Третьего Рейха, Фромм переехал сначала в Швейцарию, а затем в США, где купил дом в Нью-Йорке. Затем Фромм работал в престижном Колумбийском университете в Америке.
Пятнадцать лет спустя Фромм переехал в Мехико, где работал в Национальном автономном университете. Там Фромм погрузился в исследования и опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой резко раскритиковал капиталистическую систему. В 1960 году Э. Фромм решает стать политически активным и вступает в Социалистическую партию.
В последние годы своей жизни Фромм работал в Нью-Йорке и Мичиганском университете.
Философские и социальные идеи Эриха Фромма
Будучи учеником Зигмунда Фрейда, Фромм, переосмыслив убеждения педагога, уделил наибольшее внимание социальным вопросам. Основываясь на современных научных знаниях, философ предложил свое направление социальных преобразований.
В 1941 году Фромм опубликовал свою первую книгу «Бегство от свободы», в которой изложил основные положения социальной философии. Позже Э. Фромм разработал и усовершенствовал их в таких работах, как: «Сердце человека», «Человек такой, какой он есть», «Здоровое общество» и др.
Э. Фромм обратил внимание на три характерных механизма бегства от свободы, характерных для общества:
- Авторитаризм, как ассоциация с садомазохистскими отношениями, определяется как отказ от индивидуальной независимости и попытка объединить себя с чем-то или с кем-то внешним, чтобы обрести власть, над которой у самого человека мало что есть. Другими словами, человек ищет новые связи, чтобы заменить потерянных.
- Деструктивность, по мнению Фромма, следует отличать от садомазохистских тенденций, хотя они в некотором роде и связаны между собой. Его целью, кажется, является ликвидация объекта. Чувствуя себя бессильным перед лицом окружающего мира, личность стремится уничтожить его. Конечно, человек может оказаться совсем один в достигнутом триумфе, но в этом состоянии ему не угрожают силы на внешней плоскости. Таким образом, разрушение мира представляется как последняя отчаянная попытка человека предотвратить самоуничтожение мира.
- Автоматический конформизм — это попытка избежать одиночества и изоляции путем безусловного соответствия социальным нормам. Другими словами, индивидуум выравнивается до уровня всех остальных. Э. Фромм считал, что этот вид бегства от свободы укоренился и получил широкое распространение в обществе.
Фромм противопоставил три способа избежания свободы спонтанной деятельности, которая выражается в интеллектуальной, эмоциональной и чувственной активности и воле человека. Размышления Фромма об этических, социальных и психологических парадоксах свободы теперь могут вдохновить на самостоятельный поиск истины.
Вторая книга Фромма, озаглавленная «Человек для себя», появилась в 1947 году и стала, по сути, продолжением первой книги. В ней философ поднял вопросы об этических нормах и ценностях, которые ведут человека к самореализации. Он писал, что психологическое благополучие и здоровье основаны на ценностных суждениях, которые в широком смысле влияют на поведение человека.
Известный психоаналитик считал, что неврозы — это симптомы морального поражения, конфликт между стремлением к свободе и непреодолимой внутренней зависимостью. Успех в лечении этой болезни напрямую зависит от решения моральных проблем человека.
Известный психолог считал, что центральной нравственной проблемой нашего времени является безразличие человека к самому себе. Гуманистический психоанализ должен помочь человеку раскрыть правду о себе, открыть для себя сложившуюся психологическую ориентацию в мире, осознать проблемы морали, понять, что человек — единственное существо в мире, которое имеет совесть, и что любовь — это творческий процесс, а не слепая страсть, которая может привести к безумным поступкам.
Все исследования Фромма имели гуманистическую направленность. Постепенно он отошел от теории Фрейда. В 1950-е годы была сформулирована система «радикального гуманизма», в которой получили развитие особо различающиеся черты как личности, так и общества в целом. К ним относятся насилие и свобода, эгоизм и альтруизм, технократия и гуманизм, биологическое и социальное.
Э. Фромм считал, что социальные факторы, по-видимому, являются определяющими для основы человеческой жизни. По его мнению, тоталитарное общество и «общество потребления» не могут стать подлинными образовательными моделями. Чувство любви, братства, солидарности, преодоление своей природы через творчество — вот характерные черты истинного общества, но не кровь, грязь, принуждение к разрушению реальности и поклонение идолам. В соответствии с представленными идеями Фромм определил безусловные принципы жизни в любом обществе:
- Производство служит не экономике, а человеку;
- Взаимоотношения между человеком и природой основаны не на эксплуатации, а на сотрудничестве;
- Конфронтация заменяется солидарностью;
- Человеческое благополучие и отсутствие страданий считаются высшими целями общества.
Э. Фромм считал, что люди всегда мечтали о справедливом социальном порядке. Фромм верил, что вечная мечта осуществится, когда собственная энергия, энтузиазм, интеллект человечества будут направлены на формирование единого нового человечества, которое будет жить в мире, иметь братские отношения друг с другом, избавится от войн, классовой борьбы и экономического превосходства.
E. Философские и социальные мысли Фромма и в наши дни остаются актуальными и дают возможность поразмышлять о проблемах жизни.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Самосознание и его функции
- Педагогические течения: авторитарное воспитание, гуманистическая педагогика
- Личностные особенности детей с нарушениями речи
- Сенситивные периоды развития
- Теория структурного баланса Хайдера
- Психологические особенности личности несовершеннолетних, совершивших корыстные преступления
- Психология возрастного развития личности
- Творчество как основа философии Фридриха Ницше
- Восприятие движения и времени
- Детская нейропсихология