Оглавление:
Понятие бытия выступает системообразующим принципом философской картины мира. Бытие — одно из фундаментальных понятий, которое задает широкий спектр смыслов, от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире.
Первый аспект проблемы бытия связан с постижением противоречивого единства бытия в природе, как целостного бытия вещей.
Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира.
Третий связан с идеей реальности, которая имеет внутреннюю логику развития и предшествует сознанию.
Вопрос о понимании бытия и его соотношении с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие — философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, независимо от человеческого сознания, воли и эмоций. Проблема интерпретации бытия и его соотношения с сознанием находится в центре философского мировоззрения.
Будучи чем-то внешним по отношению к человеку, предопределенным, бытие накладывает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. В то же время бытие является источником и условием всех форм человеческой деятельности. Бытие — это не только рамки, границы деятельности, но и объект человеческого творчества, постоянно изменяющееся бытие, сфера возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Трактовка бытия претерпела сложное развитие. Его общей чертой является противостояние материалистического и идеалистического подходов. Первый из них трактует основания бытия как материальные, второй — как идеальные.
Можно выделить несколько периодов в трактовке бытия.
Первый период — это мифологическая трактовка бытия.
Второй этап связан с рассмотрением бытия «в себе» (натуралистическая онтология).
Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.
Ряд направлений в современной философии пытается переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит из анализа человеческого существования.
В истории философии первая концепция бытия была дана древнегреческими философами 6-4 веков до н.э. — досократиками. Для них бытие совпадало с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.
Некоторые из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное самому себе. Таковы были взгляды древнегреческого философа Парменида. Суть его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью и, соответственно, между мыслимым миром и чувственно познаваемым миром. Это было настоящим философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир — это прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечное и неподвижное, однородное, неделимое и завершенное, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов не существует ни прошлого, ни будущего, а только настоящее.
Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть — одно и то же», «одно и то же — мысль и то, к чему мысль стремится». Такое бытие, по мнению Парменида, никогда не может быть небытием, поскольку последнее есть нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни произойти из небытия, ни каким-либо образом вместить его в себя.
Вопреки сложившемуся в античности мнению, Парменид не отрицал чувственный мир вообще, а лишь доказывал, что для его философского и научного постижения одной чувственности недостаточно. Он считал разум критерием истины, но отвергал органы чувств из-за их неточности.
Основные философские подходы к пониманию бытия
Другие античные философы рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита — это концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в рамках материального космоса и представляет собой в основном круговорот материальных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь философ использует знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, потому что в каждый момент она все новая.
Становление возможно только в форме непрерывного перехода от одной противоположности к другой, в форме единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, для Гераклита жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло — едины. Противоположности находятся в вечной борьбе, так что «раздор — отец всего, царь всего». В понимание диалектики входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих сил и поступков и т.д.), хотя он не упускает из виду единое и целое, внутри которого происходит борьба противоположностей.
Бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляется бытие по истине, открывающейся в философском размышлении, и бытие по мнению, которое есть лишь ложная, преображенная поверхность вещей.
Наиболее резко это выражено у Платона, который противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как «миру истинного бытия». Когда-то душа была близка к Богу и, «поднявшись, взирала на истинное бытие». Теперь, обремененная заботами, она «едва созерцает бытие».
Для Платона красота жизни и реального бытия выше красоты искусства. Бытие и жизнь — это подражание вечным идеям, а искусство — это подражание бытию и жизни, то есть имитация имитации.
Аристотель выделяет типы бытия в соответствии с типами суждений: «это есть». Но он понимает бытие как универсальный предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Аристотель критикует платоновское учение об идеях и дает решение проблемы соотношения общего и единичного в бытии. Единичное — это то, что существует только «везде» и «сейчас»; оно чувственно воспринимаемо. Общее — это то, что существует в любом месте и в любое время («везде» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно воспринимается. Общее составляет предмет науки и постигается разумом.
Для объяснения того, что существует, Аристотель привел четыре причины:
сущность и суть бытия, в силу которых каждая вещь такова, какова она есть (формальная причина);
материя и субъект (субстрат), то, из чего что-то возникает (материальная причина);
движущая причина, начало движения;
целевая причина, то, ради чего что-то осуществляется.
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее определенной сущностью, он видел в ней лишь пассивное начало (возможность стать чем-то); всю активность он приписывал трем другим причинам, сущности бытия (форме) он приписывал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижную, но движущую причину — Бога. Бог у Аристотеля — это «перводвигатель» мира, конечная цель всех форм и образований, которые развиваются по своим законам.
Христианство проводит различие между божественным и сотворенным бытием, между Богом и миром, который он создал из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку дана возможность свободно двигаться к совершенному, божественному бытию. Христианство развивает античное представление о тождестве бога и совершенства (добра, истины и красоты). Средневековая христианская философия в традиции аристотелианства различает действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция), сущность и существование. Только бытие Бога является полностью актуальны
Интерпретация бытия в рационалистической и иррационалистической философских традициях
Спиноза сделал центральной темой своей онтологии тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование любого другого начала, и, таким образом, как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно разнообразных индивидуальных вещей, он понимал их как совокупность модусов — единичных проявлений единой субстанции.
Качественную характеристику субстанции Спиноза раскрывает в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя ограниченный человеческий разум может обнаружить только два из них — протяженность и мышление.
В своем натуралистическом взгляде на человека как часть природы Спиноза утверждал, что тело и душа взаимно независимы в силу онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Спиноза сочетает этот взгляд с материалистической тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека: зависимость мышления человека от его телесности обнаруживается, по Спинозе, на стадии чувственного познания. Чувственное познание, по мнению Спинозы, часто приводит к заблуждению; будучи неадекватным отражением объекта, оно в то же время содержит элемент истины.
Рационализм Спинозы был наиболее силен, когда он противопоставлял понимание как единственный источник достоверной истины чувственному познанию.
Важной особенностью концепций бытия в новое время является то, что для них характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неразрушимая, неизменная субстанция бытия, его предельное основание) и производные от субстанции акциденции (свойства), преходящие, изменчивые.
С различными модификациями все эти особенности в понимании бытия встречаются в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), французских материалистов, физике Р. Декарта.
Но метафизика Декарта является истоком другого способа интерпретации бытия, в котором бытие определяется в русле рефлексивного анализа сознания, то есть анализа самосознания, или в русле понимания бытия через призму человеческого бытия, культурного бытия, социального бытия.
Тезис Декарта «cogito ergo sum» — мыслить, следовательно, существовать, означает: бытие субъекта постигается в акте самопознания.
Главная особенность философского мировоззрения Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Человек — это реальное соотношение бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Из всех способностей человеческой души на первое место он ставил волю. Конечную задачу познания Декарт видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в совершенствовании самой человеческой природы. Он ищет безусловно надежный исходный пункт для всякого знания и метод, с помощью которого можно, исходя из этого исходного пункта, построить столь же надежное здание всей науки.
Отправной точкой философских рассуждений Декарта является сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающего все виды знания. Однако сомнение — это не убеждение агностика, а лишь предварительный методологический прием. Можно сомневаться в том, что внешний мир существует, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, в любом случае, существует. Сомнение — это один из актов мышления. Я сомневаюсь, потому что я мыслю. Если, следовательно, сомнение является действительным фактом, то оно существует только потому, что существует мышление, потому что я сам существую как мыслитель.
Важная особенность концепций бытия в новое время
Главной особенностью философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Человек — это реальное соединение бездушного и безжизненного телесного механизма и души, обладающей мышлением и волей. Из всех способностей человеческой души на первое место он ставил волю. Конечную задачу познания Декарт видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в совершенствовании самой человеческой природы. Он искал безусловно надежный исходный пункт для всякого знания и метод, с помощью которого, опираясь на этот исходный пункт, можно было бы построить столь же надежное здание всей науки.
Отправной точкой философских рассуждений Декарта является сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающего все виды знания. Однако сомнение — это не убеждение агностика, а лишь предварительный методологический прием. Можно сомневаться в том, что внешний мир существует, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, в любом случае, существует. Сомнение — это один из актов мышления. Я сомневаюсь, потому что я мыслю. Если, следовательно, сомнение является действительным фактом, то оно существует только потому, что существует мышление, потому что я сам существую как мыслитель.
Эта линия развивается немецким философом Г. Лейбницем, который выводит понятие бытия из внутреннего опыта человека, и достигает своего крайнего выражения у английского философа Дж. Беркли, который отрицает существование материального бытия и выдвигает субъективно-идеалистическое положение «быть — значит быть в восприятии».
Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает бытие не как свойство вещей, а как связку суждений. «…Бытие не есть реальный предикат, другими словами, оно не есть понятие чего-то, что можно было бы добавить к понятию вещи. В логическом применении это только связка в суждении». Добавляя к понятию характеристику бытия, мы не добавляем ничего нового к его содержанию.
Тезис «О форме и принципах чувственного и образного мира» стал началом перехода к взглядам «критического» периода, основными произведениями которого были «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
В основе всех трех «Критик» лежит учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, «вещи в себе». Наше познание начинается с того, что «вещи в себе» действуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант является материалистом. Но в учении о формах и границах познания Кант — идеалист и агностик. Он утверждает, что ни восприятия нашей чувствительности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания о «вещах самих по себе». Эти вещи непознаваемы. Правда, эмпирическое знание может бесконечно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию «вещей в себе».
Для И. Фихте подлинное бытие — это свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие — продукт этой деятельности. У Фихте впервые предметом философского анализа становится культурное бытие, бытие, созданное человеческой деятельностью.
Философия Фихте основана на убеждении, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретико-созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а дано, порождает само себя. Его очевидность опирается не на созерцание, а на действие; оно не различается интеллектом, а утверждается волей. Осознай свое Я, создай его актом этого осознания — таково требование Фихте. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу.
«Онтологический поворот» в философии XX века
В философии ХХ века, в отличие от традиционной онтологии, проблемной точкой отсчета стал не мир, не природа, а человек. Философы ХХ века начали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отвергали самостоятельное существование мира и переходили от него к пониманию человека как зависимого от мира. В таких случаях, говорили они, философия превращалась в «философию вещей», а человек чаще всего рассматривался как вещь. Не менее категоричными были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство «философии идей», утверждали сторонники «новой онтологии», превращало человека в некую познавательную машину.
В противовес классической онтологии и гносеологии представители анализируемых направлений 20 века считали необходимым сделать центром философии человека. Ведь сам человек есть, существует, является бытием и, более того, является бытием особым образом. Классические философы рассматривали «бытие» как самое широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым от человека. Исключением было учение Канта. В нем философы ХХ века особенно ценили идею о том, что мы видим мир исключительно через призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют сами по себе, совершенно независимо от сознания, но «сами по себе» они нам, людям, не открываются. Поскольку мир, вещи и процессы мира человечны, то и результаты его осознания уже неотделимы от человека. К тезисам Канта присоединяются не только феноменологи, экзистенциалисты, персоналисты, но и представители многих других школ мысли, значительно усиливая их субъективистский уклон. Однако, в отличие от классиков и даже Канта, центром «антропологической философии» XX века является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром «новой онтологии» является не какое-то изолированное человеческое сознание, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Этот новый смысл вкладывается в традиционное понятие Dasein (настоящее существование, здесь — бытие), которое становится основной категорией экзистенциалистской онтологии.
Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста — это не путь от Sein, бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было в классической онтологии. Выбирается противоположный путь — от человеческого Dasein к миру, каким он видится человеку и «строится» вокруг него. Философы XX века находят такой подход предпочтительным не только с реалистической точки зрения (ведь, по их словам, человек не осваивает мир иначе), но и с гуманистической: в центр ставится человек, его деятельность, возможности свободы, открываемые его бытием самим собой.
В ряде философских концепций подчеркивается особая форма бытия — человеческое существование.
Понятие «существование» происходит от латинского existo — существую. В истории философии понятие «существование» обычно использовалось для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Законы и категории диалектики. Их методологическая роль и значение для теории и практики управления
- Мигель де унамуно, испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма
- Проблема природы мира идей. Идея и истина
- Агностицизм и заблуждение в науке
- Природа, сущность и существование человека
- Концепция устойчивого развития
- Теория общественного договора. Проект просвещения и понятие прав человека
- Различные подходы к исследованию идеального мира
- Левкипп, один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита
- Философские проблемы танатологии.