Оглавление:
Имя Шарлотты Бюлер сегодня не часто упоминается в научной литературе. Иногда ее исследования в области психического развития в детстве лаконично цитируются специалистами в области детской психологии. В связи с возрастающим интересом к проблемам гуманистической психологии она иногда упоминается в ряду с именами признанных авторитетов этого направления Карла Роджерса и Авраама Маслоу, причем последнему, как правило, явно отдают предпочтение, хотя именно Бюлер возглавлял Ассоциацию гуманистической психологии, которую они совместно основали. В истории психологии эта женщина оставила светлый след, который привел от дилетантских экспериментов с простыми методами диагностики к глубоким философским обобщениям о человеческом пути. Ее разнообразные научные интересы, объединенные общим гуманистическим направлением исследований, воплотились в замечательных работах, ставших классикой психологии.
Шарлотта Берта Булер родилась в Берлине 20 декабря 1893 года. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховских. Ее отец был успешным архитектором, который, помимо прочего, спроектировал первый в Германии универмаг. Приехав из бедной еврейской семьи, он хорошо зарабатывал на жизнь своей работой. Мать Шарлотты, красивая и талантливая женщина, была противоречивым персонажем. Она не могла не почувствовать радость принадлежности к респектабельному классу, но очень волновалась. Этот социальный статус сделал невозможной ее жажданную карьеру певицы. Близость с родителями была тем, чего Шарлотта никогда не чувствовала. Гораздо ближе к ней был ее младший брат, с которым она проводила долгие часы в детстве, играя и занимаясь музыкой вместе.
От родителей она унаследовала глубокий интерес к вопросам культуры; позже, как профессиональный психолог, она опубликовала несколько работ по литературе и эстетике. Психологически влияние родителей отразилось в крайних противоречиях ее природы: ее любовь к человечеству могла сочетаться с высокомерием по отношению к человеку; в общении она могла проявлять как удивительную теплоту души, так и отвратительный холод.
В 17 лет Шарлотта Малаховски увлеклась психологией в основном из-за неудовлетворенных религиозных вопросов. Она была крещена в протестантскую веру, что было очень распространено среди богатых немецких евреев, которые таким образом стремились защитить себя от антисемитизма. Не найдя ответа на свои опасения в религиозной догме, она обратилась к метафизике и философии религии. В конце концов, больше всего ее интересовали вопросы души. Прочитав работу Х. Эббингхауса, который считал, что мыслительные процессы подчиняются законам объединения, Шарлотта не склонна была согласиться с этой точкой зрения и начала проводить собственные эксперименты.
После окончания частной школы Шарлотта поступила во Фрайбургский университет в 1913 году, где изучала медицину, философию и психологию. Весной следующего года она переехала в Киль и начала там учиться в университете. Здесь она влюбилась в студента-географа, с которым, впрочем, ей не суждено было соединиться: Её любовник ушёл на войну и умер. Она закончила учебу в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии Карла Штумпфа. Обладая врожденной независимостью, Шарлотта отвергла предложение Штумпфа поступить в аспирантуру, что было необычной честью для женщины того времени. В то время как Шарлотта отдавала предпочтение изучению эмоциональных процессов, Шарлотта больше интересовалась проблемами мысли. По рекомендации Штумпфа она поступила в одну из самых известных психологических лабораторий в Европе, работающую при Мюнхенском университете. Лабораторию возглавлял ведущий специалист по психологии мысли Освальд Кюхльп.
В декабре 1915 года, через несколько месяцев после переезда Шарлотты в Мюнхен, умер О. Кюльпе, которого заменил его ближайший соратник Карл Бюлер, вернувшийся с войны. Хотя она его еще не знала, Шарлотта узнала, что он проводит экспериментальные исследования мыслительных процессов, похожих на те, которые она сама ранее пыталась провести. Между двумя коллегами была взаимная притягательность, и в апреле 1916 года они поженились. В 1917 году у них родилась дочь Ингеборг, а в 1919 году — сын Рольф (о них в основном заботились гувернантки).
Шарлотта Бюлер — основоположник психологии жизненного пути
Шарлотта Бюлер, австрийский и американский психолог, исследователь и психотерапевт, один из основоположников гуманистической психологии, занимает особое место в истории биографического метода. Она создала целостную теорию жизненного пути, вместе со своими соавторами и студентами открыла в ней ряд эмпирических закономерностей, существенно обогатила операционный аппарат биографического метода. История и результаты биографических исследований С.Бюлера заслуживают особого внимания, так как они уникальны по своим масштабам и влиянию на генетическую персоналистику или биографию.
Шарлотта Бюлер (девичья фамилия Малаховски) родилась в 1893 году в Берлине. В юном возрасте она училась в Берлинском и Мюнхенском университетах. В Мюнхене она училась у Карла Бюлера и вскоре стала его женой. Под влиянием К. Бюлера она сначала изучала психологию мысли, затем детскую и подростковую психологию. В этой области она провела серьезные исследования и недаром считается прекрасным специалистом по развитию детей. Под ее руководством были разработаны методы тщательного наблюдения за ходом раннего развития и тестирования для детей дошкольного возраста (совместно с Г. Гетцером). Ее книга «Душевная жизнь молодых людей» выходила несколько раз.
Но главный интерес Ш. Бюлер проявлял к духовности человека — в этом она видела его уникальное качество. Будучи молодой романтичной девушкой, она думала о вопросах бытия и идеальной сущности человека. Тайна человеческого образа жизни взволновала ее и в конце концов привела ее к грандиозному плану — эмпирически исследовать законы образа жизни и роль человеческой ментальной структуры в построении своей судьбы. Основным инструментом в осуществлении исследовательского проекта был биографический метод.
Суть исследований Бюлера отражена в названии ее книги. Опубликовано в Лейпциге в 1933 году Шарлоттой Бюлер. Книга «Курс человеческой жизни как психологическая проблема» была написана на основе массы биографических материалов, собранных психологами Венского психологического института на рубеже 20-30 годов под руководством Ш. Бюлера. Венские психологи, в том числе Э. Франкель, Э. Брансвик, П. Хофштеттер, Л. Шенк-Данцигер, собирали и обрабатывали дневники, письма, проводили биографические интервью, анализировали многие опубликованные биографии и постепенно открывали для себя ряд закономерностей жизненного пути.
Анализ жизни проводился по трем параметрам: объективные жизненные события, творческие достижения (продуктивность), состояния внутреннего мира — переживания, характерные для определенного возраста. Все это коррелировало с обобщенным биологическим статусом организма на разных стадиях развития, с так называемой кривой жизни.
По аналогии с этапами органического развития, онтогенеза, в исследованиях под руководством С. Бюлера были выделены пять фаз жизненного цикла. Периодическая периодизация жизни Бюлера основана на особой структуре самоощущения, которую он называет самоопределением. Существование строго определенных этапов жизни является одним из законов, обнаруженных в Венском институте психологии. Булер интерпретировал этот и другие законы с точки зрения его собственной теории жизненного пути. Сама теория сформировалась в процессе эмпирических биографических исследований и поэтому была не спекулятивной, а обоснованной.
Человеческая жизнь рассматривается Булером в свете его открытий, как осознание внутренней сущности личности, ее внутреннего ядра. Это духовное формирование, имманентное в человеке. Главной силой духовного развития является врожденное стремление человека к самореализации. Плохое образование, однако, может извратить или подавить его, и в этом случае мы имеем дело с неврозами. По мнению Бюлера, «Я» — это преднамеренность или целеустремленность всего человека. Эта целеустремлённость направлена на реализацию лучших способностей человека, на осуществление его существования».
Биографический метод как средство научного познания личности
Возможно, больше, чем любая другая наука, психология испытывает трудности с определением своего предмета и метода. Споры о том, что изучает психология, и даже о том, является ли она вообще нормальной наукой, не прекращаются. Например, какое отношение имеет изучение времени реакции в психофизике к психологическим механизмам принятия моральных решений? Некоторые считают, что нет общего основания, и поэтому нет единой психологии, а есть, по крайней мере, две психологии. Один из них находится в закономерностях естествознания, нормальной науки, так сказать, с научным детерминистическим подходом и экспериментальным методом, который позволяет математические процедуры для измерения психических явлений.
Другая психология исследует внутренний мир и сложное поведение личности методами, близкими к герменевтике, в основном предполагающими понимание по аналогии с другой личностью, диалог с ней, сопереживание ее состоянию. Кроме того, изучаемый человек рассматривается как эксперт по собственному внутреннему опыту и жизненному пути. Вильгельм Дилтей, один из основателей герменевтики, в своей книге «Введение в науки разума» рассматривает биографический метод как высшую и самую фундаментальную форму гуманитарных исследований.
Двойственность психологии давно признана. Попытки отличить психологию от других наук, представить ее настолько уникальной, что общие критерии и нормы научности якобы неприменимы к ней, воспроизводятся даже в наше время. Странно слышать в конце 20-го века призывы фактически вернуться к средневековым представлениям о душе и экстрасенсе (см. некоторые выступления в дискуссии «Психология и новые идеалы науки» (4)). Многовековой путь превращения психологии в «нормальную» науку, основанную на наблюдениях, экспериментах, математических измерениях и строгих доказательствах, похоже, был утерян.
Вновь обостряется вопрос о возможностях научного изучения личности в ее целостности, как носителя внутреннего мира, как субъекта общественной жизнедеятельности и индивидуальности. В этих вопросах особенно очевидна конкуренция между психологией и искусством, причем художественное познание выглядит более успешным. Является ли личность субъектом науки или искусства? — Вопрос был задан великим американским психологом и персонологом Г. Олпортом. Он сам защищал науку и отстаивал незаменимость научных методов художественными (5). Аллопорт многое сделал для разработки научных методов персонологии, в том числе биографического метода, который используется в ряде гуманитарных наук, а также в психологии личности.
Предварительная характеристика биографического метода.
Помимо исторической, литературной, научной биографии, существует и психологическая, а в арсенале психологии давно существует биографический метод (точнее, методы), направленный на изучение уникальной целостной «личности как субъекта жизни, образно говоря, странника по жизненному пути». Именно в этом методе аналитическая строгость науки сочетается с синтетическим и метафорическим художественным описанием сложных психологических явлений. В современной психологии она еще не до конца укоренилась и не всегда учитывается в системе методов, но интерес к ней растет, и метод интенсивно развивается.
Привлекательность биографического метода в современной психологии обусловлена отсутствием экспериментальных и испытательных методов, предназначенных для получения точной информации о личности в искусственных, контролируемых условиях, изолированных от естественного процесса человеческой жизни с ее событиями и обстоятельствами в контексте и на фоне той исторической эпохи, в которой живет человек. Продолжительность жизни этих методов далеко не всегда убедительна. Биографический метод по определению жизненно важен, он изучает личность в ходе природно-исторического процесса ее существования. Психологическое исследование с использованием биографического метода — это изучение сущности человека. Она направлена на психологические механизмы и законы социального поведения человека и его жизненного творчества.
Исследования в области детской психологии
Исследования, проведенные ею в венский период научной деятельности, характеризовались яркой оригинальностью и глубиной. В истории науки принято говорить о венской школе возрастной психологии, которая объединила многих исследователей (Г. Гетцер, К. Райнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разработала проблемы возрастной периодизации и развития детей в разные периоды, формирования социального поведения и др. Она первой предприняла попытку периодизации в подростковом возрасте и исходила из того, что созревание половой функции является основным процессом, в свете которого необходимо учитывать все другие аспекты развития. Согласно их теории, половая функция представлена в сознании как «потребность в завершении»; пробуждение этой потребности происходит именно в период полового созревания.
Венская школа широко известна своими диагностическими исследованиями состояния психического развития ребенка. Ш. Булер совместно с Х. Гетцером разработал оригинальные тесты для детей дошкольного возраста, которые до сих пор используются в психодиагностической практике. В качестве показателя уровня развития она ввела «коэффициент развития» вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Оно определялось как отношение «возраста развития», определяемого по результатам тестов, к возрасту ребенка. На основе тестовых баллов был также создан «профиль развития», который показал, как развиваются различные аспекты поведения.
Важнейшим результатом исследований, проводившихся в это время также по биографическому методу, является периодизация жизненного пути личности. Материалом для исследования послужили, главным образом, дневники подростков, которые Бюлер считала очень ценным и информативным источником благодаря своему личному опыту. Она рассматривала индивидуальное духовное развитие в свете результатов жизни, с точки зрения реализации внутреннего бытия человека. Человеческая жизнь представлена как процесс формирования целевых структур личности. Внутреннее ядро личности — это «Я». Это умственная формация, которая изначально дана и в основном неизменна, меняется только форма ее проявления. Булер рассматривал потребность человека в самореализации как основную движущую силу развития. Понятие самореализации близко к понятию самореализации, но Булер различает их. Она видит самореализацию как результат жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым человек сознательно или бессознательно стремился, были адекватно реализованы». В то же время, можно рассматривать самореализацию как процесс, который в разном возрасте может проявить себя как состояние благополучия (до полутора лет), как переживание конца детства (12-18 лет), как самореализацию (во взрослой жизни) или как самореализацию (в старости).
Ш. Булер отметил, что полнота самореализации зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее соответствуют его внутренней сущности. Эта способность называется ее самоопределением. Самоопределение связано с интеллектуальным уровнем человека, поскольку от интеллекта зависит глубина понимания им собственного потенциала.
Мои годы в Вене были продуктивными с академической точки зрения и во всех отношениях приносящими удовлетворение. Каждый день начинался с работы за столом, регулярно появлялись публикации. Шарлотта и Карл были окружены преданными своему делу студентами и коллегами.
В 1938 году, находясь за границей, Шарлотта Бюлер узнала, что ее муж подвергается преследованиям нацистов из-за ее еврейского наследия. Оба мужчины были уволены с занимаемых должностей, а их имущество конфисковано. Семья Бюлеров разделяла судьбу многих изгнанников, преследуемых угрозой геноцида.
Шарлотта Бюлер разработала теорию развития человека, утверждая, что природа человека основана на «намерении» (преднамеренности). Эта преднамеренность проявляется в выборе, который делается на протяжении всей жизни для достижения целей, о которых человек может не знать. По словам Бюлера, часто только один раз в жизни, в самом конце, человек способен распознать глубинную природу своих предыдущих ожиданий и оценить, насколько они выполнены.
Булер рассматривает пять основных фаз жизненного цикла в контексте формирования и достижения целей.
Фаза I длится до 15 лет. Она характеризуется отсутствием точных целей. Ребенок живет в настоящем и имеет очень смутное представление о будущем. В этот период в основном происходит развитие физических и умственных способностей.
Фаза II, которая длится от 15 до 20 лет, соответствует юности и молодости. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он хранит большие планы, связанные с выбором профессии, партнера и, в общем, смысл его жизни. Во время этого периода первичных экспериментов вы можете оценить, насколько вы овладели определенными навыками и можете быстро достичь своих целей.
Фаза III длится с 25 по 40-45 год и соответствует зрелости в расцвете сил. Это самый богатый период жизни. Она характеризуется постановкой четких и ясных целей для достижения стабильности в профессиональной и личной жизни, принятием решений, связанных с созданием и укреплением семьи и рождением детей.
IV фаза длится с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и достижений. Заглядывая в будущее, человек сейчас вынужден пересмотреть свои цели с точки зрения своего профессионального статуса, физического состояния и семейного положения.
Фаза V начинается в преклонном возрасте 65-70 лет. В течение этого времени многие люди перестают преследовать цели, которые они ставили в молодости. Оставшуюся энергию они тратят на различные формы отдыха, путешествия или просто приятно проводят время и спокойно живут в последние годы жизни. Это время, когда люди пытаются разобраться в своем существовании и посмотреть на него как на единое целое. Некоторые люди, проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что они выполнили свои задачи. Для других, однако, такое рассмотрение может вызвать разочарование, поскольку поставленные цели не были достигнуты.
Концепция роли личности возникла в американской социальной психологии в 1930-е годы. (Дж. Мид) и широко использовался в различных социологических течениях, особенно в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию множества социальных ролей, присущих каждому индивидууму в данном обществе.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной
- Свободные ассоциации в психоанализе
- Задачи экспериментальной психологии
- Особенности развития личности у ребенка и подростка
- Глоссарий по психологии
- Методы психологического исследования и психологического воздействия на личность
- Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях
- Вертгеймер Макс, один из основателей гештальтпсихологии
- Детско-родительские отношения
- Психологическое сопровождение предстартовой тревожности юных спортсменов с позиции гендерного подхода