Оглавление:
Человек является высшим звеном в цепи эволюционирующего бытия (на уровне живых систем планеты). Он — особое явление. Поэтому мы вполне логично посвящаем эту тему рассмотрению человека как высшего звена в цепи земных живых систем. Древний мудрец однажды сказал, что нет более интересного предмета для человека, чем сам человек.
Проблема человека является одной из фундаментальных, если не центральной, проблем во всей философской мысли мира. Протагорас охарактеризовал человека как мерило всего, что стало одним из фундаментальных мировоззрений и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным творцом всех культурных достижений на земле, разумным центром Вселенной, точкой, с которой все должно начинаться и к которой все должно возвращаться.
Фирдоуси писал:
Человек стал последним звеном в цепи,
и лучшее из всего воплощается в нем,
Как тополь, он поднимается с гордой головой,
С пониманием, одаренный мудростью и хорошей речью,
Он сосуд духа и разума,
И бессловесный мир подчиняется ему.
У. Шекспир говорит в Гамлете:
«Какое виртуозное создание — человек! Как благородно! Как безграничны его способности, привычки и движения! Как точно и замечательно в его использовании! Как это похоже на ангела по глубокому пониманию! Как это похоже на бога! Красота вселенной! Корона жизни!».
Думая о человеке, можно вспомнить и строки В.А. Жукова.
Жуковский:
«При мысли о великом, что я человек, я всегда радуюсь душой моей».
Какие бы абстрактные, научные или практические вопросы ни занимали человеческий разум, все эти соображения, помимо их внешней цели, всегда сопровождаются мыслью об их связи с самим человеком — с его внутренним существом или потребностями. В достижении свободы и благополучия человека содержится смысл социального, политического, научного и технического прогресса; искусство стремится постичь тайну человека, и каждое человеческое действие вдохновляется ею. Если из всего многообразия человеческой деятельности убрать акцент на самом человеке, его цели и движущие силы исчезают.
Она затрагивает прежде всего науки, которые касаются конкретно человека. Биология, медицина, психология, социология и другие науки изучают конкретного человека. Философия всегда стремилась узнать свою цельность, прекрасно понимала, что сама по себе сумма научных знаний о человеке не дает требуемой сущности, поэтому всегда стремилась развивать собственные средства познания о человеке и способствовать раскрытию его места в мире. Философскую программу можно повторить в стиле Сократа: «Познай себя».
Общее понятие о человеке
Что такое человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется смешно простым: кто не знает (пусть и интуитивно, но хотя бы поверхностно, на мирском уровне), что такое человек! Но то, что нам ближе всего, то, что кажется наиболее знакомым, на самом деле оказывается самым сложным объектом знаний. Хотя многое в человеке уже понято (особенно научно-философски), есть еще много загадочного и необъяснимого в своей сущности (имея в виду сущность основополагающего порядка). Понятно: человек — это вселенная внутри вселенной! В нем столько же тайн, сколько и во всей вселенной. Более того, человек — главная тайна вселенной. И если говорить о неисчерпаемости для познания материального мира, то человек — венок природы — тем более неисчерпаем. Тайна этого явления тем больше увеличивается, чем больше мы пытаемся его проникнуть. Но бездна этой проблемы не только не отпугивает нас, но, наоборот, все больше и больше притягивает нас, как магнит.
Человечество всегда пыталось создать целостную философскую картину человека. Что является частью философских знаний о человеке? Философский подход к человеку раскрывает его сущность, определение форм его деятельности, раскрытие различных исторически сложившихся форм его бытия. Философия раскрывает место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, кем может стать человек, раскрывая свои потенциальные возможности, какова взаимосвязь между биологическим и социальным в нем, что такое человек как личность, какова структура личности, какова сущность социально-психологических личностных типов и др.
Проявления человеческой сущности чрезвычайно разнообразны — это ум, воля, характер, эмоции, работа и общение. Но какая из них отличительная черта? Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно стремится к чему-то, достигает того, чего хочет, и, не удовлетворяясь этим, стремится к новым целям и идеалам.
Проблемы человека и личности в современной философии
Мы подходим к человеку в его четырех различных измерениях: биологическом, ментальном, социальном и космическом. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нейромускульных, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под менталитетом понимается внутренний духовно-эмоциональный мир человека — его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Но ни одно измерение отдельно не показывает человеческий феномен во всей его полноте. Чувак, скажем так, это рациональное существо. Что же тогда является его рассуждением: следует ли оно только биологическим законам или только социальным? Любой категоричный ответ был бы очевидным упрощением: человеческая мысль — это сложно-организованное биопсихосоанальное явление, материальная подложка которого измеряется биологически (точнее: физиологически), но чья субстанциальная, конкретная наполняемость — это несомненное переплетение ментального и социального, социального бытия, опосредованного эмоциональной и интеллектуальной сферами волеизъявления.
Гипертрофия генетических факторов и возможностей селекции, типичная для социальной биологии и социал-дарвинизма, имеет в качестве предпосылки снижение социального подхода в человеке. Человек действительно является естественным существом, но в то же время он является социоприродным существом. Природа дает человеку гораздо меньше, чем того требует от него жизнь в обществе.
Особенно следует сказать о тех концепциях, в которых при всем внешнем признании важности биологического фактора необоснованно оптимистичные заявления о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону озвучиваются только в результате внешних образовательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массового психоза), но эти процессы всегда были кратковременными, а главное — обратимыми. Человек всегда возвращается в исходное состояние после временной неудачи, а иногда даже теряет достигнутые цели. Реформационные штормы и кратковременные всплески истощения не имеют исторического и социального смысла, они лишь дезориентируют волю и нарушают логику существующего развития.
Как биологические и социальные компоненты сочетаются в человеке? Человек рождается как биосоциальная единица. Но он рождается с незавершенными анатомофизиологическими системами, которые развиваются в условиях общества. Механизм наследственности, определяющий биологический аспект человека, включает в себя его социальное существо. Наследственность наделяет ребенка не только биологическими характеристиками и инстинктами. Первоначально ребенок обладает имитацией и способностями к обучению. Таким образом, ребенок рождается как человек.
По сравнению с личностью, чистое «я» является гораздо более сложным объектом изучения. Я — это то, что является сознательным в данный момент времени, в то время как эмпирическая личность является лишь одной из сознательных реальностей. Другими словами, чистое «я» — это субъект мышления, высшее «я» нашего одноличностного разума. Душа, дух, трансцендентное Я — все это разные имена для этого предмета мышления и желания. Личность становится личностью только тогда, когда в ней есть самосознание. Можно сказать, что «Я» является высшим, регулирующим и предсказывающим психическим и семантическим центром личности.
Границы личности
Границы личности можно сравнить с кругами, расходящимися от любого центра на воде: ближайший круг — это плод творения, близкие люди, личное имущество, друзья (они — зеркало нашего бытия). Различающиеся круги уходят в море общества и далее в бездну космоса.
Субъективно, для человека, личность действует как образ своего «я» — он служит основой внутренней самооценки и представляет, как человек видит себя в настоящем, в будущем, как он хотел бы быть, как он мог бы быть, если бы он хотел. При этом человек оценивает себя как прямо, так и косвенно — через оценку других. Послушайте, как человек оценивает других, и вы узнаете его самооценку: Оценка других — это своего рода зеркало самоуважения. Процесс соотнесения самосознания с реальными жизненными обстоятельствами, который приводит к мотивации и ориентации личности, служит основой для самообразования, т.е. для постоянного процесса совершенствования и развития. Человек, как личность, в конце концов не дается. Это процесс, который требует неустанной умственной работы.
Самое важное качество личности, ее духовное ядро — это мировоззрение. Это привилегия человека, который поднялся на высокий уровень духовности. Человек спрашивает себя: кто я? Зачем я пришел в этот мир? Какова цель моей жизни, моя цель? Живу ли я согласно диктату существования или нет? Только тогда, когда личность развила то или иное мировоззрение, стоя на позиции самоопределения в жизни, она получает возможность действовать осознанно и целенаправленно и осознать свое существо. Мировоззрение — это как мост, соединяющий человека со всем окружающим миром, это видение мира, выход в него.
Одновременно с формированием мировоззрения формируется и характер — психологическое ядро человека, стабилизирующее его деятельность. «Только по своему характеру человек приобретает постоянную уверенность».
Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется» на многих вещах. Социальные обстоятельства часто приводят к тому, что человек, столкнувшись с выбором, не всегда следует этическим императивом своей личности. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб целостности его личности. Люди по-разному реагируют на тесты: один человек может «сплющить» под ударами молотка социального насилия, а другой — закалиться. Только высокоморальные и глубоко интеллигентные личности испытывают острое чувство трагедии от осознания своей «неличностности», то есть неспособности делать то, что диктует внутреннее чувство собственного «я». Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности определяется ее моральным императивом и является показателем степени развития самой личности.
Таким образом, личность — это мера целостности человека: Нет личности без внутренней целостности.
Человеческая индивидуальность
Уникальность человека уже раскрыта на биологическом уровне. Сама природа не только бдительно охраняет сущность предков, но и сохраняет то, что уникально и особено в ее генофонде. Все клетки организма содержат генетически контролируемые специфические молекулы, которые делают эту особь биологически уникальной: Ребенок рождается с даром уникальности. Разнообразие человеческой индивидуальности удивительно, и уникальность можно наблюдать и у животных: Любой, кто имел возможность наблюдать за поведением нескольких животных одного вида в сходных условиях, не мог не заметить различий в их «характерах». Уникальность человека проявляется и во внешнем виде. Но его истинное значение заключается не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем, духовном мире, в его особом образе бытия, в его поведении, в его общении с людьми и природой.
В чем уникальность человека? Наследственные особенности, неповторимые условия микроокружения и разворачивающаяся в этих условиях деятельность человека формируют социально-психологическую уникальность человека, его индивидуальность. Но индивидуальность — это не сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который на самом деле нельзя разделить на составляющие: человек не может произвольно отделить что-то от себя и заменить на что-то другое, он всегда обременен багажом своей биографии.
Индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность от головы до ног, от первого атома до последнего, через всюду, где бы я ни был индивидуальным существом.
Индивидуальность, конечно, не является абсолютной, она не имеет полной и окончательной полноты, что является условием ее постоянного движения, изменения и развития, но в то же время это наиболее стабильный фундамент, а как особый случай, инвариантный и один из фундаментов (другой фундамент — общество) структуры человеческой личности, которая меняется на протяжении всей своей жизни и в то же время является неизменной, самая тонкая, самая таинственная часть его души, скрытые под множеством оболочек.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Возрождение
- Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения
- Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита
- Символ
- П. Чаадаев и его философия
- Правосознание и его культура, правовое послушание
- Интуиция — История развития понятия интуиции в философской мысли
- Этические учения стоиков и Эпикура
- Древнекитайская философия
- Социальная справедливость как правовая ценность