Оглавление:
Актуальность данной темы определяется тем, что в античной философии были поставлены и частично решены основные философские проблемы: возникновение мира и человека, первооснова всего сущего, соотношение двух основных форм бытия — материальной и идеальной, смысл жизни, смерть и бессмертие.
Возникновение античной философии в Древней Греции на рубеже VII-VI веков до н.э. — часть того социально-духовного движения, которое характеризовалось как «движение от мифа к логосу». Это переход от мифологического отождествления материального с идеальным, субъективного с объективным, воображаемого с реальным к новому, более абстрактному мышлению, связанному с общими представлениями о мире, оформленными в философские категории.
Древний «логос» — неразрывное единство слова и мысли — позволил сформулировать первые обобщения многообразного индивидуального, социального и политического опыта людей. Кроме того, переход от мифа к «логосу» был стимулирован начальными элементами научного знания, заимствованными из источников Древнего Востока (математика, астрономия) и развитыми и переосмысленными в Греции.
Философы VII-VI вв. до н.э. формируют систему категорий, сочетавшую, хотя еще очень наивно и несовершенно, новый рациональный подход к явлениям природы и общества со смелыми идеологическими обобщениями, проложившими путь для дальнейшего развития человеческого знания.
Исходя из вышесказанного, тема данной работы представляется не только актуальной, но и интересной. В работе рассматриваются такие вопросы, как философы в поисках первоосновы мира, основоположники античной диалектики.
- ФИЛОСОФЫ В ПОИСКАХ ПРИНЦИПА МИРА (ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН, ДЕМОКРИТ, АНАКСАГОР)Античная философия начинается с появления натурфилософских идей, т.е. с философского понимания природы. «По-гречески слово природа звучит как «фюсис», поэтому такая философия называлась «физической», а философов этого периода называли «физиками». Они интуитивно формировали содержательную модель мира, выясняя первооснову всего сущего как основу, сущность» Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — ФИЛОСОФИЯ. ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФЕССОРА В.Н. ЛАВРИНЕНКО, ПРОФЕССОРА В.П. ТАТНИКОВА. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 38..
Милетская школа (Милет, Малая Азия, VII в. до н.э.) была одним из истоков натурфилософии. Основателем школы был Фалес (около 624-547 гг. до н.э.), а его последователями — Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (585-525 гг. до н.э.).
Основным направлением этого движения был поиск фундаментального принципа, из которого возникают все конкретные предметы и явления. Вещи временны, они возникают и исчезают, а их основа вечна, всегда существует. Фалес видел такую фундаментальную субстанцию в воде, Анаксимандр считал ее неопределенным началом, которое он назвал «апейрон», Анаксимен принял за фундаментальную субстанцию воздух.
Выбор именно этих веществ в качестве «первоосновы» мира не случаен. Именно вода, своими видимыми превращениями в лед или пар, предполагает возможность бесконечного числа метаморфоз, порождения из одной исходной (первой) формы целого множества качественно различных форм.
Воздух, в свою очередь, своей «всепроникновенностью» порождает идею материального «наполнения» бытия, которое обладает способностью «сгущаться» и «растворяться», порождая тем самым все многообразие конкретных вещей в мире. Ведь вода, воздух и т.д. как «первооснова» мира являются не только обычными «ощущаемыми» субстанциями, но они одновременно являются «видимым» и «материальным» принципом и законом возникновения, существования и исчезновения конкретного и живого многообразия вещей в окружающем мире» Спиркин А.Г. Философия. — Москва: Гардарики, 2002. — С. 40..
Анаксагор. Принцип Анаксагора. Гомеомерия
Первым крупным афинским философом стал Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.). Он тоже был родом из Малой Азии, там усвоил взгляды Анаксимена из Милета; затем переселился в Афины. Анаксагор, как и большинство древнегреческих мыслителей, занимался не только философией. Он уделял большое внимание математике, астрономии, физике.
Перу Анаксагора принадлежит сочинение с традиционным для того времени названием «О природе», от которого до нас дошло около 20 отрывков. Он тоже искал первоначало, но, в отличие от милетцев, Гераклита и других, это была не одна какая-то стихия или вещество.
Мир казался ему слишком разнообразным, чтобы выводить все из воды, воздуха, апейрона или огня. «Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти — плоть?» Там же, с. 40. — спрашивал Анаксагор. Для него ответ был ясен: это невозможно. Значит, делал вывод Анаксагор, «первоначалами являются мельчайшие частицы волоса, плоти, дерева и всех других вещей. Эти первоначала он назвал «семенами всех вещей», а Аристотель позднее — «гомеомериями» (буквальный перевод — «подобочастные»)» Там же, с. 40..
Каждая гомеомерия — это мельчайшая частица какого-либо вещества: крови, молока, золота, древесины, огня, железа и т.д. Гомеомерии вечны, их невозможно уничтожить. Причем каждая вещь содержит в себе семена всех вещей, Анаксагор выдвигает принцип: «Все во всем». Но каких-то гомеомерий всегда больше, они преобладают в данном предмете, поэтому предмет и становится тем, что он есть. Золото является золотом, потому что в нем преобладают гомеомерии золота, семена всех других вещей присутствуют в золотом кольце в исчезающее малом количестве. Так как гомеомерии вечны, то ничего не возникает заново и не исчезает бесследно: гомеомерии лишь соединяются или распадаются, образуя новые сочетания, новые предметы.
Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора
Первоначальное состояние мира, по Анаксагору, — неподвижная смесь всех гомеомерий. «Все вещи были вперемешку… И пока все было вперемежку, ничто не было ясно различимо» Спиркин, А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2002. — С. 40., — писал Анаксагор. Для того, чтобы возник мир, необходимо было «подтолкнуть» эту смесь, привнести в нее движение.
Такой движущей силой стал Ум (по-гречески — «Нус»). Нус — творец космоса, он движет миром, благодаря ему из хаотичного состояния и возник организованный мир различных вещей. Причем Нус — единственная абсолютно чистая, простая сила, не смешанная ни с чем другим: «Ум — бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо… если бы Он был смешан с чем-нибудь другим, то Он участвовал бы во всех вещах… Эта примесь мешала бы ему, так что Он не мог бы править ни одной вещью столь хорошо, как теперь… Он — тончайшая и чистейшая из всех вещей; Он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу» Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. — М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. — С. 49-50..
Силой Нуса начинается мировое круговращение, во время которого гомеомерии разделяются и соединяются, что приводит к возникновению различных предметов, вещей. Причем холодное, тяжелое, плотное и влажное собирается в центре и из него образуется земля, а горячее, сухое, светлое и легкое устремляется вверх и образуется небо. Вокруг устроенного таким образом мира находится вращающийся эфир. Вращение эфира отрывает от земли камни. Эти камни от трения при вращении возгораются, — так появляются звезды, Луна и даже Солнце. Они не падают на землю вследствие вращения эфира или, как мы сказали бы сегодня, центробежных сил.
Учение Анаксагора очень оригинально. Все его предшественники считали, что число первоначал конечно. Анаксагор впервые предположил, что число начал составляет бесконечное множество материальных элементов, которые приводятся в движение духовной силой — Умом, или Нусом. Но особый интерес у Анаксагора вызывала проблема превращения вещей, переход одного качества в другое. Почему белый и чистый снег при таянии дает мутную воду? Потому что качества жидкого и мутного уже содержались в снеге, хотя качества твердого и белого в нем преобладали. Во всем есть часть всего, — вот основной принцип философии Анаксагора.
Если взгляды Анаксагора еще нельзя назвать ни материалистическими, ни идеалистическими, — с одной стороны, гомеомерии материальны, с другой — Ум-Нус является вечным духовным началом космоса, — то натурфилософию Демокрита(ок. 460 — ок. 370 до н.э.) мы уже с полным правом можем назвать материалистической.
Парменид. Возникновение элейской философской школы
В VI в. до н.э. в южно-итальянском городе Элее возникает еще одна философская школа — элейская, последователей которой называют элеатами. Если представители милетской школы брали за основу мира какую-либо материальную стихию (воду, огонь и др.), то в элеатской философии впервые в качестве такой основы берется неконкретное: не вещество, а начало, которое обозначается понятием «бытие».
Все они делали резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального мышления, и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание дает нам образ лишь кажущегося состояния вещей, с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность.
Элеаты были первыми в истории философии, кто усомнился в достоверности наших чувств. Конечно, они правы, — наши чувства и ощущения могут нас обманывать, им нельзя доверять безоглядно. Например, лодка на горизонте кажется нам размером с горошину, но такое чувственное восприятие данного предмета не дает истинных представлений о его размерах.
Наивной вере в то, что мир таков, каким он дан нам в ощущениях, элеаты противопоставили убежденность, что истинное знание можно получить только при помощи разума. Правда, их подход был радикален: они вообще решили отказаться от чувственных данных, что привело к чрезвычайно парадоксальным результатам.
Действительно существует лишь то, что можно помыслить, не впадая при этом в противоречия. А теперь попробуйте-ка «помыслить» небытие. Не получается? И не получится: мысль — всегда мысль о чем-то. Даже если мы будем мыслить о небытии, мы своей мыслью придадим ему какое-то существование, сделаете его бытием. Значит, сделал вывод Парменид, а за ним и другие представители элейской школы, «существует только бытие, небытия нет. А что такое «небытие»? Элеаты воспринимали его как пустоту. Следовательно, пустоты нет; мир — это шар, заполненный веществом без пустот» Спиркин, А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2002. — С. 32..
Из такого представления о мире делались совершенно удивительные выводы. Во-первых, если мировой шар наполнен веществом без пустот, значит, он един (что предположил еще Ксенофан), в нем нет и не может быть множества отдельных вещей. Как же так? В аудитории стоят столы, их много. За столами сидят ученики, их тоже много. За окнами (которых тоже несколько) — облака, деревья, машины — их много! Мы же ясно это видим! Видим? Вот в этом-то и дело: мы опираемся на чувства, а элеаты предлагают нам отбросить их полностью и сделать ставку только на разум. Чувства нас обманывают, доверять им нельзя.
Возьмем одно рисовое зернышко и бросим его на землю, — мы ничего не услышим. А теперь возьмем мешок с зерном и бросим его на землю, — мы услышим глухой стук. Но сумма нулей должна равняться нулю! Наши чувства обманули нас либо в первый раз (и стук был), либо во второй (и стука не было).
Таких примеров можно привести сотни (и элеаты приводили их), чтобы убедиться, что чувственное восприятие и разумное мышление — не одно и то же. Поэтому, с их точки зрения, множественности все же нет, мир един, а множество деревьев и машин за окном — обман чувств, мнение (докса), а не алетейа.
Но и это еще не все! Движения тоже нет… И развития нет: бытие едино, цельно и неизменно. Оно вечно существует и не может меняться. В этой связи Парменид, например, очень резко критиковал Гераклита за его диалектику, даже называл его взгляды «пьяной философией» Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. — М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. — С. 41., — ведь только перебравший вина человек может всерьез считать, что в одну реку нельзя войти дважды и каждая вещь содержит в себе противоположности!
Гераклит-диалектик античного мира
Следующий шаг в понимании движения и становления всего мира сделал Гераклит из Эфеса (ок. 540 — ок. 480 до н.э.). Не случайно его считают первым диалектиком античного мира. «Диалектика (от греческого dialektike — искусство вести спор) — учение о всеобщей связи явлений и развитии, источником которого признается наличие противоречий в окружающем человека мире и в его сознании» Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. — М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. — C. 31..
Согласно диалектической точке зрения, в мире все развивается и не стоит на месте. До нас дошло ставшее широко известным изречение Гераклита Эфесского: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» Там же, с. 32., где он уподобил мир течению реки.
Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Движение — это жизнь. Вот почему Гераклита считают одним из основателей наивной диалектики. Гераклит первым начал размышлять над проблемами познания. Он подчеркивал трудности, которые возникают в процессе познания, неисчерпаемость предмета познания.
Фундаментальное понятие у Гераклита — «борьба» (войны, распри): «Все происходит через борьбу и по необходимости» Там же, с. 32.. Однако Гераклит видит не только борьбу противоположностей, но и гармонию. «Враждующие соединяются, и все происходит через борьбу» Там же, с. 32.. Гармония выражает единство мира, составленного из противоположных качеств, стихий, стремлений. Идея гармонии противоположностей ведет Гераклита к другим мыслям: об универсальной текучести, изменчивости, но в то же время — устойчивости и постоянстве, единстве явления и сущности.
Образ потока всего сущего считался главной идеей Гераклита, выраженной в знаменитом утверждении «все течет», был своего рода навязчивой идеей многих его толкователей, упускавших из виду то, что с не меньшей настойчивостью он указывал и на устойчивость, постоянство, закономерную общность явлений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно: то, изменившись, есть это» Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. — М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. — С. 33..
Основой всего Гераклит считал огонь: «Этот космос… не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим» Там же, с. 33.. В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен исходному первоначалу у представителей милетской школы. С другой стороны, это понятие у Гераклита представляло и определенный методологический принцип. Огонь невозможно представить себе неподвижным, он всегда в движении; признание огня основой мироздания стало обоснованием динамики развития, постоянных изменений. Поэтому Гераклита считают основателем диалектики.
Логос Гераклита, пишет известный исследователь античности А.Ф. Лосев, «в одинаковой степени есть и отвлеченность и жизнь; божественное существо и мировое целое, мировой закон и мертвое тело, т.е. огонь, идеальная форма и физическая стихия, вселенский разум и субъективно-человеческий критерий истины» Алексеев П.В. История философии. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 48..
Вот в чем специфика античной диалектики, которая находит у Гераклита наиболее отчетливое воплощение. Логос Гераклита — выражение логической структуры Космоса, всего мира, данного в живом созерцании. Противоположности мирового целого выступают здесь в тождестве друг с другом. Но это нельзя представлять так, что за противоречивым миром явлений лежит неизменный и вечный непротиворечивый Логос, как его ни назови: Бог, мысль, закон и т.д. Гераклит увязывает с Логосом определенное постоянство, особенно, когда говорит о нем как о божественном существе: «У Бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, а другое справедливым» Алексеев П.В. История философии. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 49..
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Петр Бернгардович Струве, русский философ
- Историческое осознание категории бытия
- Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
- Интуитивизм
- Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения
- Философия французского просвещения
- Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования
- Свободомыслие как многовековая традиция: возможен ли научный атеизм?
- Античная философия
- Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз