Оглавление:
Философское наследие этих блестящих мыслителей обширно, а их влияние огромно и прослеживается во всех областях интеллектуальной и научной жизни на протяжении многих лет. Они внесли огромный вклад во многие области философии, а их идеи оказали множественное влияние на социальную мысль, например, на политологию и теории образования.
Труды Аристотеля являются самым важным источником наших знаний о доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный объем знаний, накопленных в ходе развития античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта изложения, живое, творческое, ищущее мышление сделали Аристотеля одним из самых выдающихся мыслителей, известных истории философии. Благодаря Аристотелю все области знания, такие как политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, эпистемология, метафизика получили новую форму. Ища единство и систему в многообразии бытия, он в то же время пытался показать пути преобразования бытия из одного вида в другой и раскрыть противоречивые отношения и взаимосвязи бытия. По этой причине философы превозносили Аристотеля как самый всеобъемлющий ум среди греческих философов.
Работы Платона и Аристотеля актуальны и сегодня. Если бы не труды Платона и Аристотеля, мы бы не только меньше понимали, кем были древние греки, что они дали миру; мы бы меньше понимали самих себя, мы бы меньше понимали, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, каковы трудности его стремлений и достижений, какова их завораживающая сила!
Философия Аристотеля не завершает античную философию, но она завершает самый важный период в истории этой философии, который часто называют «философией классической Греции».
История античной философии продолжилась в послеаристотелевский период, в эллинистический, а затем в римский период древней истории народов Средиземноморья. Эти периоды продолжались в общей сложности восемь веков. В ходе этого в Афинах возникла Академия Ликея, основанная Платоном и Аристотелем. Эти школы породили новые идеи, которые отсутствовали в предыдущем, классическом периоде истории античной философии.
Однако глубина, оригинальность и количество этих идей были вдвое больше, чем в предыдущий период. Философы и философские школы эллинистического и римского периодов античности отличались не столько выдвижением новых идей, сколько разъяснением, уточнением и комментированием идей и навыков, разработанных и сформулированных в предшествующий период, особенно идей и учений Демокрита, Платона и Аристотеля.
Это не означает, что историей эллинистической римской философии можно пренебречь. Нет, это очень важная и значительная страница в истории европейской и мировой философии.
Давайте подытожим основные черты античной философии.
Античная философия — это первая исторически известная форма философии в Европе. Почти все последующие типы философий уже находились на различных стадиях своего зарождения.
Античная философия основывалась на понимании живой природы, разумности космоса. Это понималось чисто по-человечески: Как человек является разумным и одушевленным телом, так и космос.
Характерной чертой античной философии является вера в то, что космос вечен и несотворен. Она абсолютна сама по себе.
Пантеизм также был важнейшей чертой античной философии.
Считалось, что если космос абсолютен, то в нем должно быть божество. Пантеизм возникает на фундаменте этого чувственно понимаемого объективистского космоса. Древние боги — это идеи, воплощенные в космосе, законы природы, управляющие им.
Основная античная проблематика имеет своим содержанием чувственно-материальный космос как абсолют. В самом общем виде античная проблематика сводилась к диалектике Идеи и Материи, развитой в форме чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого космическим разумом и созданного сверхразумным Первосуществом.
Это чисто философская, т.е. «теоретическая» основа античной философии.
Краткая биография Аристотеля
Аристотель родился в 384 году до н.э. в городе Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Отцом Аристотеля был Никомах, придворный врач Аминты III, царя Македонии. В раннем возрасте Аристотель остался без родителей. Он получил образование в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался до смерти Платона около 347 года до н.э. Во время учебы в Академии Аристотель изучал философию Платона, а также ее сократовские и досократовские источники и многие другие дисциплины. Очевидно, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. Возможно, что труды по логике были написаны в этот период его творчества.
Около 348-347 гг. до н.э. преемником Платона в Академии стал Специпп, с которым у Аристотеля были натянутые отношения, что вынудило его покинуть Академию, хотя впоследствии Аристотель продолжал считать себя платоником. С 355 года он жил сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана Атарнея, Гермия. Последний предложил ему отличные условия для работы. Здесь Аристотель женился на некой Питиаде — не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице Гермия, а по некоторым сведениям — своей наложнице. Через три года философ отправился в Митилену на острове Лесбос. Это произошло незадолго до или сразу после смерти Гермия, который был вероломно схвачен и распят персами.
Гермий был союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, и поэтому, возможно, именно благодаря Гермию Аристотель получил в 343 или 342 году до н.э. приглашение занять должность воспитателя юного наследника престола, которому тогда было 13 лет. Аристотель принял предложение и переехал в Пеллу, столицу Македонии. О личных отношениях между этими двумя великими людьми известно немного. Судя по имеющимся у нас сообщениям, Аристотель понимал необходимость политического объединения небольших греческих общин, но стремление Александра к мировому господству его не привлекало. Когда Александр взошел на престол в 336 году до н.э., Аристотель вернулся в свой дом, Стагиру, а через год вернулся в Афины.
За это время характер мышления и идей Аристотеля изменился. Часто его идеи находились в прямом противоречии со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона. Этот критический подход нашел свое выражение в диалоге «О философии» и в ранних разделах работ, дошедших до нас под условными названиями «Метафизика», «Этика» и «Политика». Чувствуя идеологическое расхождение с доктриной, господствовавшей в Академии, Аристотель предпочел основать новую школу в северо-восточном пригороде Афин — Ликей. Целью лицея, как и академии, было не только обучение, но и независимые исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников.
Аристотель и его ученики сделали множество важных наблюдений и открытий, которые оставили значительный след в истории многих наук и послужили основой для дальнейших исследований. Им помогли образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако директор школы все больше и больше посвящал себя фундаментальным философским проблемам. Большинство дошедших до нас философских работ Аристотеля были написаны в этот период.
В 323 году до н.э. Александр внезапно умер, и по Афинам и другим греческим городам прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля оказалось под угрозой из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а также из-за его четко выраженных политических убеждений, которые вступили в конфликт с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследования Аристотель покинул город, чтобы, по его словам, не дать афинянам во второй раз совершить преступление против философии (в первый раз это была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось имение, унаследованное им от матери, и где он умер после непродолжительной болезни в 322 году до н.э.
Интересный факт: Существует мнение, что Аристотель, у которого были очень сложные отношения не только с македонскими правителями, но и с афинскими патриотами, отравил волчьим дустом не только Александра Македонского, но и себя, о чем сообщает Диоген Лаэрций.[1] Смерть Аристотеля была результатом отравления Александра Македонского.
Аристотель как основатель науки Логика
Любопытно, что название науке логики дал не Аристотель, а Александр Афродисийский 500 лет спустя, когда комментировал труды философа, хотя логика уже при жизни Аристотеля достигла почти совершенства. К тринадцатому веку влияние Аристотеля в области метафизики было утрачено, но его авторитет в логике остался. Интересно отметить, что и сегодня многие преподаватели логики как науки часто отвергают открытия современной логики и со странным постоянством придерживаются системы, которая устарела примерно так же, как птолемеевская астрономия. Хотя нельзя отрицать, что основы логики долгое время оставались неизменными, и именно Аристотель создал их.
Аристотель понимал логику не как самостоятельное философское учение, а как необходимый инструмент всех наук и философии в частности. Более поздний взгляд на логику как на «инструмент», хотя сам Аристотель не называл ее так, вероятно, соответствует его собственным идеям. Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию Аристотель делит на две части — теоретическую, которая стремится к истине независимо от собственной воли, и практическую, которая имеет дело с разумом и человеческими стремлениями, которые стремятся общими усилиями постичь и достичь сущности человеческого блага. Теоретическая философия, в свою очередь, делится на три части: изучение бытия как его изменения (физика и естествознание, включая гуманитарные науки); изучение бытия абстрактных математических объектов (различные области математики); изучение бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).
Логика Аристотеля — это «мышление о мышлении » .
Короче говоря, аристотелевская логика изучает:
- Основные способы бытия, которые подпадают под определенные понятия и определения;
- Связи и разделения этих способов бытия, которые выражаются в суждениях;
- Пути, по которым разум с помощью мысли может переходить от известной истины к неизвестной.
Мысль — это сущность логики. Согласно Аристотелю, мысль — это не конструирование или создание разумом новой сущности, а скорее визуализация чего-то внешнего по отношению к нему в акте мышления. Концепция — это отождествление разума с некоторым видом сущности, а суждение — это выражение связи таких видов сущности в действительности. К истинным выводам науку приводят правила умозаключения, законы противоречия и законы исключенного третьего, поскольку все сущее подчиняется этим принципам.
Аристотель предложил рассматривать вопрос о том, что такое бытие, анализируя высказывания о бытии. «Выражение» в переводе с греческого означает «категория». Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе относятся к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (именно поэтому ее обычно отождествляют с бытием). Все остальные категории — качество, количество, отношение, место, время, действие, страдание, состояние, обладание — связаны с бытием через категорию сущности. Согласно Аристотелю, сущность — это единичная вещь, обладающая самостоятельностью, в отличие от ее состояний и отношений, которые изменчивы и зависят от времени, места, связей с другими сущностями и т.д. Это сущность, которая может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания — науки.
Классификация суждений
Аристотелю принадлежит первая в истории науки классификация суждений. Он проводит различие между суждениями:
1) по качеству — в зависимости от того, являются ли они утвердительными или отрицательными;
2) по объему понятий (или объектов), содержащихся в заключении;
3) по модальности. Особого внимания заслуживает рассмотрение суждений в соответствии с их истинностью.
Аристотель определяет суждение как «речь, которая утверждает или отрицает что-то о чем-то». Слова, вырванные из контекста, сами по себе не означают ни утверждения, ни отрицания, «но утверждение (или отрицание) достигается соединением этих слов вместе».
Поскольку суждение является утвердительным или отрицательным, оно может быть истинным или ложным, ибо «всякое утверждение (или отрицание) представляется либо истинным, либо ложным. Истина будет там, где утверждение или отрицание в бытии будет точно совпадать с утверждением или отрицанием в суждении. Нарушение истины неизбежно, когда суждение утверждает то, что отрицается в бытии, и отрицает то, что утверждается в бытии.
Само по себе указание на качество суждения (является ли оно утвердительным или отрицательным) еще не содержит характеристики его истинности, поскольку и утвердительные, и отрицательные суждения могут быть истинными и ложными. Тем не менее, Аристотель ценил утвердительные суждения более высоко, поскольку они дают позитивное знание. Утвердительное утверждение, даже если оно не является общим, более определенно, чем отрицательное. Последнее не столько дает положительное знание об объекте, сколько указывает на то, что объект должен быть исключен из некоторой группы объектов. Поэтому принцип «положительного доказательства», как правило, лучше, чем отрицательное доказательство.
Это не лишает негативные суждения их научной ценности. Особое значение этой группы суждений заключается в том, что в отличие от утвердительных суждений они способствуют выявлению объективного противоречия в вещах. Здесь мы имеем, говоря словами Аристотеля, «противопоставление одной вещи другой». «…Утверждение противопоставляется отрицанию ….. так и сама вещь, выражаемая обоими суждениями, противоположна друг другу…». Как истина, так и ложь могут быть выражены утвердительными и отрицательными суждениями. Что мыслитель называет истиной, а что ложью? «…Сказать, что сущность не существует, а носитель существует — ложно, а сказать, что сущность существует, а носитель не существует — истинно. Однако среднее суждение, которое находится где-то между истинным и ложным, обычно не может быть истинным. В суждении «одно обязательно истинно, другое — неистинно».
Единственный случай, когда утвердительное или отрицательное суждение не обязательно приводит к истинным или ложным выводам, допускается Аристотелем для указания будущих событий. Это предположение Аристотеля основано на диалектическом ходе мысли. Речь и мнение «способны принимать противоположные определения». Действительно, одно и то же высказывание кажется истинным и ложным: Например, если утверждение, что кто-то сидит, истинно, то то же самое утверждение будет ложным, если он встанет». «В сущностях их свойства, изменяясь, принимают противоположные определения. Перейдя от тепла к холоду, оно (такое свойство) изменилось (ибо приобрело иное качественное выражение)….. Речь и мнение, которые сами по себе неподвижны во всех отношениях, остаются совершенно неизменными, но в результате движения в субъекте для них становится действительной противоположная оценка: действительно, речь (высказывание) остается той же самой…, но в результате движения, произошедшего в субъекте, она иногда оказывается истинной, иногда ложной».
Это признание возможности перехода к противоположному было выражением диалектического поиска и исследования живой, творческой мысли Аристотеля.
Систематизация философского знания Аристотелем
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) продолжил классический период философии античности. Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель собственной философской школы. Систематизация. Энциклопедист.
Аристотель — основатель самой всеобъемлющей научной системы античности. Она была основана на обширном эмпирическом материале из области естественных и социальных наук, систематически собранном и обобщенном его учениками. Научная деятельность Аристотеля — не только вершина античной философской мысли, это был огромный вклад практически во все известные научные области того времени: были созданы новые научные направления, он вместе со своими учениками систематизировал науки, определил предмет и методы каждой науки.
Он написал более 150 научных работ и трактатов. Существующие работы можно разделить на логические, философские, физические, биологические, психологические, этические, политико-экономические и эстетические.
Аристотель рассматривает логику как инструмент научного исследования, пропедевтику философии, «органон» (инструмент, средство, instrumentarium). ‘Аналитика’, ‘Топика’, ‘Категории’ посвящены вопросам логики.
Научные очерки проходят под общим названием «Физика». В них доминируют вопросы природы.
Важное место в философском наследии Аристотеля занимают трактаты «О душе», «Никомахова этика», «Поэтика», «Риторика», «Политика» и «Экономика», в которых рассматриваются вопросы политики, морали, искусства и управления.
Общие философские вопросы рассматриваются в сводном трактате «Метафизика».
Каждая работа древнегреческого мыслителя начинается с анализа наследия прошлых поколений. Отбирая, систематизируя и обобщая положительные знания, Аристотель делает выводы:
- Философия — это не продукт индивидуального творчества, а результат работы целых поколений. Отдельный философ оставляет очень мало информации для установления истины, но когда вы собираете все вместе, то получаете ценность, на которую стоит обратить внимание и изучить;
- Философия всегда терпела неудачу из-за пустых абстракций, софистики и спекуляций;
- Фундаментальная задача философии — придать смысл бытию, раскрыть его структуру, найти его сущность, определить его по отношению к небытию;
- Философия имеет право на существование только в том случае, если в сфере бытия существуют нематериальные причины, а также сверхчувственные, вечные сущности. Если бы не существовало нематериальных причин, неизменных и вечных сущностей, а только природа, то первое место среди наук следовало бы отдать физике, а не философии.
В философии Платона главным было учение об идеях, которые тождественны понятиям логики, а последние существуют сами по себе, независимо и безусловно. Аристотель не принимает эту позицию. Для него каждая вещь — материя, и у каждой вещи есть своя причина и цель. Что касается идеи, то в своей независимости она есть не что иное, как мысленная каузальная конструкция вещи.
Другими словами, для Аристотеля понятие — это лишь инструмент (средство) для выявления существенных свойств исследуемого объекта. Независимость понятия от существования вещей абсурдна, ибо понятие — это свойство общего, а общее — принадлежность чувственного мира.
Чтобы охарактеризовать единичное, конкретное бытие, Аристотель вводит понятие «субстанция». Содержание субстанции — это взаимосвязь материи и формы, которая характеризует пассивное и активное начало. В этом единстве материя отвечает за потенциальное бытие, форма — за возможное бытие, а вместе они составляют реальное бытие. Примат формы как единственной действующей силы нашел свое развитие в учении о душе как форме тела, о Боге как высшей форме всех форм, как перводвигателе мира, его главном движителе. Космология Аристотеля сливается с его теологией.
В своей физике Аристотель развивает учение о движении. Он выделяет четыре основных типа: движение как увеличение или уменьшение, движение как качественное изменение или трансформация, движение как создание или разрушение, движение как перемещение в пространстве. Бог является первопричиной космоса и всех его субстанций.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия как форма духовного освоения мира
- Виды современной идеологии
- Становление логического позитивизма
- Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии
- Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне
- Концепции социальной философии
- Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы
- Петр Бернгардович Струве, русский философ
- Историческое осознание категории бытия
- Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека