Для связи в whatsapp +905441085890

Антропологический материализм Фейербаха

Фейербах Людвиг (1804-1872) — немецкий философ, материалист и атеист, резкий и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Характерной чертой материализма Фейербаха является антропология, то есть понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, общего и высшего субъекта новой философии».

Фейербах приходит к выводу, что вопрос о связи бытия с мышлением — это вопрос о природе человека, потому что только человек думает. Следовательно, поскольку философия рассматривает вопрос о связи мысли с бытием, то это должна быть антропология, то есть доктрина человека.

Человек неотделим от природы; мысль — необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической активности. Сущностным содержанием и целью антропологического принципа, по Фейербаху, является научная интерпретация общественного сознания, которое он видит как отражение человека. Это существо, по мнению Фейербаха, является, прежде всего, чувственной жизнью ума и сердца, разнообразием индивидуальных переживаний.

В основе антропологии Фейербаха лежит материалистическая доктрина природы. Природа — единственная реальность, а человек — ее высший продукт. Природа вечна. Появление и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в космосе.

По мнению Фейербаха, в основе всей методологии лежит не мысль или даже не природа, а человек. Поэтому, по его мнению, не только искусство и религия, но и философия, логика, методология, наука и т.д. являются проявлениями человека. — Все это — проявления и откровения истинного человека.

В эпистемологии Фейербах продолжил линию материалистического сенсационизма и считал, что единственным источником наших знаний является сенсация.

Что касается диалектического содержания в истории материализма, то Л. Фейербаху явно не повезло. Дело в том, что его материализм явно оценивается как чисто и исключительно метафизический.

Заслуга Фейербаха в том, чтобы подчеркнуть связь между идеализмом и религией. Он резко раскритиковал идеалистический характер гегелевской диалектики. Основное содержание и значение философии Фейербаха — его пропаганда материализма. В эпистемологии он отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма и решительно выступал против агностицизма. Религия рассматривается Фейербахом как отчуждение человеческих качеств: человек считает себя удвоенным, а в лице Божьем — своим собственным существом. Таким образом, религия функционирует как «бессознательное самосознание» человека. Фейербах видит причины такого удвоения зависимости человека от природных и социальных сил. Принципы нравственности Фейербах черпает из присущего человеку стремления к счастью, которое может быть достигнуто, если каждый человек разумно ограничивает свои потребности и относится к другим с любовью.

Антропологический материализм Фейербаха

Фейербах и религия

После публикации «Сущности христианства» Людвиг Фейербах продолжил изучение религии. Уверенный в конце христианской эпохи, он искал ответы на вопрос, что займет его место. Буквально через два года, в 1843 г., появилось еще одно его произведение — «Образы философии будущего». В нем он пытается задать направление дальнейшего развития цивилизации.

Фейербах говорит: «Как христианство не может существовать в своей старой форме, так и философия не выполняет задачи, которые ставили перед ней время. В христианстве он видит близость к сердцу человека, к его чувственной и эмоциональной стороне. Религия является неотъемлемой частью человеческой личности. Фейербах рассматривает философию как рационализированную форму богословия, и она тоже принадлежит к сущности человека. Слабость религии в том, что она фокусируется на внутреннем мире человека и мало внимания уделяет внешнему миру. Философия, с другой стороны, полностью оторвана от человека и воплощает в себе «чистый разум».

Под философией будущего Фейербах подразумевал именно синтез философии и религии. Он счел необходимым сохранить положительные аспекты обеих сторон и при этом отбросить предполагаемые недостатки. Сам Фейербах назвал результат такого синтеза антропологией.

«Короче говоря, то, чем мы хотим стать, мы должны сконцентрироваться в более высоком начале, закрепиться в более высоком слове; только так мы освятим нашу жизнь, только так мы оправдываем наше стремление». Только так мы освободимся от противоречия, которое в настоящее время отравляет наши души, от противоречия нашей жизни и мысли с религией, которая в корне несовместима с этой жизнью и мыслью. Ибо мы должны снова стать религиозными — политика должна стать нашей религией, но это возможно только в том случае, если наши взгляды имеют то высшее качество, которое делает политику религией» («Необходимость реформирования философии»).

Государство — это реальность, но эта реальность по существу несовместима с религиозной верой человека. Таким образом, необходимо объединить религиозное сознание и философскую мысль, а затем преобразовать окружающую действительность, чтобы преодолеть противоречие между бытием и небытием.

Развивая идею идентичности человека и Бога, Фейербах критикует позицию существования абстрактной истины, не зависящей от реального человека. При этом определяющим чувством для него является любовь, которая должна помочь объединить бытие и сознание.

«Как объективно, так и субъективно, любовь служит критерием бытия — критерием истины и реальности». Там, где нет любви, нет правды. Только тот, кто представляет бытие, является тем, кто любит что-то — быть ничем и не любить ничего — это одно и то же. Чем больше в человеке, тем больше он любит и наоборот.

Следовательно, по мнению Фейербаха, новая философия должна содержать в себе и чувственный элемент.

«Новая философия основывается на истине любви, на истине чувств. В любви, в чувстве в целом, каждый осознает истину новой философии. Новая философия в своих основах есть не что иное, как сущность чувств, возведенных в сознание; она подтверждает только в интеллекте и посредством интеллекта то, что исповедует сердце каждого человека, настоящего человека. Это сердце, поднятое на разум. Сердцу не нужны абстрактные, метафизические или теологические объекты; ему нужны аутентичные, чувственные объекты и существа».

Истина в этом случае не ограничивается только знаниями, а должна соответствовать всей полноте человеческой жизни. Человек с узким кругом мыслей, который занят только абстрактными рассуждениями, не способен познать истину. Поэтому всестороннее развитие каждого человека является насущной необходимостью.

«Искусство, религия, философия или наука — это проявление или откровение истинного человека». Человек, совершенный, настоящий человек, это только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или нравственным, философским или научным сознанием. Как правило, только тот, кому не хватает основных человеческих качеств».

Последовательно развивая мысль, автор приходит к выводу о необходимости коллективизма. Только через другого человека-субъекта мы можем прийти к правде.

Антропология как основа материализма


Фейербах следующим образом описал развитие своего мировоззрения: «Бог был моей первой мыслью, причина моей второй, человек моей третьей и последней.» Начав изучать богословие, он разочаровался в нем и перешел к изучению гегелевской философии, но его не устраивала абстрактность гегелевской философии. Его отход от гегелевской философии пришел в короткой статье «О критике гегелевской философии» (1839), в которой Фейербах заявил: «Гегелевская система — абсолютное самоисключение разума». Фейербах разочаровался в гегелевской философии.

Фейербах считал необходимым реформирование философии, ее переход от идеализма к материализму, но не к механистическому материализму XVIII века, а к антропологическому (от греческого антропоса — человека) материализму.

Ф. Энгельс резюмировал основные моменты материализма Фейербаха следующим образом: «Природа существует независимо от любой философии. Это фундамент, на котором мы, люди, выросли». Центр философии, по мнению Фейербаха, должен быть человеком, понимаемым как духовно-телесное существо. Антропологический принцип выражал единство человеческой природы Фейербаха.

Материалистический взгляд на человека в антропологии Фейербаха выражался в том, что он видел природу, материю, как происхождение и тела, и духа человека. Разум и тело нельзя разделить: «Какая половинчатость, какая дихотомия, какая «изнутри-вне»!» Только теоретически, утверждал Фейербах, разум можно было бы воспринимать как отдельное от тела; в действительности же первое было неотделимо от второго и зависело от него. Отвергая человека, Фейербах не отрывал его от природы и не противился ей; он считал человека продуктом и частью природы. Таким образом, новая философия должна сделать человека, включая природу как основу человека, единственным, универсальным и высшим объектом философии, то есть антропологию, включая физиологию, универсальной наукой.

В отличие от французских материалистов XVIII века, которые основывали свое представление о человеке на понятии «человеческая природа», Фейербах считал, что человеческая сущность содержится не в отдельном человеке, а в человеческом роде: «Отдельное человеческое существо, как нечто отдельное, не содержит в себе ни нравственной, ни мыслительной сущности человеческой сущности». Человеческая сущность присутствует только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, основанном на реальности разницы между Я и Тобой».

Фейербах видел любовь как основу человеческого единства, его общения. Поскольку любовь — это универсальный закон природы, она также должна стать высшим и первым законом человека. Средством обеспечения этого закона должна была стать не религия, а новая философия.

Суть минимализма по Фрейербаху

Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, потому что Фейербах фокусируется не на абстрактном понятии материи, а на человеке как психофизической сущности, единстве души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую интерпретацию, в которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело во всей его полноте составляет сущность человеческого «я». Духовное в человеке не может быть отделено от физического; дух и тело — две стороны этой реальности, называемой телом. Человеческая природа, таким образом, интерпретируется Фейербахом как преимущественно биологическая, и человек для него является не исторически духовным существом, а связующим звеном в развитии человеческого рода.

Критикуя идеалистическую интерпретацию знания и неудовлетворенный абстрактной мыслью, Фейербах апеллирует к сенсорному восприятию. Вера в то, что сенсация — единственный источник нашего познания. По словам Фейербаха, только то, что дается нам через органы чувств — зрение, слух, осязание и обоняние — имеет истинную реальность. Через чувства мы знаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхъестественной реальности и отвергал возможность чисто абстрактного знания посредством разума, считая последнее изобретением идеалистических спекуляций.

Антропологический принцип Фейербаха в эпистемологии выражается в том, что он переосмысливает понятие самого «объекта». По мнению Фейербаха, понятие объекта сначала формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первым объектом для каждого человека является другой человек — «ты». Именно любовь к другому человеку является способом признания его объективного существования и, следовательно, существования внешних вещей в целом. Природа не существует сама по себе, она создается индивидуальным или над-индивидуальным сознанием.

Жизненное достояние Фейербаха

В 1830 году Фейербах опубликовал крупный труд «Мысли о смерти и бессмертии», в котором основательно раскритиковал гегелевскую философию. Книга не была принята философским сообществом Германии, она не только вызвала ожесточенные дебаты, но даже привела к запрету преподавания Фейербаха и его увольнению с кафедры философии.

Но Фейербах сумел воспользоваться неблагоприятными обстоятельствами в свою пользу — в течение четверти века он добровольно ушел на пенсию в деревню Брукберг, где много читал, общался с природой, а также оправился от навязчивого человеческого общества. Вопреки утверждениям скептиков, период самоизоляции Фейербаха не умаляет его философского таланта, напротив, мыслитель плодотворно работал и в 1841 году опубликовал одну из самых фундаментальных книг — «Сущность христианства», в которой он подвергается аналитическому анализу и критике человеческой религиозности вообще и христианской религии в частности.

Новые работы мыслителя также получают крайне неоднозначные отзывы в обществе. Он получает преданных последователей в лице Энгельса, Штирнера, Плеханова и т.д., но большинство из них очень негативно относятся к Фейербаху и его произведениям из-за их антирелигиозной направленности. Философ никогда при жизни не пользовался широкой известностью, и даже после его смерти в 1872 году к его наследию относятся очень осторожно и скупо среди немецких философов. Удивительно, но самые обширные работы, обобщающие взгляды и теории Фейербаха, принадлежат философам из других стран (датскому Старку и финн-болину).

Главные работы Фейербаха:

  • «История новой философии от Бэкона до Спинозы»;
  • «Философия и христианство».
  • «Сущность религии».
  • «Основы философии будущего».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социально-философский анализ
  2. Проблема творения. Бытие и небытие в арабо-исламской философии
  3. Историческая судьба марксизма в России
  4. Рене Декарт, французский философ, математик
  5. Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений
  6. Освальд Шпенглер, немецкий философ, историк, представитель философии жизни
  7. Философия современной России
  8. Венский кружок
  9. Герменевтика и культурная коммуникация
  10. Валериан Николаевич Муравьев, русский философ и общественный деятель