Оглавление:
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) — голландский философ, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Один из главных представителей философии Нового времени.
Монизм (единобожие) — философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции — материи или духа. «Богословско-политический трактат», «Этика».
Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме в еврейской семье, которая поселилась здесь, спасаясь от испанской инквизиции. Он был воспитан как ортодоксальный еврей и посещал еврейскую религиозную школу, которая готовила иудейских священнослужителей. Но ему пришлось оставить школу, чтобы помогать отцу вести торговый бизнес. Поскольку это его совершенно не занимало, после смерти отца Спиноза через некоторое время занялся тем, что интересовало его больше всего: научной и философской работой. Среди его друзей и знакомых были голландские республиканцы и сектанты из протестантской секты так называемых «коллегиантов».
В то же время Спиноза оставался членом амстердамской еврейской общины, руководители которой были им недовольны. После нескольких предупреждений он был подвергнут великому отлучению (1656) как еретик, что было суровым наказанием, поскольку в этом случае еврей становился изгоем. Спиноза покидает Амстердам, живет в сельской местности и зарабатывает на жизнь шлифовщиком линз, что хорошо оплачивалось и позволяло ему спокойно заниматься наукой. Основными интересами Спинозы были изучение и разработка философских проблем, хотя он также интересовался математикой. В 1660 году Спиноза переехал в Гаагу, где написал свои основные работы: О Боге, человеке и его счастье, Трактат о совершенствовании разума (незаконченный), Богословско-политический трактат (1670), Этика (1675, опубликован посмертно), Политический трактат (также опубликован посмертно). Спиноза, как и другой крупнейший философ XVII века Декарт, стремился построить философию на надежных основаниях. Надежность и строгое доказательство, как считалось в то время, обеспечивала математика, поэтому Спиноза принимает геометрию с ее аксиомами как форму, в которой можно обосновать философскую систему. Свой главный труд, «Этику», он изложил в геометрических терминах.
Все пять основных частей «Этики» начинаются с определений — простейших определений основных понятий. За определениями следуют аксиомы, в которых излагаются интуитивно очевидные ясные идеи, не требующие обоснования в подтверждение. За определениями и аксиомами следуют утверждения, которые выводятся из определений и аксиом, поэтому они требуют доказательств, опирающихся либо на определение, либо на аксиому. Затем Спиноза дает свои замечания, или заметки, которые фактически содержат философскую аргументацию, охватывающую все предшествующие утверждения, выраженные в определениях и аксиомах.
Он решительно отвергал представление о мышлении как особой субстанции, будто оно существует само по себе и проявляет себя через себя. Монизм Спинозы является пантеистическим (религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой, со всей Вселенной): Бог отождествляется с природой. Спиноза видит Бога, идеальное и материальное слитыми в одну бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). За пределами сознания существует единая субстанция, которая является причиной самой себя (causasui) и не нуждается в других причинах. Бог — это бесконечное существо с бесконечным числом атрибутов. Атрибут — это то, что составляет сущность субстанции, ее фундаментальное свойство. Атрибуты абсолютно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако, как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи, выражение бытия через атрибут протяженности и мышления являются последовательными: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».
Предрассудки людей в их понятии Бога
Аналогично свободе, Спиноза крайне необычно трактует понятия цели природы, и отсюда добра и зла, порядка и беспорядка. Прежде всего, он утверждает, что общее мнение людей, что как они сами, так и все прочие вещи имеют какую-то цель существования, ошибочно. Более того, и Бог также не имеет цели. По его мнению, возникновение этого предрассудка вызвано тем, что не зная причин своего существования люди стремятся к своей личной пользе. Естественно, что они начинают считать такую личную пользу своей целью. Все естественные вещи, которые их окружают, воспринимаются ими как “средства для своей пользы”. Судя о Боге с антропоморфической (перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека) позиции, они распространяют свое понятие о цели и на Бога. Естественный эгоцентризм человека, который также распространяется на Бога, приводит к тому, что цель видят в существовании человека лишь постольку, поскольку он верит в Бога и оказывает ему почести. Соответственно, такая концепция цели приводит к тому, что как цель человека рассматривается почитание Бога, а как цель Бога — устроение всего для наилучшей пользы людей (что бы его почитали) и наказание людей, если они его почитают недостаточно.
Ложность такого представления Спиноза доказывает, опираясь на уже доказанные им к тому времени свойства субстанции. Он утверждает, что она (а она и есть Бог) не наделена волей и, следовательно, не может иметь и цели.
Отрицание случайности естественно полагает, что все в природе определяется не какой-то абстрактной целью, а простым следованием причинно-следственной цепочки. Основное доказательство сторонников теории божественной воли состоит в том, что зачастую сочетание причин, приведших к данному следствию, слишком невероятно, чтобы произойти само по себе, без вмешательства божественной воли. Спиноза же утверждает, что ссылка на божественную волю есть «убежище незнания» и все это прекрасно может быть объяснено, если знать всю совокупность причин, которые воздействуют на происходящее в данном случае.
Естественным итогом неправильного представления о цели Бога и человека становиться, с точки зрения Спинозы, возникновение целой группы понятий — антонимов, таких как добро-зло, порядок-беспорядок, красота-безобразие, тепло-холод. Соответственно, каждое из этих понятий рассматривается в преломлении отношения к ним человека. Спиноза считает неправильным, что человек выступает, как критерий качеств (или атрибутов), применяемых к природе, как ее основные атрибуты, поскольку человек a) склонен к антропоморфизму; b) склонен к неправильной оценке ситуации; c) суждения человека сугубо индивидуальны.
Нахождение правильного суждения как среднего из частных зачастую подобно нахождению средней температуры по больнице. Итоговое заключение Спинозы таково, «что все способы, которыми обыкновенно объясняют природу, составляют только различные роды воображения и показывают не природу какой — либо вещи, а лишь состояние способности воображения» [27]. Отсюда непосредственно следует, что разграничение природы по мере совершенства, определяя природу как меру соответствия вещи человеку, есть грубейшая ошибка вызванная подменой понятий.
Бенедикт Спиноза и его философские воззрения
Осмысление человеческих действий, включение личности в систему взаимодействия человека и государства — одна из тем, которую поднимает Бенедикт Спиноза в своем «Политическом трактате». Фразой: «Философы смотрят на аффекты, которые нас касаются, как на пороки, в которые люди впадают по собственной вине», Спиноза подчеркивает свое отличие от других философов. Он уже не рассматривает поведение человека с чисто моральной и религиозной точки зрения (и в этой связи следует вспомнить, что Спиноза был первым философом нового времени, не принадлежавшим ни к одной религиозной секте, рассматривавшим поведение человека не через призму религиозных предрассудков), он не пытается создать образ так называемого «идеального человека», лишенного недостатков.
Спиноза принимает человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками, и можно сказать, что он порой не видит пороков в поступках человека. Называя состояния, в которых оказывается человек, «аффектами», Спиноза говорит нам, что эти состояния не случайны, и задача философа — понять и разобраться в человеческом поведении. Аффекты сильнее разума, говорит нам философ, и для того, чтобы предотвратить их негативное влияние на дальнейшую жизнь, необходимо понять, чем они вызваны. Спиноза очень точно сравнивает такие аффекты, как любовь, страх, ненависть, сострадание, с состояниями природы: они так же естественны, как дождь, буря, гроза. И, как состояния природы, они иногда оказывают негативное влияние на окружающий мир. Рассматривая понятие аффекта, Спиноза призывает нас не забывать о причине реакций человека, а именно о воздействии на его разум окружающей среды. Душа человека — это связующее звено, через которое мы осознаем состояния тела, причины этих состояний. Человек поступает так или иначе, возможно, он поступает неправильно, но никто из нас не может постоянно контролировать свое поведение, иногда искушение поддаться соблазну очень велико и мало кто может ему противостоять.
Остается только восхищаться точностью, с которой философ описывает поведение человека: все люди эгоистичны, такова их природа, все пытаются занять свое место под солнцем, а философ говорит нам: «Не верьте, никто не любит ближнего своего больше, чем самого себя». И хотя религия предписывает нам «Возлюби ближнего своего, как самого себя», никто не в состоянии следовать этому постулату до конца. И причина, по которой никто никогда не следует религиозным догмам до конца, заключается в том, каким влияниям подвержен человеческий разум. И как бы из личного опыта, обращаясь ко всем своим читателям и убеждая их в своей правоте, он говорит: «И конечно, абсурдно требовать от другого того, чего никто не может добиться от самого себя, а именно: заботиться о других больше, чем о себе, не быть ни жадным, ни завистливым». С точки зрения философа, самое важное — признать ошибки, признать их прежде всего самому себе.
Учение Спинозы об аффектах в определенной степени перекликается с концепцией Фрейда. Конечно, Спиноза еще не использует термин бессознательное, но когда он описывает состояния, в которых оказывается человек, становится ясно, что он имеет в виду именно это. Пока суперэго навязывает человеку определенную модель поведения, бессознательное все равно берет свое — человек так создан, что он эгоист, что он хочет быть выше всех остальных и всегда заботится прежде всего о собственном благе. Супер-эго, конечно, в большинстве случаев берет верх над бессознательным, но в моменты, когда бессознательное побеждает, а человек не контролирует свои эмоции, и будет то состояние, о котором пишет Спиноза.
«Этика» Спинозы: «О человеческом рабстве»
Б. Спиноза стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметами его философских исследований были:
- проблема субстанции;
- теория познания;
- этика, вопрос о соотношении свободы и необходимости.
Важной философской заслугой Спинозы была детальная разработка им теории субстанции, которая касалась сущности бытия. Она была основана на теории субстанции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать свою, более совершенную теорию.
Главным недостатком теории субстанции Декарта Спиноза считал ее дуализм, который он рассматривал как противоречивый, поскольку, согласно Декарту: субстанция — это сущность, которая ни в чем не нуждается для своего существования, кроме самой себя; все сущности (субстанции), которые ни в чем не нуждаются для своего существования, кроме самих себя, тем не менее, созданы чем-то (чем-то) иным, чем Бог, высшая и единственная истинная субстанция, и полностью зависят от него в своем существовании.
Отсюда противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью всех их (как в создании, так и в существовании) от другой субстанции — Бога.
Разрушая это противоречие, Спиноза выдвигает самостоятельное учение о единой субстанции, в котором нет различия между верховной субстанцией — Богом — и другими субстанциями, созданными им. В этом заключается пантеистическое направление его философии. Эта (единая) субстанция содержит в себе окружающий мир (природу) и Бога, т.е. природа и Бог едины. Он утверждает, что нет такого Бога, который был бы и творил вне природы, возвышаясь над ней. Бог находится внутри природы (Он есть природа). Только единая природа-Бог обладает способностью творить, является «творящим миром» и создает «сотворенный мир»-единичные вещи. А единичные вещи не существуют сами по себе, а являются лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции. Они (модусы) полностью зависят от единой субстанции, поэтому подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.
Сама субстанция обладает следующими качествами:
- существует;
- самостоятельна и ни от кого не зависит;
- Она имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модус) причину собственного существования;
- обладает набором свойств (атрибутов), основными из которых являются мышление и протяжение (здесь мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);
- бесконечная в пространстве и времени;
- вечная (не создается и не уничтожается);
- неподвижный.
Одной из ключевых проблем «Этики» Спинозы была проблема соотношения свободы и необходимости. Он раскрывает эту тему в 4 и 5 частях своего труда. В частности, в части 4, озаглавленной «О человеческом рабстве, или О власти аффектов», философ говорит о бессилии человека под влиянием бесчисленных аффектов.
Антология мировой философии
Спиноза считает, что аффекты и разум вместе составляют человеческий дух, и что тот, кто одерживает верх, уже предопределен к этому сущностью Бога. Скорее, свободен тот, в ком адекватные идеи преобладают над смутными идеями аффектов, т.е. тот, в ком божественная часть покорила менее божественную часть. Свобода означает, следовательно, внутреннюю структуру состояния духа, а вовсе не его генезис, и постольку, поскольку человек может быть определен как свободный. Свобода означает, возможно, более полное тождество с Богом и даже осознание этого тождества. Спиноза не исключает, что этой свободе можно научиться; напротив, в пятой части «Этики» указаны пять правил для достижения господства духа над аффектами. И все же тот факт, что человек учится и применяет эти правила, сам по себе детерминирован. Таким образом, свобода, которой Спиноза достигает с помощью подлинного знания, не устраняет аффекты — это невозможно, — но проясняет их через осознание их места в цепи всеобщего. Поскольку свобода отождествляется у Спинозы с познанием детерминации мира, стремление к самопознанию становится у Спинозы сильнейшим из человеческих побуждений. Строго рационалистическая концепция свободы Спинозы противоречива по своей природе. Свобода одновременно активна и пассивна. Ее активность связана с тем, что человек, развивающий только рациональную деятельность, получает возможность контролировать свои аффекты. Именно эта возможность является одним из важнейших следствий познания мировой необходимости, исходя из слов автора «Трактата об усовершенствовании разума»: «Чем лучше дух понимает себя, тем больше он понимает природу… и, чем лучше он понимает порядок природы, тем легче ему удержать себя от тщетного».
Именно так мы понимаем слова Спинозы, сравнивающего раба со свободным: «Первый, помимо своей воли, делает то, чего он совсем не знает; второй следует только за собой и делает только то, что он признает самым важным в жизни и чего, вследствие этого, он больше всего желает. Свободный руководствуется только разумом и поэтому следует своей природе. Для того чтобы принимать правильные решения, человек совершенствует свой разум и познает свою природу, а через нее — природу Бога.
Именно поэтому Спиноза отрицал свободу воли и свободу выбора. У человека нет ситуации выбора между двумя благами. Его выбор ограничен возможностью выбрать то, что предопределено ему природой, или отдаться аффектам. Поддаться аффекту не может быть сознательным, поэтому следование аффекту не является свободным. Свобода заключается в самоопределении в соответствии с природой. Поэтому свобода — это познанная необходимость. Но быть свободным — значит воплощать в своей жизни божественно-рациональную или рационально-природную необходимость.
Свобода, следовательно, не состоит в индивидуальном самовоспроизводстве; свобода — это элемент самой природы, вид естественной необходимости. Соответственно, Спиноза наполняет новым содержанием понятия добра и зла, понятия, отражающие аффекты радости и печали, благодаря которым, будучи познанным, человек способен соотносить свои поступки с законами природы и, освободившись от рабства, подняться к совершенству. Такова тенденция блаженства.
Примечательна позиция Спинозы: он настаивает на необходимости обуздания аффектов. Но он говорит о «слепых» аффектах, то есть аффектах, которые не осознаются разумом. Положительные аффекты, более познаваемые, являются мощной силой против «слепых» аффектов; только через аффекты мы можем укротить аффекты.
В «Этике» (особенно в частях 4 и 5) Спиноза доказывает нам, что можно достичь счастья. При этом философ совершает огромный прорыв, доказывая, что человек способен быть счастливым. Для этого он должен обладать разумом, мышлением. Находясь в «тисках» необходимости, modus humanus вынужден не быть свободным. Путь к свободе заключается в том, чтобы найти условия, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю. То есть, обладая разумом, мы можем работать над данными нам аффектами (избегая или уничтожая их). Избегая их, мы можем трезво оценивать ситуацию и тем самым часто действуем более верно, чем действовали бы под аффектами. Спиноза называет тех, кто действует подобным образом, мудрецами, которые работают над собой, изучая и применяя эти знания. Свобода, говорит он, — это познанная необходимость. Как и в определении добра и зла, в определении счастья (блаженства) Спиноза выражает максиму в последней теореме трактата: «Блаженство — это не награда за добродетель, а сама добродетель; и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти, а, напротив, потому, что наслаждаемся им, мы способны обуздывать свои страсти».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Проблема единства бытия в арабо-исламской философии
- Социум
- Ересь стригольников: философские корни
- Полифункциональность эстетики
- Гносеология и круг ее проблем
- Понятие сущности и явления
- Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
- Человек, общество и природа: проблемы экологии
- Дени Дидро и его философия
- Жан Поль Сартр и его философия