Для связи в whatsapp +905441085890

Человек, индивид, личность — Индивид и личность

Человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих (Homo sapiens) и наделенное сознанием, то есть способностью осознавать сущность как внешнего мира, так и своей собственной природы, действовать и рассуждать соответствующим образом. Человек является носителем сознания, которое само по себе является социальным продуктом. Кульминацией развития сознания человека является его самосознание.

Давайте начнем с этого определения. Действительно, структура тела младенца имеет способность ходить вертикально, структура мозга имеет потенциал для развития интеллекта, структура рук имеет перспективу использования инструментов и т.д., и со всеми этими способностями младенец отличает себя от животного младенца и утверждает свою принадлежность к человеческому роду. Как уже говорилось выше, человек — биологическое существо и, как все живые существа, имеет организм, тело, взаимодействует с внешним миром и подчиняется биологическим и физиологическим законам.

Человек — это многослойное, многомерное, сложно организованное существо. Он наделен сознанием, языком, способностью работать, создавать ценности и т.д. Эти качества не передаются человеку по наследству, а формируются им в течение жизни, в процессе усвоения им культуры, созданной предыдущими поколениями. Развитие человечества невозможно без активной передачи человеческой культуры новым поколениям. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества невозможно стать человеком, приобрести особые человеческие качества, даже если человек имеет биологическую ценность. Существуют доказательства того, что дети, развивающиеся с раннего возраста вне общества, остаются на уровне развития животных, у них не формируется язык, сознание, мышление, отсутствует вертикальная походка. Никакой личный опыт человека не может привести его к самостоятельному сбору системы понятий. Участвуя в труде и в различных формах общественной деятельности, человек развивает в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформированы в человеке. С другой стороны, без биологических качеств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно достичь высших человеческих качеств даже под влиянием общества, воспитания и образования.

Человек — носитель сознания, и поэтому он сознателен, ибо сознание — это результат вовлечения сознания в события. Сознание как образ жизни, в свою очередь, — это способность сопровождать сознанием привычку, свои текущие состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни.

И, наконец, самопознание. Самопознание — это изучение своих психических и физических особенностей, постижение самого себя. Она начинается в младенчестве и продолжается на протяжении всей жизни. Она формируется постепенно, по мере того как человек размышляет о внешнем мире и познает себя.

Из этого мы можем сделать вывод, что ребенок, появившийся на свет, является человеком, поскольку обладает всеми внешними характеристиками Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет большой потенциал для развития. Стремление к совершенству и самопознанию, которое развивается в подростковом возрасте, заложено природой.

Человек, индивид, личность - Индивид и личность

Индивид и личность

Индивид — это конкретный человек со всеми характеристиками, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и т.д.). Индивид является наименьшей единицей в системе видов Homo sapi sapi. Индивид является наименьшей единицей в системе видов Homo sapiens.

Итак, давайте рассмотрим, что подразумевается под термином «индивидуум». Термин «индивид» указывает на сходство человека со всеми другими людьми, на его принадлежность к человеческому роду. Из этого следует, что каждый человек индивидуален. Но также говорят, что он отличается от других по таким характеристикам, как рост, цвет кожи, вес, цвет глаз и так далее. Точно так же говорится о том, как он проявляет себя повсюду, с учетом его индивидуального развития. На самом деле, людей с одинаковыми внешними данными не существует, как и людей с одинаковым характером. Возможно, есть некоторые сходства, но идеальной пары просто — ни для чего не бывает. Поэтому можно сделать вывод, что человек является единичным (конкретным) представителем вида «homo sapiens». Люди отличаются друг от друга не только по морфологическим характеристикам (таким как рост, телосложение и цвет глаз), но и по психологическим (способности, темперамент и эмоциональность). Другой вопрос — в какой момент человек считается личностью. Существует мнение, что человек рождается, а потом становится личностью, но так ли это? Существуют доказательства того, что на втором месяце беременности у плода начинает формироваться центральная и периферическая нервная система, эмбрион начинает реагировать на боль и старается отдалиться от света, направленного прямо на живот матери. Пятимесячный эмбрион способен слышать громкие звуки, реагировать на объятия и слова, испытывать страх или гнев. Таким образом, поведение эмбриона полностью зависит от настроения беременной матери, что приводит к формированию эмоциональной и интеллектуальной жизни ребенка на этом этапе. Таким образом, индивид развивается во внутриутробном периоде. Отсюда можно сделать вывод, что понятие индивида формируется в момент зачатия.

Личность — это сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную социальную роль. Позиция личности проявляется через систему ее социальных отношений. Человек постоянно выступает в какой-то роли. Роль — это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляет себя в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Он характеризуется пятью потенциалами: когнитивным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Переводя на простой язык, можно сказать, что личность — это человек, который конструирует и контролирует свою собственную жизнь, личность как ответственный субъект воли. Личность — это тот, кто не равен своим естественным влечениям, кто не должен быть их рабом, должен быть выше их. Нормальные дети, прошедшие кризис трех лет, уже могут подчинить свои непосредственные влечения социальным нормам: тому, что необходимо.

Личность — это тот, кто способен сознательно контролировать свое поведение. У послушных детей можно встретить «спонтанную мораль»: человек, тем более ребенок, может не осознавать, что именно заставило его поступить определенным образом, но, тем не менее, поступает вполне нравственно. Таково его воспитание, таковы его привычки. Но не он действовал, а его привычки руководили им.

Личность — это тот, кто обладает собственным «я». Многие люди живут механически, следуя желаниям своего тела и бездумно, шаблонно реагируя на внешние требования. Если тело хорошо мотивировано, внешние требования разумны, а социальные привычки уместны, вы будете вполне прилично социализированным человеком. Но не человек. У него нет «я».

Формирование личности

Так называют человека, который не только силен, но и силен внутри. Не только человек, который много знает, но и человек умный. Не просто интересный в общении, а человек с богатым внутренним миром. Не просто одаренный от природы, а «self made» — человек, который сделал себя сам. Не просто повезло, а удалось добиться успеха.

Формирование личности — это процесс социализации человека, который заключается в приобретении им общего, общественного характера. Это освоение всегда происходит в конкретных и исторических обстоятельствах человеческой жизни. Формирование личности связано с принятием индивидом социальных функций и ролей, сложившихся в обществе, социальных норм и правил поведения, формированием навыков построения отношений с другими людьми. Образованная личность — это субъект свободного, независимого и ответственного поведения в обществе.

Во все времена люди, выделяющиеся из толпы своими внутренними качествами, привлекали к себе внимание. Личность — это всегда человек, который выделяется, хотя не каждый, кто выделяется, является личностью. Хотя у каждого человека есть черты характера, не каждого можно назвать «человеком». О человеке говорят с уважением: «Это человек, который выделяется среди остальных благодаря внутренним характеристикам, которые делают его достойным человеком».

Подведем итоги. Из вышесказанного ясно, что человек — это тоже личность, но с точки зрения его социальной значимости и общественной деятельности. Личность — это важнейшая характеристика человека, его самый важный социальный атрибут.

В личности, прежде всего, заключена ее социальная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью и сформировать человеческий характер, то есть именно природа создает человека, а общество формирует его. В зависимости от выраженности личностных качеств можно судить о его положительных и отрицательных моральных и духовных качествах.

И главное — человек не рождается, а становится человеком! Или человек не становится …

Индивидуальность — это личность в ее неповторимости, которая отличает человека от других людей оригинальностью и уникальностью личности. Индивидуальность описывается историей жизни человека, его опытом, всей суммой личностных качеств, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность — это форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер ? основные параметры индивидуальности.

Индивидуальность, как и личность, не проявляется в человеке буквально с рождения. Новорожденный ребенок — это индивид, не имеющий человеческой индивидуальности, поскольку он не способен к самостоятельной индивидуальной деятельности. Только с возрастом человек обретает социальную личность и способность самостоятельно выбирать свой жизненный путь и развиваться индивидуально. Суть индивидуальности заключается в автономии человека и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшая роль врожденных задатков и особенностей развития каждого индивида опосредована социальными факторами. В процессе динамического воздействия разнообразных качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Развитие индивидуальности само по себе является необходимостью для движения прогресса в человеческой истории. Совершенствование и индивидуализация личности связаны с изменением общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества. Индивидуальность понимается как неповторимость каждого человека, уникальность проявляется в наборе черт личности, присущих только данному человеку.

Человек как объект и субъект общественных отношений

Вся история развития социальной мысли в мире отражает главное в процессах, происходящих в обществе: деятельность человека, вступающего в отношения с другими людьми для удовлетворения возникающих потребностей. Но не только человеческая деятельность характеризует качественное определение общества, но и общество формирует человека как мыслящее существо, наделенное языком и способное к целенаправленной творческой деятельности, формирует личность.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как фундаментальный, исходный элемент этой структуры, без которого нет и не может быть никаких социальных действий, связей и взаимодействий, никаких социальных отношений, сообществ и групп, никаких социальных институтов и организаций. Человек является одновременно субъектом и объектом всех общественных отношений. Верно сказано: «Каковы люди, таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество, таковы и его члены». Как отмечает выдающийся югославский социолог Эр. Лукач: «Индивид — продукт общества и его законов, но общество является тем, чем оно является, именно потому, что это общество людей, потому что оно объединяет людей, а не другие существа. Это не означает, продолжает он, что общество полностью определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это означает, что человек является одним из факторов, определяющих общество.

Человек — это живое существо, обладающее даром мысли и языка, способностью создавать инструменты и использовать их в процессе социальной работы. С биологической точки зрения, человек — это высшая ступень развития животных на земле. Если поведение животных полностью определяется инстинктами, то поведение человека напрямую определяется мыслями, чувствами, волей, степенью знания законов природы, общества и самого себя.

Упрощенно-материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее ее только с необходимостью, даже признанной необходимостью, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П. По его словам, «человек подчиняется необходимости во всех своих действиях, его свободная воля — химера». Согласно Бюхнеру, свобода — это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все четко необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то для свободы нет места. Даже если человек осознает необходимость чего-то, даже это осознание не меняет ситуацию. Преступник, находящийся в тюрьме и «знающий» эту необходимость, не становится свободным от нее.
Существует и другое толкование свободы, которое противоречит первому. Свобода, по их мнению, — это «возможность делать то, что хочется». Свобода — это свобода воли. Воля по самой своей природе всегда свободна» («Философский словарь» под ред. Г. Шмидта. с.523). Екатерина Великая сказала: «Свобода — это когда никто не может заставить меня делать то, чего я не хочу». В ее устах это звучит заманчиво; она воспринимала противоположность свободы не столько как необходимость (с ней легче справиться!), сколько как принуждение.

Но как насчет абсолютной свободы, провозглашаемой некоторыми теоретиками/философами? Существование такой свободы сомнительно.

Французская легенда рассказывает о суде над человеком, который, размахивая руками, случайно разбил нос другому человеку. Обвиняемый рассудил, что никто не может отнять у него свободу размахивать собственным оружием. Вердикт по этому делу был таков: подсудимый виновен, потому что свобода одного человека размахивать руками заканчивается там, где начинается нос другого человека.

Концепция свободы Н.А. Бердяева

Как видим, свобода не всегда знает границу, отделяющую ее от ошибочных или даже явно преступных действий человека. Свобода часто вступает в конфликт с элементарными нормами жизни. Г. Димитров однажды сказал: «Фашизм и правовая система — две абсолютно несовместимые вещи»; «Фашизм — это, по сути, произвол банды крупного бизнеса. Это режим правящих преступников». «Свобода» и «деспотизм» — это свобода для «правящих преступников», для народа — деспотизм, террор.

Только что процитированная французская легенда показывает элементарное явление: абсолютной свободы не существует, свобода всегда относительна (и не только в силу определенных границ ее реализации; как в примере с фашизмом, свобода имеет одну оценку в одной «системе отсчета» и другую оценку в другой «системе отсчета»).

Представим, что человек достиг максимальной или абсолютной свободы в мире. Став свободным, человек начинает понимать, что его свобода обернулась безграничным одиночеством. «Бегство от свободы» — это название книги американского философа Э. Фромма. Название хорошо передает настроение такого человека: «Зачем мне нужна эта свобода?». Устранив все формы зависимости, человек, наконец, остается наедине со своим индивидуальным «я». Природа, общество исчезают. Исчезают многочисленные связи, которые, ограничивая свободу человека, приближают его к определенному кругу людей, привязывают его к определенным вещам. «Человек свободен» — «то есть он один». В «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевский подчеркивает важную мысль в словах Великого инквизитора: «Нет и никогда не было ничего более невыносимого для человека и для человеческого общества, чем свобода», и поэтому «нет для человека более безграничной и мучительной заботы, чем забота о том, чтобы остаться свободным, найти как можно скорее того, перед кем он мог бы преклониться».

Свобода — это не просто выбор возможности (такой выбор также является принуждением); свобода — это творчество, создание первого. «Определение свободы как выбора — это все еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода проявляется не тогда, когда человеку приходится выбирать, а когда он сделал выбор. Здесь мы приходим к новому определению свободы, свободы реального. Свобода — это внутренняя творческая энергия человека. Благодаря свободе человек может создать абсолютно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода лежит вне причинно-следственных связей. Причинно-следственные связи лежат в объективированном мире явлений. Свобода — это прорыв в этом мире.

В концепции свободы Н.А. Бердяева ценным является рассуждение о том, что истинная, настоящая свобода — это, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы ни имели в виду — выбор возможности в материальном мире или создание новой ситуации — везде мы находим человеческое творчество. И все же, как бы ни привлекал нас общий пафос его концепции, мы не можем согласиться с его отменой детерминизма.

В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости. Противоположностью понятия «свобода» в данном случае является «принуждение», то есть действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки его собственным внутренним убеждениям, целям и интересам.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие истины в философии и науке
  2. Особенности научного познания
  3. Павел Александрович Флоренский, русский религиозный философ
  4. Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах
  5. Философия спорта
  6. Становление технических наук электротехнического цикла
  7. Философия абсурда и бунта А. Камю
  8. Структура научного знания. Основные формы и методы научного познания
  9. Социальная сфера
  10. Религиозная интерпретация мира