Оглавление:
Под развитием личности следует понимать процесс формирования личности как социальной характеристики индивида в результате его социализации и воспитания. Имея естественные анатомо-физиологические условия для формирования личности, ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с окружающим миром и присваивает достижения человечества. Сформированные в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сложившиеся человеческие характеристики. Приспособление ребенка к реальности происходит в его взрослой деятельности, поэтому процесс воспитания занимает центральное место в развитии личности ребенка. Основываясь на том, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность, чтобы справиться с новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Развитие личности происходит в деятельности, определяемой системой мотивов, свойственных конкретной личности. По мнению А.В. Петровского, определяющим (ведущим) фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип отношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или человеком). Потребности выступают в качестве предпосылки и результата развития личности. Движущей силой развития личности является внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах создает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной группы в принятии только тех проявлений его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития данного сообщества. Это противоречие разрешается в совместной деятельности.
Развитие личности можно представить как процесс вхождения индивида в новую социальную среду и интеграции в нее в результате этого процесса. В этом процессе человек проходит через три стадии: Адаптация, индивидуализация (характеризуется усилением противоречия между личностью и группой) и интеграция. Когда этот процесс нарушается, развитие личности искажается, возникают конфликты с обществом, снижается удовлетворенность личности отношениями и взаимодействием. В ходе этого процесса у личности развиваются гуманистические качества, возникают и закрепляются различные психические и личностные новообразования, формируется устойчивая структура личности. Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому), в которой происходит социальное развитие личности, является динамичной. Помимо динамики развития личности в рамках относительно стабильного возрастного этапа, разворачивается динамика последовательного вовлечения личности в различные развивающиеся сообщества, каждое из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Характер развития личности определяется типом группы, в которую интегрирован индивид.
Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева
В отличие от более ранних и более поздних отечественных концепций личности, эта концепция характеризуется высокой степенью абстракции. При всех своих отличиях от других, он имеет с ними общую предпосылку. Суть ее в том, что, по мнению А.Н. Леонтьева, «личность человека «производится» — создается через социальные отношения». Таким образом, очевидно, что марксистский постулат о личности как совокупности социальных отношений составляет ядро концепции личности психологов дома. Однако интерпретация этих отношений различна. Как их понимает А.Н. Леонтьев? Приведенное выше определение содержит существенное дополнение: «Личность формируется общественными отношениями, в которые вступает индивид в своей предметной деятельности.
Таким образом, на первый план выходит категория активности субъекта, поскольку именно активность субъекта является основной единицей психологического анализа личности, а не действия, операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность. Последствия этой базовой позиции включают:
- А.Н. Леонтьеву удается провести разделительную линию между понятиями индивид и личность. Если индивид — неделимое, целостное генотипическое образование, наделенное своими индивидуальными характеристиками, то личность — тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества субъектных деятельностей. Положение о деятельности как единице психологического анализа личности — первый теоретический постулат А.Н. Леонтьева, имеющий принципиальное значение;
- Другим не менее важным постулатом является положение С.Л. Рубинштейна о внешней активности через внутренние условия, которое было подхвачено А.Н. Леонтьевым;
- Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействия множества видов деятельности, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность возникает как совокупность иерархических отношений деятельности. Их особенность заключается в том, что они, по выражению А.Н. Леонтьева, «оторваны» от состояний организма. Эти иерархии деятельности возникают в результате собственного развития; они составляют ядро личности. Но возникает вопрос о психологическом выражении этой иерархии деятельности.
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выработать три основных параметра личности:
- Широта связей человека с миром (через его деятельность);
- Степень иерархизации этих связей превратилась в иерархию значимых мотивов (мотивы-цели);
- Общую структуру этих связей, а точнее, мотивов-целей.
По мнению А.Н. Леонтьева, процесс становления личности — это процесс «формирования целостной системы личностных смыслов».
Теория личности В.А. Петровского
В современной российской психологии развивается деятельностный подход, в рамках которого, в частности, была разработана теория личности В.А. Петровского. При таком подходе личность человека рассматривается как продукт и субъект исторического процесса. Она рассматривает биологические характеристики человека как «безличные» предпосылки развития личности, которые не могут быть сохранены в качестве равной и равноценной структуры по отношению к социальной подструктуре. Естественные предпосылки развития индивида, его эндокринная и нервная системы, физическая организация, достоинства и недостатки его физической одаренности оказывают очень сильное влияние на формирование его индивидуально-психологических характеристик. Но биологическое, которое входит в личность человека, трансформируется, становится культурным, социальным.
В.А. Петровский выделяет три составные структуры личности. Итак, прежде всего, структура личности включает внутриличностную или интраиндивидуальную подсистему, которая образована особенностями структуры темперамента, характера и способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.
В замкнутом пространстве физического тела человека его личность не может быть познана. Его можно найти только в пространстве межличностных отношений. Только процессы межличностного взаимодействия в группе можно рассматривать как проявления личности каждого участника этого взаимодействия.
Таким образом, одна из подструктур личности находится как бы в межиндивидуальном пространстве, вне органического тела личности, и образует интраиндивидуальную подсистему личности.
Внутриличностная и межличностная подсистемы не исчерпывают всех проявлений личности. Помимо них, следует выделить еще один компонент структуры личности — метаиндивидуальность (надиндивидуальность). Личность не только выходит за пределы органического тела человека, но и за пределы его нынешних, «здесь и сейчас» связей с другими людьми. В этом случае внимание психолога направлено на «вклад» в других людей, который субъекты вольно или невольно вносят в свою деятельность. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом, причем не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других, его идеального представления и реализации в них своего вклада называется персонализацией.
Феномен персонализации дает нам возможность внести некоторую ясность в проблему личного бессмертия, которая всегда беспокоила человечество. Как личность человека не сводится к ее отображению в телесном субъекте, а продолжается в других людях, так и со смертью индивида личность не умирает «полностью». Слова «он продолжает жить в нас после смерти» не имеют ни мистического, ни метафорического значения. Они просто констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее членов.
Представляется вероятным, что если бы мы могли зарегистрировать существенные изменения, произведенные в других людях данным индивидом посредством его реальной предметной деятельности и общения, мы получили бы наиболее полную характеристику его личности. Человек может достичь уровня исторической личности в данной социально-исторической ситуации только тогда, когда эти изменения затрагивают достаточно большой круг лиц, чтобы о них судили не только современники, но и история, которая имеет возможность более точно взвесить эти личные вклады, которые в конечном итоге оказываются вкладом в социальную практику.
Таким образом, структура личности включает в себя три подсистемы:
- Индивидуальность личности;
- Его представленность в системе межличностных отношений;
- Отпечаток личности в других людях, ее «вклад» в них. Каждый из этих компонентов органично вплетается в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.
Чтобы понять личность, необходимо рассматривать ее в системе реальных отношений с другими людьми, а не как изолированную молекулу.
Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна
Первое, на что прямо указывает С.Л. Рубинштейн при характеристике личности, — это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это проявляется, во-первых, в индивидуально-личностных различиях между людьми. Разные люди, в зависимости от своих индивидуальных, то есть личностных особенностей, имеют разные типы восприятия, памяти, внимания, стили психической деятельности. Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит и осуществляет свое развитие каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и к изменению чувств, волевой жизни. В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются самостоятельно развивающимися процессами, а становятся сознательно регулируемыми операциями, то есть психические процессы становятся психическими функциями личности. Таким образом, в процессе развития личности восприятие становится более или менее сознательно контролируемым процессом наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в его специфически человеческой форме оказывается волевым, а мышление — это набор операций, сознательно контролируемых человеком для решения задач. Исходя из этого контекста, вся психология человека — это психология личности.
Следующим важным положением для психологической концепции личности является то, что любое внешнее воздействие на индивида обусловлено внутренними состояниями, которые он сформировал ранее, даже под влиянием внешних воздействий. Личностью не рождаются, ею становятся. Фактически каждый вид психического процесса, выполняющий свою роль в жизни личности, переходит в свойства личности в процессе деятельности. Таким образом, психические свойства личности не даны априори, а формируются и развиваются в процессе деятельности.
Для понимания психологии личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна важными становятся следующие утверждения:
- Психические качества личности в ее поведении, в совершаемых ею действиях и поступках проявляются и формируются одновременно;
- Психическая форма личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни, формируется в конкретной деятельности.
Процесс изучения психического образа личности предполагает решение трех вопросов:
- Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос ориентации, установок и склонностей, потребностей, интересов и идеалов;
- Что может сделать личность? Речь идет о способностях человека, о его дарах, о его склонностях;
- Что представляет собой личность, какие из ее тенденций и установок являются для нее второсортными и укоренились в качестве центральных характеристик личности. Это вопрос характера.
Теории личности В.Н. Мяшева и Б.Г. Ананьева
Анализируя взгляды В.Н. Мясева на личность, следует подчеркнуть, что он первым открыто поставил вопрос о структуре личности. Особенностью его взглядов на структуру личности является то, что в ней нет отдельных компонентов, а есть психологическая данность — установка, которая включает в себя все остальные психологические характеристики человека. По мнению В.Н. Мясищева, установка — это интегратор этих черт, который обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. В.Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие «установка». Отношение человека — это активное, сознательное, целостное, избирательное, основанное на опыте отношение между человеком и различными аспектами реальности. По мнению В.Н. Мясищева, отношение — это системообразующий элемент личности, который проявляется как система отношений. Важным моментом здесь является представление о личности как о системе отношений, структурированных по степени обобщения — от связей субъекта с отдельными аспектами или явлениями внешней среды до связей со всей реальностью. Отношения самой личности формируются под влиянием социальных отношений, через которые личность связана с окружающим миром в целом и обществом в частности. Эти отношения выражают личность в целом и формируют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, то есть раскрывают перед самим человеком скрытые, невидимые возможности и способствуют появлению новых возможностей. В.Н. Мясищев выделяет «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, хватательную) и «конативную» (поведенческую) стороны отношения. Каждая сторона отношения определяется характером живого взаимодействия личности со средой и людьми, которое включает различные моменты от обмена веществ до идейного общения. Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения индивида к объектам окружающей среды, людям и самому себе. Когнитивный (оценочный) способствует восприятию и оценке (восприятие, понимание, объяснение) объектов окружающей среды, людей и самого себя. Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения по отношению к значимым (ценным) для них объектам окружающей среды, людям и самим себе.
Выдающейся заслугой Б.Г. Ананьева была его идея о единстве природного и социального в структуре человеческого развития. Единство биологического и социального в человеке задается единством таких его макросвойств, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Проводником биологического в человеке является, главным образом, личность. Социальное представлено в человеке индивидом и субъектом деятельности. Речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что человек социализируется и приобретает новые характеристики в процессе индивидуальной жизни. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого формируется индивидуальная социализация и социальная зрелость. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Однако человек — это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны своей внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура личности как субъекта деятельности формируется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основой предметной деятельности человека является труд, и поэтому он выступает как субъект труда. Основой теоретической или познавательной деятельности являются познавательные процессы, и поэтому человек предстает как субъект познания. Основой коммуникативной деятельности является общение, что позволяет рассматривать человека как субъекта общения. Результатом выполнения различных видов деятельности человека как субъекта является достижение психической зрелости. Таким образом, каждый человек предстает как некая целостность — как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Внешние мотивы деятельности
- Типы психологических проблем
- Психология как наука. Развитие представлений о предмете психологии
- Диагностика и коррекция межличностных отношений в группе
- Проблема экологического воспитания
- Компьютерная психодиагностика в профессиональной консультации
- Факторы удовлетворенности жизнью у людей разных возрастов
- Методика изучения личностных ценностей
- Цели и ценностные ориентации личности
- Психологическое взаимодействие и его модели