Оглавление:
Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела — это почти столетие европейской истории. Родившийся в эпоху расцвета Британской империи, в ХХ веке он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, краха колониальной системы и дожил до ядерного века.
Рассел известен всему миру как крупнейший философ — глава современной английской философии субъективного идеализма, основатель английского неореализма и неопозитивизма, как автор двухтомной «Истории западной философии», как выдающийся логик и математик, как общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начавшихся в 1955 году знаменитым Манифестом Эйнштейна-Рассела.
Общественно-политическая деятельность Рассела нашла широкое отражение в зарубежной историографии, где эта деятельность и его вклад в антивоенное движение оцениваются по-разному. В отечественной историографии пока нет специального исследования, освещающего его общественно-политическую деятельность. Подавляющее большинство посвященных ему работ либо касаются его философского наследия, либо носят популярный характер. В последние годы интерес к Расселу возрос, и пришло время осознать, что «Бертран Рассел — это целый мир, полный разнообразия и красок» и «более глубокое исследование его идей, похоже, только начинается».Рассел Бертран (18.5.1872), английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910-16 гг. профессор Кембриджского университета, который Р. окончил в 1894 г.; был профессором в различных университетах Великобритании и США. С 1908 член Лондонского королевского общества.
Знакомство Рассела с теориями «новых реалистов» в Гарварде весной 1914 года стимулировало его изучение работы Э. Маха «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1886). На Рассела произвели впечатление работы Джеймса «Существует ли сознание? (1904) и «Эссе о радикальном эмпиризме» (1912). Своими впечатлениями от этих работ он делится в «О природе знакомства» (1914), где с благодарностью цитирует Джеймса, а также «Анализ ощущений и философские тенденции современности» Маха (1912). Он также находит термин «нейтральные ощущения» в «Учебнике психологии» гегельянца Дж.Ф. Стаута. Богомолов А. С., Английская буржуазная философия в двадцатом веке, М., 1973, С. — 31.
В 1919 году посетил Советскую Россию.
В области философии совершил сложную эволюцию, которую он сам определил как переход от платонической интерпретации пифагореизма к юмизму. После краткого увлечения неогегельянством в его английской версии Рассел перешел к платонической версии идеализма, а затем, под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда, к неореализму. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. МОСКВА, 1991. P. — 17.
В 20-30-е годы, сблизившись с неопозитивизмом, Рассел признавал реальность только чувственных данных, интерпретированных в духе концепции «нейтрального монизма», который видел в понятиях «дух» и «материя» логические конструкции из чувственных данных.
В 40-50-е годы Рассел обратился к идеям Д. Юма; он допускает существование «фактов», которые, в отличие от «опыта», объективны, но их объективность основана только на вере в существование внешнего мира.
Эволюция философии Бертрана Рассела
Философская эволюция Рассела соответствовала изменениям в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Рассела эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, а в дальнейшем он вновь признал самостоятельное значение философских проблем. Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. — 63.Рассел был создателем концепции логического атомизма, основоположником логического анализа философии.Разработка философских вопросов математики занимает большое место в его работах. Открытый Расселом один из парадоксов теории множеств привёл его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике.В написанном в соавторстве с А. Уайтхедом трёхтомном труде «Principia Mathematica» (1910-13) Рассел систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики принадлежит также оригинальная теория дескрипций.По социологическим взглядам был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Расселу лежат инстинкты, страсти. Рассел утверждал, что из совокупности факторов, определяющих историческое изменения, невозможно выделить главный и установить объективные исторические законы. Нарский И. С., Помогаев а Е. Ф., Бертран Рассел — философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. — 11.В этике и политике Рассел придерживался позиции буржуазного либерализма, выступая против теории, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству и в особенности к ханжеству религиозной морали, противопоставляя ей мораль «науки свободного разума». Особенностью этической и общественно-политической позиции Рассела являлась активная борьба против фашизма, антиимпериалистическая направленность, непримиримость к войне, насильственным, агрессивным методам в международной политике. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. — 36.Рассел — один из инициаторов Пагуошского движения; он выступал на стороне прогрессивных общественных сил за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование.Нобелевская премия по литературе (1950).
История философии глазами Рассела
Апостол Павел говорит: «Смотрите, братия, чтобы вам не увлечься философией и суетным обольщением» Быховский Б.Е., Мееровский Б.В., Атеизм Бертрана Рассела, в: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, Москва, 1969, С. — 46. В этом смысле «История западной философии» Рассела не понравилась бы апостолу Павлу. Книга, как ни странно, действительно способна увлечь, и на это есть ряд причин.
Во-первых, Рассел не был профессиональным историком философии, хотя это его самая известная в России книга. Автор не ставил перед собой задачу изложить всю философию «от античности до наших дней» в связном виде, как это делают в учебниках. Поэтому его книга по истории философии вряд ли может быть ценна как учебник; по своей полноте она явно проигрывает любому из российских учебников советского времени или, например, недавнему многотомному труду Джованни Реале и Дарио Антикери, изданному в нашей стране. Но и Рассел не хотел создавать учебник. Он искал в трудах великих философов прошлого то, что по-прежнему интересно, то, с чем можно спорить, соглашаться или не соглашаться. Оставаясь в истории философии «всего лишь» великолепно эрудированным дилетантом (интересно отметить, что Рассел подчеркивает дилетантизм метафизиков XVII-XVIII веков как достоинство в отличие от «профессорской» философии), английский мыслитель задает вопрос, который не осмелится поднять ни один профессионал: «Существует ли такая вещь, как мудрость, или то, что кажется таковой, есть просто максимально рафинированная глупость?». Быховский, Б.Е., Мееровский, Б.В., Атеизм Бертрана Рассела, в: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, Москва, 1969, с.-12.
Во-вторых, сам Рассел был одним из величайших философов ХХ века, стоявшим у истоков философии логического анализа, которой, кстати, посвящена последняя глава книги. Его критические замечания всегда оригинальны, обоснованы и, что немаловажно, остроумны. Иногда простой здравый смысл позволяет ему пролить новый свет на традиционные проблемы истории философии. Например, традиционно считается, что образ Сократа у Ксенофонта более достоверен, чем у Платона, поскольку у Платона, обладавшего помимо философского гения немалым литературным талантом, Сократ превратился из реального человека в защитника собственных взглядов. Рассел резонно замечает по этому поводу: «Существовала тенденция считать, что все, что говорил Ксенофонт, должно быть правильным, потому что у него не хватало ума думать что-либо неправильно. Эта линия аргументации совершенно необоснованна. Пересказ глупым человеком того, что говорит умный человек, никогда не будет правильным, потому что он бессознательно превращает услышанное в то, что может понять. Я бы предпочел, чтобы мои слова передал мой злейший враг среди философов, чем друг, который не разбирается в философии. Быховский Б.Е., Мееровский Б.В., Атеизм Бертрана Рассела, в: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, Москва, 1969, С. -93. Логические позитивисты считали, что все философские проблемы, или, по крайней мере, большинство из них, обусловлены неправильным употреблением слов, отсутствием четкого синтаксиса. В таких случаях Рассел показывает это ясно и конкретно на конкретных примерах.
Язык математики в философии Б. Рассела
Логический атомизм можно кратко охарактеризовать как философию математической логики, точнее, как философию, изложенную в «Принципах математики» — большом труде по математической логике, написанном Б. Расселом и А. Уайтхедом, который был опубликован в трех томах в 1910-1913 годах.
После более чем десятилетней работы в наступившем двадцатом веке они разработали новый тип логики, гораздо более широкий, чем аристотелевская логика, в который классическая (аристотелевская) логика была включена, но только как один частный случай. Основное отличие этой логики от аристотелевской можно сформулировать следующим образом: если логика Аристотеля была по сути логикой классов, то логика Рассела — логикой высказываний. Нарский И.С., Помогаев Е.Ф., Бертран Рассел — философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6, С. — 24.
Например, суждение «Все люди смертны» устанавливает, что класс людей входит в класс объектов, которые смертны. В отличие от этого, логика Рассела рассматривает отношения между высказываниями (например, «Если идет дождь, то улицы мокрые»). Оба предложения, «идет дождь» и «улицы мокрые», являются высказываниями, но (помимо этого) между ними существует некоторое отношение, которое Рассел назвал импликацией (следствием). Рассел смог показать, что в терминах этой логики мы можем также выражать отношения между классами.
«Принципы математики» представляли большой интерес для философии, по крайней мере, по двум причинам:
В работе доказывается, что математика, о которой всегда думали как об отдельной дисциплине, на самом деле является разделом логики;
Рассел также утверждает, что основная структура повседневных или «естественных» языков, таких как английский или русский, похожа на структуру «Принципов математики». Но хотя естественные языки и похожи в этом отношении на принципы математики, они (языки) не подходят для философского анализа, поскольку являются более «размытыми». Соответственно, в статье выражается убеждение, что математическая логика может предоставить философии идеально отточенный инструмент для извлечения смыслов предложений любого естественного языка. Это, в свою очередь, дает основания надеяться, что философские аргументы наконец-то можно будет подвергнуть строгой логической проверке. Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982. с. — 94.
На обычном языке мы не склонны толковать о солнце, о том, почему и как оно восходит и заходит. Однако астрономы считают, что другой язык лучше, и я также утверждаю, что другой язык предпочтительнее в философии.
Что подразумевается под «базовой структурой» предложений любого естественного языка? Прежде всего, Рассел проводит различие между тем, что он называет атомарными высказываниями и молекулярными высказываниями. Молекулярные высказывания строятся из атомарных с помощью того, что Рассел называет связками — таких слов, как «и», «или», «если… то».
Например, «Джон и Мэри идут в кино» — это молекулярное высказывание, состоящее из двух атомарных. Любое молекулярное высказывание может быть разложено на набор атомарных высказываний и логических связок.
Рассел показывает, что принципы математики передают нам знания о реальном мире. Они утверждают, что мир состоит из «фактов» и что все эти факты атомарны по своей природе, то есть что каждый факт может быть описан некоторым атомарным высказыванием. В природе не существует молекулярных фактов, потому что каждое молекулярное утверждение может быть переведено или представлено набором атомарных утверждений и логических связок. Сами связки, конечно, не имеют отношения ни к чему в мире; это лингвистические инструменты, которые позволяют нам комбинировать атомарные высказывания различными способами. То есть, их использование, по мнению Рассела, чисто «синтаксическое». Здесь также подчеркивается, что в мире не существует «общих» фактов. В мире нет факта, соответствующего общему утверждению «Все люди смертны», поскольку это утверждение снова сводится к набору атомарных утверждений типа «Джон смертен», «Джеймс смертен» и т.д. для каждого отдельного человека, который смертен. Конечные элементы мира — это «факты», а каждый отдельный факт состоит из отдельного объекта и его отдельных характеристик. Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. — Квинтэссенция: философский альманах. M., 1997. P. — 74.
Философия и литература
Современная философия, обозначившая себя множеством интерпретаций, смыслов и различных ценностей, отражает многогранность восприятия современной действительности. Она уже не может укладываться в строгую форму, стремясь к предельной рациональности, чистому философскому дискурсу. Только художественный метод, в силу присущей ему терпимости, многозначности, позволяет не просто механически сочетать противоречивое, но организует его в подлинно всеобъемлющее единство, цель которого — вместить и гармонизировать несовместимое. Вторжение философии в пограничную область поэтического языка не означает, что она лишается своего предмета. Такое взаимопроникновение улучшает понимание человеческого «я» и помогает субъекту задуматься над своими проблемами, достигается баланс звучания и смысла.
Философский текст будет исследован как вмешательство в диалог, стремящийся к литературно-поэтическому выражению и разворачивающийся в бесконечности, поскольку искусство словесного построения — это способ существования истины.
Возможно, больший интерес могут представлять не столько представители экзистенциализма, феноменологии и т.д., сколько аналитические философы, в какой степени они подвержены поэтическому, творческому импульсу. Бертран Рассел (1872-1970), крупнейший представитель аналитической школы, также не избежал влияния новых веяний двадцатого века. В 1950 году Рассел получил Нобелевскую премию по литературе за книгу «Брак и мораль» и другие, поскольку в философии таких премий не было. Но, с другой стороны, это была заслуженная премия именно по литературе. Все его работы, начиная с историко-философских, политических, моральных эссе «Немецкая социал-демократия» и эссе о свободомыслии и атеизме, — это высокохудожественные произведения с прекрасным стилем, остроумные, с использованием широкого спектра литературных средств. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. — М., 1998. P. — 53.
Рассел известен больше как философ науки, логики, математики, но большая часть его работ, связанных с искусством философствования, философской публицистикой и литературой, до сих пор остается незамеченной. Основная задача сводится не только к анализу его художественных произведений, поиску границ поэтического и строго рационального, но и к попытке выявить влияние языка литературного жанра на философский текст, ведь именно в слове открывается истина, а философия оказывается «искусством рационального внушения».
Эволюция взглядов Б. Рассела происходила на протяжении почти столетия. В начале своей научной карьеры Рассел вместе с Уайтхедом опубликовал «Основания математики», основанные на строго формализованном изложении с использованием практически искусственного «птичьего» языка науки. Это поистине монументальный труд, но по сей день он остается недоступным для нас из-за своей «нечитабельности». Рассел постепенно пришел к мысли, что философия должна быть доступна каждому, а не оставаться только академической наукой в стенах университетов. Чтобы истина стала понятной, нужна особая подача, особый стиль изложения.
Рассел становится одним из инициаторов Пагуошского движения за мир, автором Декларации Рассела-Эйнштейна. В это время к нему приходит понимание того, что связь философии и искусства неразрывно связана с процессом развития идеи гуманизма. Она ориентирована прежде всего на развитие в человеке духовного начала, его творческих способностей, а также на акцент на нравственной стороне жизни. В наш век насилия и отказа от толерантности его идеи актуальны для нас как никогда. Нарский И.С., Помогаев Е.Ф., Бертран Рассел — философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6, С. — 19.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Пантеизм и деизм в метафизике нового времени
- Гносеология
- Философия позитивизма
- Общество как форма социального воспроизводства
- Неоплатонизм и христианство
- Объективная истина и наука
- Управление и развитие
- В.И. Вернадский. Человек и ноосфера — Концепции эволюции биосферы. Отличие теории Вернадского от других теорий
- Культурный нигилизм философов-модернистов
- Социальная философия и альтернативные варианты развития человечества