Оглавление:
Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) отстаивал комплексный характер исследований в психологии, включавший широкие междисциплинарные связи. Деятельность Б.Г. Ананьева рассматривалась как один из определяющих факторов психического развития. Проблема интеграции знаний была одним из ключевых пунктов научной концепции Б.Г. Ананьева. В рамках этого направления психологические исследования связаны с рядом смежных наук — биологической, педагогической, медицинской и технической. Их взаимодействие необходимо как при решении теоретических, так и особенно практических задач. Так, инженерная психология рассматривается Ананьевым как пример создания новых психологических дисциплин на границах наук, развивающихся во взаимных направлениях.
По мнению исследователей, Ананьев «развивал лучшие традиции Бехтерева, руководствуясь марксистской методологией». За фактом преемственности научных школ Бехтерева и Ананьева мы видим еще более далекие исторические связи с рефлексивной теорией И.М. Сеченова, педагогической антропологией К.Д. Ушинского, антропологическим принципом Н.Г. Чернышевского, материалистической традицией русской естествознания, образования и философии. Марксистская доктрина сущности человека и ленинская теория рефлексии послужили основой для построения концептуальной системы Б.Г. Ананьева. У истоков концепции Б.Г. Ананьева стоят его исследования по истории отечественной психологии. Его внимание к истории было обусловлено пониманием роли, которую это исследование играет в современной психологии. Наряду с историей психологии он разрабатывал методологические и теоретические проблемы психологии; значительное место в его творчестве занимают работы по общей, педагогической, возрастной, индивидуальной психологии, психологии труда, искусства и др. Их общей методологической основой является принцип рефлексии и принцип развития. Ананьев является автором фундаментальных исследований по сенсорным и перцептивным проблемам. Он рассматривал их как источник познания и умственного развития в целом. Принцип развития в сочетании с антропологическим подходом был реализован в генетических исследованиях. Ананьев рассматривал онтогенетическое естественное развитие человека как «последовательное изменение стадий или фаз индивидуального развития…». Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты целостности человеческого организма». История становления и развития личности представляет собой жизненный путь человека. «Начало личности наступает гораздо позже, чем начало личности» и «ассоциируется с формированием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, овладением средствами коммуникации…, предметной деятельностью…». Подобно тому, как начало личности — это длительный и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — это длительный многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий во втором или третьем году человеческой жизни». Развитие личности рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, окружения, воспитания и собственной деятельности человека.
Методами изучения онтогенетической эволюции человека были возраст (сечения) и продольный метод. Изучение индивидуального развития человека составляет предмет онтопсихологии как синтетической дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию.
По мнению исследователей творчества Б.Г. Ананьева, несмотря на многообразие проблем, разрабатываемых им на протяжении всей жизни, проблему индивидуального развития человека можно уверенно назвать главной. В целом проблема человека занимает центральное место в творчестве Ананьева. Из этой сложной проблемы применительно к психологии были выделены понятия личности, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. В каждом из этих образований был выделен набор свойств и их детерминант. Однако включение в структуру личности не только собственно личности, но и индивидуальных и субъективных свойств привело к практически безграничному расширению сферы психологических исследований личности, от биохимических до социальных аспектов. При таком подходе специфика психологического аспекта уступает место комплексности, вопреки утверждению Ананьева о том, что «при современной дифференциации наук важно определить предмет каждой из этих наук». В своей работе «Психология педагогической оценки» (1935) В.Г. Ананьев первым указал на важность коммуникации как одного из определяющих факторов развития человеческой психики, а затем развил различные аспекты психологии коммуникации. Коммуникация рассматривалась как один из видов человеческой деятельности наряду с субъективной деятельностью и познанием и как обязательный компонент всех других видов деятельности, прослеживалось влияние коммуникации на поведение и личность человека, обсуждались проблемы качественного и количественного оптимума коммуникации и последствия недостатка коммуникации для развития личности и др.
Понятие о личности индивида в работах Ананьева
Б. Ананьев выделил первичные и вторичные свойства человека. В качестве первичных он рассматривал свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определённому возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определённому полу), а также индивидуально-типичные характеристики, в том числе конституционные (особенности состава тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств определяет особенности темперамента и предрасположенности человека.
Социальное представляется в человеке через личность и субъекта деятельности. В то же время речь идет не о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что человек в процессе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, человек может стать личностью и субъектом деятельности только на основе определенных индивидуальных структур.
Личность относится к личности как к субъекту социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы понимают личность как системное свойство личности, которое формируется в совместной деятельности и коммуникации. Существуют и другие трактовки этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует индивида как социальное существо. В рамках этого понятия рассматриваются следующие психологические свойства личности: мотивация, темперамент, способности и характер.
Исходя из вышесказанного, личность характеризуется пятью потенциалами:
- Когнитивный (познавательный) потенциал личности определяется количеством и качеством информации, находящейся в распоряжении личности. Эта информация состоит из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. К этому потенциалу относятся психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
- Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется системой ценностных ориентаций в моральной, политической, религиозной и эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями, приобретенными ею в процессе социализации. Поэтому речь идет о единстве психологических и идеологических моментов, личного сознания и самосознания, которые развиваются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрывая в своем мировоззрении, мировоззрении и мировоззренческих устремлениях.
- Творческий потенциал личности определяется приобретенными и самостоятельно развитыми навыками и способностями к творческому или деструктивному, продуктивному или репродуктивному действию, а также мерой их реализации в конкретной сфере (или нескольких сферах) трудовой, социальной и организационно-критической деятельности.
- Коммуникативный потенциал человека определяется мерой и формами его коммуникабельности, характером и силой установленных им контактов с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
- Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная; деятельность человека развертывается в творчестве, профессиональном и любительском, в «потреблении» произведений искусства. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, на котором формируется социализация личности и ее социальная зрелость. При этом речь идет о совокупности социальных отношений: экономических, политических, правовых. Человек как личность изучается общей, дифференциальной, сравнительной психологией, психолингвистикой, реляционной психологией, психологической доктриной мотивации.
Однако человек является не только личностью и индивидуумом, но и носителем сознания, субъектом деятельности, порождающим материальные и духовные ценности. Человек как субъект выступает со стороны своей внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура индивида как субъекта деятельности формируется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют субъекту и средствам деятельности. Основой деятельности человека-субъекта является труд, и поэтому он действует как субъект труда.
Таким образом, каждый человек предстает как некая целостность — как личность, как личность и как субъект — обусловленная единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, и как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого происходит социализация индивида.
Следовательно, человек является биосоциальным существом, наделенным сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует целостную характеристику человека — его индивидуальность.
Индивид, субъект личности, индивидуальность
Термин «частное лицо» имеет несколько интерпретаций. Прежде всего, индивидуум — это человек как единое естественное существо, представитель вида Homo sapiens. Но иногда это понятие используется для обозначения человека как отдельного представителя человеческого сообщества, как социального существа, использующего инструменты. Однако и в этом случае биологическая сущность человека не отрицается. Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев различал первичные и вторичные свойства индивида. В качестве первичных он классифицировал свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определённому возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определённому полу), а также индивидуально-типичные характеристики, в том числе конституциональные (особенности состава тела) и нейродинамические.
Свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств определяет особенности темперамента и характеристики человека.
Другим понятием, характеризующим индивида как объект реального мира, является «личность», то есть индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы понимают личность как системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В этом понятии рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Следующим понятием, которое Ананьев выделил в исследовании человека, является «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «личность» и «личность». Субъект деятельности объединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это объект или явление реального мира, существующее независимо от нашего сознания, выступающее в качестве цели, на которую направлена деятельность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными объектами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого направлена его деятельность, тот или иной объект может действовать как объект. Объектом может быть и сама человеческая деятельность.
Главной особенностью человека как субъекта, отличающей его от других живых существ, является сознание. Сознание является высшей формой психического развития, присущей только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, трансформации окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности преобразовывать окружающий мир — это еще одна особенность человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью действовать. Таким образом, человека можно рассматривать, во-первых, как представителя живой природы, биологического объекта, во-вторых, как субъекта сознательной деятельности, и, в-третьих, как социальное существо. То есть, человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в единое целое образует целостную характеристику человека — его индивидуальность. индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. предпосылкой формирования человеческой индивидуальности являются анатомические и физиологические предпосылки, которые трансформируют I в процесс образования, имеющий социально обусловленную природу. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявления индивидуальности.
Взаимосвязь личности и судьбы человека
Однако Ананьев, предложив не традиционно динамичное, а историческое, биографическое осмысление времени жизни, определил важнейшие с точки зрения развития личности особенности — начало, кульминацию высших достижений в избранной деятельности и финиш, показал зависимость кульминации от начала и начала от истории личного образования. Это была конкретизация главной идеи Шарля Бюлера, который стремился показать жизнь не как случайную, уникальную судьбу человека, а как логическую историю. Но в то же время он связывал эти этапы в основном с предметом деятельности (а не с течением жизни в целом), полагая, что «определить основные моменты становления, стабилизации и завершения личности можно только путем сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека»: гражданский статус, экономический статус, семейное положение, перекрытие, консолидация или разделение социальных функций (роли, природа ценностей и их переоценка в определенных исторических обстоятельствах), изменения в среде развития и коммуникации, конфликтные ситуации и решения жизненных проблем, реализация или нереализация жизненного плана, успех или неудача-триумф или поражение в борьбе. Как отмечалось, на наш взгляд, стремление Ананьева конкретизировать понятие жизненного цикла человека в категориях социологии как наиболее прогрессивного на тот момент направления и тем самым преодолеть абстрактность принципа социальной детерминации личности, выразить это определение в категориях, близких к личностным, особенно очевидно здесь. Он дополняет типизацию, присущую социологическому подходу, индивидуализацией. Однако под индивидуализацией в данном случае он подразумевает онтогенетическую эволюцию: «очень важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является возрастающая индивидуализация этой эволюции.
Таким образом, по нашему мнению, в концепции Ананьева корреляция жизненного пути 1) как биографии, т.е. собственно индивидуальной истории, жизненного пути (или цикла) 2) как социально типичного процесса, включающего в себя стадии, общие для всех людей, и 3) как онтогенетического процесса эволюции человека остается неясной.
Вклад Б.Г. Ананьева в развитие отечественной психологии
Ананьев выделил иерархически подчиненные уровни человеческой организации: индивидуальность, личность и индивидуальность. Он считал, что индивидуальность формируется на основе взаимосвязи черт человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как личности.
Б. Г. Ананьев — последователь В. Однако его отношение к Бехтереву было достаточно сложным: в период 1930-1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексию Бехтерева, Ананьев дистанцировался от рефлексотерапии и неоднократно подчеркивал, что он не является учеником Бехтерева и даже употреблял термин «бехтеревство». Аналогичный сдвиг Ананьев совершил и в отношении психологии: от полного отказа от психологии как науки до ее утверждения в качестве центральной науки в рамках человеческого знания. Работая на психологическом факультете ЛГУ, Ананьев попытался преодолеть фрагментацию гуманитарных наук и создать системную модель человеческого знания, которая бы обобщила изучение различных наук о человеке как личности и как личности.
В его модели гуманитарные науки разделены на четыре секции:
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и течение жизни человека как личности;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.
Он выделил иерархически подчиненные уровни организации человека: индивидуум, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность формируется на основе взаимосвязи черт человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как личности. Б.Г. Ананьев известен также своими работами в области сенсорного восприятия и возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями в области психологии общения, проблем восстановления раненых в годы Великой Отечественной войны. Он одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.
В условиях бурного развития перинатальной психологии, где впервые плодотворно осуществляется комплексный подход к изучению и развитию личности и постепенная психологизация всего общества, его идеи получают новый импульс. Идеи Г. Ананьева получают новый импульс развития. В понятийной системе Ананьева идея целостности человека приобретает особый антропологический характер. Он устанавливает антропологию как один из основополагающих принципов современного психологического познания. Поэтому психологическую теорию Ананьева можно квалифицировать как своего рода психологическую антропологию, которую он наиболее последовательно реализовывал в своем структурно-генетическом анализе человека.
Предметом психологии в свете антропологического принципа является многоуровневая система психических феноменов, взятых в связи с различными аспектами организации и бытия человека — структурой, развитием и деятельностью. Всестороннее изучение человека и его отношений с миром служит основой для целостного и объективного изучения и объяснения природы его психики и сознания. В этом аспекте психологическая антропология Ананьева соотносится с философско-психологической антропологией С.Л. Рубинштейна. В принципиальных вопросах, касающихся понимания сущности психики и путей развития человека, взгляды ученых близки.
Важно подчеркнуть, что с Ананьевым, как и с Рубинштейном, одно из центральных мест в его концепции целостной индивидуальности занимает категория «субъект». В то же время Ананьев разработал эту категорию иначе, чем Рубинштейн. Если последний понимал субъекта как материальную «подложку» сознания и деятельности и как самодостаточного инициативного человека, ответственного за свою жизнедеятельность, то Ананьев определял его как модус деятельности, деятельную подструктуру целостной личности, связанную со всеми другими подструктурами и уровнями его организации. В своих эмпирических исследованиях и теоретико-психологических обобщениях он раскрывает специфические психофизиологические и психосоциальные закономерности структурирования и генезиса субъекта, начиная с ранних лет жизни и заканчивая старостью.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Структура педагогической психологии
- Психологическое консультирование в разрешении конфликтной ситуации
- Значение целостности и связности текста в психологии
- Понятие содержания обучения
- Взаимосвязь психики и нервной системы — Мозг и психика
- Экзаменационные стрессы студентов
- Феномен групповой поляризации
- Значение целостности и связности текста в психологии
- Психические расстройства, передающиеся по наследству
- Степени депрессии