Оглавление:
Абсолютные общечеловеческие ценности — это ценности, которые не меняются со временем и важны не для ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а для всего человечества. Соответственно, они представляют интерес для нашей программы нравственного и духовного воспитания «Самопознание». Эти ценности являются общими для всех народов, имеют глубокий внутренний смысл и выражают себя не только как внешние этические нормы и правила, но и как объекты непосредственного внутреннего опыта, то есть опираются на человеческую совесть как воплощение истины, праведного поведения, мира, любви, ненасилия.
Следовательно, об абсолютных общечеловеческих ценностях можно сказать, что человек рождается с ними, что они находятся в сердце каждого человека от рождения, что они пронизывают все вещи, что они одинаковы для всех людей, что они не зависят от национальности, расы, среды, конфессии и что они неизменны во времени. Они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, сливаясь друг с другом, образуют единую основу человеческой духовности и культуры. Применение этих ценностей в повседневной жизни ведет к приобретению таких качеств, как мудрость, честность, радость, мир, сострадание, милосердие, истинная любовь, верность и справедливость.
Абсолютные универсальные ценности включают в себя как природные, так и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму универсальных ценностей становятся человеческими качествами. Выявление универсальных ценностей приводит к проявлению добродетелей. Человеческие ценности пронизывают все человеческие ценности.
Если рассматривать ценности в порядке их проявления во внешнем мире, то можно сказать, что абсолютные человеческие ценности пронизывают все этапы духовного роста человека и содержатся в нем в менее или более проявленной форме с момента его рождения. Степень проявления общечеловеческих ценностей указывает на духовный уровень человека.
Чтобы достичь внутренней гармонии, человек должен в своих мыслях, словах и поступках следовать общечеловеческим ценностям, которые соответствуют следующим уровням структуры человеческой личности:
Ненасилие — духовный уровень.
Истина — интеллектуальный уровень (уровень проницательности, разума).
Любовь — моральный уровень (умственный, мысли, слова).
Спокойствие — эмоциональный уровень (чувства).
Праведное поведение — физический уровень.
Уровни общения
Умеете ли вы общаться? Я уверен, что все скажут: «Да, конечно. Но в какой форме происходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В то же время, все мы знаем, что понятие «общение» гораздо шире, чем наши обычные «Привет!»-«Пока».
Было бы обидно, если бы мы считали себя современными людьми, если бы оглядывались на прошлое. Ведь люди XVI-XVII веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Теперь мы оправдываем себя, говоря: «Сейчас суматошное время, у нас нет времени присесть, не говоря уже о разговоре». И пока мы утешаем себя этой мыслью, мы продолжаем общаться на том же низком уровне.
Если предположить, что «я умею общаться» означает «умею правильно общаться», а это единственный способ понять заданный вопрос, то ответ нельзя считать достаточно скромным. Хотя язык играет огромную роль в человеческом общении, но всем известно, что любящим людям, например, не нужны слова, чтобы выразить свои чувства, мысли. Вполне достаточно того, что они видят друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в сцене декларации Китти и Левина, когда, не говоря ни слова, они пишут на зеленом сукне карточного стола только начальные буквы слов, которые образуют очень сложный синтаксис и содержание предложения.
Человеческое общение — это как раз самая важная черта человеческого существования. Без этого невозможна деятельность, формирование и приобретение духовных ценностей, становление и развитие личности. Коммуникация сопровождает все эти процессы, способствует их реализации.
Общение многогранно, главным образом потому, что оно происходит на разных уровнях: Страны и народы, партии, коллективы и отдельные люди могут общаться соответствующим образом, и взаимодействие сторон в этом процессе будет различным по своей социальной значимости. Более того, общение может проявляться по-разному: Оно может быть прямым или косвенным, различаться по типам, и, наконец, в процессе люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, навыками работы и т.д.
Уровни общения
При всем разнообразии диалогов, их вариаций, А. Б. Добрович выделяет шесть уровней общения.
«Примитивный» уровень — это самый низкий уровень коммуникации. На примитивном уровне партнер рассматривается не как собеседник, а как объект, который может быть необходим и который нужно контролировать, или беспокоит, и тогда его нужно оттолкнуть.
Собеседник прекращает контакт, не особо заботясь о том, насколько уместно и правильно вы его воспринимаете. Пьяный человек без смущения признается незнакомцу в автобусе. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, его не заботит возникновение необходимых чувств у других. Вы можете наблюдать нечто подобное, когда имеете дело с бюрократической системой или грубым продавцом.
Обратите внимание, что словарный запас таких людей обычно весьма скуден; темп речи невероятно быстрый, ведь единственная цель — ошеломить вас, сбить с толку; а отношение к общению с вами — как к разговору со стулом, на котором вы сидите, то есть никак. Наше обращение к такому собеседнику должно быть направлено на то, чтобы умерить его пыл, не повышая тона, говорить сдержанно. Если вы будете вежливы, но тверды и где-то даже суровы в обращении с ним, ему будет трудно ответить агрессией.
Распространенная ошибка, которую совершают люди, заключается в том, что они используют не тот уровень общения, который соответствует ситуации. Например, часто слишком воспитанные люди пытаются говорить с хулиганами ласково и уверенно, чего, конечно же, делать не следует. Вы должны быть резкими и даже грубыми, когда это необходимо. Юмор уместен только в том случае, если не затрагиваются личные качества хулигана.
«Манипулятивный» уровень — Для человека, использующего этот уровень общения («манипулятор»), партнер является соперником в игре, которую необходимо выиграть любыми средствами. А победа всегда означает преимущество: если не материальное или житейское, то, по крайней мере, психологическое. Манипулятором всегда движет корысть.
Принцип духовности в человеческой реальности
Различение трех реальностей в человеке — тела, души, духа — относится к религиозной (христианской) антропологии. Именно религиозный взгляд на человека прежде всего указывает и требует необходимости и возможности целостного взгляда на человеческую природу — в единстве ее телесной, душевной и духовной форм жизни.
В современной психологии дело обстоит иначе. Долгое время психологическая наука стремилась изучать психическое как таковое, самодостаточное, как особый объект, имеющий вполне определенную и неизменную структуру. В различных научных школах при изучении психического акцент делается либо на его качестве, либо на его функциях, либо на его структуре, либо на его специализированном содержании, либо на всем этом вместе. Но всегда психическое рассматривалось в равной степени как таковое, в довольно жестких рамках.
Постепенно поле поиска и изучения психической природы все более расширялось: объектом исследования стали многочисленные явления, происходящие на стыке «души» и «тела», появились и стали интенсивно развиваться новые науки и целые отрасли психологии: Психофизика, психофизиология, нейропсихология, психосоматика и т.д. и т.п. Произошел прорыв за пределы замкнутого, феноменального мира психического как такового.
Представляется, что интерес психологии к другому полюсу реальности человека — к формам его духовного бытия — полностью оправдан. Только в этом промежутке (телесное бытие — психическое бытие) стало возможным раскрыть как сущность, так и жизненный статус психического. Но до сих пор собственно научная психология (в ее исследовательской, теоретической части) лишь исследует, осторожно пробует свои силы в психической ипостаси человека, существование которой в российской психологии отрицалось даже по идеологическим причинам. А если и допускалось, то только как продукты культуры, формы искусства, нормы социальной жизни и т.д. Психология искусства, психология религии была скорее «психологической археологией», которая стремилась реконструировать на основе материальных остатков психическое творчество коллективных субъектов, но не психическую ипостась конкретного человека.
Надо сказать, что в западной психологии — при всей ее кажущейся идеологической эмансипации — даже психическая реальность как особая реальность человеческого существования была исключена из научного рассмотрения, за исключением, пожалуй, специального анализа ценностных ориентаций личности в обществе. Хотя существовала традиция соотносить психологию с науками о духе, не было психологии духовности как таковой. Человеческая духовность, сам индивидуальный (субъективный) дух, находился как бы в «ведомстве» идеалистической философии, религии, художественного творчества и т.д.
Сегодня ситуация постепенно меняется. Психология человека начинает интенсивно осваивать наследие (как мировое, так и отечественное) религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников, расширять опыт работы с субъективным миром человека, с его сознанием, и, прежде всего, строить новое видение, «стереоскопическое или голографическое» видение человеческой реальности в ее субъективной проекции.
В отечественной психологии в работах Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и других сделана попытка заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного сознания человека в пределах его индивидуальной жизни. В каком-то смысле наша попытка создать спецкурс по психологии человека может быть рассмотрена с этой точки зрения — как попытка раскрыть полноту и целостность психологической (субъективной) реальности человека.
С мирской (светской) точки зрения, различие между психологическим и духовным является
Духовная жизнь в ее качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек». Под этим мы подразумеваем такие присущие человеку качества, как сердечность, открытость, способность сопереживать другому, умение понимать и учитывать другого в его самооценке. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду прежде всего его нравственную структуру, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной и общественной жизни, следовать идеалам истины, добра и красоты.
Духовная жизнь человека
Психическая жизнь человека включает в себя: Знания, чувства, потребности, опыт, способности, убеждения, стремления и цели.
Духовная сфера жизни общества включает в себя различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.
Духовная сфера жизни общества включает в себя различные формы и уровни общественного сознания: моральное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно, его элементами являются мораль, наука, искусство, религия.
Мораль — это набор правил поведения, вытекающих из представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются результатом внутреннего убеждения человека или воздействия на него общественного мнения.
Наука — это теоретически систематизированный взгляд на окружающий мир, облекающий его существенные стороны в абстрактно-логическую форму понятий, теорий, законов), основанный на результатах научных исследований.
Искусство — это специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой отражение действительности в художественных образах.
Религия — это совокупность определенных мифов, догм, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
В отличие от материальных потребностей, духовные потребности не являются биологически обусловленными, они не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации человека.
Особенность духовных потребностей заключается в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: нет пределов их роста, и единственным ограничением этого роста является только объем уже накопленных духовных ценностей человечества и желание человека участвовать в их приумножении.
Для удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Среди результатов умственного производства можно назвать:
идеи, теории, образы, ценности
социальные отношения индивидов
уровень развития личности
Ученые выделяют три типа интеллектуального производства:
Наука и образование
искусство и культура
религия
Духовный мир человека (микрокосм человека) представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:
1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении через культуру, искусство, другие формы деятельности, в использовании достижений культуры и т.д;
2) знание природы, общества, человека, самого себя;
3) Вера в истинность убеждений, которые человек разделяет;
4) Восприятие;
5) Убеждения, которые управляют действиями человека во всех его проявлениях и сферах;
6) Ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и к самому себе, придающие смысл его деятельности и отражающие его идеалы
7) Способности к тем или иным формам социальной активности;
8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение к природе и обществу
9) Цели, которые он/она сознательно ставит перед собой.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с этим отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрений:
1) мирской (или житейский). Она формируется под влиянием жизненных обстоятельств, основана на личном опыте;2) религиозная. Она основана на религиозных взглядах, идеях и убеждениях человека; 3) научная. Она формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;4) гуманистическая. Это обсуждается как цель, а не как реальность. Гуманистическое мировоззрение сочетает в себе лучшие аспекты научного мировоззрения с идеями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале. Духовный мир личности выражает неразрывную связь между личностью и обществом.
Проблема жизни и смерти. Смысл жизни и основные категории бытия человека
Сложная природа человека, его трансцендентное двойственное бытие, характеризуется необычайным разнообразием форм конкретного бытия, которые в философской антропологии принято называть категориями бытия, модусами или феноменами. Формы человеческого существования можно разделить на феномены и эпифеномены с целью их упорядочивания и исследования специфики человеческого существования. Феномены характеризуются обращением к метафизическому, эпифеномены — к эмпирическому в человеке. В принципе, каждая человеческая характеристика амбивалентна, каждый эпифеномен может стать феноменом и наоборот. Так, существуют разнообразные философские учения о феноменальности человека, существует также культурная антропология, а феномены являются особым предметом литературы, кино и т.д. Но что представляет интерес для философии, так это анализ основных, фундаментальных явлений или категорий, форм человеческого существования. К ним относятся: Смерть, смысл жизни, любовь, счастье, игра, вера, работа, творчество.
Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и делает ее предметом созерцания. Высшей ценностью для человека является жизнь, но жизнь заканчивается смертью. Поэтому часто говорят, что человек рождается и живет, чтобы умереть, что жизнь — это подготовка к смерти, что философия — это учение о том, как лучше подготовиться к смерти. В то же время смерть нуждается в философии. «Решение вопроса о смысле жизни неизбежно предполагает необходимость определения соответствующего статуса смерти. Столкнувшись с глобальной неизбежностью и случайностью смерти, жизнь как бы теряет всякий смысл. Если смерть является естественным завершением всей жизни, то, возможно, она представляет собой глубочайший смысл существования, делая абсурдными любые человеческие притязания противопоставить ей нечто более высокое и абсолютное. Человек — единственное существо, которое «знает смерть». Вся логика отношения человека к смерти в истории культуры и философии шла по пути ее своеобразного преодоления. Наиболее радикально эта идея была выражена в философии Эпикура, который утверждал, что нечего бояться несуществующего, ибо пока мы существуем, смерти нет, а если есть смерть, то нет и нас.
Для всей классической культуры смерть предстает как переход в другое состояние жизни; смерть — это необходимый, но кратковременный эпизод в вечной динамике жизни. В неклассической философии смерть теряет значение «перехода», а начинает восприниматься как реальный «уход», окончание и завершение жизни. Классическая схема перевернута: если раньше проекция человеческого существования разворачивалась в последовательности от жизни к смерти к новой жизни, то здесь путь идет от смерти (небытия) к жизни к смерти.
Показательно, что, несмотря на определенную реабилитацию смерти в современной философии, на уровне общекультурных реалий сегодня практика репрессии смерти воспроизводится в новом ракурсе. По сути, основной пафос развития личности и культуры подчинен немыслимой задаче преодоления смерти через труд, любовь, власть и т.д., расширения границ жизни, человеческого достоинства и свободы.
Осознание человеком своей смертности заставляет его задуматься о том, как обустроить свою земную жизнь и что ждет нас после смерти. И в этом заключается проблема смысла человеческой жизни.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Видимость или кажимость
- Предназначение человека. Проблема жизни и смерти
- Н.Ф. Федоров – родоначальник русского космизма
- Г.В. Вернадский о влиянии монголов на русскую культуру
- Человек как субъект социального управления
- Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи возрождения
- Религия, её значение в современном обществе
- Классический позитивизм
- Формирование классических технических наук
- Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта — Мысли раннего периода