Оглавление:
Как в памяти человека глубоко укоренилось все, что он сделал в жизни, во что были вложены усилия его ума и воли, так и для человечества все, что он сделал, близко и дорого.
История — это социальная память человечества, его самопознание и самосознание: То, что исчезло в реальности, живет в сознании.
Знание прошлого необходимо для формирования настоящего. Первые шаги в понимании социальной жизни связаны с идеей о том, что настоящее подготовлено прошлым. Позже путь исторического сознания привел к убеждению, что для того, чтобы понять настоящее, недостаточно знать прошлое; необходимо также иметь представление о будущем. Человечество начало понимать, что прошлое порождает настоящее, а настоящее готовит будущее. Настоящее невозможно постичь во всей его полноте, не заглянув в будущее, равно как и в прошлое.
Так возникла необходимость в философии истории (историософии) как важного аспекта социальной философии. В единстве с социальной философией историософия изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь комплекс гуманитарных наук, прежде всего на историю, социологию, теорию государства и права, политическую экономию, политологию и так далее. Историософия, как и социальная философия, имеет в качестве своей общей методологической основы принципы, категории и законы, выработанные всей историей философской мысли во всей полноте ее категориального строя. Исходя из этого, мы считаем вполне правомерным рассматривать социальную философию через призму истории философии. История философии — это, прежде всего, представители человечества всех времен и народов, которые создавали современный образ мира во все эпохи человеческой истории.
Нам по-прежнему нужны мысли мудрых людей, даже из глубокого прошлого. Тот, кто не знает истории философии, не может знать, в каком состоянии находится философия сегодня. Изучение истории философии показывает, насколько полезным является обращение к более ранней мудрости. И даже заблуждения гениальных умов зачастую гораздо поучительнее отдельных открытий просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрых богаче и полезнее для нас, чем здравый смысл в суждениях обывателя.
Философия и ее история во многом определяются личностью того или иного философа. Поэтому в последней части книги мы расскажем, хотя и очень кратко и в общих чертах, о выдающихся личностях философских мыслителей.
Аббаньяно Никола (1901-1977) — итальянский философ-экзистенциалист, последователь «позитивного экзистенциализма», пытавшийся преодолеть субъективизм и пессимизм других представителей этого учения.
Пьер Абеляр (1079-1142) — один из ярчайших представителей интеллектуальной жизни Средневековья, выдающийся оратор, логик и диалектик, стойкий победитель публичных философских и теологических конкурсов. Современники называли его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, странствующим рыцарем диалектики. В конце концов он прославился как поэт, музыкант и герой трогательного романа, который популяризировал имя его возлюбленной Элоизы далеко за пределами академического мира.
В своих философских и теологических взглядах он во многом придерживался Августина, считая, что Бог наделил людей разумом, благодаря которому они познают Его. Абеляр считал, что недостаток большинства религий в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой, внушаемой с детства. Взрослый человек является ее рабом, повторяя устами то, что не чувствует сердцем и не слышит разумом. Права личного духа защищаются с особой энергией в его работе «Да и Пет».
Лингвистический функционализм
Если генеративизм более или менее единообразен, то другие ведущие направления в современной лингвистике весьма различны как по предмету, так и по используемым методам. Термин «функционализм» иногда используется как зонтичный термин для них. В разных странах, в том числе и в России, существует множество направлений и школ, где преобладает функционализм. В этой главе мы будем говорить в основном о российских работах. Отечественная лингвистика начала развиваться в этом направлении, особенно с конца советского периода. Это было наиболее очевидно в расширении тематики исследований за рамки, установленные Ф. де Соссюром, что наблюдалось в основном на протяжении нескольких десятилетий, и в укреплении междисциплинарных подходов.
Возможно широкое и узкое понимание функционализма. В широком понимании функционализм охватывает целый ряд направлений современной лингвистики, так или иначе изучающих функционирование языка и его использование человеком, включая прагматику, теорию речевых актов, теорию языковых жанров, изучение языковых картин мира и т.д. В более узком смысле функционализм включает только те направления, которые занимаются в основном традиционными лингвистическими вопросами (типология, грамматика и лексическая семантика и т.д.), но подходят к ним по-новому.
Сходство между ними заключается в ряде общих положений, определенных в современном учебнике Дж. Г. Тестелза «Введение в общий синтаксис» следующим образом: «Структура языка определяется его использованием. «Язык — это средство мышления; следовательно, языковые структуры должны быть «приспособлены» для выполнения мыслительных задач по восприятию, обработке, хранению и извлечению информации. Язык — это средство коммуникации, поэтому структура языка должна максимально способствовать общению коммуникантов и быть оптимальной по отношению к параметрам этого процесса.»
Первостепенное значение здесь имеет изучение функций языка в продолжение традиций, заложенных Пражским кружком, Э. Сепиром и А. Мартине. Активно изучаются две основные функции языка: коммуникативная и когнитивная (символическая, по Сепиру). Однако в настоящее время когнитивную науку часто понимают (даже вопреки этимологии термина) максимально широко и включают в нее изучение коммуникативных процессов. Таким образом, «когнитивная лингвистика» становится синонимом функциональной лингвистики в целом
Функционализм во всех смыслах противоположен классическому структурализму и генеративизму, хотя и использует их результаты и в некоторой степени их методы. И генеративизм, и функционализм считают структурный подход к языку неадекватным, и это значительно сужает предмет и задачи лингвистики. Лингвист должен обращаться к функционированию языка, а его структура должна изучаться с точки зрения его функционирования. Таким образом, некогда оправданное ограничение объекта науки языком в смысле Ф. де Соссюра отменяется. Оба направления отвергают изучение языка в отрыве от говорящего на нем человека, как это предполагается в структурализме, и стремятся преодолеть такой подход, хотя и делают это по-разному (генеративизм, однако, больше в общих чертах, чем в исследовательской практике). Как и генеративизм, функционализм (особенно функционализм в более узком смысле) считает описательный подход к языку неадекватным и ищет пути к объяснительному подходу.
Однако функционализм также считает генеративный подход слишком узким, поскольку, как и структурализм, он фокусируется на вопросе «Как работает язык?» и, более того, рассматривает только закономерности овладения языком. Генеративизм нацелен прежде всего на вечные, неизменные свойства языка, понимаемые как синтаксические свойства; в нем ни типология, ни диахроническая лингвистика, ни социолингвистика не входят в число основных направлений лингвистики. Функционализм также не принимает представления генералистов о ведущей роли синтаксиса над семантикой; для него в целом менее характерна формализация и использование сложного формального аппарата, который часто делает непрозрачными содержательные выводы генеративной лингвистики; обратной стороной этого является более низкий уровень строгости результатов.
Джон Остин
Гораздо чаще возникновение юридического позитивизма связывают с работами английского юриста Джона Остина (1790-1859). Его главный труд «Лекции по юриспруденции, или Философия позитивного права» был опубликован посмертно. В ней Остин развил утилитаристский тезис своего знаменитого соотечественника и учителя И. Бентама о том, что закон — это «повеление суверена».
В своих работах английский правовед сочетал методологические приемы исследования современного утилитаризма и позитивизма, делая акцент на эмпирических свойствах права (право как факт).
Закон, по мнению Остин, — это относительно однозначный, поддающийся наблюдению набор правил. Если согласно Бентаму, закон следует понимать как набор законов, принятых или утвержденных сувереном для регулирования поведения класса лиц, находящихся под его властью, то согласно Остин, такой суверен может мыслиться не только как личность, но и как институт, формально суверенный над своими подданными в политическом обществе. Итак, источником права является суверенная власть, а главной гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти является привычка подчиняться большинству. В конструкции Остин суверен — это воплощение всемогущего института, а верховенство закона — это норма властного принуждения, или, по словам самой Остин, «правило, установленное одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, чтобы направлять его». Таким образом, приказ суверена с санкцией по своей сути является нормой права — нормой позитивного права.
Санкции, установленные позитивным правом, носят как юридический, так и политический характер, поскольку они применяются на практике данным политическим сообществом. В этом смысле закон — это приказ суверена, который устанавливает обязанность и находит в политических (государственных) санкциях и принуждении гарантии ее исполнения.
Джон Остин не признавал элементы естественного права и принципы обоснования и признания прав личности. Суть юридического позитивистского подхода передается тезисом — «закон есть закон»: негативное отношение к естественным и неотъемлемым правам, к любым конструкциям, допускающим, что существует более разумный закон и государство, являющееся эталоном сравнения, признание нормального общения между людьми как краеугольного камня в огромном здании государственности.
По мнению Остин, закон в строгом смысле слова устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами — таковы законы, установленные Богом, и законы, установленные людьми.
Правда, среди рукотворных законов не все могут быть четко классифицированы как закон в строгом смысле слова, например, правила, принятые лицами и учреждениями, не являющимися суверенами. В эту же категорию Остин включает правила, установленные общественным мнением (к которым он относит нормы международного права), а также правила моды, правила этикета и законы чести. Все вышеперечисленные виды, которые не являются правом в строгом смысле, определяются правоведами термином «позитивная мораль».
Право в более широком смысле включает в себя естественное право, позитивное право и позитивную мораль. Дж. Остин читает, что противоречие между позитивным правом и моралью не лишает право его свойств и качеств. Право отделено от морали, потому что юриспруденция — это исключительно позитивное право, независимо от того, хорошее оно или плохое.
Что касается законодательной роли суда и судей, Остин был склонен считать судебные решения частью закона, если они признаются таковыми сувереном (с молчаливого согласия).
Связав природу закона с приказом (волей) фактической правящей группы или отдельного правителя в обществе, Остин узаконил законотворчество любой власти.
Черты классического позитивизма Дж. Остина Черты классического позитивизма Дж. Остина
Джон Остин первым сформулировал основные черты теории юридического позитивизма. Остин объяснил, что философия права (или юриспруденция, как он предпочитал ее называть) имеет две важные, но различные цели. Он различал аналитическую юриспруденцию и нормативную юриспруденцию. Аналитическая юриспруденция занимается безоценочным анализом концепций и структуры права. Нормативная юриспруденция включает в себя оценку, критику закона и выдвижение утверждений о том, каким должен быть закон. Это различие между двумя частями юриспруденции подразумевает, что вся концепция Остин основана на отрицании теории естественного права. Согласно теории естественного права, закон является законом, только если он соответствует определенным нормативным стандартам, если он является тем, чем он должен быть, а несправедливый закон — это вообще не закон. Право, установленное (постулированное) человеческими авторитетами, называется позитивным правом, отсюда и название этой группы теорий: юридический позитивизм.
Теорию Остина часто называют командной теорией права, поскольку он ставит понятие команды (повеления) в центр своей концепции права. Остин утверждает, что все законы являются повелениями (командами), даже если они не выражены в приказной форме. Почему он делает такое заявление? На каком основании он решает, что именно концепция повеления отражает истинную природу закона? Остин признавал непроизвольный характер требований закона. Закон — это принудительный метод социального контроля. Она требует внимания и послушания от тех, кому она направляет свои указания. По мнению Остина, утверждение «Существует закон против Х, но вы все равно можете безнаказанно делать Х» бессмысленно. Такой «закон» не способен контролировать социальное поведение, а значит, противоречит самой идее закона. Что такое команда? Остин определяет командование, во-первых, как обозначение своего желания, во-вторых, как способность причинить вред, когда это желание не удовлетворено. Когда мы приказываем кому-то: «Сделай Х», мы просто выражаем свое желание, чтобы он сделал Х, и даем ему понять, что в наших силах причинить ему вред, если он не сделает Х. Согласно Остину, человек, которому было дано повеление, обязан, должен или имеет обязательство сделать то, что было приказано.
Концепция религиозного объект-языка и субъект-языка
Язык основан на противоречии между субъектом и объектом. Благодаря этому противоречию язык разделен надвое и, следовательно, амбивалентен: каждое из его свойств обязательно связано со своей противоположностью (выражение и искажение, бедность смысла и богатство значения, понимание и непонимание, коммуникация и препятствие коммуникации и т.д.). Швейцарский лингвист Ф. Соссюр (1857-1913) описывал языковую реальность как единство противоположных сторон, которые ни на мгновение не существуют друг без друга — знак и значение, язык и речь, материальное и идеальное…..
С точки зрения расширенного оптативизма, эта двойственная природа в конечном счете обусловлена ролью языка как посредника между практикой и сознанием. Практика понимается скорее как материальная (объектоподобная) целенаправленная деятельность субъекта по преобразованию материального объекта. Язык заимствует из практики трансформированные методы преобразования объектов; каждый конкретный действующий метод — это конкретная модель отдельного объекта, которая неявно несет в своей структуре часть информации о конкретном «участке» этого объекта. Со стороны сознания язык приобретает способность эксплицировать эту объективную информацию, зафиксированную в знаках (как заместителях предметно-практических ситуаций), и соотносить ее с объектами.
Таким образом, опсрациональность и субъективность являются атрибутивными и взаимозависимыми свойствами языка, включая язык религии. Вербальные знаки служат инструментами реализации самого процесса мышления. Эти функции «фиксатора» и «оператора» являются общими для знаков как естественных, так и искусственных языков.
Структура функционирующего языка может быть представлена трехчастной формулой: «объектный язык — речевая деятельность — предметный язык»[1]. Языковая коммуникация предполагает соединение трех компонентов: адресанта информационного сообщения (говорящего), субъекта речи и адресата. Язык религии, применительно, в частности, к усвоению священного текста, выражается формулой: «Священное Писание — исповедальная речь — индивидуальное толкование веры».
Польский логик Альфред Тарский (1902-1984) разделил объектный язык и метаязык в общей концепции языка. Под объектным языком он подразумевал знаки, фиксирующие реальность, а под «метаязыком» — язык, используемый для того, чтобы говорить об объектном языке. Например, в высказывании «Предложение «идет снег» истинно тогда и только тогда, когда идет снег» метаязык используется в правой части, а объектный язык — в левой. Другими словами, объектный язык относится к тексту, а метаязык — к контексту. Тарский подчеркивал относительность разделения языка на объектный и метаязык: то, что является метаязыком в одном отношении, может стать объектным языком в другом.
Если продолжить мысль Тарского, то под объектным языком можно понимать комплекс знаков (или знак сам по себе), который прежде всего замещает объективные связи и отношения в практической деятельности^ и, следовательно, в конечном итоге обозначает некоторые аспекты материальной действительности, не зависящие от практики. Предметный язык религии — это прежде всего библиотеки, в которых хранятся тексты священных писаний и документация конфессиональных традиций, а также традиции и ритуалы.
Специфическая функция объектного языка состоит в том, чтобы заменить знаками те связи и отношения, которые в данной конкретной ситуации независимы от сознания индивида, пользующегося этим языком (например, от сознания отдельного верующего), но не обязательно независимы от общественного сознания в целом (например, от синодического сознания церкви). В ряду знаков этого языка фиксируется фактуально-индивидуальное отношение объектов.
Развитие лингвистики в философском аспекте
Современная лингвистика является продуктом длительного и довольно противоречивого исторического развития лингвистических знаний. Это результат познавательной деятельности, осуществляемой усилиями представителей многих этнических культур, в самых разных регионах и странах мира.
Язык является основным средством общения в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Поэтому лингвистика (как одна из центральных наук) относится к кругу гуманитарных (общественных) дисциплин, изучающих человека и человеческое общество. Различные виды коммуникации в обществе изучаются лингвистикой, теорией коммуникации, культурной антропологией (которая изучает коммуникацию посредством любых сообщений, а не только языковых и знаков) и семиотикой. Для изучения языковых текстов, обслуживающих знаковые задачи «надъязыковых» систем (мифология, ритуал, религия, философия и т.д.), соответствующие научные дисциплины обращаются к дисциплинам лингвистики: филологии, изучающей тексты; герменевтике, занимающейся пониманием текстов и т.д. Но в то же время каждая из этих задач также должна быть специально изучена в лингвистике, поскольку каждая новая социальная функция языка существенно влияет на некоторые его уровни.
Ключевая роль лингвистики для многих смежных гуманитарных наук делает ее выводы важными для всего гуманитарного знания в целом. История лингвистики близка по своим методам к истории и другим наукам, изучающим изменения социальных структур во времени, развитие которых в некоторых случаях определяет как пути языковой эволюции, так и развитие культуры, литературы, искусства и так далее. Одна из важнейших проблем — выяснить, в какой степени развитие одного из этих рядов эволюционирующих явлений причинно влияет на развитие другого ряда. История лингвистики соотносится с большим количеством исторических дисциплин, на выводы которых она опирается.
Взаимодействие лингвистики с соответствующими социальными и психологическими науками обусловлено многочисленными функциями языка в обществе и его тесной связью с мышлением и психической деятельностью человека. Лингвистика, как наука о языковом общении, все больше связывается с современной социологией. Изучение структуры общества, его функционирования, формирования и развития может многое открыть лингвистике о том, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных слоев), как отражаются в языке разделение и объединение социальных общностей, формирование территориальных и социальных групп внутри языка (диалекты) или между различными языками (языковые союзы). Особенно тесными являются связи между лингвистикой и психологией, которые уже в XIX веке обусловили проникновение психологических методов и идей в лингвистику. В 50-х годах XX века возникла психолингвистика, новая наука, граничащая с лингвистикой. В этой статье мы больше сосредоточимся на развитии и возникновении психолингвистики.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Проблема свободы воли в философии зарубежного востока XX века
- Каппадокийские отцы
- Ханс-Георг Гадамер и его философия
- Неклассическая философия религии
- Софисты как оппоненты Сократа — Появление софистов
- Материализм и идеализм
- Философские исследования в современной России
- Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века
- Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
- Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф