Оглавление:
Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), течение в эпистемологии, признающее сенсорный опыт источником знания и полагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. В отличие от рационализма, в Э. рациональное знание сводится к различного рода комбинациям материала, данного в опыте и интерпретированного таким образом, что к содержанию знания ничего не добавляется
Томас Гоббс (1588-1679). Гоббс считал материю единственной субстанцией и рассматривал все явления, предметы, вещи, процессы как проявления этой субстанции. Материя вечна, а тела и явления временны: Они появляются и исчезают. Мысль нельзя отделить от материи, потому что мыслить может только сама материя. Нематериальная субстанция невозможна, так же как невозможно нематериальное тело. Именно материя является объектом всех изменений. Все материальные тела характеризуются протяженностью и формой. Их можно измерить, поскольку они имеют длину, ширину и высоту. В отличие от Ф. Бэкона, материя у Гоббса не обладает качественными свойствами: он изучает ее с количественной стороны как математик-геометр и механик. Его мир материи лишен таких качеств, как цвет, запах, звук и т.д. В интерпретации Гоббса материя как бы геометризируется и предстает как нечто качественно однородное, бесцветное, как определенная система количественных величин. Он понимает движение только как механическое. В своем философском мировоззрении Гоббс скорее деист, хотя у него есть некоторые высказывания атеистического характера, например, что Бог — это плод человеческого воображения. Тоббс также был эмпириком и сенсуалистом в своей эпистемологии (он подчеркивал, что чувственное знание является основной формой знания). Первичным актом познания он считал ощущения, возникающие при воздействии материального тела на человека. Мысль.
Он рассматривал мышление как сложение или вычитание понятий и применял свой математический метод во всей его полноте. Джон Локк (1632-1704) — британский просветитель и философ, сторонник эмпиризма и либерализма. Он способствовал распространению сенсаций. Основой наших знаний является опыт, который состоит из индивидуальных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (воздействие объекта на наши органы чувств) и отражения. Идеи возникают в сознании в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпиризма: примат ощущений над разумом. Джордж Беркли (12 марта 1685 — 14 января 1753) был епископом в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что бытие есть либо то, что воспринимается, либо то, что воспринимается. Согласно учению Беркли, в реальности существует только дух; весь материальный мир — это одно заблуждение наших чувств; непроизвольность этого заблуждения коренится в изначальных восприятиях, порожденных душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм Беркли стал причиной многих недоразумений и враждовал как с философами, так и с теологами. Дэвид Юм (1711-1776,) — шотландский философ, выразитель эмпиризма и агностицизма, одна из крупнейших фигур шотландского Просвещения. Юм считал, что наше знание начинается с опыта и ограничивается им; врожденного знания не существует. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта или выйти за его пределы (знание будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий; восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и воображение (воспоминания и фантазии).
Субъективный идеализм Джорджа Беркли и Дэвида Юма
Джордж Беркли (1685 — 1753) родился в Ирландии и учился в Дублинском университете. Уже в 1707 году он начал свою преподавательскую карьеру. Позже путешествовал. Он посетил Париж, провел почти три года в Америке. В память об ирландском философе-миссионере назван американский прибрежный город, где расположен Калифорнийский университет. В 1734 году, после возвращения в Англию, Беркли был посвящен в епископы Англиканской церкви.
Беркли придал эмпирическим устремлениям своих предшественников, особенно Локка, наиболее радикальную форму. Этот радикализм проявился прежде всего в его взглядах на общие идеи и абстрактные понятия. Локк отрицал, что во внешнем мире существуют общие и абстрактные объекты. В то же время он признал, что абстрактные понятия существуют в сознании. Беркли также возразил: в разуме также нет ничего абстрактного, как и вне разума. Ни у кого, например, нет абстрактного понятия протяженности: невозможно представить протяженность без того или иного цвета, как невозможно представить «цвет вообще». Цвет, который мы представляем, должен быть либо красным, либо желтым, либо каким-то другим. Абстрактная идея, например, идея треугольника, который не является ни остроугольным, ни прямоугольным, ни равносторонним, является спорной. Также невозможно представить себе «движение вообще», которое не является ни медленным, ни быстрым. Беркли объявляет понятие бесконечно малых величин в математике несостоятельным. Каждая проведенная линия состоит из точек и содержит не бесконечное, а конечное их число. Деление до бесконечности невозможно, по мнению Беркли, по той простой причине, что его пределом является возможность нашего восприятия. Предел чувственного восприятия является пределом делимости — таков его вывод. Поэтому математика, оперирующая бесконечно малыми величинами, ошибочна и основана на заблуждении. На протяжении всей своей жизни Беркли отвергал механику Ньютона, поскольку она основывалась на абстрактных понятиях абсолютного движения, пространства и времени, которые никак не были представлены в сенсорном восприятии.
Беркли, как и Локк, является сенсуалистом, но идеалистом по убеждениям. В то время как Локк утверждает, что чувственное восприятие является единственным источником нашего знания, Беркли утверждает, что чувственное восприятие является единственным доказательством существования объекта. Если концепция Локка подразумевает, что мы знаем только то, что чувствуем, то концепция Беркли имеет гораздо более радикальный вывод: только то, что мы чувствуем, действительно существует. Если Локк ограничивает сферу познания чувственным восприятием, то у Беркли чувственное восприятие предстает как предел бытия.
В отличие от Локка, который утверждал, что мы не можем знать то, что не можем воспринять органами чувств, Беркли утверждал, что то, что не может быть чувственно воспринято, не существует вообще. Для вещей, утверждал Беркли, «бытие» всегда означает «бытие в восприятии»; вещи — это наборы ощущений.
Из теоретических предпосылок — отрицания абстрактных понятий и субъективно-идеалистического отношения к ощущениям — следует то, к чему Беркли стремится прежде всего: отказ от понятия материи как материальной основы тел. Согласно Беркли, понятие материи основывается на предположении, что, абстрагируясь от конкретных свойств вещей, мы можем сформировать абстрактную идею общего для них материального субстрата. Но это, говорит Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи распадается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений.
Философия Беркли
Беркли Джордж (1685-1753)
важнейший представитель английского эмпиризма.
Родился в Ирландии в английской дворянской семье, философ, епископ.
Агент, которого обычно ищут в матери, на самом деле, согласно В, является духом. Этот дух — не дух отдельного человека, а всемогущий творческий дух, то есть Бог. Он создает человека и природу. Он также порождает идеи о внешнем мире. Под «идеями» Б понимает ощущения. С помощью воли человек может влиять на идеи (чувства), но не может их создавать, поскольку их источником является Бог.
Противодействовать распространению материалистических взглядов. Он посвящает всю свою жизнь защите религии.
Беркли начинает свои философские взгляды с анализа и критики сенсуалистической доктрины Локка. В своей основе системы Юма и Беркли схожи, то есть обе основаны на самых общих эмпирических предположениях, но выводы противоположны. В то время как система Локка была по сути реалистической, философия Беркли была идеалистической. Локк разделил все свойства предметов на первичные и вторичные, к первым он приписал протяженность, вес и т.д., ко вторым — те свойства, которые зависят от первых. Беркли считает все качества вторичными и полагает, что первичные качества имеют ту же природу, что и вторичные, поскольку такие качества, как протяженность, не являются объективными, а зависят от нашего восприятия, сознания. Таким образом, он говорит, что размер объектов не является чем-то объективным, а определяется тем, что иногда объект кажется нам большим, а иногда маленьким. То есть, размер объектов — это результат нашего эмпирического умозаключения на основе органов чувств. Таким образом, существование вторичных и первичных качеств определяется нашим восприятием.
Беркли рассуждает таким же образом, когда рассматривает понятие материи. Согласно Локку, к понятию материи как таковой мы приходим путем абстракции, то есть абстрагируясь от общих свойств и атрибутов объектов. Таким же образом мы приходим к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не можем прийти к понятию материи таким образом, аргументируя это так же, как и в отношении первичных и вторичных качеств. Он считает, что существование абстрактно-общих идей невозможно, поскольку восприятие производит в нашем сознании конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть общей идеи. То есть, когда мы воспринимаем треугольник, это конкретный треугольник, а не абстрактный треугольник без конкретных характеристик. Точно так же, согласно Беркли, невозможно сформировать абстрактные общие представления о человеке, движении и т.д. Абстрактные идеи Беркли считает ошибкой слов.
Таким образом, он также не признавал существования понятия материи как абстрактной идеи, материи как таковой. Он считал, что понятие материи «содержит в себе противоречие» и является «самой абстрактной и непостижимой из всех идей». Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. «Отказ не причинит никакого вреда остальным представителям человеческой расы, которые не заметят его отсутствия. Атеисту очень нужен этот призрак пустого имени, чтобы оправдать свое безбожие, а философы могут обнаружить, что потеряли прочную почву для пустых разговоров».
Отсюда его аргументация перешла к отрицанию объективного существования вещей. Поскольку существование свойств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция является носителем свойств, качеств, это означает, что все вещи и предметы в окружающем нас мире, которые образованы из свойств, являются лишь восприятиями наших органов чувств. Для Беркли «быть — значит быть воспринимаемым» (esse est percipi).
Джорж Беркли: гносеология номинализма в роли обновленной
Джордж Беркли (1685-1753) достиг известности в философии благодаря своему отрицанию существования материи — отрицанию, которое он подкрепил рядом остроумных аргументов. Он утверждал, что материальные объекты существуют только в силу того, что их воспринимают. На возражение, что в таком случае дерево, например, перестанет существовать, если на него не смотреть, он ответил, что Бог всегда все воспринимает; если бы Бога не было, то вещи, которые мы считаем материальными объектами, имели бы непостоянную жизнь, внезапно появляясь в тот момент, когда мы на них смотрим; но именно благодаря восприятию Бога деревья, так же как скалы и камни, существуют постоянно, как и полагает здравый смысл. Это, по его мнению, является сильным аргументом в пользу существования Бога. В лимерике Рональда Нокса теория Беркли о материальных объектах изложена таким образом:
Беркли был ирландцем и в возрасте 22 лет стал преподавателем в колледже Св. Троицы в Дублине. Свифт представил его ко двору, а Ванесса Эстер оставила ему половину своего состояния. Он разработал проект колледжа на Бермудах, для чего отправился в Америку, но, проведя там три года в Род-Айленде (1728-1731), вернулся домой и отказался от проекта. Он наиболее известен как автор книги «Развитие империи на западе», в честь которой назван небольшой город в Калифорнии — Беркли. В 1743 году он стал епископом Клойна. В более поздние годы жизни он забросил философию из-за интереса к смоляной настойке, которой он приписывал чудесные лечебные свойства. Он писал о смоляной настойке: «Она придает бодрость, но не опьяняет», — характеристика, знакомая нам по более позднему описанию Каупером действия чая.
Все его лучшие работы были написаны в то время, когда он был совсем молодым человеком: «Опыт новой теории зрения» — 1709 г., «Трактат о принципах человеческого знания» — 1710 г., «Три разговора между Гиласом и Филонусом» — 1713 г. Его работы, написанные после 28 лет, менее важны. Он очень привлекательный писатель, обладающий элегантным стилем.
Его аргументы против этого вопроса наиболее убедительно представлены в беседах между Гиласом и Филонусом. Из этих бесед я рассмотрю только первую и начало второй, так как все, что было сказано после, кажется мне менее важным. В той части статьи, которую я буду рассматривать, Беркли излагает эффективные аргументы в пользу какого-то важного вывода, хотя и не совсем в пользу того вывода, который, как он думает, он доказывает. Он думает, что доказывает утверждение о реальности духовности, но на самом деле он доказывает, что мы воспринимаем качества, а не вещи, и что качества относительны к воспринимающему субъекту.
Философия Нового времени
Новое время (XVII-XIX века) — это период больших перемен в истории человечества.
В социально-экономическом плане этот период характеризуется становлением нового, капиталистического способа производства. Основными социально-политическими силами являются классы капиталистов и наемных работников. Изменение общественного строя сопровождается буржуазными революциями (1609 год в Нидерландах, 1640 год в Англии, позже — во Франции). В XVII веке Англия была самой промышленно развитой страной, и процессы становления буржуазных отношений происходили там наиболее быстро.
Изменение общественного строя вызвало значительные перемены в духовной жизни общества и ослабило духовную диктатуру церкви. Религиозное мировоззрение продолжало сохранять значительное идеологическое влияние в обществе, но оно уступило свои доминирующие позиции науке и философии. Новое мировоззрение, заложенное в эпоху Возрождения, в котором человек и его интеллект являются главной ценностью, окончательно утвердилось.
Становление и развитие буржуазных отношений привело к значительным изменениям в экономике, политике и социальных отношениях. Это стало объективной основой формирования науки как специфической системы знаний, как самостоятельной интеллектуальной деятельности и социального института. возникла необходимость применения научных знаний в производстве и социальной практике. умозрительные схоластические дисциплины уступили место новой науке, имеющей опытно-экспериментальный характер. Под влиянием развивающегося капитализма наука стала главной производительной силой. Становление науки как самостоятельного явления связано с появлением в XVI-XVII вв. Работы Кеплера, Галилея, Ньютона.Постепенно взлетают самостоятельные отрасли научного знания, наибольшее развитие в это время получили математика, физика и механика. В XVII веке формируются первые сообщества ученых, а в XVIII — начале XIX века наука становится основой университетского образования, то есть приобретает профессиональный характер.
Ученые и философы этого периода видят свою главную задачу в развитии познавательных способностей человека и увеличении его власти над природой.
2.Основные проблемы и характерные черты современной философии.
Философия Нового времени развивалась в тесном взаимодействии с естественными науками, особенно с математикой, физикой, механикой. Основным объектом философского анализа становится природа научного знания, его источники, методы научного познания. На первый план выходят проблемы гносеологии.
В то же время онтологические проблемы не потеряли своей актуальности. Бурное развитие науки породило необходимость создания новой, целостной картины мира, основанной на научных идеях. В этом контексте перед философией встала задача систематизации и обобщения фактического материала, установления причинно-следственных связей между природными явлениями, установления единства человека и природы.
Антропологическая проблематика актуализируется в новоевропейской философии распространением нового образа человека, в котором на первый план выходят его познавательные и творческо-созидательные способности.
Радикальные социально-политические потрясения современности, изменения в социально-классовой структуре общества, буржуазные революции определили интерес мыслителей к проблемам общественного развития. Значительное место в творчестве многих философов занимают проблемы социальной философии: устройство государства, происхождение и сущность государства, проблема общества и личности, пути и способы преобразования общественных отношений.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Алексей Алексеевич Золотарев, религиозный философ, литературный критик
- Интуиция как непосредственное знание. Роль интуиции в познавательной деятельности
- Понятие исторической корреляции
- Гераклит Эфесский, древнегреческий философ
- Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов
- И. Кант. Формы и границы познания
- Основные идеи философии нового времени
- Основные понятия философии марксизма и ее историческое значение
- Философский постмодернизм. Дискурс, ризома, симулякры – категории постмодерна
- Судьба марксизма в XX в — Рождение марксистской философии