Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Истина: понятие и основные концепции
- Относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- Соотношение действительности и мышления
- Исторические типы рациональности. Логика и язык
- Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика
- Понятие общества. Специфика социального познания
- Политическая сфера жизни общества, ее структура. Философия власти
- Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность
- Условия и механизмы формирования личности
- Экономическая мысль средневековья
Введение
Термин «диалектика» (от греческого — искусство вести беседу, спор) имеет несколько оттенков значения. Этот термин был впервые использован Сократом и относится к искусству диалога, целью которого является достижение истины через столкновение различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и соединения их в более общие понятия, «роды».
Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре.
В традиционной марксистской философии диалектика определялась как учение о всеобщей согласованности и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.
Современные версии диалектики практически не понимают ее как развитие. Идея диалектики как формы понимания полярностей, противоположностей, которые пронизывают нашу жизнь, сознание и историю, является доминирующей. Различные интерпретации диалектики предлагают разные принципы взаимоотношения противоположностей — от их возможного гармоничного синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Практически все модели диалектики, однако, содержат установку на объединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на необходимость их объединения, которая присутствует в главном агенте диалектического столкновения — человеке.
Понятие диалектики. Исторические формы диалектики
Диалектика (от греческого «диалектика») означает искусство вести беседу, спорить. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир возник в ходе длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции и Рима. Сегодня мы можем выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику античности, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древних наиболее ярко выразилась в философии Древней Греции, в размышлениях Гераклита Эфесского.
Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит пытался объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот фрагмент его аргументации: «Одно и то же в нас — живые и мертвые, бодрствующие и спящие, молодые и старые. Ибо то, что изменилось, есть то, и наоборот, то, что изменилось, есть то».
Зенон Элейский поднял ряд диалектических проблем. Аристотель даже назвал Зенона «изобретателем диалектики».
Стихийная диалектика развивалась на идеалистической основе в школах Сократа и Платона. Сократ считал диалектику искусством открытия истины через столкновение противоположных мнений в споре. Он первым использовал термин «диалектика».
Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого осуществляется познание вещей — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Элементы диалектического мышления встречаются в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма и последовавших за ними философских школ, но все это были стихийные диалектики.
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель) сыграла важную роль в развитии диалектического мировоззрения, высшей стадии развития идеалистической диалектики она достигла в философской системе Гегеля.
Гегель понимал диалектику не только как искусство полемики, спора, беседы, но и как определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, учитывающий противоречивый характер мира, его изменения, взаимосвязь явлений, вещей и процессов, качественные преобразования, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового и растущего.
Однако диалектика Гегеля была разработана на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть полностью последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадывал диалектику вещей. Согласно Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мира-причины» в процессе мышления о самом себе.
Высшей исторической формой диалектики стала ее марксистская модель — материалистическая диалектика современности.
Исследовав идеалистическую диалектику Гегеля и переработав ее материалистически, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистицизма. Он не только создал диалектику, отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу: «Гегелевская диалектика перевернута с ног на голову. Мы должны поставить его на ноги, чтобы из-под его мистической оболочки появилось рациональное зерно.
Для марксистской диалектики характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь-в-себе как она есть в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином целостном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная диалектика или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей и понятий, которые отражают объективную диалектику в сознании.
Субъективная диалектика, таким образом, вторична, а объективная диалектика первична. Первое зависит от второго, второе не зависит от первого. Поскольку субъективная диалектика является отражением объективной диалектики, она согласуется с ней по содержанию. И то, и другое подчиняется одним и тем же универсальным законам.
Основные принципы и законы диалектики
Принцип обычно понимается как руководящая идея, исходное, наиболее важное правило поведения, то есть как нечто, лежащее в основе совокупности фактов, знаний или действий. В логически более четком научном смысле принцип — это центральное понятие, основа системы знаний, которая является обобщением и распространением каждого из его определений на все явления той области, из которой этот принцип абстрагирован.
К основным принципам диалектики относятся: принцип всеобщей согласованности, развития, детерминизма, системности и материального единства мира.
Согласно принципу всеобщей согласованности, все объекты (явления, процессы) действительности существуют во взаимодействии и взаимообусловленности; согласно принципу развития, они существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения; согласно принципу детерминизма, они причинно обусловлены и взаимозависимы; принцип системности предполагает наличие закономерной организации в мире; согласно принципу материального единства, материальное начало рассматривается как его субстанция.
Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей взаимосвязи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимозависимость и обусловленность явлений и объектов действительности. Таким образом, элементарные частицы, взаимодействующие друг с другом, образуют атомы. Взаимосвязь атомов приводит к образованию молекул, молекулы образуют макротела и так далее вплоть до галактик и метагалактик.
Таким образом, всеобщая взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений является неотъемлемой чертой материального мира. Поэтому, чтобы познать предмет, необходимо изучить все его стороны и взаимосвязи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, их взаимосвязи и взаимодействия также многообразны.
Диалектика изучает не все, а только самые общие, существенные взаимосвязи, которые имеют место во всех сферах материального и духовного мира. Размышляя над этими взаимосвязями в своем сознании, человек открывает для себя законы объективного мира и развивает категории познания. Знание общих законов является предпосылкой для практической, преобразующей деятельности, творчества.
Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.
Закон — это форма познания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Основными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий прежде всего природу источника развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, детализирующий представление о форме, в которой протекает процесс развития; закон отрицания отрицания, выражающий механизмы преемственности и цикличности развития.
Эти законы выражают всеобщие формы, способы и движущие силы развития материального мира и его познания и являются всеобщим способом диалектического мышления. Эти законы диалектики конкретизируют свои основные категории в их историческом возникновении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и соотношения признанных до сих пор категорий, развитие которых подчинено этим всеобщим законам. Законы диалектики представляют собой логическое выражение существенного в развитии.
Закон единства и борьбы противоположностей
Движущая сила развития выражается законом единства и борьбы противоположностей. Суть этого закона заключается в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, являющегося результатом взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами предметов и явлений, переходят от состояния незаметного, несущественного различия частей, слагающих данное явление, к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, вступающим в конфликт, борьбу, которая является внутренним источником развития явления. Каждый предмет содержит в себе другой предмет. Внутреннее противоречие каждого предмета состоит в том, что взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей происходит в одно и то же время. Развитие может происходить только благодаря противоречию, то есть активному взаимодействию, столкновению и борьбе противоположностей. Противоречивые противоположности объединяются в том смысле, что они содержатся в одном предмете или явлении. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в этом единстве, является источником развития.
Согласно этому закону, внутренние противоречия присущи каждому предмету и явлению. Они взаимодействуют: они предполагают друг друга и борются друг с другом. Именно борьба внутренних противоречий служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.
Для того чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его общий характер, необходимо сначала разобраться в таких основных понятиях, как тождество, различие и противоположность.
Диалектическая мысль исходит из того, что тождество и различие присущи всем объектам.
Идентичность — это специфический вид отношений вещи к себе и к другим вещам, который характеризуется устойчивостью. Другими словами, любой объект или явление, которое изменяется, остается самим собой на какое-то время. Итак, со всеми изменениями на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет определенные параметры и движется равномерно.
Различие характеризуется несоответствием, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.
Таким образом, вещь тождественна самой себе и нетождественна одновременно. Идентичность и различие постоянно существуют в своем противоречивом единстве.
Отдельные стороны, свойства, характеристики явлений и предметов стоят в таких отношениях, которые являются взаимоисключающими. Это отношение есть содержание противоположности: различие явлений, процессов, предметов, сторон или элементов явлений, процессов, предметов, которые в определенном единстве взаимоисключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе — процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, возбуждения и торможения и т.д.
Отношения между противоположностями — это противоречие. Неразрешимых диалектических противоречий не существует. Преодоление противоречий — это необходимость.
Существует бесконечное множество конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие между собой нечто общее, то есть принадлежащие к тому или иному виду. Различают внутренние и внешние противоречия, фундаментальные и нефундаментальные и т.д.
Внутренние противоречия — это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими определенную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, образующиеся связи могут принимать характер противоречия. Внешние противоречия — это противоречия данной системы с окружающими системами.
Основные противоречия определяют развитие объектов (явлений, процессов) на протяжении всего периода их существования.
Неосновные противоречия — это противоречия, возникающие в результате основных противоречий.
Основные противоречия — это те, которые выходят на первый план в определенный период развития объектов (явлений, процессов); от их разрешения зависит развитие и разрешение всех других противоречий, присущих им.
Пространство и время — форма бытия материи
Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Поэтому пространство и время не существуют вне движения материи, так же как и материя не существует вне пространства и времени. Именно поэтому Ф. Энгельс утверждал: «Основными формами всякого бытия являются пространство и время…».
Бытие — это материя. Главная характеристика материи — неисчерпаемость, следовательно: бытие неисчерпаемо. Сам принцип единства мира заключается в том, что мир материален, то есть различные формы материи взаимосвязаны (жидкое, твердое, газообразное состояние), то есть одна форма бытия может переходить в другую. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, возникают как бы из ничего и становятся настоящим, актуальным бытием. Но бытие приходит к концу и возвращается в небытие, теряет эту форму бытия.
Переход к небытию — это разрушение этого способа бытия и трансформация, становление в другой форме. Появление той или иной формы бытия является результатом перехода от одной формы бытия к другой. Какую бы форму бытия мы не рассматривали, все они имеют конечную основу — субстанцию материи.
Самый важный атрибут, способ существования материи включает в себя все процессы (все изменения и движения частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи — внутреннее движение перерастает внешнее. Движение — это вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и изменение их состояний. Бесконечное движение мира — это закон развития и вечности. Без движения нет материи. Движение абсолютно, а покой относителен и относится к этапам движения (земля, луна, солнце). Движение является неотъемлемой частью структуры бытия. Существуют различные формы движения.
Бытие — это движение. Мир не может существовать без движения. Каждый объект существует только потому, что в нем существует определенный вид движения. Когда движение прекращается, объект растворяется и превращается в другой объект, с другим видом движения.
Одни формы движения переходят в другие формы движения. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем. Субмикроэлементный уровень — это форма существования материи с полевым характером, из которой формируются элементарные частицы (микроэлементный уровень). Затем образуются ядра (ядерный уровень), а из них молекулы (молекулярный уровень), из молекул агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Последние образуют звезды, планеты, галактики (космический уровень). Органический уровень — это результат постепенного усложнения углеродистых молекул, приводящего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) — высшая форма движения материи. Формы движения: механическая — химическая — биологическая — социальная.
Появление нового качества — это появление нового объекта с новыми законами жизни, с новой мерой, в которую уже заложено другое количественное определение. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может ограничиваться уровнем конкретной формы движения, а также выходить за его пределы. Процесс формирования нового качественного состояния противоречив: это единство аннигиляции и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Измерение, выражающее единство количества и качества как объектов, характеризующихся простым преобразованием в пределах данного уровня организации системы, так и пределов перехода от одного уровня организации системы к другому, является как бы пограничным знаком процесса развития.
Пространство — это форма материи, характеризующаяся такими свойствами, как протяженность, структура, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который неизбежно меняет свои свойства в результате длительности своего существования, так и из факта меняющейся последовательности различных объектов в одном и том же месте. Время — это форма существования материи, характеризующаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность изменения состояния.
Заключение
Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и ее свойств, является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в итоге материалистическим или идеалистическим.
В свете сказанного достаточно очевидно, что роль определения понятия материи, понимания ее как неисчерпаемой для построения научного образа мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира очень велика.
Такое определение имеет смысл: «… Материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях»; «Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями и существует независимо от них». (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором — о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).
Список использованной литературы
- Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философского знания. Москва, Общество «Знание» России, 1997.
- Философия: теория и методология: учебник под редакцией М. М. Галкина, МЭСИ, 2002.
- Философское понимание мира: учебник под ред. Терентьева В., МИИТ, 1999.
- Введение в философию. В 2-х томах. М., 2001. — Афанасьев В.Г. Основы философского знания. М., 1987 — Квасова Е.И. Учебное пособие по курсу «Введение в философию». М., 2000.