Оглавление:
Отправной точкой диссертации стало исследование понятия «творческие способности», которые были соотнесены с такими понятиями, как «творческая деятельность», «методы организации творческой деятельности».
Анализ философской, психологической и педагогической литературы и диссертационных исследований (В.В. Белич, Г.Й. Буш, Г.С. Батищев, Д.И. Говорун, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.И. Уман, В.С. Шубинский и др.) показали, что взгляды ученых на эти понятия неоднозначны.
Определяя термин «творческие способности», мы разделяем мнение А.В. Хуторского, который рассматривает это понятие как «комплексные способности учащегося в выполнении действий и поступков, направленных на создание новых образовательных продуктов».
Проблема определения компонентов, составляющих творческие способности учащихся, до сих пор остается дискуссионной в психолого-педагогической литературе.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди них:
- Беглость мысли — количество идей, возникающих в единицу времени;
- Гибкость мышления — способность переключаться с одной идеи на другую;
- Оригинальность — способность вырабатывать идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
- Любознательность — восприимчивость к проблемам в окружающем нас мире;
- Способность разрабатывать гипотезу;
- Ирреальность — логическая независимость ответа от стимула;
- Фантастичность — полный отрыв реакции от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
- способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу;
- Способность улучшать объект путем добавления деталей;
- и так далее.
Э.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
- легкость — скорость выполнения заданий по обработке текстов;
- Гибкость — количество изменений от одного класса объектов к другому во время ответов;
- Оригинальность — минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе;
- точность распределения.
В отечественной психологии проблемы творческого мышления человека также широко разработаны. Психологи согласны с тем, что продуктивный и репродуктивный компоненты взаимосвязаны в любом мыслительном процессе. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
И.Я. Лернер характеризует творческое мышление через его продукт. В процессе творчества студенты субъективно создают что-то новое и при этом проявляют свою индивидуальность.
С точки зрения Богоявленской, творчество — это ситуативно нестимулированная деятельность, проявляющаяся в стремлении выйти за рамки поставленной задачи.
По мнению В.Н. Дружинина, творческое мышление — это мышление, связанное с преобразованием знаний (к нему он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и т.д.).
По мнению Пономарева, суть творческого мышления заключается в интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности.
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественные психологи считают несовпадение целей (замысла, программы) и результатов главной особенностью мышления. Творческое мышление имеет место в процессе реализации и связано с производством «побочного продукта», творческого результата.
Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость воли и разума, а также измененное состояние сознания.
Вторая характеристика творческого мышления — спонтанность, внезапность творческого акта по внешним, ситуативным причинам.
Таким образом, основная особенность творческого мышления связана с особенностью процесса, происходящего в целостной психике как системе, порождающей деятельность индивида.
Оценка продукта как творческого — это уже другой вопрос. Здесь в игру вступают социальные критерии: новизна, значимость, оригинальность и так далее.
С творческим мышлением связаны два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, возникающим в процессе мышления.
Теоретические подходы к изучению креативности в современной психологии
И.Я. Лернер считает, что творческое мышление основано на следующих характеристиках: самостоятельный перенос знаний и навыков в новую ситуацию; распознавание новых проблем в знакомых, стандартизированных условиях; распознавание новой функции знакомого объекта; распознавание структуры изучаемого объекта, то есть быстрое, иногда мгновенное схватывание его частей, элементов в их отношениях друг к другу; распознавание альтернативного решения, альтернативного подхода к его поиску; умение по-новому комбинировать прежние способы решения проблемы и уметь находить оригинальный
Овладев этими качествами, можно развить их до уровня, обусловленного естественными задачами и усердием. Однако перечисленные свойства присущи навыку — «они не усваиваются в результате получения информации или демонстрации действий, они не могут быть переданы иначе, чем через вовлечение в посильную деятельность, которая требует проявления тех или иных творческих свойств, а значит, формирует эти свойства».
Д.Б. Богоявленская разработала единицу измерения креативности, которая называется «интеллектуальная инициатива». Рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, который проявляется в продолжении мыслительной деятельности сверх необходимого, сверх решения поставленной перед человеком задачи. Основную роль в определении творческого поведения играют мотивы, ценности, личностные особенности. Основные характеристики включают: когнитивные способности, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
В.А. Крутецкий представляет структуру творческого мышления следующим образом:
- Способность воспринимать математический материал в формализованном виде, улавливать формальную структуру задач;
- Способность рассуждать в количественных и качественных отношениях, числовых и символических символах, способность рассуждать в математических символах;
- Способность совершенствовать процесс математического мышления и систему соответствующих действий, способность мыслить с помощью конволюционных структур;
- Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
- Стремитесь к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;
- Способность быстро и свободно менять фокус мыслительного процесса, переключаясь с прямого мышления на обратное;
- математическая память (обобщенная память на математические отношения, характерные особенности, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);
- математическая ориентация ума.
В.А. Крутецкий также приписывает творческому мышлению следующие «несущественные» компоненты: Скорость мыслительных процессов как временное свойство;вычислительные навыки;память на числа, цифры, формулы;способность к пространственным отношениям;способность к визуальному представлению абстрактных математических связей и зависимостей.
Структура творческого мышления представлена в формуле: «Математические способности характеризуются обобщенным, вложенным и гибким мышлением в области математических отношений, символики чисел и знаков и математического мыслительного лагеря».
Таким образом, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, а индивидуальные различия анализируются не только с количественной, но и с качественной стороны. Тем не менее, количество исследований в этой области все еще незначительно.
Несмотря на различные трактовки в научной литературе выделенных компонентов творческих способностей, многие ученые отмечают, что развитие творческого мышления и творческого воображения учащихся предполагает развитие способности решать творческие задачи, системно и последовательно преобразовывать действительность, совмещать несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применения эвристических и
Развитие потенциала
Развитие творческих способностей учащихся происходит в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Для выявления особенностей творческой активности студентов мы рассмотрели различные аспекты данного понятия, представленные в философской, психологической и педагогической литературе (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, А.Г. Спиркин, Ю.В. Пономарев, Л.С. Рубинштейн, В.П. Ушачев, И.Ю. Лернер и т.д.).
П. Торренс дает следующее определение: «Творчество означает копать глубже, искать лучше, исправлять ошибки, разговаривать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
В психолого-педагогическом словаре термин «креативность» означает творческие способности (навыки) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, различных видах деятельности; это способность генерировать разнообразные оригинальные идеи в нерегулируемых условиях деятельности. Креативность в узком смысле слова — это дивергентное мышление, характерной способностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска различных, одинаково правильных решений одной и той же ситуации. Креативность в широком смысле слова — это творческие и интеллектуальные способности, включая способность привносить что-то новое в опыт, способность генерировать оригинальные идеи в условиях решения или постановки новых задач, способность выявлять проблемы и противоречия, формулировать гипотезы о недостающих элементах ситуации, способность отвергать стереотипные способы мышления.
В большинстве исследований при оценке креативности обычно рассматриваются первые два показателя: количество сформулированных идей и степень их разборчивости по сравнению с ответами других людей. Однако со временем стало очевидно, что вышеперечисленные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначным свидетельством креативности как творческой, интеллектуальной способности. Таким образом, за оригинальностью или «редкостью» ответов могут скрываться различные психологические явления: Оригинальность сама по себе как представление творческо-продуктивных способностей исполнителя, оригинальность как представление личной гиперкомпенсации интеллектуальной неполноты или психической неадекватности. И усугубляет положение дел в области исследования креативности и тот факт, что показатели креативности (даже в их полном наборе) очень плохо предсказывают реальные творческие показатели человека в его обычной и профессиональной деятельности.
Помимо тестов, для определения креативности используются специальные опросники с перечнями ситуаций, чувств, интересов, поведения, которые характеризуют творческих людей. Эти опросники могут быть адресованы как самому обследуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: Ученые, художники, изобретатели. Стандарты таких оценок всегда основаны на общественном мнении.
Высокие показатели креативности не гарантируют творческих достижений в будущем, а лишь повышают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и владении необходимыми творческими навыками. Опыт обучения некоторым аспектам и способам творческого поведения и самовыражения, моделирования творческих действий показывает значительное повышение уровня креативности, а также появление и укрепление таких личностных качеств, как самостоятельность, открытость новому опыту, высокая потребность в творчестве.
Существуют условия, способствующие развитию творческого мышления. К ним относятся: Ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко определенных и жестко контролируемых; разрешение и поощрение задавать много вопросов; поощрение ответственности и независимости; акцент на самостоятельном развитии, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Следующие препятствия для развития творчества: избегание риска, стремление к успеху любыми средствами (честолюбие); жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформизм; неодобрение воображения, фантазии, исследований; поклонение авторитетам. Поэтому после проведения исследования и получения результатов я провел беседу с учителями о том, как правильно вести себя, чтобы раскрыть творческий потенциал детей, указав на учеников, которые преуспели в тестах.
Методы диагностики креативности у школьников
Определение «одаренности» школьника — сложная задача, требующая как результатов психологического обследования, так и информации о школьной и внеклассной деятельности ребенка, полученной в ходе интервью с родителями, учителями и сверстниками. Только такой комплексный диагностический подход признается всеми научными концепциями, в то время как вопрос о структуре и факторах развития одаренности до сих пор остается дискуссионным.
Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициент интеллекта) как единственном критерии одаренности и показали решающую роль креативности и диапазона личности, интересов и специальных способностей, а также среды и обучения как условий для развития одаренности.
Большинство научных концепций связывают одаренность и условия ее развития с творческими способностями и возможностями ребенка, которые определяются как креативность. Она может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности, а также характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.
Творческие способности школьников не связаны прямо и непосредственно с их способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта, но креативность может стимулироваться не столько разнообразием имеющихся знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент расслабления, отвлечения, а не напряженного внимания, даже если они были подготовлены предварительным напряженным поиском. Примером такого «прозрения» может служить открытие Д.И. Менделеевым периодической таблицы элементов во сне после 15 лет тяжелой и изнурительной работы; открытие Архимедом фундаментального закона гидростатики.
Как и П. Торренс, большинство психологов причисляют интеллектуальное развитие ребенка выше среднего возрастного уровня к обязательным признакам одаренности, поскольку только этот уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. В то же время сочетание интеллектуального развития выше среднего и высокого уровня творческого мышления считается более благоприятным для прогнозирования одаренности и творческих достижений, чем очень высокий уровень развития только одного из этих аспектов.
Наконец, наблюдения за одаренными детьми показали, что знакомство с различными типами поведения, языка и обучения в раннем возрасте положительно влияет на их развитие, способствуя формированию более разнообразного взгляда на мир, более гибкого подхода к решению проблем и реализации разнообразных форм самовыражения.
Давайте рассмотрим факторы, определяющие содержание этого феномена «креативность».
Фактор беглости (скорость, продуктивность) отражает способность генерировать большое количество идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется количеством результатов, соответствующих требованиям задания. Производительность может быть разной для разных батарей и для разных задач одной и той же батареи. Этот показатель полезен прежде всего потому, что он дает представление о других показателях. Импульсивные, тривиальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким оценкам за гибкость, оригинальность и проработанность. Низкие показатели беглости могут быть связаны с детальной проработкой ответов в заданиях на рисование, но также могут наблюдаться у вялых, заторможенных или недостаточно мотивированных испытуемых.
Фактор гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому и использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в терминах беглости, так как тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неравномерном общем количестве представленных идей. Низкие показатели беглости могут указывать на ригидное (жесткое) мышление, низкое внимание, ограниченное интеллектуальное развитие или низкую мотивацию. Высокие баллы указывают на противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая беглость может отражать метания испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии мышления. Интерпретация этого показателя одинакова для вербальных и невербальных тестов, но его значения могут не совпадать. Гибкость в отношении и действиях с картинками не связана с легкостью изменения аспектов в вербальной области.
Фактор оригинальности характеризует способность предлагать идеи, отличающиеся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто имеет высокий балл по оригинальности, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны совершать большие умственные «скачки» или «виражи» в поисках решения, но это не равнозначно импульсивности; оригинальность решений подразумевает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.
При анализе может быть интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и многословности. Можно найти самые разнообразные комбинации.
Следует иметь в виду, что при некоторых психических или невротических расстройствах наблюдается чрезвычайно высокая оригинальность ответов. Поэтому следует еще раз подчеркнуть необходимость многомерного подхода.
Учет творческого подхода в педагогическом образовании
Характерной особенностью творческой деятельности детей является субъективная новизна продукта деятельности. По своей объективной ценности «открытие» ребенка может быть новым, необычным, но в то же время оно осуществляется от имени учителя, по его замыслу, с его помощью, а значит, это не творчество. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, используется на практике, но он достиг его самостоятельно, а не скопировал известное.
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении студента. Здесь важен психологический механизм самой деятельности, в которой формируется способность решать нешаблонные, нестандартные задачи.
Успешное формирование творческого мышления у младших школьников возможно только на основе учета учителем основных особенностей детского творчества и решения ключевых задач в развитии творческого мышления.
П.П. Блонский метко подметил основные отличительные черты детского творчества: детская литература скучна и ребенок некритичен к ней; ребенок — раб своего бедного воображения. Основным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая активность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека. Отсюда вытекает первая важнейшая задача в формировании творческого мышления у младших школьников. Для того чтобы сформировать у школьников способность творчески решать математические задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии их воображения, о создании реальной сенсорной основы для воображения.
Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритично относится к своему творческому продукту. Детское воображение не руководствуется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективно.
Развитие творческого мышления неразрывно связано с формированием репрезентативных навыков. Чем разностороннее и совершеннее навыки учеников, чем богаче их воображение, чем реалистичнее их идеи, тем более сложные математические задачи решают дети.
А. Савенков, занимающийся изучением специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:
- Паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, т.е. задания дивергентного типа должны не только присутствовать на равных, но и доминировать в некоторых предметах;
- Преобладание развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
- Сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического применения;
- Доминирование своей исследовательской практики над репродуктивным присвоением знаний;
- Ориентация на интеллектуальную инициативу Термин «интеллектуальная инициатива» подразумевает проявление самостоятельности ребенка в решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно, альтернативный способ решения проблемы на более глубоком уровне или под другим углом зрения;
- Отвращение к конформизму, необходимо исключить все моменты, требующие конформистских решений;
- Развитие критических и лояльных навыков в оценке идей;
- Желание изучить проблему как можно тщательнее;
- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
- Индивидуализация — создание условий для полного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса;
- Проблематизация — Ориентация на создание проблемных ситуаций для детей.
Таким образом, соблюдение этих условий позволит сформировать творческое мышление школьников.
Для дальнейшей процедуры мы выделяем три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:
- Индивидуализация образования;
- Обучение на основе расследования;
- Проблематизация.
Современные социально-экономические условия выявляют тенденцию переориентации образования с типа «исполнителя», который точно выполняет действия по известному алгоритму, на тип «изобретателя», который сосредоточен на поиске новых, оптимальных путей достижения цели.
Учитель, стремящийся развивать творческие способности учащихся, должен, прежде всего, создавать условия, способствующие творчеству учащихся в классе, то есть облегчать и стимулировать возникновение вопросов, новых точек зрения и идей.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Классический бихевиоризм Уотсона
- Личностная креативность организатора работы с молодежью
- Тревожность младших школьников и её коррекция
- Психодинамическое направление в психотерапии
- Бихевиоральная психотерапия — Основные направления бихевиоральной психотерапии
- Методологический либерализм в психологии
- Гештальт психология
- Теоретическая консультативная психология
- Психология педагогического воздействия
- Гендерные психологические особенности