Оглавление:
Знания о человеке — одна из самых сложных и интересных задач, стоящих перед исследователями всего мира. И как бы далеко человечество ни продвинулось в своих открытиях сегодня, тайна появления и существования человека на Земле, возможно, никогда не будет раскрыта. XX век ознаменовался появлением новой науки — антропологии, цель которой — максимально приблизиться к пониманию сущности человека, закономерностей его поведения и мышления, понять смысл жизни.
Идея человека как самостоятельной области знаний имеет свою предысторию. Конечно, человек стал объектом изучения еще в первые годы философии. Но постепенно возникла мысль о том, что возможно вполне автономное поле знаний о человеке как об особом виде бытия. Однако на пути философского осмысления человека можно выделить наиболее значимые вехи. Конечно, прежде всего, это попытка И. Канта создать философскую антропологию как самостоятельную область знания философии. Он предпринял попытку систематизировать: все открытия, которые были сделаны в лоне науки и непосредственно связаны с человеческой природой. Он также предположил, что только в рамках философии можно синтезировать идеологические интуиции и теоретическое понимание человека. Самой важной темой в мире, по мнению Канта, является человек, потому что он для себя является конечной целью 1.
Актуальность предмета исследования обусловлена процессом антропологизации философских знаний, использованием философских и антропологических исследований во всем мире и особенно в нашей стране, где философская антропология не достигла высокого уровня развития. Актуальность проведенного исследования связана с расширением комплекса гуманитарных знаний.
Цель состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека так, как он представлен в работе Фрейда. Особое внимание уделяется сравнению Просвещения и фрейдистского замысла человека. Задача данной диссертационной работы определяется следующими вопросами: Обладает ли человек определенной константой или же он постоянно преображает свою природу? Человеческая природа стабильна? До какой степени можно говорить о целостности человека? Какую роль играет бессознательное в человеческом архетипе?
Структура психики по Юнгу
По мнению К. Юнга, психика человека включает в себя три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и формируется из следов памяти всего прошлого человечества. Коллективное бессознательное проявляется в индивидууме в виде архетипов.
Юнг изобразил человеческую психику в виде диаграммы: «Наша психическая сфера выглядит как светящийся глобус. Поверхность, с которой появляется свет, является доминирующей функцией личности».
На диаграмме ощущения действуют как периферийная функция. Второй круг думает. Потом приходят чувства и интуиция. Все вместе образуют эктопсихическую систему. Следующая сфера на диаграмме представляет собой комплекс сознательного эго, на который направлены функции: Память, субъективные компоненты функций сознания, эмоции и аффекты, инвазии — эндопсихическая система.
Суть диаграммы Юнга состоит в том, чтобы показать увеличение бессознательного от периферии к центру и место индивидуального бессознательного в коллективном бессознательном. «…Энергия или интенсивность комплекса ЭГО, проявляющаяся в усилиях воли, уменьшается по мере приближения к темной сфере, бессознательному».
«Сознание — чрезвычайно своеобразная тема». Это дискретное явление природы. Пятую или треть, возможно, даже одну секунду нашей жизни проходит в бессознательном состоянии. Раннее детство человека совершенно бессознательно. Каждую ночь мы погружаемся в бессознательное, и только в промежутках между пробуждением и сном мы более или менее ощущаем себя в сознательном состоянии. В некотором роде сам факт ясности или уровня сознания также является проблематичным. Например, предполагается, что у десятилетнего мальчика или девочки есть сознание, но легко доказать, что здесь есть особый вид сознания, сознание, в котором отражение себя не допускается; сознание ЭГО отсутствует».
Более того, Чжун считает, что сознание накапливается. И это происходит как в период онтогенеза, так и в период филогенеза — чем старше существо, тем менее сознательным оно является, и Юнг вообще отказывается от сознания животным. Существует интересная теория, что с появлением печати и постепенным распространением книг, чтения и грамотности произошел качественный скачок в повышении сознания. До этого люди жили в мире звука, в мире «мистического участия» (мистицизма участия) в своем окружении; они узнавали о мире через зрение, звук и другие чувства. Термин «мистическое участие» был придуман антропологом Люсьеном Леви-Брулем и широко использовался Юнгом. Этот термин описывает состояние сознания, которое, по мнению обоих исследователей, было характерно для «первобытных» людей. В этом состоянии наши мысли и чувства находятся вне нас, так сказать, как звуки физического мира. Хотя мир наполнен смыслом, истинного сознания не существует, так как все сливается со всем остальным.
«Чем более ограничена область человеческого сознания, тем многочисленнее элементы (образы) психической составляющей, которые посещают его, как будто это внешние явления. На живых людей (магов, ведьм и т.д.) может быть проецирован образ духов или магических сил ….. (когда это происходит, даже деревья и камни начинают говорить)…»
С распространением чтения человек узнает мир через «призму» книг, буквы не передают, а преображают слова, человек воспринимает печатное слово, а не звуковое — тем самым он отделяет себя от мира, и это увеличивает сознание, так как он может абстрагироваться от внешнего мира и распознавать его дискретно, с боку.
Архетипы и основные понятия
Невозможно определить, сколько архетипов существует. Кажется, что существуют архетипы для каждого человека, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое количество людей в течение длительного периода времени.
Если архетипов так много, то они должны иметь иерархические уровни. Поэтому архетип матери должен быть внутри архетипа женского. Другими словами, архетипы не имеют четких границ, каждый архетип на своей границе сливается с другим. Поэтому в своей работе я ограничусь изучением важнейших архетипов: Персона, Анима и Анимус, Тень и Я.
Коллективное бессознательное
Общая концепция коллективного бессознательного обсуждалась в части 2.1. Более подробно она будет рассмотрена в этой части, поскольку понятие архетипов неразрывно связано с понятием коллективного бессознательного.
Хотя генезис теории архетипов связан со сходством снов пациента и основных типов в мифологии, как это видит Юнг, мифологические персонажи не должны пониматься так же, как и архетипы: «Архетип как таковой существенно отличается от форм, которые стали историческими или были пересмотрены». На самых высоких уровнях загадочного учения архетипы появляются в рамках, которые безошибочно указывают на влияние сознательной переделки в суждении и оценке. С другой стороны, непосредственные проявления архетипов, с которыми мы сталкиваемся во снах и видениях, гораздо более индивидуальны, непонятны или наивны, чем, скажем, мифы. По сути, архетип представляет собой то бессознательное содержание, которое изменяется, когда оно становится сознательным и воспринимается; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно появляется (ради точности следует различать «архетип» и «архетипическое представление»). Сам по себе архетип является гипотетическим образом, недоступным для созерцания, как, например, то, что в биологии называют «образцом поведения»)»). Таким образом, архетип в чистом виде можно наблюдать либо во сне, либо, в меньшей степени, в верованиях различных ранних племен.
Из-за своей бессознательной природы архетипы практически недоступны для понимания человеком.
«Именно потому, что люди почти никогда не сомневаются в значении архетипичных образов, эти образы полны смысла». Боги умирают время от времени, потому что люди вдруг обнаруживают, что их боги ничего не значат, сделаны из дерева и камня и совершенно бесполезны. На самом деле, единственное, что обнаруживается, это то, что человек не задумывался об этих образах вообще раньше. И когда он начинает думать о них, он прибегает к тому, что сам называет «разумом», но на самом деле это лишь сумма его близорукости и предрассудков».
Юнг придает большое значение символам. Бессознательное выражается, прежде всего, через символы. Хотя не существует конкретного символа или изображения, полностью представляющего архетип, чем больше символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем сильнее и эмоциональнее реакция, которую он вызывает. Юнг разделяет символы на индивидуальные и коллективные, подчеркивая последние, потому что они являются выражением коллективного бессознательного, то есть часто это религиозные образы, такие как крест, шестиконечная Звезда Давида и буддийское колесо жизни. Символические выражения и изображения представляют собой понятия, которые мы не можем полностью определить или понять. Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас.
Под индивидуальными символами Юнг подразумевает «обычные» символы, которые являются выражением одного и того же коллективного бессознательного через призму индивидуального бессознательного и обрабатываются сознательным сознанием, и поэтому весьма далеки от «идеального» бессознательного. В частности, он демонстрирует, что все религии со временем приобретают индивидуальные символы для замены оригинальных; то же самое происходит с архетипами — Юнг приводит яркий пример: преобразование образа «лица гнева Божьего» в Ветхом Завете, который соответствует архетипу Отца, главного Бога, в образ Бога в Новом Завете.
Символы — как формы выражения бессознательного
По словам Юнга, бессознательное выражается, прежде всего, через символы. Хотя не существует специфического символа или изображения, полностью представляющего архетип (который является формой без специфического содержания), чем больше символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем сильнее и эмоционально заряженная реакция, которую он вызывает.
Символ имеет очень сложное значение, потому что он не подчиняется разуму; он всегда принимает много значений, и эта многозначность не может быть сведена к одной логической системе. Символ указывает на будущее. Прошлое недостаточно для его интерпретации, так как в каждой настоящей ситуации прорываются микробы будущего. Это объясняет, почему самопроизвольно применяемая символика содержит в себе будущее.
Юнг изучал два типа символов: индивидуальные и коллективные. Под индивидуальными символами Юнг подразумевает «естественные» символы, которые спонтанно создаются человеческой психикой, в отличие от картин или рисунков, которые намеренно создаются художником. В дополнение к личным символам, встречающимся в мечтах и фантазиях человека, существуют важные коллективные символы, которые часто являются религиозными образами, такие как крест, шестиконечная Звезда Давида и буддийское колесо жизни. Символические выражения и изображения представляют собой понятия, которые мы не можем полностью определить или понять. Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас. По словам Юнга, за символом стоит что-то другое, но символ, например, дерево, это нечто само по себе — динамичное, живое существо. Символ может представлять психическую ситуацию человека, а также ситуацию в конкретный момент времени.
Активное воображение
Юнг рассматривал использование активного воображения как способ развития самопонимания через работу с символами. Он призвал своих пациентов рисовать, лепить или работать с другими формами искусства, видя в этом способ проникнуть в их внутреннее существо. Активное воображение — это не пустая фантазия, а попытка привести бессознательное к диалогу с самим собой через символы.
Активное воображение относится к любой сознательной цели создания материала, который тесно связан с бессознательными процессами, чтобы ослабить обычный контроль над нашим «я», не позволяя при этом бессознательному полностью доминировать. Процесс активного воображения у каждого человека свой. Некоторые люди наиболее продуктивно используют рисунок или живопись, в то время как другие предпочитают сознательно создавать изображения, фантазию или какую-либо иную форму выражения.
Исследуя свое собственное подсознание, Юнг использовал различные способы. Он спроектировал уединенный дом в Боллингене, который соответствовал его собственным внутренним потребностям, и добавил различные пристройки к дому по мере того, как он развивался. Юнг расписывал фрески в Боллингене, переписывал рукописи на латинском и верхнем немецком языках, иллюстрировал собственные рукописи и вырезал их на камне.
Источники формирования и трансформация коллективных образов.
Символ играет большую роль в возникновении и существовании архетипа. К. Юнг различает два типа символов: природный и культурный. В связи с первым, происходящим от бессознательного содержания психики, можно говорить об огромном разнообразии вариаций основных архетипичных образов. Природные символы можно проследить по их архаичным корням — идеям и образам, найденным в древних записях и первобытных обществах. Культурные символы когда-то использовались для выражения «вечных истин», а некоторые религии используют их и сегодня. Такие символы претерпели множество трансформаций, подверглись сознательному развитию и, таким образом, стали коллективными образами. К. Юнг подчеркнул важность именно этих символов в психическом строе человека. Их подавление или игнорирование приводит к непредсказуемым последствиям. В этом случае психическая энергия этих символов усиливает тенденции, лежащие на верхнем уровне бессознательного, позволяет им проникать в сознание и существовать там. Избыток этих тенденций позволяет проявиться уже упомянутому архетипу «Тень», а в качестве примера его последствий К. Юнг рассматривает события первой половины 20 века.
Проблема бессознательного занимает большое пространство в психологии. Фрейд подошел к этому с позиций механисто-натуралистического мышления своего времени. Познание человеческой психики невозможно без изучения и понимания бессознательного. Весь психоанализ, как мы видели, построен на введении в бессознательное состояние пациента. Основана Зи. Фрейд, то, что именно бессознательное проявляется в наших мечтах, оговорках и т.д., является общепринятым. В отличие от Фрейда, представители неофрейда рассматривают проблему в более широком контексте. Э. Фромм «открыл» огромное жизненное пространство, в котором человек предстает не только как владелец тела, но и ума. Сам феномен бессознательного оказался настолько большим, сложным и значительным, что любое новое учение о нем существенно повлияло на всю западную культуру. Сам психоанализ, помимо психотерапевтической практики, стал философской доктриной человека, социальной философией. В этой главе мы попытались дать доступное определение бессознательным процессам человеческой психики с точки зрения фрейдизма и нео-фрейдизма, показать, как возникло понятие бессознательного, кто был родоначальником психоанализа, и рассмотреть различные взгляды на эту проблему.
Как мы можем доказать существование архетипов? По словам К. Чжуна, основным источником информации, доказывающей их существование, являются сны. Это можно объяснить тем, что неарбитрарность, спонтанность этих творений бессознательной психики позволяет говорить о несбыточности сновидений с любой сознательной стороны. Однако, есть определенная сложность, потому что мы должны отфильтровать из этого источника такие мотивы, которые не известны мечтателю. В то же время, в поисках скрытых мотивов, мы должны исключить тех, чьи действия не совпадают с действиями архетипа, известного из исторических источников.
К. Юнг не довольствовался мечтами, но также определил «активное воображение» как источник информации об архетипах. Под этим первоисточником понимается последовательность фантазий, вызванная сознательной концентрацией. C. Юнг установил связь, что наличие нереализованных, подсознательных фантазий увеличивает частоту и интенсивность сновидений. С осознанием таких фантазий мечты становятся слабее и встречаются реже. Это соотношение было использовано в методе разработки фантазий путем наблюдения за последующим развитием фантазий, которые естественным образом завершают фрагмент сна. К. Юнг отметил, что нет необходимости связывать этот метод с методом «свободных ассоциаций» Z. Фрейд. Этот метод приводит к последовательности фантазий, которые открывают бессознательное и обнажают материал, богатый архетипичными изображениями.
Третий источник архетипичного материала чрезвычайно интересен, так как лежит в заблуждениях паранойи, фантазиях, которые мы можем наблюдать в состоянии транса. Ошибкой в этом случае будет сложность проведения параллели между отдельным символом и мифологическим символом. Здесь потребуется четкое совпадение их функционального значения и контекста, в котором они появляются. К. Юнг определил этот метод как очень трудоемкий, а демонстрацию результатов — как неблагодарное занятие.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Открытые и закрытые альтернативные вопросы
- Деструктивное сознание
- Законы психических процессов
- Эрик Берн, американский психотерапевт и психолог
- Речь
- Эмпирические методы исследования в психологии
- Организация и управление морально-психологическим обеспечением деятельности в современных условиях — Сущность и содержание морально-психологического обеспечения
- Особенности иррациональных убеждений и копинг-стратегий
- Значение ролевой игры для формирования личности дошкольника
- Особенности психики умственно отсталых детей — Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка