Оглавление:
Космизм как философское и научное течение русской мысли конца XIX — начала XX веков и целостный социокультурный феномен рассматривает человека как органическую часть космоса и как существо, способное совершенствовать свою природу в процессе творческой перестройки мироздания. Понимание человека как рабочего не только Земли, но и Космоса сформировало новые взгляды на проблему человека и культуры.
Взаимосвязь человеческой жизни и культуры с космосом — одна из центральных проблем философского и научного поиска отечественных мыслителей. Этот вопрос был затронут в работах представителей русского космоса, среди которых были не только философы, религиозные мыслители и художники, но и видные естествоиспытатели: Константин Эдуардович. Циолковский (1857-1935), Александр Леонидович Циолковский (1857-1935), Александр В. В. Соколов и другие. ), Александр Леонидович Чишевский (1897-1964), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), Николай Григорьевич Холодный (1882-1953), Николай Алексеевич Умов (1846-1915).
В своих научных и философских трудах эти ученые разработали основные идеологические принципы и идеи космизма, которые отражали их взгляды на природу человека, сущность и значение культуры:
- Принцип функционального и структурного единства природы человека с космическим Абсолютом (единство макромира и микромира);
- Принцип глобального эволюционизма и неразрывная связь между эволюцией космоса и эволюцией человеческой природы;
- панарационализм, т.е. правило разума в природе; — идея использования сил природы в процессе рациональной трансформации бытия
- Идею распространения сферы культуры с Земли на весь космос.
Научное направление российского космонавтики
Все объекты во Вселенной, и особенно Земля, видны ее представителями в процессе естественного развития, которое неотделимо от эволюции Космоса. Из начального состояния хаоса во вселенной постепенно развиваются различные формы материи, высшей ступенью которых является человек. В то же время космонавты утверждают, что эволюция материи и духа не остановилась на человеке, и существование высших форм жизни возможно, как и совершенство самого человека и окружающего его мира в процессе его деятельности.
Используя идеи евгеники, К. Э. Циолковский предположил существование во Вселенной жизни, более совершенной, чем человеческая, и жизни, более отсталой и обреченной на «развитие себя». В процессе всеобщего распространения жизни ее развитые формы разрушают те отсталые, в которых жизнь слишком слаба, чтобы развивать себя. Наиболее продвинутые представители жизни объединены общей целью — «заселить вселенную совершенным миром для общего блага», «модифицировать необитаемые пространства так, чтобы в них могли существовать и творить одни и те же разумные существа».
В. И. Вернадский утверждал, что эволюционные процессы происходят только в живой материи или в веществах, так или иначе связанных с ней. В его учениях термин «ноосфера» («сфера духа»), введенный ученым, обозначал высшее состояние земной и космической эволюции. Ноосфера является связующим звеном, обеспечивающим единство и коэволюцию биосферы и социосферы, то есть природы и общества.
А.Л. Чижевский отличается противоположным взглядом на эволюционные процессы по отношению к идеям Вернадского. Он отверг геоцентризм и считал, что развитие жизни на Земле и развитие человеческого общества подчинены влиянию космических сил, в частности, энергии Солнца. Жизнь возникает из творческой динамики самой Вселенной и отражает изменения в космической среде.
Н. Г. Холодный указал на необходимость совместного развития человека и космоса, которое он назвал термином коэволюция. На основе работы В. И. Вернадского «Прогресс современной биологии» Н. Г. Холодный вводит в отечественную науку понятие «цефализации», предложенное американским геологом Д. Даной (1813-1895) и характеризующее определенное направление эволюции всего живого царства и отдельных видов животных. По мнению русского ученого, важнейшая задача человечества — это всеобщая духовность материи, преобразование нынешнего бессознательного типа биосферы, триумф разума над «слепыми силами природы».
Высшая форма эволюции
Для Н. А. Умова высшей формой эволюции является человек «нового типа», стремящийся улучшить окружающую среду. В отличие от «старого» человека, который довольствовался потреблением того, что дала ему природа, «новый» человек, вооруженный научными знаниями, наведет порядок в хаосе энтропии и изменит окружающий мир.
К. Циолковский развивает принцип функционального и структурного единства Вселенной и человека. В своих научных и философских работах он исходит из пансихизма — единства Вселенной и материи, которая обладает универсальной чувствительностью. Ученый говорит, что каждый атом в космосе способен чувствовать, так как он является живым существом, но с переходом из органического состояния в неорганическое, его чувствительность прекращается. Он «спит», так сказать, находится в небытии, пока снова не станет частью живого мира. Начиная с этой мысли, основатель космонавтики учил, что вся Вселенная жива в своей чувствительности.
Учение о единстве живого и неживого
Первоначальное учение о единстве живого и неживого было создано В. И. Вернадским. Основываясь на данных геологии и биологии, он сформулировал идею вечности жизни и неразрывной связи между человеком и Вселенной. Помимо понятия «жизнь», он использовал понятие «живая материя», под которым понимал совокупность всех живых организмов: «…Живая материя по весу составляет незначительную часть планеты». Видимо, она наблюдается на протяжении всего геологического времени, то есть, геологически она вечна: «То есть жизнь не исходит из инертной материи, она всегда была вечной, она вечна, как вечен космос, считает ученый. Жизнь — строитель земли, без жизни планета, как мы ее видим, не возникла бы.
В концепции антропокозма, разработанной Н. Г. Холодным, особое значение имеет идея восстановления естественной связи между человеком и природой, целью которой является формирование планетарного мышления человечества. В антропокосме человек перестает быть центром Вселенной, он становится одним из компонентов природы и не имеет никаких привилегий среди других существ.
По мнению Н. А. Умова, взаимосвязь вещей проявляется не только в пространстве, но и во времени. Эта взаимосвязь позволяет людям воспринимать явления, которые не воспринимаются органами чувств, такие как электрическое и магнитное излучение. Все вещи окутаны «паутиной», которая простирается далеко в прошлое и будущее. Эта «сеть» соединяет людей друг с другом, соединяет поколения и соединяет живую и неживую природу. Главный правитель этой «сети» — человек. Космос безразличен к человеческой жизни, поэтому человек может полагаться только на себя, на собственные силы и мысли.
Космоцентризм А.Л. Чижевского противопоставляется идее безразличия пространства к жизни человека. Естествоиспытатель считает, что абсолютно недопустимо вырывать живые существа из природы, не принимать их во внимание. Живые существа связаны со всей природой серией тонких связей; живой организм не существует отдельно от космической среды, вся его жизнь и функции неотделимы от нее. По мнению А.Л. Чижевского, мир представляет собой неделимое целое, все явления в мире едины и взаимосвязаны.
Философские взгляды космистов пропитаны идеей пан-рационализма — правила разума. Их причиной является высшая сила не только на Земле, но и в космосе.
В своем произведении «Монизм Вселенной» К. Циолковский пишет: «Разум — это то, что ведет к вечному благополучию каждого атома «3 . Разум проявляется не только как организатор Вселенной, но и как источник счастья живых существ. Основатель космонавтики отличает ум сознательных существ от разума «спящих» атомов. Сознательные существа могут свободно пользоваться разумом, в то время как атомы имеют разум только в живых клетках чувствующих существ.
Влияние космических сил на земные процессы
Наблюдая за влиянием космических сил на земные процессы, А.Л. Чижевский противопоставлял их силе, способной бороться с негативными последствиями такого влияния — человеческому разуму. Направляя и изменяя космические излучения, человек может не только защитить себя, но и принести пользу другим. Наука неоднократно доказывала это утверждение на практике. Так, он создал знаменитую «Чижевскую лампу», которая способна преобразовывать ионы и способствовать улучшению здоровья людей.
Для В. И. Вернадского дух — не только организатор жизни человека, но, прежде всего, высшая геологическая и даже космическая сила; его эволюционная задача — создание ноосферы, преобразование Земли и космоса. Жизнь и дух на нашей планете возникли не случайно, а по причине космической необходимости. Жизнь — это космический агент, а дух — это еще и космический агент. Следовательно, для Вернадского разум находится в процессе глобальной и космической эволюции.
Ученик Вернадского Н. Г. Холодный считал, что эволюция духа связана с деградацией физических сил и инстинктов человека. «Постепенное повышение интеллекта должно сопровождаться соответствующим уменьшением функций центральной нервной системы, которые в некотором смысле являются антагонистами разума » , — писал ученый. Н.Г. Холодный считал целесообразным постепенно распространить силу разума на внутренний мир человека, осветить потаённые уголки его психики, улучшить инстинкты, в том числе и половые, использовать эротическую энергию для творчества и работы сознания.
Разум и научные знания в сочетании со способностью осмысленно творить, по мнению Н. А. Умова, являются единственной силой, способной противостоять хаосу энтропии. По его мнению, целью человеческого духа является «сохранение, утверждение жизни на земле».
Решающая сила в преобразовании мира
Он направляет стихийные силы природы на рациональное преобразование существования. Культура, по мнению ученых-космонавтов, является не абстрактной концепцией, а целенаправленной деятельностью по превращению несовершенного мира природы в сверхъестественно совершенный мир человека.
К.Э. Циолковский сделал идею изменения космического пространства под влиянием культуры основой своих научных и философских исследований. По мнению К.Э. Циолковского, культура — это способность ума создавать совершенное и уничтожать несовершенное. Человек, как носитель разума, пытается изменить себя и окружающий его мир. В будущем человечество войдет в космос и начнет там оседать. Бесконечные просторы космоса станут для человечества полем деятельности. Человеческая культура будет включать в себя не только город, страну, землю, К. Е. Циолковский обещает ей больше — освоение пространства, его трансформацию по разумным принципам.
А. Еще будучи студентом К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевский считал, что человеческая культура зависит от влияния космических сил. Человек не может кардинально влиять на развитие Вселенной, наоборот — космос непосредственно влияет на человека.
По мнению В. И. Вернадского, культура включает в себя не только деятельность человека и ее результаты, но и ноосферу, в том числе геосферу и космос. Ноосфера управляет всеми живыми и неживыми процессами, поэтому человеческая культура является процессом и результатом деятельности ноосферы по преобразованию мира. Стремление к пропорциональной, азумной активности мысли и воплощению ее результатов способно расширить сферу существования культуры в космическое пространство.
Натуралист Н.Г. Холодный, разработавший доктрину антропокосмизма, пытался сгладить границу между культурным и природным. Он считал, что человек должен стремиться к единству с природой, которая обогащает и расширяет его внутреннюю жизнь. Культура в этом смысле является не антагонистом природы, а ее неотъемлемой частью. Природа охватывает всю Вселенную, а человек, со своей стороны, находится не выше природы, а в ней. Это, однако, не умаляет роли человека.
В работах Н.Г. Холодного проблема ответственности человека за судьбу космоса и ноосферы ставится как особые шаги в самоорганизации Вселенной. Роль человека как сознательного фактора в дальнейшей эволюции природы «накладывает на него огромную ответственность, так как делает его непосредственным участником процессов космической величины и значимости «6 . Ученый призвал к сердечному, разумному и ответственному подходу ко всей живой и неживой природе, предостерег от произвольных преобразований, не основанных на современных знаниях.
Аналогичные мысли можно найти в работах Н. А. Умова. Мир в его теории предстает в виде огромной формулы; и задача человека, его культуры — найти, объяснить и подчинить ему те элементы, которые не известны и не видны. В то же время исследователь обращает внимание на невозможность бесконечной экспоненциальной эволюции человечества. Эволюция земной природы находится на нисходящей ветви, в то время как эволюция человеческого рода находится на восходящей ветви. Гуманное отношение к природе, подчеркивает Н. А. Умов, — это гуманное отношение к собственному роду: «Человек должен понимать, что, поклоняясь красотам природы, он поклоняется самому себе, что его любовь к природе — это любовь к самому себе » . Главным инструментом культуры должны быть логотипы — научные знания, объединенные с агапе — любовь к человеку как таковому. Н. А. Умов делает вывод: «Высочайшая степень культуры — это когда люди не только живут, но и одевают свою жизнь «.
Цель человеческой деятельности, по мнению космонавтов
Природа признала свою несовершенство в человеке и стремится через него, через человека достичь высшего состояния. Человек, в свою очередь, стремится преобразовать природу, понимая, что все в космосе должно быть в идеальном состоянии. Эволюция Вселенной не остановилась, и деятельность объединенного человечества должна стать движущей силой эволюции Космоса.
В натуралистическом космизме человек видит себя в роли средства введения сознания и целеустремленности в природу. Создание ноосферы подразумевает первенство разума, но не отдельного человека, а человечества в целом, то есть коллективного разума. Воображаемое возвышение человека в учении натуралистов приводит к тому, что он лишается свободы и деградирует до фактора эволюции природы9.
Человеческая природа нуждается в дальнейшем совершенствовании. В философии исследователей космоса человек обретает новый статус, наделен великими способностями, а его определение как Homo sapiens («рациональный человек») уже не отражает его особую судьбу. В.И. Вернадский предлагает назвать его Homo faber («искусный человек»), Н.А. Умов — исследователи гомо («исследующий человек»), В.Н. Муравьев — создатель гомо («творческий человек»).
Однако в работах ученых-космонавтов человек понимается как несвободное существо, изолированное в рамках природных процессов и неотделимое от законов эволюции живой и неживой материи. Сознание отдельного человека воспринималось им как часть материального мира, оно смертно и имеет четко обозначенные границы. Более того, по мнению космонавтов, человек является «промежуточным существом, находящимся в процессе роста, далеким от совершенства <…> и предназначенным изменить не только внешний мир, но и собственную природу «.
Реализация «космической регуляции» невозможна без «одновременной внутренней регуляции самого человека <…> его нравственной и духовной трансформации», поэтому люди должны преодолеть свою природу «. Для того, чтобы выполнить высшую миссию эволюции Вселенной, люди должны радикально измениться: В современном обществе, где человечество отдает предпочтение материальному процветанию и комфорту, духовная культура становится привилегией мыслящих элит, а проблемы окружающей среды и угроза войны угрожают существованию человечества, контроль над космическими процессами уже невозможен.
Таким образом, естественнонаучное направление российского космонавтики является своеобразным феноменом современной отечественной мысли. Его представители понимали человека как органическую часть космического Абсолюта. Нынешнее дисгармоничное состояние мира и человека требует их улучшения научно-техническим прогрессом. Ученые-космисты видели высшую задачу человека не только в признании законов природы, но и в их совершенствовании. В натуралистическом космосе целью культурных преобразований является изменение не только земного шара в соответствии с потребностями человека, но и всего космоса.
В современном мире реализация некоторых идей ученых-космистов уже не кажется призрачной фантазией. Однако научные и философские проекты российского космоса следует рассматривать прежде всего как перспективные цели на будущее, задачей которых является стимулирование людей к совершенствованию. В этой связи обращение к философскому наследию русского космоса, выявление и реализация его гносеологического, аксиологического и праксиологического (т.е. ценностного) потенциала представляется актуальной и важной задачей философии.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Русский марксизм — Краткая история марксизма
- Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания
- Мифология и философия
- Основные сферы функционирования и развития общества, их диалектическое взаимодействие и единство
- Общество и основные его концепции
- Качество и количество
- Новейшая социальная философия
- Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества
- Переход от гносеологии к онтологии
- Любовь, брак и семья в различных философских традициях