Оглавление:
Диалектика — это учение о всеобщих взаимосвязях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектики, все предметы, явления и процессы признаются взаимосвязанными, находящимися в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития является присущее им противоречие.
История диалектики.
Диалектика как теория и метод познания прошла несколько этапов в своем историческом развитии. Основными историческими формами диалектики являются:
наивная, или спонтанная диалектика древности. Наиболее яркое выражение она получила в философии Гераклита. Сначала он пытался показать мир в его постоянном изменении, вызванном борьбой противоположных принципов. Он считал, что все сущее постоянно переходит из одного состояния в другое («все течет, все изменяется»). Единственный общий закон развития, согласно Гераклиту, — это борьба противоположностей. В то же время он утверждал, что «все, что изменяется, находится в покое», что привело его к выводу о единстве изменчивости и стабильности мира, определяющем его цельность. Диалектика античности обычно характеризуется как наивная или спонтанная, поскольку ее определения и выводы не имеют научного обоснования, а носят созерцательный характер, основанный на непосредственном наблюдении природных явлений.
спекулятивная диалектика средневековья. В философии Августина Аврелия диалектика основывалась на идее единства двух противоположных миров — небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). В средневековой схоластике (Ф. Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания — веры и разума, в котором средствами разума обосновываются идеи, принятые в вере.
диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях. Представлены в философии Н. Кузанского и Г. Бруно. Развивая принцип пантеизма, Н. Кузанский утверждал единство Бога и мира: все бесконечное разнообразие природного и человеческого мира является божественным проявлением. Бруно утверждал существование единой божественной субстанции, которая является источником множественности различных вещей и причиной единства противоположностей.
(4) Идеалистическая диалектика Гегеля (немецкая классическая философия). Г.Гегель выступил как систематизатор диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. Гегель объяснял диалектику с позиции объективного идеализма: Развитие мира он рассматривал как этапы саморазвития духовного начала — абсолютной идеи.
Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
Понимание реальности в развитии — самый важный аспект диалектического мировоззрения. Диалектика — это «учение о развитии в его наиболее полной, глубокой и односторонней форме».Знание законов развития позволяет людям целенаправленно изменять мир в соответствии с объективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации. Каковы основные идеи диалектики?
Философским открытием стала идея о том, что окружающий человека мир и он сам претерпевают некоторые изменения с течением времени, но находятся в развитии. Это открытие породило множество сложных проблем. Что такое развитие? В каком направлении это происходит? Эволюционирует ли мир в целом, или эволюция присуща только отдельным объектам? Что является источником развития? Существуют ли универсальные законы развития, и если да, то каковы они? В истории философии не было единодушия в ответах на эти и подобные вопросы.
Диалектика раскрывает космический закон бесконечного развития, преобразования и взаимосвязи всего сущего.
Древнегреческий философ Гераклит считается отцом диалектики. «Все течет, все меняется», — писал он. — «В мире нет ничего неподвижного: холодное согревает, теплое охлаждает, мокрое высушивает….. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и смерть, бытие и небытие — связаны друг с другом, они соединяются, они обуславливают друг друга». Более того, переход явлений из одного состояния в другое происходит через борьбу противоположностей. Взгляды древнегреческих философов (Гераклита, Сократа, Платона) имели характер ценных, спонтанных диалектических спекуляций. Термин «диалектика» был впервые использован древнегреческим мыслителем Сократом. «Диалектикой» он называл метод нахождения истины в диалоге через столкновение противоположных суждений и обнаружение противоречий в мышлении.
В схоластической философии Средневековья диалектика трактовалась прежде всего как способность логически рассуждать.
Наиболее последовательной теорией диалектики является идеалистическое учение Гегеля. Гегель признал принцип противоречия в качестве руководящего принципа развития; он сформулировал основные законы развития и основные категории диалектики. Будучи объективным идеалистом, Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях абсолютного духа, демиурга, углубляющегося в самопознание.
Теория диалектики приобретает новое качество в философии марксизма. Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание диалектики. Диалектика представляется как «наука о всеобщей согласованности», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
Современная западноевропейская философия воспроизводит различные модификации другого понимания диалектики. Каждый из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество человека и сознания в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистская версия диалектики. Ее адепты (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.) в своем понимании диалектики исходят из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими только как атрибут человеческого существа и интерпретируется прежде всего в плане погружения одинокого индивида в поле личного сознания. Погружение личности в личные переживания связано с пограничными ситуациями, которые вызывают страдания, чувство вины, ожидание смерти, страх; характеризуются сложной динамикой чувств, мыслей, действий. Таким образом, экзистенциализм ограничивает диалектику только личным существованием или узко трактуемой человеческой практикой.
Г.В.Ф. Гегель. Истоки и тайна его философии
Некоторые авторы считают его «Феноменологию духа» (1807) истоком и тайной философии Гегеля. С этим утверждением следует согласиться, поскольку все последующие работы Гегеля оказываются лишь дальнейшим развитием и детализацией идей, изложенных в «Феноменологии духа». Поэтому кажется, что понимание (хотя бы схематично) этой гегелевской работы приведет нас к пониманию других работ Гегеля.
Цель «Феноменологии духа» — описать поступательное движение от низшей ступени, чувственной уверенности, к высшей, абсолютному знанию.
В начале своего развития сознание находится в иллюзиях, как будто его волнуют объекты, которые ему чужды, которые ему противостоят, которые находятся вне его. Другими словами, диалектическое тождество объекта и субъекта характеризуется тем, что субъект еще не знает, что он также является объектом. В конце развития, на стадии абсолютного знания, различие между объектом и субъектом исчезает. Здесь субъект осознает, что он также является объектом. Таким образом, Гегель, во-первых, создает монистическую философию, а во-вторых, пытается логическим путем доказать истинность объективного идеализма.
В «Феноменологии духа» Гегель рассматривает все явления в становлении, в развитии, на основе предшествующих им форм. Каждая новая стадия и форма не разрушает старую, а сохраняет ее в себе как надежную основу. Поэтому все развитие выступает как единый, целостный процесс. Гегель прав, связывая природные и социальные явления друг с другом и со всеми формами жизни. Но поскольку в его работе целое принимает форму духа, то в этом случае реальный исторический процесс оказывается перевернутым и мистифицированным.
В «Феноменологии духа» исторический путь познания рассматривается Гегелем трижды и каждый раз на новом уровне. Первый путь этого процесса — сознание человека, стоящего перед объектом. На этой стадии сознание не знает ни своей природы, ни сущности объекта. Она воспринимает всю предыдущую историю в зеркале своего индивидуального развития. Пройдя этот путь во второй раз, сознание постигает свою социальную природу и поднимается до осознания сущности истории. Теперь он понимает, что история — это результат совместной деятельности отдельных людей. Но она еще не доросла до окончательного понимания прошлого. Теперь разум должен оглянуться назад, чтобы рассмотреть весь пройденный путь и понять его в его абсолютной истине. Это третий этап движения сознания от естественного состояния к научному знанию. Ум помнит прошлые этапы и систематизирует все, что произошло в прошлом.
В соответствии с трояким движением разума «Феноменология разума» делится на три основных раздела.
Первый включает в себя главы: сознание, самосознание и разум. Здесь сознание переходит от сенсорной определенности к познанию рациональной реальности.
Второе — это развитие разума. Некоторые этапы истории (Древняя Греция, Древний Рим, Французская революция в 18 веке и т.д.) кратко описаны здесь.
Третья — формирование эстетических (художественных), религиозных и философских знаний. Здесь Гегель фактически говорит об истории форм общественного сознания.
Все эти разделы можно классифицировать по-разному. В первом разделе рассматриваются вопросы «субъективного духа», во втором — «объективного духа», в третьем — «абсолютного духа». Первый раздел функционирует как тезис, второй — как антитезис, а третий — как их синтез. Так, уже при разделении «Феноменологии духа» на определенные разделы появляется знаменитая гегелевская триада, в рамки которой он поместил все известные ему факты. Если эти факты не согласуются с триадой, по Гегелю, то тем хуже для фактов.
Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — крупнейший представитель немецкого классического идеализма, создатель систематизированной теории диалектики, автор многочисленных философских трудов: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.
В основе философии Гегеля лежит принцип тождества мышления и бытия: «все действительное разумно, все разумное действительно»: мир разумен по своей сути, поскольку все в нем является воплощением мирового разума. В центре философской системы Гегеля оказывается процесс саморазвития «Абсолютной идеи» («Weltgeist», «Weltverstand») — основы и сущности бытия. Абсолютная идея находится в постоянном развитии, это «философствующий» разум, стремящийся к самопознанию и достигающий своей цели в самой совершенной философии (в философии самого Гегеля, как он думал).
Наиболее полно концепция Гегеля изложена в «Энциклопедии философских наук». Гегель делит процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи на три стадии, каждая из которых соответствует определенной части его философской системы:
1) развитие Абсолютной идеи в сфере «чистой мысли», («чистого бытия» (до возникновения мира и человека), где она раскрывает свое содержание в системе категорий диалектики — «науки логики»;
2) развитие Идеи в форме ее «инаковости», т.е. в форме объективных, материальных явлений природы (от механических процессов до происхождения жизни и человека); причем сама природа, по Гегелю, не развивается, а отражает лишь саморазвитие логических категорий, составляющих ее духовную сущность — «философия природы».
3) развитие абсолютной идеи в человеческой мысли и в историческом процессе, где абсолютная идея, вернувшись из природы в сферу мышления, реализует свое содержание в различных формах человеческой деятельности и общественного сознания (в правовых, политических, нравственных идеях; в искусстве, религии, философии) — «философия разума».
Искусство, религия и философия — это высшие формы самосознания «Абсолютного Духа», в котором завершается мировая история, а сама человеческая история рассматривается как «процесс духа в сознании свободы».
Величайшим достижением Гегеля является создание системы идеалистической диалектики — диалектики идеи мира как первоосновы и источника всего существующего. Он был первым философом современной эпохи, который предложил подробную критику преобладающего метафизического (догматического) метода в науке и философии, противопоставив его диалектическому методу.
Гегель первым сформулировал основные принципы диалектического мировоззрения: принцип развития и принцип всеобщей связи явлений. Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновение и переходы таких парных категорий, как сущность и явление («сущность есть, явление существенно»), форма и содержание («форма существенна, содержание сформировано») и т.д.
Помимо обобщенного диалектического анализа принципов и всех важнейших категорий диалектики, Гегель на идеалистической основе сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания (названия законам дали последователи гегельянства).
Продемонстрировав общий характер закона перехода количественных изменений в качественные, Гегель заявил, что предметы или явления могут изменяться количественно (уменьшаться или увеличиваться), но если эти изменения происходят в пределах меры, свойственной каждому предмету или явлению, то качество остается прежним. Когда изменение превышает пределы меры (например, нагрев воды до 100 градусов), это приводит к изменению качества (вода становится паром). Таким образом, этот закон раскрывает внутренний механизм развития. Он показывает, что развитие представляет собой единство эволюционных (постепенных, количественных) и «революционных» (качественных, внезапных) изменений.
Диалектическая философия Г. Гегеля
Георг Гегель (1770 — 1831) был представителем немецкой классической философии. Главная заслуга Гегеля видится в развитии диалектики. Диалектический стиль мышления был известен еще до Гегеля. Заслуга Гегеля в том, что он разработал законченную диалектическую систему, дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переходе старого в новое, превращении каждого явления в его противоположность. Он подчеркнул взаимосвязанность всех процессов в мире.
Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он считает диалектику категорий, их связей и переходов друг в друга, развитием «чистой мысли» — абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, саморазвитие, которое происходит на основе взаимопроникновения противоположностей: Поскольку явление противоречиво, оно имеет движение и развитие. В нем каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными. Таким образом, в процессе развития возможность становится реальностью, количество переходит в качество, причина становится следствием, и наоборот. Он подчеркивает единство противоположных категорий: Форма и содержание, сущность и явление, случайность и необходимость, причина и следствие и т.д.
Более того, в процессе своего саморазвития абсолютная идея должна превратиться в свою противоположность — стать материальной природой, чтобы вновь стать духовной (в человеческом сознании).
Гегель показал внутренние противоречия, взаимопроникновения и переходы «парных категорий». Для него категории, как по форме, так и по содержанию, не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: как чистые мысли и ступени развития абсолютной Идеи, они сами по себе субстанциальны и потому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистую мысль, убежденный в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что изложенная им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она универсальна, она существует не только для философского сознания, ибо «все, что нас окружает, можно рассматривать как образец диалектики».
Гегель создал систему категорий диалектики, практически непревзойденную на сегодняшний день. Категории Гегеля плавно и органично перетекают одна в другую. Он видит связь между такими категориями, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или такими категориями, как явление, форма, единичное, контингентное.
Гегель является первооткрывателем основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он исследует механизм действия фундаментальных законов диалектики. Вещь является тем, чем она является, благодаря своему качеству. Если вещь теряет свое качество, она перестает быть собой, данной детерминацией. Количество является внешним по отношению к бытию как определенность; оно характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорит Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, становится он больше или меньше, так же как красный цвет остается красным, независимо от того, становится он светлее или темнее. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом конкретном случае.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Арабоязычная философия — История арабской философии средних веков
- Теизм
- Специфика человеческого бытия
- Философия древнего Китая
- Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества
- Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке
- Проблема единства мира в истории философии — Проблема единства мира: история и современность
- Блаженный Августин: является ли бог ответственным за зло?
- Принцип верификации и проблема демаркации
- Теория общественно-экономических формаций К. Маркса