Оглавление:
Диалектика — это учение о развитии, теория, объясняющая законы, по которым развиваются все вещи (природа, общество и человеческая мысль). Диалектика стремится раскрыть всеобщее, универсальное в бытии, в существовании предметов, процессов и явлений мира. Диалектика — это понимание мира и способ мышления, при котором различные явления рассматриваются во всем многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.
Альтернативой диалектике является метафизика — противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия и стремящийся к построению определенной, статичной и умозрительной картины мира. Для него характерны односторонность, абстрагирование, абсолютизация того или иного момента в целом. Метафизика не отрицает развитие в целом, но она признает развитие как внешний импульс и представляет его как простое накопление количественных изменений. Главное в метафизике — это крайности, преувеличение одной стороны объекта — стабильности, повторяемости, относительной независимости. Среди разновидностей метафизики можно выделить догматизм, релятивизм, софизм и эклектизм.
Догматизм — это способ мышления и понимания мира, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и определений производится без учета условий конкретной реальности, места и времени. Основа догматизма — одностороннее отношение к истине, признание ее абсолютного момента при игнорировании ее относительности. Это слепое следование однажды приобретенным знаниям, разработанным или усвоенным методам и приемам познания и действия.
Релятивизм — это абсолютизация изменчивости всего сущего, методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности и условности содержания знания. Она является результатом одностороннего акцента на постоянной изменчивости реальности и отрицания относительной стабильности вещей и явлений. Релятивизм рассматривает факт развития знания, в ходе которого любое достигнутое состояние знания преодолевается, как свидетельство его неистинности. В результате он отрицает объективность знания и доказывает агностицизм.
Эклектика — это сочетание разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Этот подход коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого знания и его результатов. Эклектизм характеризуется нарушением принципов целостности, объективности, конкретности рассмотрения предметов и явлений.
Объективная диалектика — это само реальное развитие мира, происходящее вне и независимо от сознания и воли людей. Эта форма диалектики существует как неотъемлемое свойство бытия, то есть всегда. Законы диалектики действовали миллиарды лет назад и будут действовать даже после того, как люди исчезнут с лица земли. Субъективная диалектика является отражением объективной диалектики в человеческом сознании. Эта диалектика исторически и социально обусловлена, то есть философы и ученые понимают развитие бытия исходя из условий общества, в котором они живут, уровня и типа знаний, которыми они обладают. В этом контексте обычно говорят об исторических формах диалектики (античной, марксистской и т.д.).
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Принципы, законы и категории диалектики.
Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.
Метафизика (от греч. Meta ta phiysika — «согласно физике») — философский метод в противоположность диалектике, которая рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга. Она отрицает внутренние противоречия как источник развития явлений.
Диалектика — это такое понимание мира и способ мышления, при котором различные явления рассматриваются во всем многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.
Способность улавливать взаимосвязь различных моментов является особенностью диалектического метода мышления и отличает его от догматического мышления. Диалектика предстает как учение о взаимосвязях.
Как философская наука диалектика имеет долгую историю, восходящую к античным временам, но была заново открыта, так сказать, в идеалистической форме в работах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.
Термин «диалектика» в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу таким образом, чтобы выявить противоречия в суждениях другого человека и таким образом найти истину.
Диалектика — это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.
Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает непрерывное развитие и изменение.
Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах познания.
Основными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей согласованности. Принцип развития является основным принципом материалистической диалектики. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Изучение общей картины развития является одной из важнейших задач диалектики
Как в диалектике понимается сам процесс развития? Он рассматривается как направленное, необратимое, качественное изменение в системе. Причем это движение происходит не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали. Диалектика видит источник развития в противоречиях, присущих самим предметам и явлениям, то есть во внутренних противоречиях.
Принцип универсальной связи:
Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Всеобщая связь предметов и явлений — неотъемлемая черта материального мира. Поскольку предметы и явления материального мира многообразны, их взаимосвязи и взаимодействия также многообразны. Диалектика изучает наиболее общие, существенные отношения, которые имеют место во всех сферах материального и духовного миров.
Размышляя над этими отношениями в своем сознании, человек открывает для себя законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание общих законов является необходимым условием для практической, преобразующей деятельности человека.
Категории — это элементы диалектики. Это наиболее общие понятия, которые охватывают различные области реальности. Человек систематизирует знания в категориях.
В современной диалектике основные категории включают:
Сущность — это существенное, основополагающее, определяющее в объекте, это существенные свойства, отношения, противоречия и тенденции развития объекта. С. — То, что находится за пределами непосредственного восприятия.
Явление — это проявление сущности. В отличие от сущности, которая скрыта от глаз человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что находится внутри него, то есть без сущности.
Единство — это категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность объектов друг от друга в пространстве и времени, с присущими им специфическими свойствами, составляющими их уникальную качественную и количественную определенность.
Движение и развитие как атрибуты бытия. Диалектика и синергетика
Первый вопрос, с которого начинает Ф., — это вопрос о бытии. Вопрос о бытии обсуждается в 1 разделе философского знания, онтологии. «Онтология» образована от греческих слов «онтос» (бытие) и логос (слово) и переводится как учение о бытии. Термин «бытие» можно считать синонимом слов «реальность», «актуальность», «существование».
В то же время бытие является неотъемлемым свойством мира, который утверждает свою целостность через свое существование. Существуют (находятся в бытии) не только предметы природы, но и мысли, различные психические состояния. Бытие связано с их главным свойством — существованием. В зависимости от способа бытия существование делится на 2 мира, 2 способа бытия или 2 реальности; мир физических состояний, или материальный мир природы, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.
Мир природы и мир сознания могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Мир человеческого сознания существует субъективно, поскольку зависит от воли и желания людей, индивидов.
Все взаимодействия и изменения состояния объектов ассоциируются в философии с понятием движения. Движение — это любое изменение. В общем смысле движение представляется как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и другие формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное и т.д. Все формы движения материи взаимосвязаны. Движение — неотъемлемый атрибут материи.
В эпоху Возрождения философы были уверены, что все единство бытия, от Вселенной до мельчайшей частицы, приводится в движение присущей ему душой. Они исходили из установки панпсихизма, одухотворения всего мироздания. Преобладающее развитие механики в наше время привело к рассмотрению движения в более узком смысле — как механического движения. В настоящее время концепция движения в пути. Понятие движения трактуется в более широком смысле — как изменение в целом.
В общем случае качественные изменения понимаются как развитие. Развитие не является элементарным процессом количественного увеличения или уменьшения. В процессе развития элементы появляются и исчезают, причем видимые качественные изменения могут происходить без изменения количества элементов, так как меняются отношения между ними. В современной методологии выделяют 3 типа изменений:
1) переход объекта из качественного состояния одного уровня сложности в другое качественное состояние того же уровня сложности (одноуровневая эволюция);
2) переход объекта в новое качественное состояние с более низким уровнем сложности (регрессивная эволюция);
3) переход объекта в состояние с более высокой степенью сложности (прогрессивное развитие).
Суть развития можно выразить следующим образом. Независимо от того, как сочетаются регрессивные, одноплановые и прогрессивные изменения, каждый объект либо сам проходит стадию прогрессивного развития, либо входит в другой объект, проходящий такую стадию. Таким образом, развитие мира прогрессивно и представляет собой бесконечную восходящую спираль. Он включает в себя отступления и развороты, но в целом это движение от примитивных к высокоорганизованным системам. Развитие понимается как самодвижение, то есть как процесс, источники которого заложены в самом развивающемся объекте.
Принципы диалектики
Диалектика как наука представляет собой сложную систему. Его структурными элементами являются идеи, принципы, законы и категории, которые связаны между собой различными связями. Центральной идеей диалектики является идея единства и борьбы противоположностей и единства всего сущего. Таким образом, диалектика — это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления. Объективная диалектика — это диалектика самой действительности, то есть это движение и развитие в самом материальном мире как едином и целостном целом.
Субъективная диалектика — это диалектика мышления; ее субъективность заключается в том, что она отражается в человеческом сознании в формах человеческого мышления, т.е. в понятиях, суждениях и выводах. Поэтому субъективная диалектика вторична, а объективная диалектика первична, потому что субъективная диалектика является отражением объективной диалектики, потому что ее содержание такое же, как и у объективной диалектики, и обе они подчиняются одним и тем же всеобщим законам. Важными элементами диалектики являются ее принципы.
Принцип (начало, основание) — это фундаментальное теоретическое положение (в диалектике наиболее общее), которое отражает наиболее существенные черты реальной действительности и одновременно является системой определенных методологических требований (правил, норм, положений), регулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются: принципы объективности, цельности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детерминизма и др.
Основополагающими принципами диалектики являются:
принцип универсальной связи;
принцип развития;
принцип систематики;
принцип причинности;
принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов.
Отношения могут быть:
внешние и внутренние;
прямые и косвенные;
генетические и функциональные;
пространственные и временные;
случайные и регулярные.
Наиболее распространенный тип соединений — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого тела как биологической системы, внешние связи людей как элементов социальной системы.
Содержательные связи — устойчивые, глубокие связи, определяющие специфику того или иного явления. Закономерные связи — законы, характеризующие необходимую связь явлений, ход их развития.
Всеобщность принципа развития является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития заключается во взаимодействии внутренних противоположностей, присущих каждой вещи, предмету, явлению. Развитие, как движение от старого к новому, включает в себя как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса.
Диалектика бытия: принцип развития
Наиболее подробное изложение диалектики развития бытия можно найти в философии Гегеля. Большинство более поздних теоретических концепций, основанных на диалектике, так или иначе опираются на идеи и принципы Гегеля, дополняя и развивая разработанный им понятийный аппарат, но никогда не отвергая его.
Рассматривая отношение между идеей и действительностью, Гегель поднимает проблему характера перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. В этом смысле абсолютная идея Гегеля является своеобразным логическим принципом рационального объяснения бытия. Сама Идея изначально погружена в логико-идеальное пространство и каким-то образом должна «вырваться» из него. Следовательно, природа — лишь одна из сфер реализации абсолютного Духа, инаковости абсолютной Идеи, ее внешнего воплощения или отчужденной формы. «В природе, — писал Гегель, — мы не знаем ничего, кроме Идеи, но Идея существует здесь в форме развоплощения, внешнего познания, так же как в духе та же Идея является для себя и становится в себе и для себя».Примечание 100 Таким образом, природный организм проявляет во всех своих материальных проявлениях идеальную субстанцию, которая дала ему бытие, а человеческий дух в актах познания осуществляет процесс «идеализации» природы, то есть выявления ее скрытого идеального номологического и функционального содержания.
Диалектика Гегеля оказала огромное влияние на все последующее развитие философии и привела к формированию особой диалектической культуры мышления, давшей блестящие результаты. Анализ философских проблем с позиций диалектики является одной из наиболее эффективных форм философского осмысления бытия, поскольку позволяет рассматривать мир как особую целостную систему, развивающуюся по определенным универсальным законам.
В отечественной философской традиции, сформировавшейся в XX веке, было принято выделять три общих закона диалектики: закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и закон единства и борьбы противоположностей. Последний лучше назвать законом взаимодействия противоположностей, который учитывает, что противоположности бытия не «борются» друг с другом, а могут гармонично дополнять и обогащать друг друга.
Законы диалектики не существуют изолированно друг от друга. Скорее, они реализуются как грани (аспекты) единого процесса развития, позволяющие осмыслить этот процесс во всем богатстве его содержания. Единство этих законов проявляется в том, что каждый предмет или явление есть качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и качеств внутри этого качества возникает противоречие, которое требует своего разрешения, преодоления. Развитие объекта происходит через отрицание этого качества, но с сохранением некоторых прежних свойств в сформированном новом качестве. В зависимости от того, имеем ли мы дело с неорганической природой или человеческим разумом, характер качества, форма разрешения противоречия и направление развития целого совершенно различны. Эти различия, однако, не исключают принципиального номологического единства между ними. Диалектический подход к изучению развития, таким образом, заключается в поиске источника и движущих сил этого развития (закон взаимодействия противоположностей); в объяснении механизмов развития (закон перехода количественных изменений в качественные); и, наконец, в выявлении направления развития (закон отрицания отрицания).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии
- Материализм 60-х годов 19 века
- Римская философия
- Сознание, его происхождение и сущность.
- «Левиафан» Гоббса — Биография и жизненный путь Гоббса
- Общая характеристика русской философии
- Философия археоавангарда в исследовании феномена человека
- Н. Н. Алексеев о русском народе и государстве
- Содержание и форма в философии
- Философия зарубежного востока ХХ века