Оглавление:
В истории мировой культуры Платон — великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель — философ, ученый, писатель — принадлежит всему человечеству. Платон — один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV века до н.э. он основал в Афинах школу, которая называлась Академией и просуществовала несколько веков. Платон создал и развил один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон был создателем философского идеализма. Материализм был разработан и реализован как философское мировоззрение старшим современником Платона — Демокритом. Идеализм как учение и мировоззрение, в корне противоположное материализму, был впервые осознан и разработан Платоном. С этого времени вся последующая история философии — это история борьбы материализма и идеализма, «линии Платона и Демокрита».
Учение, созданное Платоном, многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы о природе, человеке, человеческой душе, познании, общественно-политическом устройстве, языке, искусстве — поэзии, скульптуре, живописи, музыке, красноречии, воспитании. Если в целом греки были создателями, так сказать, «пробных систем» философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма.
Среди вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как ученый. Таковы были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.
Многогранность его таланта поражает. Он был не только философом в сочетании с ученым. В свою очередь философ и ученый в нем неотделимы от художника, поэта, драматурга. Свои философские и научные идеи Платон выражал в литературных произведениях. Свои идеи он излагал в диалогах, которые представляют собой философские комедии и драмы.
Платон — один из учителей человечества. Без его книг мы бы не только хуже понимали, кем были древние греки, что они дали миру, — мы бы хуже понимали, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, каковы трудности его поисков и свершений, в чем их чарующая сила. И по сей день платоновская мысль может рассматриваться как просто греческая мысль, а вся доплатоновская мысль — как подготовка к Платону.
О Платоне можно было бы писать трактаты, настолько интересны и всеобъемлющи его работы. В своей работе я постараюсь осветить основные аспекты философии Платона: учение о бытии и небытии, гносеологию, социальные взгляды Платона, а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.По рождению Платон принадлежал к очень знатной афинской семье. Древний, царский род философа имел сильные аристократические традиции.
Платон родился в 427 году до н.э. на острове Эгина. В юности будущий философ получил всестороннее образование, которое соответствовало представлениям классической древности о современном, идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платона обучал грамматик Дионисий, музыке — Драконт, ученик знаменитого Дамона (который обучал самого Перикла), а гимнастике — борец Аристон. Считается, что этот выдающийся борец дал своему ученику Аристоклу имя Платон, то ли из-за широкой груди и мощного телосложения, то ли из-за широкого лба (греч. platys — широкий, широкоплечий, platos — ширина). Так исчез Аристокл, сын Аристона, и появился Платон. Занятия борьбой были настолько успешными, что юноша принял участие в традиционных играх на Перешейке и даже получил там награду. В молодые годы Платон увлекался живописью, сочинял изящные эпиграммы и трагедии. Особенно он любил комедиографов Аристофана и Софокла, что дало ему повод самому сочинять комедии, учась у своих любимцев правдивому изображению актеров. Значительное влияние на него оказало творчество знаменитого сицилийского комедиографа Эпифагора (4-5 вв. до н.э.). До наших дней дошло двадцать пять эпиграмм, приписываемых Платону.
Учение о бытии и небытии
Учение Платона — это идеализм; согласно его утверждениям, реально существует не чувственный объект, а только его мысленная, нематериальная, нечувственная сущность. В то же время это учение является объективным идеализмом, поскольку, по Платону, «идея» существует сама по себе, существуя как общее для всех объектов. У Платона слово «идея» используется для обозначения сущности предмета, а также для обозначения «формы», «фигуры», «вида», «рода». «Идея» (или «форма») — это форма, постигаемая не органами чувств, а разумом — «…неизменные сущности могут быть постигнуты только путем размышления — они невидимы и незримы». Одним из важных постулатов онтологии Платона является разделение реальности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. »Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, а другие вещи подобны им. Материальный мир, который нас окружает и который мы воспринимаем через органы чувств, является лишь «тенью» и производным от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть истинно реальными), тогда как идеи неизменны, неподвижны и вечны. Каждая из них «едина и существует сама по себе, всегда неизменна и тождественна и никогда, ни при каких условиях, не подвержена ни малейшему изменению». За эти свойства Платон признает их «истинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета истинного достоверного познания». Чтобы объяснить многообразие чувственного мира, Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, является «восприемницей и как бы кормилицей всякого рождения». Платон считает, что материя может принимать любую форму, поскольку она совершенно бесформенна и неопределенна, поскольку ее назначение — «хорошо воспринимать во всем своем объеме отпечатки всех вечно существующих вещей», соответственно «быть по природе чуждой всяким формам». Согласно Платону, «идеи» — это истинно существующее бытие, тогда как материя — это небытие, и без «идей» материя тоже не могла бы существовать.
Между миром идей, как истинно реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой), по Платону, находится «видимое бытие» (т.е. мир истинно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Поскольку мир чувственных вещей занимает, по словам Патона, «среднее положение» между царством бытия и небытия, являясь продуктом обоих этих царств, он в какой-то мере совмещает в себе противоположности, является единством противоположностей: бытия и небытия, тождества и нетождества, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единому и многому.
Платон уделяет большое внимание вопросу «иерархизации идей». Эта иерархизация представляет собой определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Асмус А. Ф. выявляет следующую классификацию идей Платона. Во-первых, «идеи» высших ценностей — «идеи» блага, истины, прекрасного и справедливого. Во-вторых, «идеи» физических явлений и процессов: огня, покоя, движения, цвета, звука и т.д. В-третьих, «идеи» существуют и у отдельных классов существ, таких как животное и человек. В-четвертых, Платон иногда допускает существование «идей» для предметов, произведенных человеком. В-пятых, большое значение в теории «идей» Платона имели «идеи отношений». Высшей идеей идей является абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи нужно искать проблеск идеальной красоты, ее сущность. Когда человек сможет «умом увидеть», по словам А. Ф. Лосева, прекрасную отдельную вещь, «он будет знать, в чем красота многих вещей». Так постепенно можно подняться к самому общему понятию добра. «Идея блага есть самое важное знание, — читаем мы в «Государстве», — через которое справедливость и все остальное становится пригодным и полезным».
В понятии идеи, отмечает Н. Ф. Болдырев, «у Платона есть то, что делает «идею» 1) причиной или источником существования вещей, их свойств, их отношений; 2) образцом, глядя на который демиург создает мир вещей; 3) целью, к которой как к высшему благу стремится все сущее».
В своих диалогах Платон привел конкретные опытные примеры построения своего учения об идеях. Учение Платона об идеях объединяется и отождествляется с мифологией и имеет под собой определенный мистический и социальный опыт.
Формирование философских взглядов Платона
К моменту встречи с Сократом Платон, очевидно, был знаком с ведущими течениями философской и политической жизни, со взглядами Гераклита, пифагорейцев, италийских философов и софистов. Его первым учителем философии считается афинянин Кратил (который довел до крайности учение Гераклита о текучести всего сущего и пришел к выводу о ненадежности и относительности знания вообще). Платон не стал Кратилом, однако не без его влияния присоединился к идеям Гераклита об изменчивости и текучести вещей и явлений (в их отличии от неизменного мирового разума, вечного логоса). Платон научился философствовать из бесед Сократа. Сократ дал своему ученику то, чего ему не хватало: твердую уверенность в существовании истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к добру и красоте, трудный путь внутреннего самосовершенствования. Видимо, именно сократовские беседы стали образцом и темой философских произведений Платона — диалогов, в которых Сократ неизменно является главным действующим лицом. Очевидно, что платоновский Сократ не полностью идентичен реальному Сократу, поскольку диалоги Платона — это философские произведения, а не протокольная запись бесед Сократа. Платон не выдумал своего Сократа, он пытался по-своему понять и философски осветить поступки и мысли своего наставника. По словам Н. С. Нерсесянца, «все произведения Платона проникнуты сократовским стилем поиска истины, сократовской манерой философствования, сократовским пониманием значения и роли философии в жизни человека, постоянной ориентацией на масштабный образ человека, гражданина, философа, воплощенный в Сократе». Ранний период творчества Платона начинается со смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона на Сицилию. Это время написания «Апологии Сократа», «Критона», «Протагора», 1-й книги «Государства», «Лахета», «Лисия» и «Парменида». В этих диалогах, называемых «сократическими», в целом преобладают взгляды, метод и подход Сократа — рационализм: поиск общих понятий, углубленный интерес к нравственным проблемам (обсуждение таких вопросов, как: что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к отечеству и т.д.). Платон постоянно пишет в форме диалога, который является, по словам А. Ф. Лосева, «воплощением в литературной форме знаменитых сократовских бесед с постановкой вопросов, поиском ответов, попыткой определить отдельные нравственные понятия, а затем собрать их вместе и сделать вывод о том, что их объединяет». В переходный период (387 — 366 гг. до н.э.) были написаны «Менон», «Горгиас», «Ион», «Гиппий Великий», «Гиппий Меньший» и «Кратил». Здесь впервые Платон устами Сократа начинает излагать свои собственные мысли, выработанные в основанной им Академии. Таким образом, мы видим, как возникает образ платоновского Сократа. Этот новый Сократ «является результатом философской независимости Платона». В зрелый период, то есть между 70 и 60 годами IV века, когда ему пришлось совершить второе и третье путешествия на Сицилию в возрасте 60 и 70 лет, Платон отличался исключительной ясностью философской мысли и остротой художественного видения. Диалоги Платона «Пир», «Федр», «Тимей», «Критий», «Парменид», «Филеб» и «Государство» (книги 2-10) представляют собой сжатое изложение учения Платона об идеях как высшем существе, существующем само по себе и определяющем всю материальную действительность», — заключает Александр Лосев. Наконец, в пятидесятых годах IV века Платон пишет труд «Законы», в котором пытается представить не то идеальное общество, о котором шла речь в «Государстве», а «государственный строй, доступный, как он думает, реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам».
Гносеология Платона
Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании оказывается мифом. Согласно Платону, наша душа бессмертна. Прежде чем попасть на землю и принять телесную оболочку, душа должна была созерцать истинно существующее бытие и сохранять знание о нем. Человек познает, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, то есть он черпает знания из самого себя, следовательно, он запоминает. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в том, что душа вспоминает те идеи, которые она уже созерцала некоторое время назад. Платон писал, что «а поскольку в природе все связано друг с другом, и душа познала все, то ничто не мешает ему, вспомнившему одно — люди называют это познанием — найти все остальное самому, если только он будет неутомим в поисках». Следовательно, природа души должна быть сродни природе «идей».
Истинный смысл дается только мышлением. Мышление, однако, — это процесс воспоминания, независимый от чувственных восприятий, абсолютно независимый. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство говорить, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Другими словами, это рациональное постижение истинно существующих родов бытия или идей — «совершеннейшее знание». Диалектика у Платона — это путь или движение мысли через неистинное к истинному. Именно такое впечатление или мысль, содержащая противоречие, способна пробудить душу к созерцанию. «То, что воздействует на чувства одновременно со своей противоположностью, я определил как возбуждающее, — говорит Платон, — а то, что не воздействует таким образом, не пробуждает мысль». Первая половина задачи диалектического исследования, в платоновском понимании, состоит в том, чтобы определить однозначное, точно фиксированное определение «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватив все общим взглядом, возвести к единой идее то, что везде разрозненно, чтобы, определив каждое, сделать ясным предмет учения». Вторая половина той же задачи — «разделить на виды, на естественные составные части, заботясь при этом о том, чтобы не раздробить ни одну из них».
«Диалектика» Платона была важным этапом в развитии логики. Согласно Платону, познание возможно не для всех. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто вообще ничего не знает (невежда не считает, что ему нужно знание). Поэтому философ — это тот, кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится восходить от менее совершенного знания к все более совершенному.
Предметом диалога «Теэтет» является вопрос о субстанции знания. В диалоге опровергаются три несостоятельных с точки зрения Платона решения этого вопроса: 1) знание есть чувственное восприятие; 2) знание есть правильное мнение; 3) знание есть правильное мнение с чувством. В первом вопросе Платон исходит из учения о безусловной текучести и относительности всего существующего. Чувственному, как текучему, должно предшествовать нечто не текучее и не чувственное, следовательно, знание не тождественно чувственному восприятию. Во-вторых, знание не может быть определено как истинное мнение, независимо от отношения мнения истинного к мнению ложному. Если брать мнение именно как мнение, то ничего нельзя сказать ни о его истинности, ни о его ложности. Истинное мнение вообще не может быть определено без чистого знания как такового.
Социальные взгляды Платона
Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве, является неотъемлемой частью всей платоновской философии. Мир идей является онтологической основой и смысловым контекстом мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, поэтому идея выступает как руководящий принцип, эталон, образец и пример его организации.
Несколько произведений Платона посвящены социально-политическим вопросам: диалоги «Государство», «Законы» и «Политик». В них он говорит о модели «идеального», наилучшего государства, которое является, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащей воплощением мира идей, как возможного и доступного людям.
В данной работе основные положения социально-политического мировоззрения Платона рассматриваются на примере анализа одного из самых значительных произведений философа — диалога «Государство».
Представляя в своем произведении проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем началам человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — в государстве аналогичны три начала — совещательное, охранительное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия — правители, воины и производители (ремесленники и земледельцы).
Согласно его теории, государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить свои основные потребности. Эта глубокая идея заложена в первоначальном определении государства, данном Платоном: «Нуждаясь во многих вещах, многие люди собираются вместе, чтобы жить вместе и помогать друг другу: такое совместное поселение мы называем государством».
Через изучение реальных человеческих потребностей (в пище, крове и т.д.) и форм их удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее разделения труда как основы государства. Для обеспечения справедливости в делах полиса необходимо добиться иерархического соподчинения различных начал в интересах целого. Так, способность рассуждать (философы) должна править; яростный элемент (воины) должен быть вооруженной защитой, подчиняющейся философам; оба эти элемента управляют вожделеющим элементом (ремесленники, земледельцы). Таким образом, в качестве аргумента в пользу предлагаемого им классового деления Платон ссылается на преимущества реализации принципа разделения труда. У Платона это выражалось в идее безукоризненного выполнения гражданином единственного долга, соответствующего его сословию. Такой «человек не позволит ни одному из начал в своей душе выполнять чужие задачи или раздражать друг друга взаимным вмешательством». Философ дает этому очень естественное основание. Он пишет: «…мы поручили каждому человеку … только одну задачу, для которой он пригоден по своим природным дарованиям».
Также и образование в идеальном государстве имеет своей главной целью поддержание иерархии сословий. Характерно, что при обсуждении различных аспектов воспитания Платон концентрируется на представителях первых двух привилегированных сословий; о третьем сословии (их досуге, быте, занятиях, имуществе, браке и т.д.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься вопросами воспитания предпринимателей — земледельцев и ремесленников, поскольку считал, что единственным достоинством этих людей является подчинение лучшему человеку, тому, кому он дает образование.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Религиозная вера и рациональность
- Естественнонаучные и философские представления о пространстве и времени
- Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру
- Особенности нравственного сознания. Мораль, обычай и право
- Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества
- Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
- Структура сознания. Сознание и бессознательное
- Сократ: жизнь, основные философские идеи
- Горгий, древнегреческий софист
- К. Маркс и его философия