Оглавление:
Философия Нового времени — это период в развитии философии в Западной Европе в 16-18 веках, характеризующийся возникновением капитализма, быстрым развитием науки и техники и формированием экспериментального и математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.
В это время человечество вступило в новый период своей истории, ознаменованный мощным цивилизационным прорывом. За три столетия изменились экономические, политические, культурные формы существования человека. В экономике широкое распространение получило мануфактурное производство и связанное с ним разделение промышленного труда, все больше людей стали использовать машины. В политической сфере начали формироваться новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве и методы реализации этих идей на практике. В области культуры на первый план стали выходить научные знания. В области естественных наук и математики были сделаны выдающиеся открытия, подготовившие научно-техническую революцию. Философия была в авангарде всех этих изменений. Она предвещала, стимулировала и обобщала их Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 311. .
Философия, участвуя в развитии научного познания, а часто и опережая его, стремилась стать «великой реставрацией наук». Философы, такие как Р. Декарт, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, иногда сами были первопроходцами в математике и естествознании. В то же время они не пытались превратить философию, которая фактически перестала быть служанкой теологии, в служанку естественных наук. Напротив, как того хотели Платон и Аристотель, они отвели философии особое место. Философия должна была играть роль самого широкого учения, синтезирующего знания о природном мире, о человеке как части природы и его особой «природе», сущности, об обществе, о человеческом духе и, обязательно, о Боге как первой сущности, первой причине и перводвигателе всего сущего. Другими словами, процесс философствования мыслился как «метафизическая рефлексия».
Именно поэтому философов XVII века называют «метафизиками». К этому следует добавить, что их метафизика не была простым продолжением традиционной метафизики, а представляла собой ее новаторскую переработку. Таким образом, новаторство является важнейшей отличительной чертой философии Нового времени по сравнению со схоластикой.
Европейскую философию Нового времени XVII-XIX веков принято называть классической философией. В это время создавались оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремившиеся приобрести научный статус.
Экспериментально-опытное изучение природы и математическое осмысление ее результатов, зародившиеся в предшествующую эпоху, стали в Новое время мощной духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль Андрейченко Г.В. Философия. Учебник для высших учебных заведений. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 231..
Начало формирования философского мышления Нового времени
Эпоха Возрождения и философия Возрождения ознаменовали собой поиск новых путей, новых способов и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Кульминацией его стал вновь сформировавшийся способ философствования, который можно определить как философскую мысль Нового времени. Если окончательное расхождение ренессансного мышления и его философии с томистским схоластическим средневековьем проявилось как отказ прогрессивных социальных слоев того времени от феодальных отношений и «феодального» мышления, то философия Нового времени в собственном смысле слова является их программным выражением во многом уже «реализованных» интересов и взглядов Попов В.Е. Философия. Учебник для высших учебных заведений. — М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2006. С. 89..
Впервые в целостной теоретической форме интересы и взгляды формирующегося класса — буржуазии были выражены в философии Бэкона и Декарта. Период формирования их систем (примерно последние годы XVI и первая половина XVII века) — это время постепенного застоя в экономическом процветании итальянских городов, а центр экономического развития постепенно перемещается в Англию, Голландию и отчасти во Францию.
Бурное экономическое развитие происходит во второй половине XVI века в Нидерландах. С развитием производства формируются новые общественные отношения и одновременно обостряются противоречия между Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI века происходит серия восстаний и бунтов против испанской гегемонии, которым сопротивлялись практически все слои голландского общества. Кульминацией этих восстаний в 1609 году стала первая буржуазная революция в Европе.
Нидерландская буржуазная революция стала первым политическим протестом в основном незрелого социального класса — буржуазии.
Во второй половине пятнадцатого века Англия также становится державой первостепенной важности, превращаясь в значительную колониальную и торговую державу. Все это приводит к быстрому развитию мануфактурного производства, основанного на наемном труде, т.е. на тех общественных отношениях, которые по сути своей чужды феодализму.
Зарождающаяся буржуазия и дворянство, по существу включенные в буржуазное производство, имеют не совсем одинаковые, но пересекающиеся интересы, особенно в области экономического предпринимательства. Экономическая активность и интересы реальной практической жизни приводят этот социальный слой (и не только в Англии) к ориентации на реальное познание мира, в частности природы, к ориентации на такое познание, которое не основывалось бы только на цитатах из Библии или Аристотеля, высушенных схоластикой, а опиралось бы на практический опыт. Рост социальной значимости класса, связанный с развитием экономической и промышленной жизни, и развитие научного, особенно естественнонаучного, знания, основанного на эмпиризме и опыте, представляют собой ту социальную и эпистемологическую основу, из которой возникла и черпала силы как конкретная философия Бэкона, так и вся философия Нового времени.
Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии Нового времени
В исследованиях философов 17 в. акцент сделан на методологических и гносеологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное отражение действительности в сознании человека, как наблюдение и экспериментирование с объектами природы, которые раскрывают тайну своего бытия познающему разуму, причем сам разум наделен статусом суверенности. Он как бы со стороны наблюдает и исследует вещи.
Новое время — это эпоха разносторонней критики традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирование новой философской парадигмы осуществлялось с двух позиций. С одной стороны, осознавая несоответствие схоластических установок и понятий требованиям жизни, философы 17 в. — Ф.Бэкон, Дж. Локк, Т.Гоббс — утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Они заложили основы того гносеологического направления, которое получило наименование эмпиризма.
С другой стороны, считая главным препятствием для создания подлинно научной философии авторитаризм схоластической философии, для которой догматы христианского вероучения и положения содержащиеся в работах «отцов церкви» и Аристотеля, были единственным источником знаний, многие из философов Нового времени обращались к осмыслению и обобщению методов математического познания. Они — Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц — видели в истинах математики проявление «естественного света» человеческого разума, который собственными силами, без помощи каких бы то ни было авторитетов и даже без помощи сверхъестественного «откровения божия» способен проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р.Декарт. Он стал родоначальником того направления в гносеологии, которое получило название рационализма.
Таким образом, уже с первых шагов формирования новой философии наука поляризует философские воззрения: математика и математическое естествознание воздействуют на философию в направлении преобразования ее в абстрактную рациональную науку, эмпирическая же методология подсказывала совершенно иную архитектуру философских представлений Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 280..
Одним из первых, кто противопоставил категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании был Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его часто называют последним крупнейшим философом Возрождения и зачинателем философии нового времени.
Ф.Бэкон впервые сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.
«Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным» Хрестоматия по философии / под ред. А.Р. Абдуллина. — М.: Кнорус, 2008. С. 275.. Только истинное знание, по мнению Бэкона, дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира. Два человеческих стремления — к знанию и могуществу — находят здесь свою оптимальную равнодействующую. Английский мыслитель считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса.
Научный прогресс, полагал Бэкон, должен быть достигнут прежде всего за счет перехода от схоластических спекуляций к анализу вещей. Бэкон обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент и определенная методика их анализа и обобщения. Центральное место в методологической программе Бэкона занимают опыт и индукция. Научное знание, по мнению Бэкона, проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, а из целенаправленно организованного опыта, эксперимента.
Английские корни эпохи Просвещения
Многие мыслители XVIII века уверенно стали заявлять, что первой и главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просвещение умов», просвещение людей, ознакомление их со всеми важнейшими достижениями науки и искусства. Это отношение к просвещению масс стало настолько характерным для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век стали называть веком просвещения или веком Просвещения.
Англия была первой страной, вступившей в эту эпоху. Англия раньше других стран вступила на путь капиталистического развития. Это была первая страна, где произошла революция, закончившаяся казнью короля. Правда, в 1688 году произошла реставрация монархии, но это не могло существенно повлиять на ее капиталистическое развитие. Поэтому не случайно, что именно в Англии идеи просвещения нашли благодатную почву. Эти идеи развивал Т. Гоббс (1588 — 1679), затем Дж. Локк и другие мыслители.
Для английских просветителей была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением, которое объективно препятствовало свободному развитию наук о природе, человеке и обществе. Идеологической формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века стал деизм.
Но английское просвещение было просвещением элиты, носило аристократический характер. Французское просвещение, напротив, было ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие слои городского общества.
Родоначальником английского просвещения по праву считается Т. Гоббс. Гоббс, ученик и некоторое время личный секретарь Ф. Бэкона и продолжатель линии английского эмпиризма, подверг резкой критике дуализм Декарта в его учении о субстанциях.
Гоббс систематизировал учение Бэкона и создал новую форму материализма — механический материализм. Вся природа представлялась Гоббсу как совокупность протяженных тел, отличающихся друг от друга величиной, формой, положением и движением. Движение понималось как чисто механическое, перемещение. Духовная жизнь человека и животных сводится к движениям и усилиям. Они представляют собой сложные механизмы, полностью определяемые извне.
Внешние органы чувств являются источником не только идей, но и всего человеческого познания. Действие окружающих предметов на органы чувств человека создает первоначальные идеи, которые в дальнейшем обрабатываются разумом путем сравнения, комбинирования и разделения идей. Человеческой души как особой субстанции не существует, а вера в Бога — плод воображения Смирнов И.Н. Философия. Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 205..
Однако в центре внимания главных произведений Гоббса «Философские идеи учения о гражданине», «Левиофан» и других находятся проблемы общественной жизни. Он развивает договорную теорию государства, высказанную еще Эпикуром. Согласно Гоббсу, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех». Это «естественное состояние», в котором люди долгое время находились, характеризуется неограниченной личной свободой. А также обеспечение их личной безопасности, защита частной собственности и других личных прав. Люди сознательно решили отказаться от этого, доверив это государству.
Идея приоритета закона
В целом можно сказать, что в материализме XVIII века преобладали метафизика и механицизм, но были и элементы диалектики (Дидро) Стокало М. Философия французского Просвещения // Вопросы философии. 2005. № 4. С. 22..
Дени Дидро (1713 — 1784) — один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы знаний ведущих наук, искусств и ремесел, заложила фундамент буржуазного мировоззрения. Ведущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и другие — приняли участие в его создании. На создание «Энциклопедии» ушло более 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских материалистов эпохи Просвещения:
- Он признавал материю единственной существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;
- объяснял движение таким свойством материи, как неоднородность (взаимодействие большого количества разнородных частей материи приводит к движению);
- отвергал духовное начало мироздания и считал сознание свойством материи;
- видел общество и государство в основе «общественного договора», исходя из которого отрицал божественность власти короля и феодалов;
- Идеалом государства он считал «просвещенную монархию», а частную собственность делил разумно, с учетом интересов большинства.
В целом, значение деятельности французских философов-атеистов-материалистов для философии и для общества состоит в том, что они:
во-первых — четко разграничили два ведущих философских течения — материализм и идеализм;
Во-вторых, они освободили философию от многих религиозных предрассудков;
В-третьих, они дали более реалистичное определение субстанции — материи; выдвинули идею (распространенную в наше время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
В-четвертых, они подвергли критике доэкспериментальное, сверхчувственное («чистое») знание;
В-пятых, обосновывали и пропагандировали теорию материалистического сенсуализма (что знание основано на чувственных восприятиях);
в-шестых, выдвинули идею о том, что все единичные вещи представляют собой различные комбинации микрочастиц;
В-седьмых, обосновал идеи социальной справедливости Огурцов А.Е. Философия науки эпохи Просвещения. — М.: БЕК, 2003. С. 176..
Конечно, французский материализм XVIII века отражал особенности естественных наук этого столетия. Он был механистическим, поскольку в XVIII веке именно механика выделялась своими успехами в описании природы. В нем еще не было развитого учения о развитии (хотя говорили о самом развитии, об эволюции), так как наука этого периода только подходила к глубокому исследованию этой стороны природной реальности.
Впоследствии многие философы, в частности представители диалектического материализма, отмечали как недостаток французского материализма его «идеализм» в понимании общественной жизни и общественной истории, поскольку они, дескать, объясняют и общественную жизнь, и историю сознанием и волей людей. В последнее время такое понимание общественных явлений оценивается все большим числом философов не как недостаток, а как определенное приближение к истине.
И еще одно направление философии французского Просвещения — социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление, широко распространенное в философии Франции второй половины XVIII — начала XIX века.
Представители этого направления подвергали жесткой критике существующий социально-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где господствует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство Огурцов А.Е. Философия науки эпохи Просвещения. — М.: БЕК, 2003. С. 178.. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простых людей во Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 — 1794 годов.
Видными социалистами-утопистами во Франции (первыми коммунистами) были Мабле, Бабёф, Сен-Симон и Фурье.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Результативная подсистема деятельности
- Философия техники
- История и философия истории
- Изменение содержания форм морального сознания
- Аббаньяно Никола, итальянский философ-экзистенциалист
- Альберт Швейцер, немецко-французский философ, теолог и миссионер
- Основные школы античной философии
- Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель
- Дунс Скот и его философия
- Способы представления человека в философии Китая