Оглавление:
Георг Гегель (1770 — 1831) был представителем немецкой классической философии. Главная заслуга Гегеля видится в развитии диалектики. Диалектический стиль мышления был известен еще до Гегеля. Заслуга Гегеля в том, что он разработал законченную диалектическую систему, дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переходе старого в новое, превращении каждого явления в его противоположность. Он подчеркнул взаимосвязанность всех процессов в мире.
Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он считает диалектику категорий, их связей и переходов друг в друга, развитием «чистой мысли» — абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, саморазвитие, которое происходит на основе взаимопроникновения противоположностей: Поскольку явление противоречиво, оно имеет движение и развитие. В нем каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными. Таким образом, в процессе развития возможность становится реальностью, количество переходит в качество, причина становится следствием, и наоборот. Он подчеркивает единство противоположных категорий: Форма и содержание, сущность и явление, случайность и необходимость, причина и следствие и т.д.
Более того, в процессе своего саморазвития абсолютная идея должна превратиться в свою противоположность — стать материальной природой, чтобы снова стать духовной (в человеческом сознании).
Гегель показал внутренние противоречия, взаимопроникновения и переходы «парных категорий». Для него категории, как по форме, так и по содержанию, не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: как чистые мысли и ступени развития абсолютной Идеи, они сами по себе субстанциальны и потому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистую мысль, убежденный в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что изложенная им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она универсальна, она существует не только для философского сознания, ибо «все, что нас окружает, можно рассматривать как образец диалектики».
Гегель создал систему категорий диалектики, практически непревзойденную на сегодняшний день. Категории Гегеля плавно и органично перетекают одна в другую. Он видит связь между такими категориями, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или такими категориями, как явление, форма, единичное, контингентное.
Гегель является первооткрывателем основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он исследует механизм действия фундаментальных законов диалектики. Вещь является тем, чем она является, благодаря своему качеству. Если вещь теряет свое качество, она перестает быть собой, данной детерминацией. Количество является внешним по отношению к бытию как определенность; оно характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорит Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, становится он больше или меньше, так же как красный цвет остается красным, независимо от того, становится он светлее или темнее. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом конкретном случае.
Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — крупнейший представитель немецкого классического идеализма, создатель систематизированной теории диалектики, автор многочисленных философских трудов: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.
В основе философии Гегеля лежит принцип тождества мышления и бытия: «все действительное разумно, все разумное действительно»: мир разумен по своей сути, поскольку все в нем является воплощением мирового разума. В центре философской системы Гегеля оказывается процесс саморазвития «Абсолютной идеи» («Weltgeist», «Weltverstand») — основы и сущности бытия. Абсолютная идея находится в постоянном развитии, это «философствующий» разум, стремящийся к самопознанию и достигающий своей цели в самой совершенной философии (в философии самого Гегеля, как он думал).
Наиболее полно концепция Гегеля изложена в «Энциклопедии философских наук». Гегель делит процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи на три этапа, каждый из которых соответствует определенной части его философской системы:
1) развитие Абсолютной идеи в сфере «чистой мысли», («чистого бытия» (до возникновения мира и человека), где она раскрывает свое содержание в системе категорий диалектики — «науки логики»;
2) развитие Идеи в форме ее «инаковости», т.е. в форме объективных, материальных явлений природы (от механических процессов до происхождения жизни и человека); причем сама природа, по Гегелю, не развивается, а отражает лишь саморазвитие логических категорий, составляющих ее духовную сущность — «философия природы».
3) развитие абсолютной идеи в человеческой мысли и в историческом процессе, где абсолютная идея, вернувшись из природы в сферу мышления, реализует свое содержание в различных формах человеческой деятельности и общественного сознания (в правовых, политических, нравственных идеях; в искусстве, религии, философии) — «философия разума».
Искусство, религия и философия — это высшие формы самосознания «Абсолютного Духа», в котором завершается мировая история, а сама человеческая история рассматривается как «процесс духа в сознании свободы».
Величайшим достижением Гегеля является создание системы идеалистической диалектики — диалектики идеи мира как первоосновы и источника всего существующего. Он был первым философом нового времени, который предложил подробную критику преобладающего метафизического (догматического) метода в науке и философии, противопоставив его диалектическому методу.
Гегель первым сформулировал основные принципы диалектического мировоззрения: принцип развития и принцип всеобщей связи явлений. Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновение и переходы таких парных категорий, как сущность и явление («сущность есть, явление существенно»), форма и содержание («форма существенна, содержание сформировано») и т.д.
Помимо обобщенного диалектического анализа принципов и всех важнейших категорий диалектики, Гегель на идеалистической основе сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания (названия законам дали последователи гегельянства).
Продемонстрировав общий характер закона перехода количественных изменений в качественные, Гегель заявил, что предметы или явления могут изменяться количественно (уменьшаться или увеличиваться), но если эти изменения происходят в пределах меры, свойственной каждому предмету или явлению, то качество остается прежним. Когда изменение превышает пределы меры (например, нагрев воды до 100 градусов), это приводит к изменению качества (вода становится паром). Таким образом, этот закон раскрывает внутренний механизм развития. Он показывает, что развитие представляет собой единство эволюционных (постепенных, количественных) и «революционных» (качественных, внезапных) изменений.
Диалектика Гегеля как мировоззрение и метод
Выдающимся представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его философия является высшим достижением немецкой классической философии. Будущий философ родился в Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника и получил университетское образование. После защиты докторской диссертации в 1801 году он начал преподавать в университете. Его биография бедна внешними событиями. Профессор, ректор Берлинского университета обожал философию. Для Гегеля философия была всем. «Я знаю много прекрасных наук, но я не знаю более прекрасной науки, чем философия», — говорил Гегель.
Место, где преподавал Гегель (а он работал в нескольких университетах Германии), было мировым философским центром. У него было много учеников. Профессор читал лекции своеобразно: слушатели как будто участвовали в рождении идей, хотя говорил он без эмоций, медленно, мучительно, с трудом подбирая слова. Студенты называли его «деревянным Гегелем», вероятно, потому, что слушать его лекции было сущим испытанием. Но те, у кого хватало терпения, были потрясены глубокой работой теоретической мысли. Самое поразительное в биографии Гегеля — это взросление великого мыслителя в том, кто поначалу был более чем обычным молодым человеком. Титаническая работа мысли даже изменила его лицо. Блестяще одаренный и энциклопедически образованный немецкий ученый создал грандиозную философскую доктрину. Важнейшие из его работ — «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и другие. Гегель дожил всего до 61 года. Эпидемия холеры сократила его жизнь. Он оставил большое интеллектуальное наследие. Впервые в истории философии Гегелю удалось представить весь природный, исторический и духовный мир как процесс, то есть в непрерывном движении и изменении. Он развил диалектику, и это его величайшая заслуга.
Сердце философского учения Гегеля — абсолютная идея. Он считал ее главной. Эта идея не находится в уме человека, но существует до человека, до мира. Она объективна. и является символом Бога, но выраженным на философском языке. Бог для Гегеля — это философский разум. Разум, таким образом, является не специфическим свойством человека, а первоосновой мира. Более того, философ имеет в виду не мыслительную деятельность того или иного человека, и даже не мышление всех людей вместе взятых, а некое «чистое мышление», которое существует до природы, до людей, и предстает в виде «абсолютной идеи», всеобщего. Вне его ничего не существует Все, что реально существует в мире, является результатом творения абсолютной идеи, мирового разума. История мира — это движение абсолютной Идеи, ее различных проявлений и воплощений.
Гегель — объективный идеалист. Он делает разум солнцем вселенной и заставляет всю вселенную вращаться вокруг него. Ни одна эпоха, ни одна философия не возносила разум так высоко. Но в отличие от других представителей этого направления, его философские взгляды пронизаны идеей развития. Под взглядом гегелевской диалектики все статичное стало подвижным, все неизменное — изменчивым, все застывшее — текучим
Идеалистическая диалектика Гегеля
Кульминацией немецкой классической философии является диалектика Гегеля (1770-1831). «Эта новейшая немецкая философия нашла свое завершение в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил природный, исторический и духовный мир как процесс, то есть в непрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии», — писал Ф. Энгельс. Гегель называл свою философию «абсолютным идеализмом», целью которого является постижение всего природного и духовного мира через единое понятие. Отправной точкой является абсолютная идея (мышление, разум). Согласно Гегелю, мышление — это не только субъективная человеческая деятельность, но и объективное, независимое от человека начало всего сущего. Мышление находится в самом мире как его внутреннее содержание, проявляясь во всем многообразии явлений действительности.
В процессе своего саморазвития «абсолютная идея» проходит три стадии.
Первый этап — логический; Идея лежит в «доприродном» бытии. Гегель делит логику на три части: учения о бытии, сущности и понятии. Быт включает в себя:
1) Качество (уверенность);
2) количество (величина);
3) мера (синтез качественной и количественной определенности).
Давайте теперь более подробно рассмотрим эти три важные философские категории.
Качество — это неизменная определенность существующей вещи (совокупность свойств); оно связано с фактом существования самой вещи.
Количество — это изменяющаяся определенность существующей вещи. Она выражается в числах и величинах. В экономике количественные показатели — валовые, качественные — конкурентоспособность продукции на рынке.
Мера — единство качества и количества, когда определенное качество обязательно связано с определенным количеством.
Главное в гегелевской Wesenslehre — положение противоречия как внутреннего источника движения и развития.
Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному. Понятие, суждение и умозаключение составляют единство таких категорий, как общее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам. Согласно Гегелю, вещи вторичны и являются отражением понятий.
Второй этап в развитии идеи — в «философии природы» Гегель утверждал, что природа развивается только в пространстве, во времени она не способна к развитию. Основой всей реальности в природе и обществе философ считал мыслящий, но безличный мировой дух, по сравнению с которым природа вторична и производна от него. Основными формами природного бытия являются механика, физика и органика. Материя и движение неразделимы. Переход от неживого к живому — это завершение естественного процесса.
Третьим этапом саморазвития Идеи является философия разума. На этом этапе «абсолютная идея» отрицает природу, и развитие происходит в области человеческой мысли. Философия разума — это и субъективный разум (человеческое сознание), и объективный разум, понятие, включающее моральные и правовые отношения. К последним Гегель относит семью, гражданское общество (экономические отношения) и государство. И здесь философ идет не от экономических отношений к государству, а наоборот.
Диалектика Гегеля
Отказ от традиции метафизики, произошедший в восемнадцатом веке, разрушил основу единства всей системы знания. Результатом стало разделение бытия на мир природы и мир человека, которое никогда прежде не было столь четким. Это разделение последовательно проводил Кант, основатель немецкого идеализма. Выдающимся представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отойдя от философии Канта, он одновременно пересмотрел свою концепцию трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в качестве такового человеческую историю в целом. Гегель создал систематическую теорию диалектики на объективно-идеалистической основе. Последователем Гегеля сначала был Фейербах (1804-1872), но в 1839 году он подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией. Фейербах поставил человека, рассматриваемого как биологическое существо, как абстрактную личность, в центр своей философии.
Объективно-идеалистический характер философии Гегеля.
Диалектика Гегеля основана на идеалистическом представлении о том, что источник всякого развития — природы и общества, а также человеческого мышления — лежит в саморазвитии понятия и поэтому носит логический, духовный характер. Согласно Гегелю, «истина обладает элементом своего бытия только в понятии». «Примечание: Гегель. Опус. М., 1959. т. 4, с. 3 и поэтому диалектика понятий определяет диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Согласно Гегелю, диалектика вещей — это отраженная, «отчужденная», «внешняя» форма подлинной диалектики, которая существует «только в жизни понятия», или, другими словами, в жизни Бога, поскольку Он существует в Себе, как бы в Своей мысли. Сам Бог мыслится Гегелем не как личный Бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с постоянной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе — через разворачивание исходного противоречия и его последующее преодоление.
Своеобразным введением в систему Гегеля является «Феноменология духа» (1807), одно из самых сложных и содержательных произведений немецкого философа. В ней он стремится преодолеть точку зрения индивидуального сознания, для которого, как он утверждает, существует лишь противопоставление субъекта и объекта. Это противостояние может быть устранено только прогрессивным развитием сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все стадии, через которые прошло человечество в ходе своей истории. В то же время Гегель дает философскую интерпретацию всему богатству исторических знаний, которыми он сам обладал. Таким образом, Гегель предлагает своего рода лестницу, по которой каждый индивид приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к мировой культуре и поднимается с позиций обыденного сознания к философским позициям. На вершине этой лестницы, по Гегелю, каждый индивид способен рассматривать мир и себя с точки зрения завершенной мировой истории, «мирового духа», для которого уже не существует противопоставления субъекта и объекта, «сознания» и «предмета», а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия как самосознание культуры
- Космическая этика К.Э. Циолковского — Космозм Циалковского и его основные этапы
- Патристика и схоластика: этапы развития — Основные этапы развития средневековой философии
- Философские основания современного либерализма
- Славянофилы
- Социально-философский анализ
- Проблема творения. Бытие и небытие в арабо-исламской философии
- Историческая судьба марксизма в России
- Рене Декарт, французский философ, математик
- Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений