Оглавление:
Воображение — это умственная деятельность, которая заключается в создании в сознании человека представлений или мысленных образов, которые никогда не воспринимаются им в реальности. Она позволяет представить себе результат деятельности до того, как начнется предвосхищение того, чего не существует. Она связана со способностью человека находить новые пути, совершать открытия, искать способы решения возникающих проблем. Воображение — это предвосхищение реальности. Однако следует отметить, что опережающее отражение действительности, происходящее в рамках воображения, происходит в конкретной и образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования абстрактными понятиями.
Простейшей формой синтеза является агглютинация. Агглютинация означает «скопление» различных качеств, свойств, частей, которые в повседневной жизни не связаны между собой. Известна также гиперболизация, которая по своей форме близка к агглютинации и, в свою очередь, характеризует усиленное преувеличение или преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и отношений. Воображение характеризуется отрицанием реальности, что позволяет определить этот психический процесс как процесс преобразующего отражения действительности.
Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии полной информации, необходимой для мышления. Человеческое воображение позволяет нам «пропустить» некоторые этапы мышления и получить желаемый результат.
Понятие воображения и его физиологическая основа.
Воображение — это особая форма психики, которая может существовать только у человека. Она постоянно связана с человеческой способностью менять мир, преобразовывать реальность и создавать что-то новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разных временах, чего не может позволить себе ни одно другое живое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение — это создание новых образов и преобразование прошлого опыта, причем такое преобразование осуществляется при органическом единстве чувственного и рационального.
Физиологической основой воображения является образование временных нейронных связей, их диссоциация (распад на отдельные элементы) и объединение в новые системы.
Воображение также связано с эмоциями, с деятельностью подкорковых отделов мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубокими областями мозга, которые вместе с корой головного мозга участвуют в формировании образов и их участии в процессах деятельности, являются гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с корой головного мозга и подкорковые области, образующие пояс или границу вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга). Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Выбирая отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новые образы — синтетическую деятельность.
Типы и виды воображения
Виды воображения (добровольное, непроизвольное, репродуктивное, творческое, сновидения, дневные грезы, галлюцинации).
Все формы воображения делятся на две большие группы:
1. Непроизвольные формы воображения, независимые от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении его активности или расстройстве.
Галлюцинации — возникают под воздействием некоторых токсических и наркотических веществ, они усугубляются нереальным восприятием действительности, искажаются сниженным контролем сознания и трансформируются фантазией.
Промежуточное положение между непроизвольными и добровольными формами воображения занимают дневные сны. Что роднит их с непроизвольными формами, так это время их возникновения. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с добровольными формами проистекает из наличия намерения и возможности контролировать процесс в соответствии с волей человека. Мечты всегда имеют положительный эмоциональный оттенок. Мы мечтаем о приятных вещах.
2. Добровольные формы воображения. Они подчинены творческой идее или задаче деятельности и возникают на основе работы сознания.
Добровольное воображение: фантазии, вымыслы или изобретения, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и рекреационное воображение.
Волевое воображение может быть: воссоздающим или репродуктивным, творчеством, вдохновением (особый подъем, прилив всех творческих сил), мечтой — (говорит о нравственном облике человека).
Мечта — это картина желаемого будущего. В отличие от сна, он всегда активен.
В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) различают репродуктивный (повторно-творческий) и продуктивный (творческий). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти необработанном виде, поэтому она напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.
Воссоздающее воображение — это вид воображения, в ходе которого создаются новые образы на основе восприятия описаний, схем, рисунков, заметок и т.д.
Творческое воображение — это вид воображения, в процессе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или социальную ценность. Наиболее важными в процессе творческого воображения являются модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.
Виды воображения.
Советский психолог О.И. Никифорова отмечала, что воображение не развито одинаково у разных людей (разница в образовании, жизненном опыте и индивидуальных особенностях). Она разработала четыре типа рекреационного воображения.
Первое — самое слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совершенно не возбуждалась деятельность воображения, у них не было зрительных представлений о пейзаже, они могли воспроизвести содержание прочитанного только в общей форме.
Во-вторых. У испытуемых могли быть идеи, но они в большей или меньшей степени не соответствовали тексту. Сложный процесс реконструкции художественного образа заменяется процессом конкретизации своего личного, индивидуального воспоминания, которое более или менее похоже на образ описания.
В-третьих. В этих случаях первоначальным желанием было более точно представить себе образ пейзажа в соответствии с его описанием. Испытуемые были способны воссоздать в своем воображении образ пейзажа на основе его описания, даже если они никогда в жизни не видели такого или подобного пейзажа.
Четвертый. Полная адаптация воображения к особенностям художественных описаний и полное подчинение процессов воображения глубокому и точному анализу текста.
Функции воображения
1. Представление действительности в образах в психике — на внутреннем психическом уровне окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов, при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используется термин «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, используется термин «воображение»;
2. Регуляция деятельности и поведения — благодаря воображению человек, столкнувшийся с проблемной ситуацией, в идеале сначала строит программу ее решения, картину желаемого результата, а затем выполняет практические действия;
3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного рода. В частности, в: психоанализе — формирование «легенд здоровья» для клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге — устранение психологического напряжения, болезненных ощущений, сердечного ритма и т.д.; психотерапии — излечение психологических расстройств через образы, сформированные у клиента под руководством преподавателя; видеомоторной терапии — провокация физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.
Основные способы формирования воображения. Аналитико-синтетическая природа воображения наиболее ярко проявляется в технике агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация — это сочетание, слияние отдельных элементов или частей отдельных объектов в один образ. Например: изображение русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация также используется в техническом творчестве. С помощью этого метода были созданы троллейбус, аэросани, танк-амфибия, гидросамолет, концертино и т.д.
Акцентирование также можно рассматривать как аналитический процесс создания изображения, который заключается в выделении и подчеркивании какой-либо части, детали в созданном изображении, например, путем изменения размера и придания непропорциональности объекту. Акцентирование может быть использовано для того, чтобы подчеркнуть то, что является основным, самым важным в данном изображении. Карикатуристы часто используют этот прием.
Одним из приемов создания образов фантазии является гиперболизация, то есть увеличение или уменьшение объекта по сравнению с реальностью, изменение его отдельных частей, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, в былинах (великаны, карлики, Будда в индийской религии, многоголовые драконы).
Построение репрезентаций воображения также может осуществляться синтетическим путем. Когда представления, из которых складывается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются и на первый план выходят черты сходства, мы говорим о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из внешнего мира). Каждый человек может легко представить себе китайца, англичанина и так далее. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.
Более сложным приемом является типизация — процесс разложения и соединения, в результате которого возникает определенный образ (человека, его дела, его отношений). В картине, как правило, художник пытается передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим планом происходит акцентирование определенных черт.
Развитие воображения у детей
Воображение формируется у детей на основе развития их восприятия. Обогащая перцептивный опыт и конкретные наблюдения ребенка, педагог тем самым обогащает и развивает его воображение. Первые проявления воображения наблюдаются у детей в возрасте трех лет.k. В это время ребенок накапливает некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. Самое важное в развитии воображения детей — это игра, особенно ролевая, а также их конструктивная .деятельность, рисование, лепка.
Может показаться, что у дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и взрослых, настолько воображение детей яркое и живое. Но это неправильно. Яркость и живость образов не равна богатству воображения. Напротив, воображение детей низкое, потому что они многого не знают (воображение, как известно, рождает образы, основанные на богатстве жизненного опыта). К. Д. Ушинский отмечал, что невозможного для ребенка не существует, потому что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Поэтому дети младшего дошкольного возраста часто путают воображаемое с реальным.
Интенсивное развитие представления воображения у детей школьного возраста. Этому способствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений. Однако среди младших школьников есть дети с очень плохими, слабыми представлениями, есть дети, не способные произвольно называть и оперировать представлениями. С такими детьми необходимо проделать большую работу по обогащению их реальных представлений, чтобы научить их прилагать волевые усилия для непроизвольного вызывания определенного представления.
Большое значение имеет привлечение школьников к работе творческих кружков (рисование, литература, техническое творчество). Важную роль здесь играют специальные методические приемы — рассказы и сочинения по картинам, рисование иллюстраций к текстам, воображаемое путешествие по географической карте с наглядным описанием природы и. Пейзажи мест и стран, куда отправляются студенты, путешествие в прошлое с наглядным представлением событий, образа жизни и быта людей того времени.
Развитие воображения учащихся создает условия для эстетического воспитания, а хорошо применяемое эстетическое воспитание, в свою очередь, развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, посещение театров, картинных галерей, музеев, организованное прослушивание музыки, поездки на природу и др.
Воображение и чувство
Деятельность воображения тесно связана с эмоциональной жизнью человека. Это соединение является двунаправленным. С одной стороны, чувства пробуждают активность воображения: под влиянием страха воображение рисует перспективы бесчисленных опасностей, а у человека, возбужденного радостью успеха, оно развивает яркие образы будущих успехов и достижений. С другой стороны, воображаемые образы создают чувства или усиливают уже имеющиеся: многие люди, готовящиеся к вырыванию зуба, так живо представляют себе ожидаемые страдания, что испытывают чувство тревоги, гораздо более сильное, чем кратковременный дискомфорт, который им придется испытать в кабинете врача.
Связь между воображением и эмоциями особенно очевидна в художественном творчестве. Творческий процесс никогда не развернется полностью, пока художник равнодушен к своей идее, пока задуманное действие не взволнует его, не зажжет. Значительное творение творческого воображения всегда рождается при участии большого чувства.
О своей опере «Евгений Онегин» Чайковский писал: «Если когда-либо музыка писалась с искренней страстью, с любовью к сюжету и героям, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого удовольствия, когда писал его». По мере продолжения творческого процесса фантазийные образы, созданные под влиянием чувств, сами становятся источником чувств: Они могут быть не менее тревожными для создавшего их художника, чем реальные события.
Глинка вспоминал, что поза Сусанина в сцене с поляками в лесу так взволновала его, что «волосы встали дыбом и дрожь пробежала по позвоночнику». Чайковский записал в своем дневнике в день завершения финальной сцены «Пиковой дамы»: «Я ужасно плакал, когда Герман расстался с призраком.
Такова связь между воображением и эмоциями в процессе восприятия произведения искусства. Чем больше нас волнует произведение искусства, тем интенсивнее становится деятельность воссоздающего воображения, и чем ярче мы представляем себе фигуры произведения и обстановку, в которой они действуют, тем глубже и сильнее мы переживаем их чувства.
Искусство — это не только школа воображения, но и школа чувства. Позволяя людям ощутить мир глубоких и значимых чувств, накопленных через великие произведения литературы, музыки, живописи, она расширяет границы эмоционального опыта человека, тем самым обогащая содержание его духовной жизни.
Богатая и разнообразная эмоциональная жизнь невозможна без воображения. Человек без воображения неизбежно оказывается запертым в узком кругу узких личных чувств. Для того чтобы получать удовольствие от радости других и сочувствовать чужому горю, необходимо уметь с помощью воображения мысленно поставить себя на место другого человека. По-настоящему сочувственное и чуткое отношение к людям требует живого воображения.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников
- Елизавета Ивановна Тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
- Что изучают на психологическом факультете
- Наличие психических процессов у животных — Развитие психики и поведения у животных
- Социально-психологические аспекты одаренности
- Теория отражения от Аристотеля до И.С. Павлова
- Кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения
- Педагог-психолог
- Теории клинической психологии
- Предмет возрастной психологии