Оглавление:
Каждая теория несет в себе характер ее создателя, и, чтобы лучше понять идеи Юнга, можно обратить особое внимание на архетипичные черты его собственной личности. Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года под знаком Лео, знаком с наибольшим интересом к проблеме человеческой индивидуальности. Он является центральным знаком зодиака и олицетворяет всеохватывающий мир и полноту личной жизни. Солнце, главный правитель Льва, символизирует в астрологии открытие творческих возможностей человека — которое служит процессу создания кристаллического «Я», называемого Юном Индивидуацией.
Лев является символом зрелости человека, и здесь можно обратить внимание на то, что индивидуация — это не идеал молодости, а не просто созревание личности. Это также цель полностью зрелого человека, особенно если ему пришлось столкнуться с болезнью, неврозом или испытанием, которое заставило его оставить прежнюю жизнь и искать новый путь. Как утверждает Юнг в своей работе «Интеграция Личности», нередки случаи, когда людей среднего возраста, вполне успешных во внешней жизни, переполняет ощущение пустоты и ощущение бессмысленности жизни.
Современное общество основано на научных знаниях и технических навыках, для достижения которых он должен обязательно развивать однобокую, рациональную сторону своей личности и подавлять свои инстинкты. Большинство молодых людей могут заплатить такую цену, хотя среди них есть и такие, которые ломаются и заболевают, бросая вызов своей истинной природе. Но во второй половине жизни многие сталкиваются с необходимостью понимания тех аспектов своей личности, которые были подавлены в борьбе за существование и стремление к личным амбициям или удовольствиям. Это проявляется в психических расстройствах или нервных срывах, которые часто происходят в возрасте около 40 лет, когда более ранние желания перестают удовлетворяться, а идеалы и ценности перестают быть столь же привлекательными, как в молодости.
Отметим, что в этом возрасте (около 41 года) наиболее значимый идеологический кризис в астрологии связан с планетой Уран (в натальной карте Уран находится в оппозиции на небе к Урану). Уран отвечает за новые перспективы и нервную систему (неврозы). Эта планета слаба у Льва, и психоаналитик, как характерный представитель его знака, придает особое значение развитию его качеств.
Центральная архетипическая проблема знака Льва, и особенно его первого десятилетия, заключается в конфликте между традиционно-коллективным и возникающей индивидуальностью: в широком смысле, в конфликте между обществом и личностью. Это отражено в мифологическом сюжете борьбы между богом солнца или героями, которых он часто покровительствует, и Громовержцем, царем над богами и людьми. Царь богов, который в астрологии соответствует планете Юпитер, представляет коллективные традиции. Солнечный архетип претендует на свою независимость и автономию от главы пантеона, но пока не может занять его место. Конфликт между переданной традицией (юпитерианской) и новой истиной формирующейся личности (солнечного происхождения) является движущим фактором теории Юнга.
Общее представление об архетипах
Карл Густав Юнг — основатель аналитической психологии. Интересно, что развивая свои теории и идеи, он часто ссылался на мировые религии, оккультизм, Священное Писание и посещал «места власти». Именно Карл Юнг ввел в современную психологию такие понятия, как «коллективное бессознательное», «анимация/анима» и «тень».
Многие утверждают, что аналитическая психология открыла подземный мир человеческой души для масс. Во-первых, Зигмунд Фрейд описал бессознательное, в котором обитают комплексы, страхи, тайные желания и сексуальные патологии. А Юнг описал «тень» — оплот демонической энергии человека.
Женщина и ее существоВ первую очередь, Юнг отметил, что психика человека состоит из нескольких частей. Его центром является сознание. Можно представить, что это целая галактика с «планетами» — архетипами и «солнцем» — сознанием в центре.
Когда мы говорим о человеке, мы имеем в виду целую личность, но в действительности мы имеем дело с несколькими суб-личностями.
Карл Юнг в своих исследованиях подробно описал эти части человеческого «я». В первую очередь, это комплекс эго. Среди меньших можно наблюдать отцовский или материнский комплекс, множество созвездий и архетипичных образов. При более внимательном взгляде на человека — он состоит из разнонаправленных установок, которые конфликтуют друг с другом и составляют основу внутреннего конфликта. Самые важные субличности — это личность и тень.
Архетипы, согласно писаниям Карла Густава Юнга, представляют собой особую библиотеку изображений, расположенных в сфере коллективного бессознательного. Его содержимое передается из поколения в поколение. Эти изображения создают шаблонные ответы на стандартные ситуации.
Все архетипы происходят из инстинктов. Поэтому их главная задача — выживание. Например, «вражеский» архетип помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершить правильные действия — спрятаться, убежать и так далее.
Бывает, что мы встречаем людей, которые нам не нравятся без всякой на то причины. Мы чувствуем себя неуютно рядом с ними и хотим убежать. Возможно, этот человек соответствует нашему «вражескому» архетипу, и это является причиной реакции.
Юнг выделил три сферы в структуре личности:
-личное бессознательное..;
-коллективное бессознательное;
-сознание.
Как идентифицировать Ваш АрхетипЛичное бессознательное — это всё, что раньше было сознательным, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное наследуется как пакет документов с предвзятыми образами и примерами реакций.
Развитие личности основано на взаимодействии между пятью основными архетипичными фигурами: я, персона, тень, анима и анима, и эго.
Я — это союз сознательного и бессознательного в человеке. Я формируется в процессе индивидуализации, когда определенные аспекты личности должны быть интегрированы. Юнг часто изображал себя в виде мандалы, круга или квадрата.
Тень полагается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы.
Существует тень, как невидимая часть бессознательного, состоящая из подавленных идей, желаний, действий, неадекватности и инстинктов человека.
Юнг писал, что тень может приходить во сне и принимать различные формы — в виде монстра, змеи, чудовища, Бабы-яги, дракона и т.д.
Анима — это бессознательная женская сторона личности, а Анимус — мужская. Это истинное «я» — главный источник связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называется «божественная пара» или syzygy. Эти образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
Персона — это наше идеальное представление себя и нашего внешнего вида миру. На латыни слово persona означает «маска». Архетип персоны — это набор социальных масок, которые мы используем в различных жизненных ситуациях.
Теория Юнга Задача персонажа — не дать эго проявить свою негативную сторону. Юнг считал, что личность может проявиться и во сне, воплотившись в позитивных образах.
Карл Юнг считал, что в реальности существует более пяти основных архетипов. Некоторые из них могут накладываться друг на друга или сочетаться друг с другом. Кроме того, Юнг описал следующие архетипы:
Мама — комфорт, спокойствие;
Отец — власть, сила, авторитет;
Ребенок — невинность, тоска по детству и забота, искупление, возрождение;
Мудрец — знания, мудрость, опыт;
Герой — спаситель, защитник, опора;
Враг — опасность, страх.
Понятие архетипа тени и её проявления
Тень — это архетип, который можно противопоставить персоне. Тень — это архетипичная фигура, которая до сих пор олицетворяется в различных формах. Юнг назвал тень «альтер-эго» («не-самостоятельно» или «анти-самостоятельно»). Теневой архетип в первую очередь содержит то, что мы не узнаем и не хотим видеть в себе. Этот тезис очень хорошо вписывается в вышеупомянутую схему четырех функций сознания: если моя доминирующая функция структурирует мое сознание, то функция, о которой я даже не знаю, организует мою тень. Если от доминирующей функции, я принадлежу к типу мышления, то моя тень автоматически доминирует в области чувств — которые я не обладаю, которые я не понимаю, и которые возникают во мне в самые неожиданные моменты. Этот бессознательный «глубоко разорванный эмоциональный мир» будет проявляться во мне каждый раз, как дьявол из табакерки.
Чем старше я становлюсь, тем больше становится тень. Хотя в молодости он является относительно узким слоем (как и персонифицированный слой), с возрастом он становится «шире, толще и чернее». В искусстве фигура тени является популярным мотивом и часто служит предметом многих работ (наиболее известный пример — доктор Джекилл и мистер Хайд). Известно, что отрицательные персонажи легче играют, чем положительные — это можно объяснить тем, что Тень обладает большой взрывной энергией. По этой причине она завораживает.
Встреча с Тенью происходит, когда мы начинаем осознавать себя.
Это очень трудный этап в нашей жизни, когда мы понимаем, что мы не такие, какими себя представляли. Юнг: «Если мы смотрим на тень в ее индивидуальном аспекте, то она ответственна за «личную темноту». Это то содержание, которое было подавлено, отброшено и не было допущено в сознание в течение нашей жизни. Это то, что Фрейд назвал бессознательным — все то, что неуместно и отвергнуто, все то, что мы не хотим видеть. Если рассматривать тень в ее коллективном аспекте, то она ответственна за универсальную «темную сторону» в нас — присущую каждому человеку структурную предрасположенность к чему-то плохому и темному». В одном из своих богословских трудов Юнг писал, что каждый истинный христианин должен понимать, что не кто-то распял Христа, а сам виноват. Юнг видел один из способов борьбы с тенью как с индивидуальной конфессией, отмечая, что католикам очень повезло иметь такое явление в своей конфессии. Юнг считает, что коллективная групповая конфессия, свойственная протестантизму, не способна справиться с задачей очищения собственной тени — ведь никто не хочет столкнуться с собственным грехом. Мы стараемся изо всех сил держать голову над водой, хорошо относиться к себе, как-то ценить себя. Но в то же время, вы должны понимать и осознавать свою собственную структурную склонность к плохим действиям и преследованиям.
Как и в «Персоне», в «Тени» также присутствует гендерное определение. Если я больше похожа на женщину в Персоне, то во мне доминируют мужские намерения, диспозиции и способы реакции в Тени. Может быть, я ничего и не знаю, но реагирую на человека или ситуацию в тени.
Как может проявиться тень
Прежде всего, в проекции на конкретного человека. Например, мне так не нравится кто-то, что я готов пережевать ему горло, снять с него кожу, разминать и рубить. На самом деле, в этой ситуации я проецирую на него свою собственную тень. Соответственно, мы можем угадать характеристики нашей собственной тени по тому, что нас особенно раздражает в людях вокруг нас. И эта теневая часть связана с личностью — они коррелируют как полюса шкалы. Если я возьму другой столб того, что я особенно ненавижу, я получу то, что я особенно ценю. Скажем, в Персоне человек активен, трудолюбив и не знает покоя, а в Тени — вялое, расслабленное и инертное существо. Характерно, что качества Тени особенно выражены, когда человек находится «в регрессии». Другими словами: Когда человек не может удержать свою личность, из него начинает выплескиваться тень. Когда мы проецируем нашу собственную тень на кого-то, мы можем понять что-то о себе. Мораль: Если ты сильно что-то ненавидишь, ты должен понять, почему ты это так ненавидишь. В этом смысле очень дружелюбный человек может иметь очень недружелюбную оборотную сторону. Подумайте о большинстве сумасшедших людей — «в мире» это, как правило, тихие люди, которые не причинят вреда мушке. Этот контраст особенно очевиден в архетипе матери: самые добрые и заботливые матери часто оказываются самыми разрушительными, «пожирающими». Они знают, что происходит в неподвижной воде. Чем больше «хороших» человек выводит из тени, тем гармоничнее они становятся, что делает их теневые проявления управляемыми.
Как зарождается тень
На заре цивилизации люди жили по своим инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируются нормами поведения общества, морали и этикета. Человеку навязывается множество категорических ограничений и запретов. Тень помогает жить со всем этим.
Тень начинает формироваться в раннем детстве, когда взрослые усердно манипулируют детьми и показывают им все несовершенства и односторонность взрослого мира. Например, когда родители угнетают или проявляют несправедливость по отношению к ребенку, ребенок отвечает возмущением и здоровой, естественной агрессией. Но вместо того, чтобы извиниться и принять его проступок, взрослый продолжает унижать, кричать, наказывать или бить ребенка. Наконец, нужно «уважать своих старейшин» и «заткнуться».
На пике важностиПозже ребенок усвоит урок. Он перестанет проявлять агрессию, хотя это все равно произойдет. Ребенок начнет его подавлять. Все негативные переживания будут подавлены в бессознательное, что станет началом формирования второго «Я». Там же хранятся нереализованные мечты и желания: «это не принесет денег», «мужчины не танцуют», «займитесь нормальным делом», «вы не заработаете на этом денег» и т.д.
Тень поглощает те черты характера, которые несовместимы с личностью и эго-сознанием индивида. И тень, и личность на самом деле чужие для сознания. По мнению Юнга, личность — это «публичная личность», которая помогает человеку сформировать психосоциальную идентичность. Персона, как и Тень, невидима для Эго. Но Эго принимает Персону довольно лояльно, потому что это не противоречит нравственным нормам поведения общества.
Тень терпеливо ждет момента, когда мы будем раздражены, истощены или под воздействием алкоголя/наркотиков и т.д. Именно тень побуждает нас делать то, что мы никогда бы не позволили себе делать, когда мы трезвы.
Человек под влиянием тени будет причинять боль близким людям, хлопать кулаками, изменять свои принципы, говорить грубо, ввязываться в спор, или украсть что-то. После того, что произошло, ему очень стыдно, и это состояние описывается как «что-то всплыло», «муха ужалила» или «как замена».
Несмотря на то, что за какие-то поступки приходится стоять в углу 3-4 жизней, во всем нельзя обвинить сознание человека. Ведь на самом деле он ведет себя как во сне, когда тень затуманивает разум и вырывается из «темницы» бессознательного.
Юнг описал, что для тени характерно владеть чем-то, вести себя навязчиво, упрямо сопротивляться нравственным нормам. Так что в данном случае есть несколько виновников — ослабленное сознание, люди, которые в детстве жестоко обращались с ребенком, бессознательное, которое освободилось.
Именно тень заставляет человека сомневаться в собственных способностях, напоминает о беспомощности, неуклюжести и т.д. С одной стороны, запускается детский сценарий, с другой стороны, в таких условиях тени легче бороться за власть.
Следуя примеру анимации и анимации, тень проецирует себя на окружающих. Поэтому наша ненависть и гнев по отношению к кому-то — это непринятие этих качеств в себе.
Влияние тени на личность
Тень — это то, что меньше всего хочется видеть в себе; то, что заслоняет себя. Но нет способа избежать «я», поэтому столкновение с тенью на пути к истинному «я» неизбежно. Эта архетипичная фигура приняла форму разнообразных персонификаций среди первобытных народов. Они считали плохим предзнаменованием, если кто-то наступает на физическую тень; полученный урон можно восстановить только с помощью специального магического ритуала. Кроме того, фигура тени часто использовалась в искусстве. Наиболее активно художник черпает из бессознательного; своими творениями он приводит в движение бессознательное читателей, зрителей, слушателей, и в этом заключается главный секрет его влияния на людей. Пробудив в нем образы и фигуры бессознательного, они захватывают и других людей, которые, конечно же, не знают источника своего «захвата».
Развитие тени идет рука об руку с развитием «Я»: качества, которые «Я» не нуждается или не может использовать, откладываются в сторону или подавляются, тем самым теряя свою роль в сознательной жизни человека. Поэтому у ребенка, по сути, нет тени.
Тень может найти свое проявление как в символической фигуре внутреннего мира, так и во внешнем. В первом случае она проявляется через сонные фигуры, олицетворяющие определенные психические характеристики индивида. Во втором случае мы проецируем то или иное из наших латентных, бессознательных качеств на представителя нашего окружения, который, благодаря некоторым характеристикам, лучше всего подходит для этого. Но самый простой способ заметить «теневые» качества в себе — это признать, что они являются частью нашей природы. Это происходит, например, когда нас охватывает приступ гнева, когда мы внезапно начинаем проклинать или надменно вести себя, когда мы совершаем социально неприемлемые поступки против нашей воли, когда мы мелочны, подлывчаты, трусливы, безличны или лицемерны, проявляя таким образом качества, которые при нормальных обстоятельствах настолько тщательно скрыты или подавлены внутри нас, что мы даже не знаем об их существовании. Когда такие качества выведены на поверхность настолько очевидно, что их уже нельзя игнорировать, мы задаемся вопросом: «Как это возможно? Неужели только я?»
Парадоксально, как это может показаться на первый взгляд, тень, как альтер-эго, также может быть представлена как положительная фигура. Такой разворот происходит, когда человек живет «ниже своего уровня» и не развивает свои способности в полной мере. В таких случаях именно положительные качества ведут к темным «теневым» существованиям. Их можно идентифицировать в себе так же, как и темную сторону тени: Именно качества и проявления, составляющие нашу тень, больше всего раздражают и восхищают нас в других.
Юнг различал личные и коллективные формы тени. Первое содержит в себе те душевные качества человека, которые никак не проявлялись в нем или проявлялись в очень ограниченной степени в его раннем детстве. Вторая принадлежит фигурам коллективного бессознательного и символизирует «другую сторону» господствующего цейцгейства, его скрытую антитезу. Обе формы тени играют существенную роль в душевном состоянии человека.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Саморегуляция эмоциональных состояний
- Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности
- Взаимосвязь психологии и биологии
- Синтетические методы в психологии
- Виды нейропсихологии
- Психологические причины отклонений в семейном воспитании
- Психолого-педагогические основы дошкольного образования
- Психология индивидуальных различий
- Защитные механизмы детей
- Психологические особенности дружбы и социального капитала в социальных сетях