Оглавление:
В отличие от Декарта, величайший английский мыслитель XVII века Джон Локк основывал свою философско-психологическую систему взглядов на критике теории врожденных идей, учения о внешнем и внутреннем опыте, учения о простых и сложных идеях, учения о движущих силах, представлений об уровнях познания. Все части системы Локка в своем единстве образуют целостную концепцию человека и его познавательных способностей.
Основная предпосылка Локка заключалась в том, что знание не может возникнуть само по себе. Не существует врожденных идей и принципов. Все идеи и концепции возникают на основе опыта. Под опытом Локк подразумевал все то, что наполняет душу человека в течение его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура состоят из элементарных составляющих, которые обозначаются общим термином «идеи». К идеям Локк относил ощущения, образы восприятия и памяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния. Джон Локк
(1632-1704)
Великий английский философ и психолог. Он родился в семье магистрата. После учебы в Оксфордском университете он некоторое время преподавал там. В 1667 году он поступил на службу к лорду Эшли (графу Шафтсбери), видному политическому деятелю того времени в Англии, который был лидером противников режима Реставрации Стюартов. В течение 20 лет Локк занимал различные политические должности и неоднократно был вынужден эмигрировать из Англии во Францию и Нидерланды. Не оставляя своей научной деятельности, Локк стал идеологом партии вигов.
После революции 1688 года, лишившей английскую корону династии Стюартов, Локк вернулся на родину и, отказавшись от политической деятельности, начал публиковать свои работы. Самый важный из них — «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал 20 лет, был опубликован в Лондоне в 1690 году.
Последние годы своей жизни он посвятил продолжению научной работы и публичной полемике с епископом Стиллингфлита и известным французским философом Мальбраншем.
Человек изначально рождается с душой, как с чистым листом бумаги (tabula rasa), на которую только в процессе жизни внешний мир накладывает свои шаблоны влияния. Строго говоря, внешний мир — это первый источник идей.
Из внешнего опыта, который дает душе только представления об отдельных вещах (перцептивные образы) или их свойствах (ощущения), человек может иметь только то, что предлагает ему природа. В действительности, деятельность души не ограничивается рамками простого пассивного созерцания. Чувственные представления, приобретенные во внешнем опыте, служат сырьем для особой внутренней деятельности души, благодаря которой создаются представления иного рода, существенно отличающиеся от чувственных представлений. Эта особая деятельность души, которую Локк назвал рефлексией, представляет собой способность души заглядывать в свои собственные состояния и таким образом порождать новые психические продукты в виде идей представлений. Хотя отражение не относится к внешнему миру, оно сходно по функции с внешними чувствами и поэтому может быть названо «внутренним чувством» или внутренним опытом. Согласно Локку, рефлексия (внутренний опыт) и внешний опыт взаимосвязаны. Отражение — это производная, вторичная сущность, которая является результатом внешнего опыта. Однако, поскольку рефлексивная деятельность порождает собственные идеи, отличные от идей внешнего опыта, Локк считал ее еще одним относительно независимым источником знания.
Философия эпохи просвещения
Мыслить, следовательно, существовать. Рене Декарт.
условия для формирования эпохи.
Основные течения в философии эпохи Просвещения.
Характерные черты эпохи.
представители атеистическо-материалистического направления.
социальная и политическая философия эпохи Просвещения.
выводы и вопросы для самоанализа.
Эпоха Просвещения в XVIII веке стала важным поворотным пунктом в развитии человечества. Она стала историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Возрождения, передового мышления в Европе в XVI-XVII веках.
Следует отметить значительную роль французского Просвещения в развитии естественных и общественных наук. Развивая достижения своей эпохи, мыслители Просвещения, в свою очередь, стимулировали дальнейшее развитие научной мысли и в конечном итоге идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 годов. Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии и неустанно критиковали устаревшую феодально-сербскую систему. Главной линией критики был образ жизни собственнических и нецивилизованных порядков крепостного права, паразитировавших на темноте и невежестве масс.
Просвещение — идейное движение в европейских странах XVIII века, представители которого считали, что недостатки общественного устройства проистекают из невежества людей и что благодаря Просвещению можно перестроить общественный порядок на разумных принципах. Цель «просвещения» (света науки и культуры) состоит в том, что оно должно породить государственный строй, радикально меняющий жизнь людей к лучшему. Просвещение — это направление в культурной и интеллектуальной жизни, целью которого является замена взглядов, основанных на религиозном или политическом авторитете, взглядами, вытекающими из требований человеческого, разума.
Философия Просвещения была подготовлена творчеством П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, трудами Р. Декарта, влиянием идей Эпикура, в том числе его «Этики», критикой схоластики и религиозного догматизма в работах П. Байля (1647-1706).
Конечно, философия XVIII века не является однородной: она демонстрирует разнообразие идеологических ориентаций.
В эту эпоху наиболее четко выделяются следующие тенденции:
Атеистическо-материалистическая — ее сторонники отвергали идею существования Бога в любой форме, объясняли происхождение мира и человека с материалистической точки зрения, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Среди представителей этой школы были Джозеф Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Франсуа Вольтер (1694-1778), Шарль Монтескье (1689-1755), Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Леонардо да Винчи (1712-1778). Руссо (1712-1778), Ж. Ламерти (1709-1775), П. Гольбах (1723-1789); Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), Ж. Мелье (1664-1729),
Утопическое социалистическое (коммунистическое) движение зародилось в середине XVIII в., но особую популярность получило во время и после Французской революции 1789-1794 гг. Утопические социалисты сосредоточили свой основной интерес на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Среди представителей были Г. Мабли (1909-1785), Э. Х. Морелли, Г. Бабёф (1760-1797), Р. Оуэн (1771-1858) и А. Сен-Симон (1760-1825).
Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, который постепенно охватывал, особенно ряд европейских стран.
Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).
С одной стороны, человек становится духовно свободнее от влияния религиозного мировоззрения; с другой стороны, он стремится не к потустороннему блаженству, не к истине как таковой, а к пользе, преобразованию и повышению комфорта земной жизни. Не случайно доминантой сознания в эту эпоху является наука, не в ее средневековом понимании, как книга-знание, а в ее современном значении — особенно экспериментально-математическое естествознание; только ее истины признаются истинными, и только на пути связи с наукой философия ищет своего обновления. Если в средние века философия действовала в союзе с теологией, а в эпоху Возрождения — с искусством, то в наше время она опирается главным образом на науку. Таким образом, на первый план выходят гносеологические проблемы в самой философии, и возникают два основных направления, в противостоянии которых проходит история философии Нового времени — эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).
Особенности нового времени:
-Отстраненность от религиозного влияния
-Развитие естествознания и формирование механистического мировоззрения.
-возникновение деизма (Бог создал мир, но отчужден от мира, мир существует по своим законам) => необходимо заниматься наукой, чтобы исследовать эти законы
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) занимал один из самых высоких постов в правительстве, находился в изгнании на родине из-за обвинений в коррупции.
«Новый Органон» направлен против Аристотеля. Главное, что пришел конец науке, основанной на чистой теории. Необходимо отказаться от главной роли теоретического знания. Практические знания должны быть основаны на научном опыте. Эмпирическая философия.
Наука должна иметь в своей основе эмпиризм. Эмпиризм Ф. Бэкона имеет в своей основе индуктивные методы познания.
«Индукция должна разделять природу на соответствующие различия и исключения. Индукция — это ключ к интерпретации природы. Она должна начинаться с конца, а затем возвращаться к остальному.
Первый — эксперименты, => аксиома => другой опыт в свете этих аксиом (опыт от аксиом).
«Мы выводим не практику из практики, не эксперименты из экспериментов, а причины и аксиомы из практики и экспериментов, а из причин и аксиом, в свою очередь, практику и эксперименты как легитимные интерпретации природы».
Позиции Ф. Бэкона: Природой нельзя овладеть, если ей не повиноваться. Знание — сила.
Препятствия (идолы) на пути познания научной истины:
-Идолы вида (традиции, которые существуют в человеке, он является рабом этих традиций).
-Пещера (у человека есть своя пещера, в которой он прячется от трудностей жизни, мир холоден, и человек озабочен самоудовлетворением).
Пьяцца — Взрослые — это навязанные обществом нормы мировоззрения (искусственные, обманчивые).
-Идолы театра — это трансформированные псевдонаучные доказательства и мнения, основанные на лженауке.
Основой нашего познания является опыт, который состоит из индивидуальных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (воздействие объекта на наши органы чувств) и отражения. Идеи возникают в сознании в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация органов чувств. Принцип эмпиризма: примат ощущений над разумом.
Теоретические построения Локка были также отмечены более поздними философами, такими как Дэвид Юм и Иммануил Кант. Локк был первым философом, который выразил идентичность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что разум является «чистой доской», то есть, в отличие от философии Декарта, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знания определяются только опытом, полученным от чувственного восприятия.
Политико-правовые идеи Дж. Локка
Другим выдающимся мыслителем Англии в рассматриваемый период был Джон Локк (1632-1704). Локк изложил свою политическую и правовую доктрину в работе «Два трактата о государственном правлении». Эта работа была написана в ответ на идеи Томаса Гоббса о неограниченном характере государственной власти.
Социально-политическая доктрина Локка обобщила предшествующее развитие политико-правовой мысли и также основывалась на идеях естественного права и общественного договора, но воплотил он их совершенно иначе. До появления государства, считал Локк, люди находились в состоянии природы, но не в «войне всех против всех» (как у Томаса Гоббса), а, напротив, в состоянии полной свободы и равенства.
Согласно Локку, состояние полной свободы означает свободу в рамках естественного права действовать и распоряжаться своим имуществом и собой как личностью по своему усмотрению, не спрашивая разрешения у другого человека и не завися от его воли. Состояние равенства означает, что все люди должны иметь одинаковые права от рождения, получать одинаковые естественные преимущества, быть равными друг другу без какого-либо подчинения или угнетения. Таким образом, Локк утверждает идею о том, что права и свободы человека существуют в догосударственном, естественном состоянии.
Но в естественном состоянии, утверждал Локк, нет властей, которые гарантировали бы права и свободы, обладали бы властью исполнять законы, сдерживать нарушителей закона и могли бы беспристрастно разрешать споры между людьми. Для того чтобы установить такую власть и с ее помощью гарантировать естественные права, равенство и свободу, защиту личности и собственности, люди договариваются о создании политического сообщества, государства.
Локк определяет государство как совокупность людей, объединенных под эгидой общего права, которое они сами создали, и которые создали судебные учреждения, компетентные разрешать споры и наказывать преступников. Отличие государства от других организаций заключается в полноте его публичной власти (у Локка это политическая власть), в праве действовать ради общего блага и издавать законы с этой целью, использовать силу сообщества для реализации этих законов и защищать государство от нападения извне.
Добровольно создавая государство, народ определяет объем прав и полномочий, которые он затем делегирует государству. Но Локк не говорит о полной капитуляции естественных прав и свобод личности в пользу государства (что имело место в учении Т. Гоббса). Согласно Локку, государство имеет столько власти, сколько ему необходимо, чтобы гарантировать основные права граждан (которые вытекают из сущности естественного права) и политические свободы граждан: право на жизнь, свободу, собственность и т.д. Но чтобы государство не выходило за отведенные ему рамки, оно должно быть организовано таким образом, чтобы носитель власти также находился под властью закона, потому что главная опасность для естественных прав и законов исходит прежде всего от привилегий носителей власти.
Педагогические идеи Джона Локка
Джон Локк (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский просветитель и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали большое влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко известен как один из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения и либеральных теоретиков.
Основными сферами интересов Локка были естественные науки, медицина, политика, экономика, образование, отношение правительства к церкви, проблема веротерпимости и свободы совести.
Творчество философа и педагога Джона Локка стало выдающимся этапом в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его работах, особенно в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском труде «О правлении разума», были четко выражены важные прогрессивные образовательные устремления того времени. В этих работах нашли отражение идеи светского, ориентированного на жизнь образования.
В своих взглядах на образование Локк выразил свои политические и философские взгляды, а также богатый педагогический опыт, полученный им в работе в качестве учителя и воспитателя дома. В середине девятнадцатого века Локк создал новую педагогическую систему и тем самым положил начало образовательному движению нового времени — «Системе».
Еще во время учебы в Оксфордском университете он познакомился с трудами таких философов, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс. Р. Декарт. На основе научных знаний, накопленных в XVII веке, Локк способствовал дальнейшему развитию материалистической философии, с позиций которой он трактовал проблемы образования.
В своей философской работе «Опыт о человеческом разуме» (1689), содержащей первые теоретические положения, определившие образовательный подход великого философа, Джон Локк конкретизировал положение о происхождении знаний и идей из мира чувств, уже предложенное Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, которое стало отправной точкой его педагогической концепции. Локк был первым мыслителем, исследовавшим личность через непрерывность сознания. Он считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается «чистым листом», готовым воспринимать окружающий мир через органы чувств путем внутреннего опыта — рефлексии. «Все наши знания основаны на опыте, из него они в конечном итоге и вытекают». Система образования Д. Локка в трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «Об использовании разума», где он поднимает роль воспитания на большую высоту, рассматривая проблему воспитания в широком социально-философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому на первый план выдвигалась задача воспитания гражданина, формирования характера, высоких моральных качеств личности.
По Локку, цель жизни и, следовательно, воспитания — обеспечение человеческого счастья, то есть такого состояния, которое можно выразить формулой «здоровый дух в здоровом теле»; поэтому первым условием формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.
Джон Локк по-своему подошел к фундаментальным вопросам педагогики: факторы развития личности и роль образования, цели, содержание образования, методы обучения. Он разработал методы и способы развития навыков мышления.
Отвергая естественную предрасположенность образования, Джон Локк был убежден в целесообразности социального (классового) определения школьного образования. Поэтому он обосновал различные виды образования: полное образование джентльменов, то есть членов высшего общества, и образование бедных, ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности. Придерживаясь традиций сословного воспитания, Дж. Локк в то же время думал о практической направленности образования — «для дела в реальном мире». Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, согласно Локку, — это процесс формирования социальных и моральных основ личности.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Редукционизм как позитивный метод и философская концепция — Часть и целое. Единичное и общее
- «Докритический» период в творчестве Канта — Проблемы докритического периода
- Философия познания
- Мигель де Унамуно и его философия
- Понятие «классической философии» и кризис культуры на рубеже xix-xx вв.
- Пространство и время в свете современной науки — Основные понятия физического пространства и времени
- История русской философии
- Смысл
- Типы научной рациональности
- Основатели философии нового времени