Оглавление:
Мысль о том, что человек — это только его тело, а его душа — абстрактная выдумка, больше не признается даже материалистами. Многочисленные факты проявления сверхнормальных психических сил, специальные наблюдения и исследования свидетельствуют о существовании вполне реальной духовной субстанции, и теперь термины, ранее употреблявшиеся только оккультистами, обрели «гражданские права»: плотная материя (грубая материя или тело) и тонкая материя (тонкое тело). Поэтому мы должны вернуться к древним восточным и оккультным представлениям о строении человека и свойствах каждого строения.
Тайтирия-Упанишад говорит о пяти ракушках (кошах), которые составляют живое существо:
- Аннамая-коша, т.е. оболочка, образованная анной (пищей);
- Пранамая-коша, или панцирь праны как жизненная сила;
- Маномая-коша, или оболочка разума;
- Вижнананая коша, или оболочка интеллекта и чистого знания;
- Анандамая-коша, или панцирь блаженства.
Древние знания о йоге и оккультизме (в этом отношении они полностью совпадают) подразумевали существование семи «тел» в человеке: Физическое (грубое тело), астральное (мир чувств, эмоций и желаний), эфирное (жидкости астрального тела), ментальное (мир мыслей)/каузальное (причинно-следственное поле или кармическое тело), буддическое (высший духовный разум) и атмосферное (наше истинное «я», духовная субстанция, часть Абсолюта). Согласно другим взглядам, предполагается, что вместо семи тел должно быть шесть — физическое, астральное, ментальное, причинно-следственное, буддическое и этническое — каждое «тело» имеет своего эфирного аналога.
Все эти тела взаимопроникают друг в друга, как матрешки, а атмосферное тело — это тончайшая часть, имеющая поистине божественную природу.
Отношения между всеми этими телами и соответствия между ними и космосом показаны на рис. 6. Таким образом, наибольшая корреляция наблюдается между физическим телом (и связанной с ним волей) и атмосферным телом; астральное тело (сердце) больше связано с буддийским телом (душа), чем с ментальными или другими телами.
Хочу отметить, что название буддийского или буддийского тела несомненно связано с санскритским словом «будди», что означает высший духовный разум; а причинно-следственное тело (ошибочно называемое причинно-следственное, как оно происходит от латинского «causa» — причина, следствие) связано с кармой человека. Как будто все человеческие поступки, как хорошие, так и плохие, фотографируются и отражаются в причинно-следственном теле.
После смерти тонкое тело покидает физическое тело, а на 40-й день высшая природа человека — причинно-следственное, буддическое и атмосферное тело — отделяется от ментального и астрального тела (момент «второй смерти»). Последние два тела некоторое время остаются в околоземном пространстве, а затем также распадаются, их элементы используются для создания других человеческих душ. Так что весь наш интеллектуальный «багаж» не уходит в «другой мир», а мы оставляем его так же, как материальные богатства, накопленные на Земле.
Структура астрального тела
В теории восточных религиозно-философских систем, хотя и рассматриваются все аспекты строения тонких и грубых тел, основной акцент делается на работу с астральными и ментальными телами. Наша карма, то есть причинно-следственное тело, постоянно совершенствуется в добрых делах, что является целью любой религиозной системы, будь то христианство или буддизм. Поэтому давайте оставим в стороне кармическое тело для добрых дел и посмотрим более внимательно на структуры астрального тела.
ЧАКРЫ и НАДИ — это органы астрального тела, являющиеся конденсациями внутренней энергии, которые могут ощущаться не только йогами, но и многими ясновидящими. Нади — это энергетические каналы, по которым циркулирует астральная энергия (пранические течения); чакры — конденсации этой энергии, которые в своей локализации связаны с переплетением различных нади. Слово «чакра» на санскрите буквально означает «колесо, круг». Действительно, они выделяются в теле как сферические структуры, излучающие энергию, из которой исходят лепестки — самые близкие участки энергетических каналов. Чакры и нади имеют множество свойств, и наука только сейчас начинает их детально изучать. Во всяком случае, древнеиндийская традиция связывает функционирование чакр и нади в самых разных планах, главным образом, на основе принципа соответствия макромира и микромира. Здесь можно выделить три категории свойств, исходя из степени их понятности западному читателю. Таким образом, чакры ассоциируются с особенностями человеческой личности и поведения, то есть с положительными и отрицательными качествами характера, активизацией того или иного органа чувств. Вторая категория соответствия, хотя и понятная западному читателю, пока еще не вполне адекватно оценивается по причинам: например, соответствие запахов, вкусовых ощущений с активизацией той или иной чакры. Наконец, третья категория все еще ускользает от нас, и это касается в основном божеств, соответствующих каждой чакре в индуистском пантеоне. Более того, различные источники иногда по-разному описывают некоторые свойства, что также создает определенные трудности для анализа особенностей функционирования астрального тела.
Сравнение основных источников позволяет представить следующие подробные характеристики семи основных чакр (т.е. шести центров, традиционно считавшихся наиболее важными, плюс Сахасрара):
- Локализация на физической плоскости: конец позвоночника, между анусом и гениталиями.
- Анатомический коррелят: сакральное сплетение.
- Орган управления чувствами: обоняние.
- Контролируемая область и функции: репродуктивные процессы, активность прямой кишки.
- Характеристики проявления в психофизиологическом плане: гнев, жадность, заблуждение, расчет, чувственность, стремление к приобретению.
- Желания и препятствия: Охрана.
- Чувство: терпение.
- Количество лепестков: 4.
- Цвет энергии: красный.
- Бия мантра: LAM.
- Носительница Бии: слон Айравата, на котором едет Индра, бог грома.
- Октавная нота: C.
- Цвет Биджи: золотой.
- Таттва (элемент): Земля.
- Цвет Таттвы: желтый.
- Вкус: сладкий.
- Запах: Роза.
- Тип праны: апана + циана.
- Лока (регион, мир): бху-лока (физический самолет).
- Правящая планета: Марс (согласно другим источникам Сатурн).
- Божество: Бала-Брахма («Брахма-ребенок»); правитель Гвнеша.
- Дакини.
- Поведение животных: Муравей.
Влияние работы с чакрой: концентрация на этой чакре приводит к усилению жизненной энергии, повышению сопротивляемости болезням, даёт бодрость и выносливость, решительность в мирских делах.
Связь души с физическим телом. Аура человека
До сих пор мы говорили о «пирамиде души» как о духовной и нематериальной сущности, не привязывая ее к какой-либо конкретной части человеческого тела. Но человек — это, в конце концов, двойственное существо, которое не является полностью духовно нематериальным и осуществляет свою деятельность как в духовно нематериальном, так и в материальном мире. Поэтому должна существовать определенная связь между физическим телом человека и его «пирамидой души».
Эта связь фактически наблюдается в реальности. Более того, очевидная зависимость функционирования психики человека от его физического тела, признанная даже идеалистами и большинством ортодоксальных религий, дала материалистам повод классифицировать сознание человека (и психическое функционирование вообще) только как функцию мозга, с которой связь психики осуществляется максимум на эмпирическом уровне.
«Материальная философия и психология продолжается» …. от признания сознания функцией мозга и отражения внешнего мира….. Сознание — это высшее, присущее только человеку и связанное с языковой функцией мозга, состоящее в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном психическом конструировании действий и предвосхищении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека» (А.Спиркин, «Основы философии»).
И как следствие, для материалистов оказалось, что сознание (как и все остальные высшие и низшие психические функции) не может существовать без эффективного мозга.
«Экспериментальные данные различных наук — психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности и других — неопровержимо доказывают, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделять мысль от материи, которая мыслит. Мозг со сложными биохимическими, физиологическими и нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими процессами, происходящими в мозге, и не существует в отрыве от них» (там же).
С другой стороны, те же субъективные переживания и экспериментальные данные некоторых психологов и исследователей духовной и нематериальной сфер дали повод сомневаться в том, что сознание настолько неограниченно зависит от физического организма человека.
«…физическая структура мозга, как и нейрофизиологические импульсы, не формируют ментальный акт, не генерируют мыслительное движение, а лишь отражают уровень развития ментального акта, происходящего в другом измерении: мозг мыслит не потому, что ментальный процесс находится за пределами физического органа» (И. Шмелев).
В связи с тем, что повседневный и экспериментальный опыт дает аргументы сторонников обоих направлений, представляется целесообразным примирить их так же, как материалистов и идеалистов в целом: интегрировать (т.е. объединить) в какой-то мере их выводы. Да, функционирование психики человека — это функционирование его души, а не мозга, но оно протекает под явным влиянием этого органа человеческого тела, столь неисследованного.
Наличие такой связи порождает дуальность сознания человека, дуальность его бытия в целом. Поскольку эта двойственность человека является не результатом сочетания двух совершенно разных природ, а результатом соединения двух основ (материальной основы и духовно-вещественной основы), которые имеют общую природу, то мы также видим единство души и тела, которое соединяет такие, казалось бы, несовместимые понятия, как дух и материя.
Факт двойственности микромира и единства природы вещества и поля больше не шокирует нас. Так почему же мы до сих пор пытаемся бороться против признания дуализма человека и единства духа и материи в его основе, когда на протяжении тысячелетий мы на каждом шагу сталкиваемся с проявлениями этого дуализма и этого единства (как говорится, под нашим носом), и когда все новые знания о человеке подчеркивают эту глубокую взаимосвязь материи и духа…?
Биополе и аура. Свойства и характеристики
В «первоисточниках» один и тот же термин часто используется для различных явлений — что происходит, например, с термином «биополе» (который мы будем использовать и для того, чтобы не вводить новые и громоздкие термины, хотя мы и не отождествляем его в строгом смысле с конкретным веществом поля). Этот термин наиболее часто используется при описании совокупности явлений, наблюдаемых экстрасенсорными лицами, которые относятся к проявлениям влияния духовной и нематериальной составляющих человека на окружающий мир.
Существование биополя долгое время отрицалось скептиками, так как его свойства никак не могли быть объяснены свойствами известных материальных полей и явно не вписывались в строго материалистическое мировоззрение. Однако под давлением изобилия фактов объективной регистрации биополевых проявлений (в том числе и методов, обеспечивающих их визуализацию) количество скептиков постоянно сокращается. И уже сейчас можно сказать, что существование биополя доказано с однозначной уверенностью. Акцент в спорах об этом явлении давно сместился с вопроса «существует ли оно — не существует» на дискуссию о сущности биополя и его свойствах.
Следует отметить, что в имеющихся описаниях биополя и его свойств часто встречается термин «аура». По своей сути аура ничем не отличается от биополя: аура — это лишь комплекс человеческого биополя в целом и его составляющих.
«Аура» — это только одно из проявлений биополя живых тканей и организмов. Это поле подобно другому телу, только несравненно более тонкому и тонко-вещественному» (А. Мартынов, «Путь исповеди»).
Итак, когда мы говорим о свойствах ауры, мы одновременно говорим о свойствах биополя, и наоборот……
С одной стороны, по сути, свойства биополя сильно отличаются от свойств известного материального поля: для гравитации — сила биополя не соответствует массе человека, для электромагнитной — необъяснимая неэкранированность биополя металлическим экраном, поля атомного и ядерного уровней «не работают» на таких макрорасстояниях (характерный размер биополя человека находится на расстоянии порядка нескольких метров). Кроме того, некоторые свойства духовно-материального мира отчетливо проявляются в свойствах биополя. То есть, во-первых.
Во-вторых, существует явная зависимость биополя человека и его ауры от сознания человека, от его духовной и нематериальной составляющих.
В-третьих, на состояние биополя одного человека может влиять сознание другого.
В-четвертых, эксперименты показывают отсутствие биополя (и ауры) мертвых и их останков (даже когда тела почти полностью физически безопасны). И так далее и так далее.
С другой стороны, биополе не является феноменом, полностью зависящим от чисто умственных и нематериальных факторов. Во-первых, даже в самых сложных материальных системах (человек) биополе всегда сильно зависит от материальных свойств самой системы (т.е. от состояния физического тела).
«…поле здорового человека больше и однороднее по форме; …любое заболевание связано с изменением структуры биологических тканей, что проявляется в топологии биополя человека; …если возможно скорректировать полевую топологию, т.е. выровнять и увеличить ее, пациент освобождается; …полевая топология может быть изменена только изменением структуры ткани, и наоборот: в случае внешнего нарушения полевой топологии происходит структурирование ткани…». (там же).
Во-вторых, на состояние биополя влияют материальные режимы действия: в частности, токи высокой частоты.
И в-третьих, характерный радиус действия биополя также не соответствует свойствам духовно-вещественных полей, которые, как уже говорилось, «существуют» вне физического пространства-времени.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Типы темперамента: флегматик
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Основные положения концепции развития морально-этических качеств личности Ж. Пиаже — Основные положения когнитивной теории Жана Пиаже
- Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека — Природа и сущность процесса обучения
- Развитие мышления. Типы людей по характеру мышления
- Модель сознания
- Проблемы социальной педагогики
- Блокировка защитных механизмов — Обоснование защитных механизмов по Фрейду
- Представления родителей об их роли в формировании личностных образовательных результатов младших школьников
- Взаимосвязь познавательной мотивации и интеллектуальной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста — Особенности мотивационной сферы и потребностей личности