Оглавление:
Психология творчества — это область знаний, изучающая создание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, особенно в науке, технике, искусстве (Д. А. Пономарев). Наиболее распространенным в нашей отечественной литературе является определение, данное С.Л. Рубинштейном: «Творчество — это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности и имеющая социальную значимость.
Поскольку творчество по сути своей является культурно-историческим феноменом, оно имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у индивида способностей, мотивов, знаний, навыков, благодаря которым создается продукт, характеризующийся новизной, оригинальностью и неповторимостью. Изучение этих особенностей личности выявило важную роль воображения, интуиции, бессознательных компонентов психической деятельности, а также потребность личности в самореализации в раскрытии и расширении своих творческих способностей.
Творческие способности, в отличие от специфических способностей, определяющих успех в определенных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в специфическом стиле их исполнения, который можно назвать творческим.
Творческие способности делятся на три основные группы:
1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);
2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональностью);
3. Интеллектуальные способности (intellectual aptitude).
В общем виде интеллектуальная одаренность — это состояние индивидуальных психологических ресурсов (прежде всего умственных), обеспечивающее возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, с использованием нестандартных подходов к разработке проблем, с чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям решений в конкретной предметной области, с открытостью к любым инновациям и т.д.
В настоящее время можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые, в рамках различных исследовательских подходов, коррелируют с выраженностью интеллектуальной одаренности:
1) лица с высоким уровнем развития «общего интеллекта» в виде баллов IQ > 135-140 единиц; определяется с помощью психометрических тестов интеллекта («savvy»);
2) лица с высоким уровнем академических достижений в виде показателей успеваемости; выявляются с помощью критериально-ориентированных тестов («блестящие ученики»);
3) лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей как показателей беглости и оригинальности генерируемых идей; выявляются с помощью тестов креативности («креативщики»);
4) лица, которые выполняют эти или другие виды реальной деятельности с большим успехом и обладают высокой степенью специальных знаний и значительным практическим опытом в данной области («Компетентные»);
5) лица с исключительными интеллектуальными способностями, выраженными объективно значимыми способами, некоторые из которых являются общепризнанными («одаренные»)
6) лица с исключительными интеллектуальными способностями, связанными с анализом, оценкой и прогнозированием событий в повседневной жизни людей («мудрые»).
Творческое мышление
Можно выделить следующие основные характеристики творческого мышления:
1. Осмотр достопримечательностей. В потоке внешних стимулов большинство людей обычно воспринимают только то, что вписывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, и бессознательно отбрасывают остальную информацию. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства и комфортность общепринятых взглядов и мнений. Творческое мышление характеризуется способностью видеть дальше того, что ранее было «заучено» — это больше, чем просто наблюдение;
2. Способность объединять мыслительные операции. В процессе мышления необходим постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Поэтому иногда не удается охватить умом всю картину, все рассуждения. Экономное восприятие уже известных фактов, сжатая форма изложения разработанной теории — необходимое условие дальнейшего продвижения вперед, один из важнейших этапов научного прогресса. Ввести новый элегантный способ символизации, изящно объяснить известный метод — даже такая работа носит творческий характер и требует нестандартного мышления;
3. Возможность передачи. Существенным является умение применять навыки, полученные при решении одной проблемы, для решения другой, то есть способность отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, который может быть перенесен в другие области. По сути, это способность разрабатывать обобщающие стратегии. Поиск аналогий — это развитие стратегий обобщения, необходимое условие для передачи навыка или идеи;
4. Латеральное мышление. Широко распределенное внимание увеличивает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сюрье писал: «Чтобы творить — надо быстро думать». Подобно боковому зрению, врач де Боно описал боковое мышление как способность видеть путь к решению проблемы с помощью «посторонней» информации;
5. Воспринимаемая целостность. Этот термин относится к способности воспринимать реальность в целом, не фрагментируя ее (в отличие от восприятия информации небольшими независимыми «порциями»). Творческая работа требует способности оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в общую картину;
6. Готовность к запоминанию. Когда человек ищет решение проблемы, он может полагаться только на ту информацию, которую воспринимает в данный момент и может вспомнить из памяти, в таких случаях мы говорим об интеллекте, то есть о готовности памяти «выдать» нужную информацию в нужный момент. Готовность памяти — одно из важнейших условий продуктивного мышления;
7. Гибкость мышления. Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далеко не первому по содержанию, отсутствие гибкости называется инертностью, ригидностью;
8. Гибкость интеллекта. Существует также такая гибкость, как возможность вовремя отказаться от скомпрометировавшей себя гипотезы. Здесь следует подчеркнуть слово «во времени». Если вы слишком долго упорствуете с заманчивой, но неправильной идеей, время будет потеряно. А отбросив гипотезу слишком рано, можно упустить решение. Особенно трудно отказаться от гипотезы, когда она является вашей собственной, придуманной вашими мыслительными усилиями. Способность преодолевать такие невидимые, но мощные барьеры — это гибкость интеллекта;
9. Способность оценивать действия. Крайне важно оценить возможность выбора одной из многих альтернатив до ее тестирования. Оценочные действия выполняются не только в конце работы, но и по ходу работы; они служат вехами на пути творческого поиска и разделяют различные стадии и фазы творческого процесса;
10. Беглость;
11. Способность доводить дело до конца;
12. Профессиональные навыки. Существуют комбинации способностей и психофизиологических характеристик, которые позволяют их обладателю успешно выполнять определенный процесс, деятельность. Термин «способности к определенной профессии» относится не только к психогенетическим предрасположенностям, но и к способу их реализации.
Возрастные особенности творчества
В норме воображение активизируется у трехлетних детей, остается активным на протяжении детства, подросткового и юношеского возраста и сохраняется во взрослой жизни у небольшого числа особо одаренных людей. С возрастом большинство людей навсегда погружаются в прозу практической жизни и хоронят мечты своей юности. Однако их воображение не исчезает совсем, а появляется лишь случайно в некоторых аспектах жизни. Если мы сравним подростков с 6-7-летними детьми, то обнаружим, что к 15 годам детей, которые любят рисовать, становится в два-три раза меньше. Если предположить, с некоторыми оговорками, что сценическая игра, то есть художественное творчество, является продолжением детской игры и что развитие художественных способностей должно быть в какой-то степени подготовлено в игровой деятельности, то можно было бы предположить значительное количество лиц с развитыми актерскими способностями в зрелом возрасте. Однако с возрастом количество людей, которые от природы готовы к стадии заболевания, значительно уменьшается. В отношении литературного творчества все наоборот: очень мало детей, которые сочиняют стихи к 4-5 годам. То, что ребенок делает с языком в возрасте от 2 до 5-7 лет, не считается проявлением литературных способностей. Не происходит этого и в возрасте 7-8 лет. Но затем происходит резкий сдвиг, когда каждый третий подросток пишет стихи или эссе, ведет дневник, демонстрируя склонность к плодовитости в том или ином жанре литературного творчества. Однако с возрастом потребность в литературном творчестве, как и в изобразительном искусстве, утрачивается. Но навыки не утрачены. Творчество детей — это канал скрытого развития творчества взрослых, важный инструмент формирования общих способностей человека. Если навыки не превращаются в таланты, они все равно «работают» на формирование личности, образного мышления.
Взрослая жизнь требует более жестких форм поведения, связанных с многократно повторяющимися, надежными действиями. Известно, что обезьяны, за которыми наблюдали исследователи, переняли их метод мытья сладкого картофеля в реке. Однако это делали только молодые люди, так как более старшие не могли освоить новые незнакомые действия. Увеличение жесткости также характерно для человека. Однако люди отличаются от животных своей способностью к творчеству даже после детства. Это может быть следствием неотении — задержки на детской стадии развития.
Формирование творческих способностей подростков происходит не линейно, а имеет два пика в своем развитии: наиболее яркий всплеск их проявления наблюдается в 10 лет, а второй пик приходится на подростковый возраст. Выделяют несколько стадий творчества. Нижняя возрастная граница эвристической стадии приходится на старший дошкольный возраст. На этом этапе, найдя решение, ребенок продолжает решать задачу, что приводит к поиску других путей ее решения. Следующий, творческий этап характеризуется тем, что найденная самостоятельно эмпирическая закономерность не просто используется ребенком как способ решения проблемы, а возникает как новая проблема. Первое проявление этой стадии отмечается в возрасте 10 лет. Дети одного и того же возраста могут находиться на разных уровнях креативности, что связано с особенностями формирования личности каждого из них. Для креативности, как и для многих других психологических черт, существует чувствительный период — ограниченный промежуток времени, когда эта черта особенно интенсивна, когда ей благоприятствует окружающая среда. Можно сказать, что, подобно другим признакам, первые пять лет жизни ребенка являются чувствительным периодом для развития креативности. Затем, как и все животные, в конце концов ребенок становится, в большинстве случаев, разумным, консервативным и расчетливым взрослым конформистом.
Особенности детского творчества
Творчество детей следует рассматривать как подготовку к настоящему творчеству взрослых. Не всякая художественная деятельность может считаться творчеством. Если тема задана, способ исполнения и процесс объяснены, то творческого момента нет.
В деятельности, способствующей развитию творческих способностей, выделяют несколько этапов:
1 подготовительный (возникновение идеи), обеспечивается творческая готовность и формулировка задания (темы).
2. основной (содержание идеи) — поиск решения, получение принципа композиции. Преобразование принципа в схему, материальное воплощение (создание эскиза).
3. окончательный (реализация идеи) — создание законченного произведения искусства, его просмотр и доработка.
Творчество детей отличается тем, что оно не требует разворачивания всех перечисленных этапов. Некоторые соединения могут не получиться, но в результате должен получиться готовый продукт.
Для дошкольников на первом месте стоят конструктивные или художественные задачи, но сама деятельность еще не расчленена.
Задачи развития творчества требуют формирования интегрированной художественно-технической деятельности и формирования способности мыслить целостными художественными образами.
Среди материалов, предназначенных для развития творчества дошкольников, широко используются различные виды строительных наборов. Когда вы познакомитесь со строительными материалами, вы не сможете ставить перед собой задачи, в которых присутствует творческий элемент. Сначала они показывают простейшие методы строительства и предлагают воспроизвести их. Затем вас учат строить по шаблону. Именно здесь в дело вступают элементы творчества. Для развития креативности необходимо отобрать образцы, которые не были отобраны. Ребенок должен сам догадаться, какой строительный материал следует использовать. Одна и та же конструкция может быть построена из разных частей. Еще большую свободу предоставляют схематические проекты, в которых обозначены только самые важные функциональные части конструкции.
Проектирование паттернов помогает освоить вторую фазу творческого процесса — фазу реализации концепции. В этом случае нет самостоятельного создания идеи. Для проектирования творческой деятельности существуют и другие типы заданий: Конструирование по собственному замыслу, в соответствии с условиями, вытекающими из игровой ситуации.
Для развития творческих навыков полезны занятия универсальным конструктором, мозаикой, аппликацией.
Специфика процесса связана с условиями, необходимыми для художественного творчества. В возрасте 10 лет восприятие целенаправленно и основано на зрительных ощущениях, но небольшой опыт не может дать полноты восприятия, поэтому необходимо включать осязание и другие ощущения, которые помогают сформировать целостное представление. Ребенок 5-6 лет, воспринимающий окружающие предметы, может выделять их признаки, анализировать, обобщать и делать собственные выводы. Но его или ее привлекают яркие, динамичные детали, которые часто неуместны в работе над рисунком. К 10 годам у ребенка развивается аналитическое и синтетическое мышление, что важно для изобразительного процесса. Воображение активизируется, но образы неустойчивы и фрагментарны. Развитие воображения позволяет ребенку самостоятельно обдумывать содержание своей работы, вводить новые образы. Эмоции способствуют развитию интереса к изо-деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка, усиливают работу воображения.
Наличие творческих начал в деятельности ребенка: Проявление активности, самостоятельности, инициативы в применении освоенных методов работы к новому содержанию, поиск новых способов решения поставленных задач.
Таким образом, появление идеи присутствует в деятельности ребенка. Чем меньше ребенок, тем быстрее он начинает воплощать идею в жизнь. Он не имеет представления о результате работы и ходе ее выполнения. Поэтому предварительное мышление сочетается с процессом реализации, что позволяет ребенку изменять содержание в процессе представления. Ребенок старшего дошкольного возраста способен к некоторым элементам предварительного мышления и может решить, что он будет рисовать, с чего начать и как расположить изображенный объект. В процессе работы ребенок реализует этот план и дополняет его в соответствии с содержанием.
И мы видим, что все три стадии творческого процесса присутствуют в деятельности ребенка, но соотношение этих стадий разное.
Игры и творчество
Соблюдение правил во время игр для ребенка отличается от правил для взрослого. Для взрослого человека расслабляет стереотипность самой ситуации. Для ребенка это открытие новой последовательности, обучение ее повторению и управление своим состоянием.
Через игру ребенок узнает о мире и все больше и больше познает его. Поэтому трудно представить, что игра является заменой его бессознательных конфликтов. И уж точно он не прячется в игре в качестве психологической защиты от мира взрослых, ведь тогда он будет все больше и больше отдаляться от окружающей его действительности.
Конечно, игра позволяет ребенку проработать некоторые проблемы, возникающие в его маленьком мире, но она лишь приближает его к миру, а не отдаляет от него. Игра становится психотерапевтической для ребенка только тогда, когда нарушаются его гармоничные отношения с миром. Это возможно, когда в силу тех или иных обстоятельств родители не выступают посредниками для него и не позволяют до поры до времени действовать в жестких условиях внешнего мира. Если его оставляют один на один с миром взрослых, к которому он не готов, это вопрос не жизни, а выживания, и только в этом случае творческие усилия ребенка могут пойти на совершенствование механизмов психологической защиты. Другая причина возникновения подобных событий может быть связана с жестоким обращением с ребенком со стороны самих родителей. Трагическая суть такой ситуации заключается в том, что для любого ребенка импринтинг — запечатление образа родителей — связан с бессознательной фиксацией определенного поведения: В случае опасности необходимо искать защиты у того, кто был запечатлен при рождении. В этом случае ребенок в ситуации насилия ищет защиты не вне семьи, а именно от жестокого родителя, все больше привязываясь к нему благодаря биологическим механизмам импринтинга. Здесь творческие способности ребенка направлены не на преодоление и познание окружающей действительности, а на выживание в патологической ситуации. В игре ребенок будет реагировать на сдерживаемые эмоции и пытаться снять напряжение. Но такие вещи являются особым явлением в развитии конкретного ребенка и не могут распространяться на игры всех детей, которые обычно имеют развивающую и, следовательно, творческую ценность.
Творческая роль игры отмечается всеми, кто так или иначе наблюдал ее. Именно в игре человек начинает находить себя, реализовывать свои способности и стремления. С этой позиции игра — высшее проявление человеческого существа. И. В. Гете подчеркивал, что дети могут сделать что угодно из чего угодно. Однако эти действия часто свидетельствуют не столько о творческой природе игры, сколько о слабом опыте ребенка, который не может воплотить свои фантазии в соответствующий материал. Мы уже отмечали, что творчество взрослых требует не только наличия определенных навыков, но и в не меньшей степени — определенных личностных качеств, таких как настойчивость, упорство, трудолюбие, которые позволили бы довести начатое автором до конца и отстоять совершенно новое видение в условиях, враждебных этому новому видению. Игра позволяет ребенку формировать такие личностные качества. В одном из экспериментов по определению роли игры в обучении детей была проанализирована следующая ситуация. Дети были разделены на две группы. Одна группа имела возможность предварительно поиграть с материалом, который затем был предложен детям для учебной работы, в то время как другая группа такой возможности не имела. Дети из первой группы быстрее выполнили учебное задание и дали более оригинальные ответы. Они были более уверены в себе и лучше усваивали объяснения и предложения взрослых, обучавших их. Они рассматривали задание как начало творческой игры, в которой они чувствовали себя раскрепощенными и изобретательными и решали задачу более самостоятельно и четко.
Этот эксперимент подтверждает, что когда ребенок самостоятельно приобретает предмет, он изучает его свойства, формируя сенсомоторные схемы, с которыми он затем связывает слова, услышанные от взрослого. Творческая роль игры не вызывает сомнений у всех, кто так или иначе анализировал ее результаты.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Преемственность в работе образовательных учреждений
- Особенности эмоционального выгорания
- Взаимосвязь локуса контроля и отношения к деньгам у старших школьников
- Караковский Владимир Абрамович, советский и российский педагог
- Роль педагога-психолога в ДОУ
- Когнитивная сфера в психологии
- Возрастная психология, учебники
- Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности
- Социально-психологические причины семейного конфликта
- Основные методы успешного запоминания — Запоминание и его особенности