Оглавление:
Поскольку пространство и время неотделимы от материи, правильнее было бы говорить о пространственно-временных свойствах и отношениях материальных систем. Выделяются общие и специфические свойства пространства и времени, изучаются особенности пространства и времени в микромире и в мегамире. Среди универсальных свойств пространства и времени следует отметить:
Объективность и независимость от человеческого сознания и сознания всех других разумных существ в мире.
Абсолютность — это универсальные формы существования материи, проявляющиеся на всех структурных уровнях ее существования.
Неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей.
Единство прерывности и непрерывности в их структуре — существование отдельных тел, закрепленных в пространстве, при отсутствии какой-либо «прерывности» в самом пространстве.
Количественная и качественная бесконечность, неотделимая от структурной бесконечности материи — невозможность найти место, где не существовало бы пространства и времени, а также неисчерпаемость их свойств.
Где есть взаимодействие и движение материи, сосуществование и соединение ее элементов, там должны быть пространство и время; где есть сохранение материи, длительность ее бытия и последовательность изменений состояния, там будет и время, которое включает все эти процессы в свое содержание.
К общим свойствам пространства относятся:
расширение — положение в ряду, наличие и соединение различных элементов (точек, сегментов, объемов и т.д.), возможность добавления к любому данному элементу другого элемента или возможность уменьшения количества элементов. Протяженность тесно связана со структурированностью материальных объектов, которая обусловлена взаимодействием элементов материи, образующих тело.
связность и непрерывность — выражаются в характере перемещений тел из одной точки в другую, в распространении воздействий через различные материальные поля в виде тесного взаимодействия материи и передачи энергии. Связность означает отсутствие «разрывов» в пространстве и прерываний в распространении влияний в полях.
трехмерность — это общее свойство пространства, встречающееся на всех известных уровнях структуры и органически связанное со структурированностью систем и их движением. Все материальные процессы и взаимодействия реализуются в пространстве трех измерений (длина, ширина, высота). Три измерения — это необходимый и достаточный минимум, в рамках которого могут быть реализованы все виды взаимодействий материальных объектов.
единство метрических и топологических свойств присуще пространству на всех известных структурных уровнях материи. Метрические свойства проявляются в протяженности и характере связи элементов тел. Метрики могут быть разными — евклидовыми и неевклидовыми, и возможны многие варианты неевклидовых пространств с различными значениями кривизны. Топологические свойства характеризуют связность, трехмерность, непрерывность, неоднородность, бесконечность пространства, его единство со временем и движением.
Общие свойства времени:
длительность — последовательность чередующихся моментов или состояний, возникновение последующих после любого данного промежутка времени, предполагает возможность добавления еще одного момента времени к любому данному, а также возможность разделения каждого отрезка времени на более мелкие интервалы. Длительность определяется сохранением материи и ее свойств, единством стабильности и изменчивости в мире. Ни один процесс в природе не может быть мгновенным, мгновенным, он обязательно длится во времени из-за конечной скорости распространения взаимодействий и изменений состояния.
Подобно расширению пространства, длительность также является одним из свойств метрики. Отсутствие какой-либо длительности, связанной, например, с состоянием материи, подобным сингулярности (объект с бесконечной плотностью, гравитационным полем и точечными измерениями), означало бы, что материя в этом состоянии не имеет способности поддерживать и последовательно менять состояния, что равносильно отрицанию всего материального бытия.
Пространство и время как атрибуты материи
Пространство — это атрибут материи, наделенный свойствами протяженности, трехмерности, симметрии, делимости, бесконечности.
Время — это атрибут материи, наделенный свойствами длительности, асимметрии, делимости, бесконечности.
Время — это понятие, которое, в отличие от пространства, не имеет прямого аналога в материальном мире. То есть, найти пространственный объект легко, достаточно указать на любую материальную вещь, будь то стол, стул или собственное тело. Ведь любой материальный объект имеет длину, ширину и высоту (свойство трехмерности), он протяжен, симметричен (можно двигаться вперед и назад, вверх и вниз и т.д.), делится на части до бесконечности.
У времени нет такого аналога. Изображение времени — это изображение часов. А часы — это пространственный объект. По движению стрелки (механические часы), уровню воды и песка (водяные и песочные часы), длине тени (солнечные часы) определяется время. Таким образом, пространство является абстракцией первого уровня (имеет прямой аналог в материальном мире), а время — абстракцией второго уровня (понимается через абстракцию пространства, которое имеет аналог в материальном мире). Если пространство — свойство материи, то время — свойство свойств. Поэтому возникает вопрос, существует ли время как материальное свойство или же время идеально, т.е. является лишь конструкцией нашего разума.
Это порождает два парадокса времени.
1) Парадокс Аристотеля. Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это миг между прошлым и будущим, поэтому времени нет. Поскольку нет части времени, то нет и времени вообще.
2) Парадокс бессмертия Сократа (автор неизвестен). «Сократ мог умереть либо когда был жив, либо когда не был жив. В то время, когда он был жив, он не мог быть мертв. А если он умер, когда его еще не было в живых, тогда он умер дважды, что невозможно. Следовательно, Сократ бессмертен».
Эти два парадокса образуют две теории времени — статическую и динамическую.
Статическая теория времени предлагает ввести понятие «вечность» как одновременное существование прошлого, настоящего и будущего (в разуме Бога, в мировом разуме, в информационном поле Земли и т.д.). На самом деле, в вечности все части времени никуда не исчезают, они уже существуют, а то, что время — это иллюзия, объясняется несовершенством нашего разума (мы не можем воспринимать все части времени одновременно). К сожалению, статическая теория имеет два основных недостатка. Первая заключается в том, что статическая теория приводит к идее творца времени или бога. Второй недостаток вытекает из первого. Если мы не придерживаемся религиозных взглядов, из этого следует, что все части времени должны быть синхронизированы, если не в мировом разуме, то, по крайней мере, в сознании человека. То есть, у всех мужчин должен быть «центр времени» в мозгу. Такого центра не существует. Более того, индивидуальное восприятие времени зависит от
a) интерес — чем интереснее деятельность, которой мы занимаемся, тем быстрее бежит время;
б) от ожидания (чем сильнее ожидание, тем медленнее идет время);
c) количество событий* в единицу времени. То есть, чем больше событий мы переживаем, тем длиннее кажется нам время, и наоборот, чем меньше событий, тем быстрее идет время. Поэтому для детей время идет, для взрослых время бежит, для стариков время проходит.
Динамическая теория времени находит замену «вечности» в понятии абсолютного (астрономического) времени, которое является стандартом для других видов времени — биологического, психологического и социального (исторического). К сожалению, астрономическое время не является абсолютным, так как оно может ускоряться или замедляться в зависимости от скорости материального объекта. При скорости, близкой к скорости света (300 000 км/с), время замедляется.
Философская категория бытия. Понятие бытия в истории философии. Основные формы бытия и их диалектика. Виртуальная реальность
Бытие, в широком смысле слова, понимается как всеобъемлющая реальность, предельное общее понятие существования, бытия в целом. Бытие — это все, что существует, это единство форм и способов существования, которое представляет собой особое, специфическое бытие, характеризующееся совокупностью свойств. Это материальные вещи, процессы, свойства, отношения и соотношения. Бытие включает в себя как материальное, так и духовное.
Антитезой бытия является небытие. Бытие и небытие не существуют друг без друга. Бытие вещей заканчивается и переходит в небытие как данное качественное определение. Переход в небытие понимается как разрушение данной формы бытия и превращение ее в другую форму бытия. Таким образом, небытие — понятие относительное.
Понимание категории бытия, раскрываемое в разное время с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.
Впервые понятие «бытие» было введено в философию представителем элеатской школы античной философии Парменидом. Согласно ему, бытие — это вечное, неизменное существование, всегда равное самому себе. Парменид сравнивал бытие со сферой, не имеющей пространственных границ. Для греков сфера — это идеальная форма. Демокрит считал, что бытие — это бесконечное множество атомов. Позже Платон предположил, что истинное бытие имеет вечные, неизменные и совершенные идеи.
Приход христианской веры в Средние века объединил философию с интенсивным познанием Бога. Категория бытия стала соотноситься с понятием Бога. В Новое время происходит секуляризация философии. Бытие концептуализируется как нечто физическое, материальное, объективная реальность в отличие от человека и его разума. Природа мыслится вне связи человека с ней, как механизм, который работает сам по себе.
Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания и человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую». Это означает, что сущность субъекта постижима только в акте самопознания. Г. Лейбниц вывел понятие бытия из внутреннего опыта человека. И. Фихте считал, что истинное бытие — это деятельность самости, а материальное бытие — ее продукт. Г. Гегель понимал бытие как процесс, историю, вечное движение.
Таким образом, все многообразие трактовок бытия можно свести к трем основным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической.
Суть первой, материалистической концепции заключается в том, что бытие понимается как объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, и ее сущность, то есть природа ее существования, заключается в том, что она способна влиять на все, включая человеческое сознание. С точки зрения современного материализма, все, что проявляется в активном взаимодействии, обладает бытием: оно изменяется под влиянием другого, но в то же время изменяет и это другое. Для материализма, таким образом, существование — это совокупность материи в движении.
В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает как объективно существующая идея. Согласно Гегелю, бытие — это понятие предельно простое и потому абсолютно бессмысленное. Отсюда следует вывод: бытие равно небытию, поскольку и то и другое не имеет свойств.
В субъективно-идеалистической концепции бытие связано с ощущениями и восприятиями субъекта. Быть или существовать — значит быть воспринимаемым (Хаксли, Беркли). В рамках этой концепции бытие подразумевает только связь с нашими чувствами и восприятиями. Здесь субъективные идеалисты предполагают, что пока объект воспринимается субъектом, он существует, т.е. имеет бытие. Как только субъект перестает ее воспринимать, она теряет свое бытие и перестает существовать.
В двадцатом веке проблема бытия вышла на первый план в связи с кризисом, охватившим все стороны современной цивилизации и потребовавшим «гуманизации» жизни. В философских концепциях XX века бытие подчеркивается прежде всего как человеческое существование: бытие — это наша жизнь. В экзистенциализме для человеческого существования духовное и материальное сливаются в единое целое: одухотворенное существование. Главное в этом бытии — возможность небытия, а значит, осознание никчемности собственной личности.
Движение и покой
Концепция движения раскрывается далее через противопоставление покою. Материалистическая диалектика ни в коем случае не отрицает реального покоя. Такое отрицание, характерное для релятивизма как формы метафизики, неизбежно приводит к отрицанию движения и, более того, существования самих вещей. Действительно, движение предполагает наличие материального субстрата, который изменяется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то постоянным, чем-то относительно покоящимся. Абсолютизация движения до полного отрицания покоя приводит нас к растворению вещи как носителя движения в чистом движении, что делает бессмысленным само понятие движения. Так, например, понятие бесконечной скорости тел не имеет смысла, поскольку не было бы реального движения; кроме того, теряет смысл понятие расстояния, пространства, времени.
Таким образом, покой и движение, как уже понимал Д. Толанд, не равны. Покой выступает в качестве момента движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой — как относительный.
Отдых является относительным в двух отношениях. Во-первых, в любом состоянии покоя происходят постоянные изменения, которые подрывают покой «изнутри». Таким образом, любая социально-экономическая формация, сохраняя свои общие черты, внутренне находится в постоянном движении. Во-вторых, каждое состояние спокойствия рано или поздно сменяется новым состоянием относительного спокойствия. Каждая социально-экономическая формация, исчерпав возможности изменения в своих пределах, становится новой формацией. В соотношении двух типов изменений внутри данного государства и за его пределами скрыт определенный диалектический закон.
Поскольку любое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к ним, понятие движения приобретает широкий и узкий смысл. В широком смысле движение — это целостный процесс, включающий моменты отдыха и собственно движения; движение в узком смысле — это «минус» отдых.
Категории движения и покоя, взятые в их диалектической взаимосвязи, определяют важные нормы диалектической логики, диалектического мышления. Научное, диалектическое мышление должно основываться на умении держать объекты мысли в движении и покое, в соответствии с той ролью, которую они играют в реальности. Нарушение этого требования диалектической логики приводит к двум крайним формам метафизики, к двум основным ошибкам мышления — абсолютизации покоя, неизменности (догматическая форма метафизики) или чрезмерной абсолютизации движения (релятивистская форма метафизики).
Движение, пространство, время
Материя обладает многочисленными свойствами: Инкрементность, неразрушимость, узнаваемость, неисчерпаемость структуры и т.д. Но среди них есть и те, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство и время. В истории философии, вплоть до XIX века, под движением понималось возникновение и уничтожение тел, а также их механическое перемещение. Не было понятия внутреннего движения и самодвижения, поэтому в образ мира добавили божественную движущую силу, которая сама была неизменной и неподвижной, но давала толчок к движению всех тел. Диалектический материализм отказался свести движение только к механической форме и определил его как любое изменение (Ф. Энгельс).
Философское понятие движения относится к любому взаимодействию, а также к изменениям состояния объектов, которые происходят в ходе этих взаимодействий. Движение, таким образом, — это изменение в целом.
Все вещи в окружающем нас мире находятся в постоянном движении, изменяются. Существуют такие состояния движения, которые не изменяют качественных свойств объектов. Например, всем известно, что внутри объектов происходит «сумасшедший танец» электронов и других элементарных частиц, но внешний вид и положение объектов остаются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся в состоянии покоя. Покой — это состояние движения, при котором не нарушается качественная характеристика объекта, его устойчивость. Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния объектов. Здесь возможны два результата: распад объекта на более простые элементы (например, в процессе распада) и, наоборот, образование нового, более сложного объекта. Изменение, которое сопровождается появлением новых качественных состояний, называется развитием. Развитие — это естественное качественное изменение сложных системных объектов, характеризующееся направленностью и необратимостью. Подробная концептуальная модель развития была разработана в классической философии. Постклассическая философия наделяет идею развития многомерным и многогранным содержанием. Так, философия постструктурализма в лице Ж. Делеза и Ф. Гваттари образно сравнивает процессы изменения с особым (ризомическим) видом роста, который не имеет преобладающего направления, но идет во всех направлениях без какой-либо закономерности, позволяя предсказать следующее изменение.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя основная форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Например, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимного превращения элементарных частиц, взаимным влиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложным переплетением сильных и слабых взаимодействий в микромире. Каждая последующая форма существует на основе предыдущей, но имеет и свои специфические особенности, поэтому радикальный редукционизм — полное сведение закономерностей высших форм движения к низшим (биологизация и фрейдизм, социал-дарвинизм) недопустим.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Тело как предмет философии Ф. Ницше
- Проблема единства языка и мышления в современной философии — Понятие мышления и этапы развития
- Основные школы социальной философии
- Сознание и проблема бессознательного. Структура и виды бессознательного
- Проблема смысла жизни в философии
- Предпосылки возникновения античной философии
- Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии» (1687)
- Модели социального управления: либерализм, авторитаризм, тоталитаризм, этатизм
- Эстетика как философская наука
- Софисты и их основные идеи. Сократ