Оглавление:
Зарождение и развитие человеческой психики — одна из самых сложных проблем, с которой сталкиваются исследователи, пытающиеся разобраться в законах природы.
Биологические исследования человеческого организма и животных неоднократно показывали, что физиология человека почти полностью схожа с физиологией некоторых видов животных (например, приматов). В то же время, с точки зрения эволюции природы, человек является принципиально новым видом по сравнению с животным миром. Уникальность человека как природного вида определяется его ментальным строением, которое значительно отличается от строения животных. Человеческое сознание и возникающее в результате этого явление человеческой личности не имеют «аналогов» ни в одном из видов животных, даже в тех, которые имеют самый высокоразвитый интеллект.
Личность индивида состоит из самого индивида и его положения в обществе других людей. Человек — это биологическое тело, которое возникает и развивается по законам эволюции природы. Развитие его психики и определяемый ею социальный статус зависят от законов социального развития. Социальные законы, в свою очередь, обычно формируются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что зная его структуру, присущие ему причинно-следственные связи и обусловленные ими мотивы человеческого поведения, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.
В результате длительной эволюции в современных организмах мы находим различные формы рефлексии, начиная от раздражительности и заканчивая более высокими формами рефлексии — ощущение, восприятие, память, мышление, которые являются формами проявления психической жизни.
Чтобы начать со сравнения психики человека и животного, сначала необходимо дать определение этому понятию.
Ментальность — это свойство высокоорганизованной материи мозга для субъективного отражения действительности, совокупности психических процессов и явлений (чувств, восприятия, эмоций, памяти и т.д.). Высшая форма психики — сознание — врождена только в человеке.
Теоретические аспекты психики человека и животных
Область современной естественной науки, учитывая природу животного мира, — определяет вместе с ними психофизические законы развития и поведения, которые сформулированы в теориях науки. Необходимо рассмотреть эти теории, по крайней мере, самые распространенные.
Теория автоматизма рассматривает животных как существ, лишенных всякого сознания и чувств и имеющих только реакции на внешние раздражители. Надо сказать, что у этой теории было мало приверженцев. Эта теория нашла приверженцев в древней философии стоиков (Сенеки), а Декарт развил ее дальше.
Наука того времени находилась в слабой фазе своего развития — и фактов, опровергающих эту теорию, было недостаточно. Например, если в середине 19 века наука только начала изучать инстинкты животных, то уже в 30-х годах 20 века советский ученый И.П. Павлов сделал ряд открытий.
У каждого животного много врожденных постоянных рефлексов, которые Павлов назвал некондиционными. Например, животное сразу же бросается на корм, который оно видит, тянет за ногу, когда его раздражает, улитка отступает в дом, когда к ней прикасаются, новорожденный делает сосательные движения, когда его трогает мамина грудь. Но помимо этих некондиционных рефлексов у высших животных, особенно у собак, на которых экспериментировал Павлов, можно искусственно создавать и новые рефлексы, которые он называет условными (их также можно назвать временными и приобретенными).
О развитии инстинктов животных Вильгельм Вундт говорит и при обсуждении возможности одомашнивания инстинктов диких животных: «Одомашнивание животных оказывает ослабляющее влияние на выражения инстинктов, свойственных им в диком состоянии, но может порождать новые инстинкты, например, инстинкты некоторых охотничьих собак».
Без усвоения опыта человечества, без общения со своими сверстниками не будут развиваться правильные человеческие чувства, не будет развиваться способность к добровольному вниманию и памяти, не будет развиваться способность к абстрактному мышлению, не будет формироваться человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи, когда человеческие дети росли среди животных.
Значительная стабильность психической жизни животных, допускающая лишь незначительные изменения даже при искусственном воспитании, делает маловероятным, чтобы любая живая форма животного могла подняться существенно выше уровня его психического развития….. Ближайшее психологическое исследование так называемых ментальных высказываний у животных показывает, что они полностью основаны на простых актах познания и ассоциации, и что им совершенно не хватает характеристик, характерных для понятий и логического мышления….. Беспочвенность теории автоматизма очевидна.
Позитивная — научная теория, которую можно охарактеризовать следующим образом: большинство млекопитающих выполняют те же психофизические функции, что и человек, но отличаются от нас более низким уровнем качества или степенью своего развития. По мнению профессора Вундта, «животные — это существа, чье познание отличается от познания человека лишь степенью своего развития»….. Все ментальные различия — это различия степени, а не рода».
Наука достаточно изучила процессы развития психики животных. А.Н. Леонтьев выделил три стадии психического развития: стадия элементарной сенсорной ментальности; стадия перцептивной ментальности; стадия интеллекта. Животная активность на ранней стадии психического развития характеризуется тем, что она реагирует на отдельное влияющее свойство (или набор отдельных свойств). Это происходит из-за ассоциации этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать индивидуальные свойства объектов окружающей среды. С другой стороны, развиваются органы локомоции, органы внешней активности животных. Их развитие характеризуется в основном двумя основными изменениями: Переход к жизни в наземной среде; в гидробионтах (животные, живущие в водной среде) — переход к активному поиску добычи.
С развитием сенсорных и опорно-двигательных органов также развивается и нервная система — «орган коммуникации и координации процессов». Возникновение и развитие перцептивной психики у животных определяется анатомическими и физиологическими изменениями: Развитие и изменение роли органов дистанционного зондирования, особенно зрения; развитие внешних органов движения. При переходе к стадии перцептивной психики сенсорная форма фиксации опыта изменяется качественно. У животных сенсорные представления появляются впервые.
Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что в животных находят отражение как отдельные вещи, так и их взаимоотношения. Животное способно обобщать отношения вещей. Основой возникновения и развития интеллекта у животных является развитие коры головного мозга, особенно лобной коры головного мозга, и ее функций. К.Е. Фабри на основе более поздних зоопсихологических исследований выделяет две дальнейшие стадии в первых двух стадиях умственного развития, не выделяя стадию развития интеллекта как самостоятельную, а присваивая ее стадии психологии восприятия.
До сих пор никто не смог сформулировать ответ на вопрос: почему развитие умственного развития животных, на протяжении миллионов лет остается статичным внутри каждого вида, и только человек — обладает психофизической способностью к саморазвитию.
Сравнительный анализ человека и животного, опираясь на позитивно-научную теорию, П. Светлов предлагает провести в три этапа:
- Способность отделяться от внешнего мира;
- Связывание идей об этом мире;
- Формирование понятий и языка.
Способность отличать себя от внешнего мира является прерогативой самосознания. И это является проявлением ума, который выражает себя в человеке как проявление духа, который, в свою очередь, является высшим выражением качества человеческой души. Например, может ли лев осознать, что это лев, а не собака. Конечно, лев может воспринимать своих львиных родственников и отличать их от других животных, но он делает это на очень низком уровне интеллекта. Что касается человека, то он способен не только отличить себя от животных, но и распознать себя среди людей, свое место в обществе и в семье, свое личное «я», даже в перспективе вечности (религиозное чувство), которое более или менее не свойственно животным. У животных эти способности не столь ярко выражены, и это лишь определенный инстинктивный уровень, в то время как «инстинктивное действие не подразумевает сознания».
Только в человеке есть самосознание, и это как раз и является главной чертой «личности» в человеке. Человек, как и все живые существа, борется за существование, приспосабливается к своему окружению и осознает, что его окружает. Изобретение орудий и покорение сил природы может быть в других высших существах. Но только в человеке есть самосознание, не в том смысле, что человек видит себя, а в том, что он открывает в себе непостижимые глубины, находит в себе весь мир….. Пусть наше самосознание составляет лишь малую часть того, что содержится в глубинах человека, но слабое мерцание света самосознания — это не только чудо, не только тайна, — но и чуждое сотворённому существу как таковому.
Павлов определяет сознание таким образом: Сознание мне представляется как нервная деятельность определенной области больших полушарий, которая в данный момент в данных условиях имеет определенную оптимальную (возможно, это будет средняя) возбудимость. В то же время остальная масса больших полушарий находится в состоянии более или менее пониженной возбудимости. В области больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко формируются новые кондиционированные рефлексы и успешно производятся дифференцировки. Это, так сказать, творческое разделение великих полушарий. Другие сегменты мозга, обладающие меньшей возбудимостью, не могут этого сделать, и их функции в этом случае являются ранее сформированными рефлексами, стереотипно оформленными при наличии соответствующих стимулов. Если бы можно было видеть сквозь череп, и если бы очаг великих полушарий светился с повышенной возбудимостью, мы бы увидели в сознательно мыслящем человеке, как необычайно нерегулярный контур света, постоянно меняющийся по форме и размерам, движется вокруг своих великих полушарий, окруженный более или менее значительной тенью, чтобы представить наше понимание сознания, мы должны разделить его на поступки, состояния и объемы сознания. Мысль течет как поток. Мысль вспыхивает при ярком свете. Мысль копается в кишках бытия. Спокойные и осознанные действия воли. Внезапные всплески воли — удар в сердце преступника. Постоянное напряжение воли в потоке жизни, направленной на достижение великих планов и целей. Тихая, бесстрастная любовь. Глубокое, тихое эстетическое удовольствие. Жестокие страсти: Гнев, страх. Глубокая, неизменная преданность Богу, которая направляет всю жизнь. Это акты сознания. Они вызваны: 1) восприятие органов чувств, 2) органические ощущения нашего тела, 3) восприятие нашего трансцендентного существа, 4) восприятие высшего духовного мира, 5) влияние нашего ума.
Не обязательно быть профессиональным исследователем, чтобы понять, что упомянутые выше формы мысли и эмоций не являются уникальными для животного мира.
Формирование понятий, суждений, выводов и их выражение на языке является интеллектуальной способностью как человека, так и животных. Важно, однако, отметить, что «идентификация интеллектуальных способностей животных и человека достигается также обыкновенной смесью интеллекта и инстинкта, вследствие чего преувеличение разума животного неизбежно».
Это преувеличение использовалось еще во II веке до нашей эры. Цельс, указывая на инстинкты животных, пчел и муравьев — как доказательство того, что пчелы умнее людей из-за их умного расположения. Интеллект и инстинкт — это не одно и то же. Нет никакого личного творчества в инстинкте того, у кого есть особый инстинкт. Пчелы проводят миллионы лет, собирая нектар, строя соты и воспроизводя по одному и тому же инстинктивному «сценарию». Человек строит свой дом, используя разум, суждения и личный опыт. Муравей, который приходит в мир, следуя своим инстинктам, всегда будет строить свой муравейник, и у него нет выбора.
Если взять пример более продвинутых млекопитающих, таких как обезьяны, то у них есть примитивные признаки интеллекта и способности к рассуждению. Исследователь Кёллер заставлял обезьян тянуться за висящими высоко фруктами, забираясь в коробки, уложенные друг на друга. Все неудачные попытки, которые Келлер называет пробными и ошибочными, по его мнению, не являются доказательством интеллекта. После многих неудач обезьяна отходит в сторону и садится — ничего не делая. После этой сессии он возобновляет свою работу и достигает своей цели. Келлер считает, что если он сидит — то делает разумную работу.
Отсюда следует, что «нет никаких оснований объяснять любые рациональные действия животных по аналогии с нашими, человеческими, теми же причинами, т.е. причину; такие действия можно без остатка объяснить законами, например, простой механической ассоциацией идей».
Необходимо рассматривать в контексте позитивистской теории и языка животных и человека, как способ самовыражения и понимания другого. Животные имеют не артикулированный язык, а только эмоциональный и имитационный язык, формируемый речевыми рефлексами (звонками, звуками) и различными рефлексивными (непроизвольными) движениями тела. Понимание друг друга, между животными хотя бы одного вида — присутствует. Неспособность попугаев, дроздов и других птиц артикулировать речь показывает, что причиной молчания животных является не физиология, а психология, отсутствие понятий, содержащихся в словах: «животным нечего сказать», как выразился Ман-де-Бирун.
Теория сходства
В этой теории используется принцип корреляции свойств психики человека и животных. Практически, по этому принципу, в эссе — я неоднократно прибегала.
Память является неотъемлемым свойством психики как человека, так и животных. Но и здесь можно вывести существенное различие между ними. Как мы знаем из фактов, человеческая память не имеет определенных пределов, по крайней мере, эти пределы не были определены наукой. Наука знает о существенных способностях человеческой памяти, но большинство человечества не научилось ими пользоваться. Память о животных обусловлена их предназначением для жизни на земле. Собака, например, может помнить своего хозяина на протяжении всей своей земной жизни; даже после долгой разлуки собака всегда узнает своего хозяина. Собака воспринимает человека визуально, через обоняние и т.д. Но собака не может воспринимать своего хозяина как всеохватывающую личность, а это значит, что ее память не предназначена для хранения таких представлений в ней.
Память о животном существенно отличается от памяти человека: У животных происходит непроизвольное воспроизведение идей по законам механического объединения, но у них нет памяти в том смысле, что они способны воспроизводить идеи добровольно или активно; они не способны сознательно переходить от одной идеи к другой и останавливаться на том, что ищут. Поэтому у животных нет понятия времени: прошлое, будущее. Для них все события происходят в настоящем. Познание животных характеризуется узким пределом чувственности, инстинктом самосохранения и отсутствием поиска истины.
Человеческая воля имеет онтологически абсолютную свободу. Человек способен как лишить себя жизни, так и отдать свою жизнь ради другого человека (военный подвиг). Человек всегда имеет возможность выбирать между сильными и слабыми мотивами. Животные подчиняются только сильным мотивам. У животных чувственная мотивация играет более важную роль. Например, тигр, подвергнувшись сильному мотиву (ощущению голода), убивает другое животное и не испытывает угрызений совести, когда оно наполняет свой желудок. Таким образом, нравственные ценности, как и сама мораль, неизвестны животному миру.
Психология как наука ставит главный вопрос в сравнительной психологии человека и животных, то есть души. Какова сущность души человека и животного, как в земной перспективе, так и в вечной жизни? Профессор Вильгельм Вундт ссылается на материалистическое понимание души, в котором психические процессы рассматриваются как проявления материи, например, элементов мозга», а спиритуалистическое (духовное) понимание души как «состояние нераздельного и вечного бытия, четко отделенное от материи». Наука, оперируя в своём познании понятием «опыт», следовательно, подходит только для изучения материальной составляющей, к сфере духовной, «специально выделенной из материи», естествознание лишь констатирует существование души как духа, на фоне которого опыт оказывается бессильным. А в вопросе о связи между телом и духом Вундт лишь подтверждает неспособность науки исследовать этот вопрос: «связь между ними остается загадкой». Тем не менее, есть попытки оценить сущность души с научной точки зрения. Например, Войно-Ясенецкий дает определение души: «Что такое душа? В своей простейшей форме он представляет собой у животных комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний, объединенных самосознанием (дух у высших животных), или только (в низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных — это только дыхание жизни (у низших животных). По мере того, как человек поднимается по лестнице существ, его духовность растет, а зачатки ума, воли и чувств соединяются с дыханием жизни.
Развитие психики в животном мире
Каждая наука как самостоятельная отрасль человеческих знаний имеет свою специальность. Предмет науки психологии — законы возникновения, развития и проявления психики. Еще в древние времена человек обращал внимание на то, что существуют реальные явления — окружающая природа, люди, различные объекты. А нематериальные — образы людей и предметов, воспоминания о них, переживания, загадочные, порой трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти таинственные явления, раскрыть их природу и причины их возникновения, люди стали рассматривать их как существующие независимо от окружающего их реального мира. Таким образом, возникли идеи души и тела, материи и психики как самостоятельных принципов.
Психея, от греческой души, является свойством высокоорганизованной материи, которая является особой формой отражения действительности, результатом специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой. Психическая деятельность организма осуществляется с помощью различных специальных физических устройств. Некоторые из них воспринимают воздействие, другие — преобразуют их в сигналы, создавая план действий и управляя ими, третьи — дают поведение энергии и стремительности, четвертые — приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в окружающей среде и решение жизненных задач.
В ходе долгой эволюции органического мира — от амёбы к человеку — физиологические механизмы поведения становились все более сложными и дифференцированными, тем самым становясь все более гибкими и оперативными.
До середины прошлого века большинство людей, в том числе и ученых, верили, что животный мир существует сам по себе и что люди существуют сами по себе. Люди, казалось, были обижены простой идеей о том, что люди и животные — единое целое по происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину и произвел революцию в человеческом разуме.
Если мы углубимся в предысторию человеческого сознания, то увидим, что это длительный и сложный процесс развития психики животного. Психея является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Самые простые микроорганизмы не имеют психики, они характеризуются более элементарной формой отражения — раздражительностью — это свойство живых организмов реагировать на внешние воздействия, изменяя свое состояние или движение. Сила и характер реакции зависят не только от того, насколько сильным является внешний раздражитель, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что насыщенная амеба не реагирует на пищу). В то время как психическое отражение — это реакция живого существа не только на биологически значимые стимулы, но и на те, которые служат сигналом, так как оно предупреждает о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентация на звук, запах, цвет, нахождение пищи или избежание опасности).
Появление психической формы рефлексии связано с появлением самой простой нервной системы. Впервые он появляется в кишечных организмах (гидра, медуза) — у них есть недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет центра управления, который появляется на следующей стадии развития нервной системы, которая называется ганглионической (в червях). В них организм действует как единое целое, но мозговой узел сложнее любого другого, поэтому он более дифференцированно реагирует на внешние раздражители.
Позднее, с переходом животных к земному образу жизни и с развитием коры головного мозга, возникает психическое отражение целостных вещей животных; возникает перцептивная психика.
Сознание человека
Совершенно иная форма психики, для которой характерны совершенно иные особенности, представляет человеческую психику — человеческое сознание.
Ментальность как отражение реальности в человеческом мозге характеризуется различными уровнями. Сознание — это высший уровень психики, свойственный человеку.
Сознание — это высший уровень психического развития, свойственный только человеку, возникший в процессе общественной деятельности людей при их постоянном общении друг с другом посредством языка.
Какова структура сознания, его основные психологические свойства?
Его первое свойство уже дано в его названии: сознание. Человеческое сознание включает в себя набор знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «То, как существует сознание и как для него что-то существует — это знание». Структура сознания, таким образом, включает в себя основные познавательные процессы, посредством которых человек постоянно обогащает свои знания. Эти процессы могут включать в себя ощущения и восприятие, память, воображение и мысли. С помощью ощущений и восприятий при прямом отражении в сознании стимулов, действующих на мозг, формируется сенсорный образ мира, как он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет восстановить в сознании образы прошлого, воображение — построить воображаемые модели того, что является объектом потребностей, но чего не хватает в данный момент. Мышление позволяет решать проблемы, используя обобщенные знания. Нарушение, нарушение, не говоря уже о полном разрушении любого из вышеперечисленных психических когнитивных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — это четкое разграничение, установленное в нем между субъектом и объектом, то есть между тем, что принадлежит человеку «Я» и его «не Я». Человек, который впервые в истории органического мира отделился от него и столкнулся с окружающей средой, продолжает сохранять это противостояние и отличие в своем сознании. Он единственный среди живых существ, кто способен к самопознанию, то есть к направлению умственной деятельности на изучение самого себя. Человек делает сознательную самооценку своих действий и себя в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — это путь, который каждый человек проходит в детстве, это происходит в процессе формирования человеческого самосознания.
Третьей особенностью сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. Функции сознания включают в себя формирование целей действия, формирование и взвешивание мотивов, принятие волевых решений, учет хода действия и внесение необходимых корректив и т.д. К. Маркс подчеркнул, что «человек не только изменяет форму того, что дается природой; он одновременно осознает свою сознательную цель, которая как закон определяет порядок его действий и которой он должен подчинить свою волю». Нарушение сознания — это любое нарушение, вызванное болезнью или иным образом, способности к целенаправленной деятельности, ее координации и направленности.
Наконец, четвертой характеристикой сознания является включение в него определенного отношения. «Мое отношение к окружающей среде — это мое сознание», — писал К. Маркс. Сознание человека неизбежно включает в себя мир эмоций, который отражает сложные объективные и, прежде всего, социальные отношения, в которые вовлечен человек.
Сравнительные характеристики психики человека и животных
Как люди, так и животные обладают общими врожденными познавательными способностями, позволяющими воспринимать мир в виде основных ощущений (высокоразвитые животные также обладают ими в виде образов) и запоминать информацию. Все основные виды ощущений: Зрение, слух, осязание, запах, вкус, чувствительность кожи и т.д. присутствуют в нашем виде с рождения. — …присутствуют в людях и животных с рождения. Их функция обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.
Но восприятие и память полностью развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и младенцев. Эти различия идут по нескольким линиям.
Во-первых, когнитивные процессы человека обладают особыми характеристиками по сравнению с животными: Восприятие — субъективность, последовательность, чувствительность — и память — добровольное и опосредованное (с использованием конкретных, разработанных в рамках культуры средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества человек приобретает на протяжении всей своей жизни и продолжает развиваться благодаря обучению.
Во-вторых, у животных ограниченная память по сравнению с людьми. Они могут использовать только ту информацию, которую получают при жизни. Они передают следующим поколениям подобных существ только то, что каким-то образом кредитно закреплено и отражено в генотипе. Когда животное умирает, остальной приобретенный опыт безвозвратно утрачивается для последующих поколений.
Человек находится в другой ситуации. Его память почти безгранична. Теоретически, человек может запоминать, хранить и воспроизводить бесконечное количество информации, так как нет необходимости, чтобы человек сам запомнил всю эту информацию и постоянно хранил ее в своем сознании. Для этого люди изобрели системы знаков и инструменты для записи информации. Они могут не только записывать и хранить его, но и передавать из поколения в поколение через материальные и духовные культурные блага, обучаясь использованию соответствующих систем и инструментов знаков.
Любая группа, чтобы выжить, должна иметь средства, с помощью которых ее члены могут общаться друг с другом и контролировать и координировать действия каждой из них.
Обучение, мышление, интеллект
Не менее важные различия встречаются и в мышлении людей и животных. Оба упомянутых вида животных с рождения обладают потенциальной способностью решать элементарные практические задачи в виде визуально-актуального мышления. Однако следующие два этапа интеллектуального развития — живописный и вербально-логический — демонстрируют разительные различия.
Вероятно, только высшие животные способны работать с изображениями, что до сих пор вызывает споры в науке. У людей эта способность проявляется уже в возрасте двух-трех лет. Что касается вербально-логического мышления, то животные не имеют ни малейшего свидетельства такого рода интеллекта, так как для них нет ни логики, ни значения слов (понятий).
Ученых также давно волнует вопрос о том, способны ли животные чему-либо научиться. В 1912 году Еркес попытался выяснить, на каком этапе эволюции животного мира происходит эта способность чему-то учиться. Его зачатки уже были видны в земляном черве. На самом деле, Еркесу удалось научить некоторых людей поворачивать направо в Т-образном лабиринте. Для достижения такого результата потребовалось более 150 испытаний, в ходе которых, когда червь повернул влево, он попал в сетку, которая находилась под током. Тем не менее, было показано, что простая нервная система этих животных может накапливать информацию, способную изменить их поведение.
Высшие млекопитающие, особенно обезьяны и люди, благодаря высокому уровню развития мозга обладают новыми способностями, которые позволяют им решать проблемы без предварительных экспериментальных манипуляций.
Очевидно, что наиболее развитые обезьяны, и, конечно же, люди, смогли развить эту способность, чтобы понять взаимосвязь между различными элементами ситуации и вывести правильное решение по умозаключению, не прибегая к испытаниям по умозаключению.
Умозаключение используется в различных повседневных ситуациях, будь то выполнение задания, переезд из одного места в другое или получение и понимание информации из окружающей среды, в которой живет человек.
У позвоночных, находящихся на вершине эволюционной лестницы, особенно у приматов, появляются новые формы индивидуально модифицируемого поведения, которые по праву можно назвать «умным» поведением.
Таким образом, на более высоких ступенях эволюции проявляются особенно сложные поведения со сложной структурой, в том числе:
- Предварительная исследовательская деятельность, ведущая к формированию схемы решения задачи;
- Формирование пластичных изменчивых поведенческих программ для достижения цели;
- Сравнение выполненных действий с первоначальным намерением. Характерной чертой такой структуры комплексной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно останавливается; если оно не приводит к нужному эффекту, соответствующие сигналы поступают в мозг животного, и попытка решить проблему начинается заново.
Систематические исследования интеллектуального поведения у высших животных (обезьян) начал известный немецкий психолог В. Келлер. Для изучения этой формы поведения Келлер помещал обезьян в трудные условия, в которых прямое достижение цели было невозможно.
Обезьяне приходилось либо прокладывать маршрут с круговым движением, чтобы добраться до приманки, либо использовать для этого специальные инструменты. Например, обезьяну помещали в большую клетку с приманкой рядом на расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее добраться. Он мог добраться до него только по окружному пути через дверь в задней стенке клетки.
Расследование, проведенное Келлером, выявило следующую картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась добраться до приманки напрямую: Он потянулся или прыгнул. Затем он отказался от этих неудачных попыток, и была фаза, в которой обезьяна сидела неподвижно и думала только о ситуации, которая сопровождалась соответствующими движениями глаз, пока не пришла к правильному решению проблемы. Характерно, что решение задачи было перенесено с периода непосредственных испытаний на период до наблюдательного испытания, а движение обезьяны было всего лишь выполнением ранее разработанного «плана решения».
Очень трудно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и этот процесс по-разному интерпретируется разными исследователями. Некоторые считают возможным приблизить эти формы поведения обезьян к человеческому интеллекту и рассматривать их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К. Вюлер считает, что использование обезьянами орудий труда можно рассматривать как результат передачи предыдущего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось натягивать плоды на ветки). С точки зрения современных исследователей, основой интеллектуального поведения является отражение сложных взаимоотношений между отдельными объектами. Животные способны улавливать взаимоотношения между объектами и предвидеть исход той или иной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения за поведением обезьян, назвал интеллектуальное поведение обезьян «ручным мышлением» .
Мотивация и эмоции
Более сложным является вопрос сравнения проявления эмоций у животных и человека. Сложность их решения заключается в том, что первичные эмоции у человека и животных являются врожденными. Оба вида живых существ, по-видимому, чувствуют их одинаково и ведут себя одинаково в соответствующих эмоционально-стимулирующих ситуациях. У высших животных — антропоидов и людей — есть много общего в внешнем выражении эмоций. В антропоидах мы также видим сходство с человеческими настроениями, аффектами и стрессами.
Вот забавный пример. Демонстрация улыбки — это обычная инстинктивная программа у позвоночных. Он используется, чтобы предупредить вас, когда вы сталкиваетесь с кем-то, что вы вооружены и готовы защитить себя. Приматы широко используют его при контакте.
Люди также обнажают зубы в крайнем страхе или гневе. Быть получателем такой демонстрации неприятно и совсем не желательно. Однако, у программы, показывающей зубы, есть два более мягких варианта. Первая — вкрадчивая улыбка. Человек так улыбается, когда вступает в контакт с теми, кого он боится. Вторая — широкая улыбка. Спокойный и уверенный в себе человек улыбается таким образом. В принципе, он тоже показывает вам, что он вооружен и готов постоять за себя и не нуждается в вашем снисхождении. Но эта форма демонстрации настолько нежная, что вы не только не боитесь, но и наоборот, она оказывает гостеприимный и ободряющий эффект. Мы чувствуем: «Здесь, видимо, хороший человек, ему ничего от меня не нужно, мне ничего от него не нужно, но если бы я это сделал, мы бы легко вошли в контакт». Это было замечено давно: когда человек, проживший всю жизнь в тоталитарном режиме, приезжает в страну, где люди чувствуют себя свободными, он сначала удивляется, почему люди вокруг него все время улыбаются друг другу, а также ему. Путешественник, привыкший никому не улыбаться, и когда он улыбается, это неблагодарно, думает первые несколько дней, что от него что-то хотят .
Вы, наверное, не раз видели, как босс, склонный к авторитаризму, когда видит, как его подчиненные улыбаются друг другу в переговорной, расстраиваются и требуют перестать улыбаться. Во-первых, босс привык видеть сотрудников с другой улыбкой — завораживающей улыбкой. Во-вторых, если босс бессознательно чувствует, что среди подчиненных есть люди, которые чувствуют себя свободными, он встревожен: «Свободными от кого? От босса? Не боишься? Значит, они меня не уважают? Я этого не заслуживаю!»
В то же время, люди обладают более высокими моральными эмоциями, чем животные. В отличие от элементарных эмоций, они воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени было потрачено учеными, пытающимися понять сходства и различия в мотивах поведения человека и животных. Оба они, несомненно, имеют много общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно выявить какие-либо заметные мотивационные различия между животными и человеком.
Существует также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о фундаментальных различиях между человеком и животными кажется очевидным и определенно нерешенным, т.е. спорным. Эти потребности включают в себя коммуникацию, альтруизм, доминирование и агрессивность. Их элементарные характеристики можно наблюдать у животных, и до сих пор неизвестно, передаются ли они человеку по наследству или приобретаются в результате социализации.
У человека есть специфические социальные потребности, близких аналогов которым нет ни у одного из животных. Это духовные потребности, потребности с нравственной и ценностной основой, творческие потребности, потребности для самосовершенствования, эстетические и другие потребности.
Одной из основных проблем психологии является понимание того, какие потребности являются ведущими, а какие подчиненными.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Русская эстетика 19 века
- Неклассическая современная философия
- Мартин Хайдеггер, немецкий философ
- Реформация и гуманизм
- Активность познавательного субъекта
- Проблема истины в философии
- Нравственный прогресс: иллюзии и реальность
- Философия евразийства
- Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли
- Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.