Оглавление:
Немецко-французский протестантский миссионер и теолог, философ, врач, музыковед, органист. Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в то время Германии, сейчас во Франции), в семье бедного лютеранского пастора. Его детство прошло в деревне Гюнцбах в долине Мюнстера. Он учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене.
В 1883 году Швейцер поступил в Страсбургский университет, позже учился в университетах Берлина и Парижа. В 1899 году Альберт Швейцер защитил диссертацию и получил степень доктора философии (Страсбургский университет; его диссертация называлась «Философия религии Канта»); в 1900 году он получил степень лиценциата (доктора) теологии; в 1902 году он защитил хабилитационную (дающую право преподавать) диссертацию по теологии. В 1902 году Швейцер был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге. В 1903 году он стал главой Фонда Святого Фомы. В раннем возрасте Альберт Швейцер начал учиться играть на органе и впоследствии стал крупнейшим знатоком и пропагандистом творчества Иоганна Себастьяна Баха. В 1904 году он основал Баховское общество в Париже.
В возрасте 30 лет Альберт Швейцер решил изучать медицину и поступил на медицинский факультет Страсбургского университета. Окончив университет в 1912 году, Швейцер в 1913 году защитил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получил степень доктора медицины. В 1913 году Альберт Швейцер отправился в Африку вместе со своей женой, медсестрой Хелен Бреслау. В небольшой деревне Ламбарене (провинция Габон французской колонии Экваториальная Африка, позднее — Республика Габон) на свои скромные средства он создал больницу. Во время Первой мировой войны он был отправлен во французские лагеря. В 1918 году — после Первой мировой войны и передачи Эльзас-Лотарингии Франции — Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время он давал органные концерты в крупных европейских городах, что позволило ему расплатиться с долгами и собрать некоторую сумму на восстановление больницы в Ламбарене. В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку и приступил к строительству полностью разрушенной больницы. Несколько врачей и медсестер прибыли из Европы, работая на общественных началах. К 1927 году новая больница была построена, а в июле Швейцер вернулся в Европу, возобновив концертную деятельность и чтение лекций.
В 1928 году Альберт Швейцер был удостоен премии Гете во Франкфурте, на средства от которой он построил дом в Гюнцбахе в качестве места отдыха для персонала больницы в Ламбарене. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и смог вернуться в Европу только в 1948 году. В 1949 году по приглашению Чикагского университета он посетил Соединенные Штаты. В 1952 году Альберт Швейцер получил Нобелевскую премию мира, на средства которой он построил колонию прокаженных в Ламбарене (деревня для прокаженных). В 1957 году Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В 1959 году он окончательно поселился в Ламбарене. Альберт Швейцер умер в Ламбарене (Габон) 4 сентября 1965 года. В 1969 году в Веймаре и Гюнцбахе были установлены памятники Альберту Швейцеру; в Кайзерсберге был открыт мемориальный музей.
Швейцер-гуманист и музыкант
Швейцер был очень заинтересован в поиске исторического Иисуса — евангельской критике. Именно благодаря своему описанию и критике этих поисков он стал очень известен. Он является представителем либерального движения. Понимание христианства в его мысли представляется очень разнообразным. Христос для Швейцера был просто человеком. Он считал, что все действия Христа зависели от субъективной убежденности Христа в том, что конец света близок. Эсхатологическая интерпретация Евангелия Швейцером призвана очистить христианство от метафизики: веры в то, что Христос — Бог. В работе «Исследование жизни Иисуса» он рассмотрел основные понятия евангельского повествования. Он показывает, что образ, созданный апостолами, является лишь вариантом интерпретации христианства. Тонкий психолог, Швейцер показал в своих трудах, что апостолы каждый по-своему наложили свои представления об идеальном человеке на личность Иисуса. Работы Швейцера надолго остановили поиски исторического Иисуса, потому что он подвел окончательную черту.
Утверждать, что Иисус никогда не существовал, несложно. Однако если мы попытаемся доказать это утверждение, то неизбежно придем к противоположному выводу… При всем том, когда читаешь труды авторов, оспаривающих историчность личности Иисуса, становится ясно, что доказать его существование в тысячу раз легче, чем несуществование».[3] На рубеже XIX и XX веков Швейцер был известен как органист и музыковед. Еще будучи студентом в Париже, он удивил своего учителя Шарля-Мари Видора тем, что осмыслил хоральные прелюдии Баха с точки зрения специфики отражения в них библейских тем, к которым отсылал соответствующий хорал — для музыковедения того времени такой подход был совершенно нехарактерен. В целом, Швейцера больше всего интересовало наследие Баха и отражение в нем баховской религиозности. Свой стиль исполнения органных произведений Баха, основанный на простоте и аскетизме, Швейцер изложил в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1905, расширенное издание 1908); кроме того, вместе с Видором он подготовил новое издание полного собрания органных сочинений Баха. В 1906 году Швейцер написал о современном состоянии органного исполнительства в Европе, предвидя последующий поворот от романтической интерпретации инструмента к его барочным корням. Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Напротив, он жалел людей, которые в силу обстоятельств не могли посвятить свою жизнь другим. И он всегда призывал их использовать любую возможность творить добро. «Нет такого человека, у которого не было бы возможности отдать себя людям и тем самым проявить свою человечность. Тот, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-то для тех, кто нуждается в помощи, какой бы скромной ни была его деятельность, может спасти свою жизнь». Швейцер считал, что человек не имеет права судить никого, кроме себя, и что единственное, что он может проповедовать, — это свой образ жизни.
Жизнь во благо других
В 1913 году Альберт Швейцер отправился в Африку, чтобы основать больницу. Для ее создания у него были минимальные средства, которые предоставила миссионерская организация. Швейцеру пришлось влезть в долги, чтобы приобрести хотя бы минимально необходимое оборудование. Потребность в медицинской помощи в Ламбарене была огромной: только за первый год Альберт принял 2 000 пациентов.
В 1917 году, во время Первой мировой войны, Швейцер был отправлен как гражданин Германии во французские лагеря. А после окончания войны он был вынужден остаться в Европе еще на 7 лет. Он работал в Страсбургском госпитале, расплатился с долгами миссии и собирал деньги для возобновления своей работы в Африке, давая концерты органной музыки. В 1924 году он смог вернуться в Ламбарене, где вместо больницы обнаружил руины. Ему пришлось начинать все сначала. Постепенно, благодаря усилиям Швейцера, больничный комплекс превратился в целое поселение из 70 зданий. Альберт старался завоевать доверие местных жителей, поэтому больничный комплекс был построен по принципам местных поселений. Периоды пребывания Швейцера в больнице чередовались с европейскими периодами, во время которых он читал лекции, давал концерты и собирал деньги.
В 1959 году он навсегда поселился в Ламбарене, куда к нему потянулись паломники и волонтеры. Швейцер прожил долгую жизнь и умер в возрасте 90 лет в Африке. Дело его жизни, больница, перешла к его дочери.За свою жизнь Альберт Швейцер написал множество книг. Среди них работы по теории музыки, философии, этике, антропологии. Многие его работы посвящены описанию идеала человеческой жизни. Он видел его в отказе от войны и построении общества на этических принципах взаимодействия людей. Главный принцип, который провозгласил Альберт Швейцер, — «благоговение перед жизнью». Этот постулат был впервые изложен в книге «Культура и этика», а затем не раз расшифровывался в других работах. Он заключается в том, что человек должен стремиться к самосовершенствованию и самоотречению, испытывать «тревогу постоянной ответственности». Сам философ стал ярким примером жизни в соответствии с этим принципом.
Всего за свою жизнь Швейцер написал более 30 эссе, множество статей и лекций. Сейчас многим известны такие его работы, как: «Философия культуры» в 2-х частях; «Христианство и мировые религии»; «Религия в современной культуре» «Проблема мира в современном мире».Альберт Швейцер, цитаты и высказывания которого являются настоящей этической программой, много думал о предназначении человека и о том, как сделать мир лучше. Он говорил: «Мое знание пессимистично, а моя вера оптимистична». Это помогало ему быть реалистом. Он считал, что «Личный пример — единственный метод убеждения», и своей жизнью убеждал людей быть сострадательными и ответственными.Гуманист Альберт Швейцер, книги которого до сих пор считаются образцом «этики будущего», получал различные награды и премии, которые он всегда тратил на благо своей больницы и жителей Африки. Но самой главной его наградой стала Нобелевская премия мира, которую он получил в 1953 году. Она позволила ему отказаться от стремления к деньгам и сосредоточиться на помощи больным в Африке. Он использовал премию для восстановления лепрозория в Габоне и лечил больных в течение многих лет. В своей речи на Нобелевской премии Швейцер призвал людей прекратить воевать, отказаться от ядерного оружия и сосредоточиться на поиске Человека в себе.
Философские воззрения
Во время Первой мировой войны Швейцер также начал задумываться об этических основах жизни. Постепенно, в течение нескольких лет, он формулирует собственную философскую концепцию. Этика строится на высшей целесообразности и справедливости, она является ядром мироздания, считает Альберт Швейцер. «Культура и этика» — это работа, в которой философ излагает свои основные идеи о мироустройстве. Он считает, что мир движет этический прогресс, что человечеству необходимо отказаться от декадентских представлений и «возродить» истинное человеческое «я», только так можно преодолеть кризис, в котором оказалась современная цивилизация.
Швейцер, будучи глубоко религиозным человеком, никого не осуждал, а только жалел и пытался помочь. О Швейцере говорили. О нем писал Р. Роллан. Органные концерты в исполнении Швейцера привлекали внимание и восхищали публику в разных странах Европы. Швейцер был блестящим органистом-виртуозом, величайшим мастером своего времени. Стефан Цвейг, который однажды приехал в Гюнцбах специально для того, чтобы поговорить со Швейцером и услышать в его исполнении музыку Баха, позже писал, что, слушая Швейцера, он забыл о течении времени, забыл, где находится, а когда пришел в себя, понял, что плачет.
И именно в это время, когда к молодому ученому и музыканту так быстро пришли признание, обеспеченность, слава, он вдруг бросил все, чтобы продолжить блестяще начатую карьеру и в 1905 году поступил на медицинский факультет Страсбургского университета. О том, сколько сил потребовалось для учебы в 30-летнем возрасте, говорят следующие слова Швейцера: «В богословии и музыке я был, можно сказать, дома, ибо в моей семье было много пасторов и органистов, и я вырос в среде, где ощущалось присутствие тех и других. Но медицина! Это был совершенно новый для меня мир, я не был к нему готов… Сколько раз, возвращаясь после бешеной учебы на медицинском факультете, я забегал к Эрнсту Мюнху в Вильгельмкирхе, чтобы час музыки (о, всемогущий Бах!) вернул мне равновесие и душевный покой.
И вот профессор Швейцер снова садится на студенческую скамью. В течение шести лет, курс за курсом, со свойственным ему упорством он постигал секреты врачевания. С одинаковым рвением он изучал терапию и гинекологию, стоматологию и фармакологию, понимая, что в тропической Африке у него не будет советчиков и консультантов — все придется делать самому. Особое внимание студент-профессор уделял хирургии. Это была колоссальная работа. Часто у него оставалось три-четыре часа в сутки на сон. Прочитав лекции студентам, он сам спешил послушать лекции на медицинском факультете, а потом до поздней ночи сидел в анатомическом театре.
17 декабря 1911 года Альберт Швейцер сдает выпускные экзамены, а весной 1912 года отправляется в Париж, чтобы специализироваться по тропической медицине. Но вот незадача. Когда пришло время получать степень врача, возникли неожиданные и, казалось бы, непреодолимые трудности: по закону профессор не должен был быть студентом. По этому поводу возникает любопытная переписка между руководством Страсбургского университета и самим министром образования кайзеровской Германии. В виде исключения руководство университета разрешает Швейцеру выдать не диплом, а свидетельство об окончании медицинского факультета. Докторская диссертация Швейцера по медицине «Психиатрическая оценка личности Иисуса» была опубликована в Тюбингене в 1913 году. А уже 21 марта того же года вместе со своей женой Еленой-Марианной Альберт Швейцер отплыл на пароходе «Европа» в тогдашнюю Французскую Экваториальную Африку (ныне Республика Габон).
Медицина и Швейцер
Супруги Швейцер прибыли на новое место работы в Лабарене 16 апреля. Сначала доктор Швейцер начал принимать пациентов и проводить перевязки и операции на открытом воздухе. Когда разразилась гроза, ему пришлось спешно перенести все на веранду. «Прием пациентов на солнце был очень изнурительным», — говорит доктор Швейцер. Вскоре он устроил больницу в комнате, где у миссионера, жившего в доме до его приезда, был курятник. Они сделали полки на стене, поставили старую походную кровать и замазали известью самые грязные места на стенах. В этой маленькой комнате без окон было очень душно, а из-за дыр в крыше приходилось целый день носить тропический шлем.
В день приходилось принимать от тридцати до сорока пациентов. В шесть часов вечера темнело, и прием прекращался, потому что осматривать пациентов при искусственном свете было небезопасно из-за комаров, от которых легко могла развиться малярия. Малярия была не единственной опасностью, также свирепствовали желтая лихорадка, проказа, чесотка, тропическая дизентерия и сонная болезнь, распространяемая комарами и мухами цеце. Сонная болезнь вызвала ужасные разрушения. От нее умирала треть всего населения. Например, в районе Уганды за шесть лет население сократилось с трехсот тысяч до ста тысяч человек. Сонная болезнь — это своеобразный вид хронического воспаления мозговых оболочек и головного мозга, которое неизменно заканчивается смертью. Это связано с тем, что первоначально содержащиеся только в крови трипаносомы впоследствии переходят также в головной мозг и спинномозговую жидкость.
Против сонной болезни, фрамбезии1 , чесотки и многих других болезней туземцы были совершенно бессильны и не пытались ничего предпринять, а просто оставляли больных на произвол судьбы. Больной обычно лежал в самом дальнем и грязном углу хижины. Когда наступала агония, туземцы уносили умирающего в лес и оставляли его там, чтобы не слышать криков и плача. Психически больных привязывали к дереву где-нибудь подальше от деревни, а прокаженных просто выбрасывали в лес, где их съедали дикие животные. Невозможно передать даже малую часть заразных болезней, которые доктор Швейцер лечил, рискуя жизнью. Не вдаваясь в подробности, отметим, что со времени приезда Швейцера многое изменилось к лучшему.
«Моя работа сильно затруднена тем, что я могу держать в курятнике только несколько лекарств, — говорит Швейцер. — Почти каждый пациент требует, чтобы я шел через двор в свой кабинет, чтобы взвесить или приготовить там необходимые лекарства, а это очень утомительно и отнимает много времени». Когда будет готов барак из гофрированного железа, в котором будет располагаться моя больница? Будет ли он закончен до наступления сезона дождей? И что мне делать, если он не будет готов к тому времени? В курятнике невозможно работать в жаркое время года».
Семья Швейцеров жила как в тюрьме. В Ламбарене не только не хватало места для работы, но и воздуха для дыхания. Удушающая жара была невыносимой. Курятник был окружен тридцатиметровым тропическим лесом, сквозь который ветерок, как бы он ни старался, не мог проникнуть. Солнце было самым грозным врагом, и солнечные удары случались чаще, чем что-либо другое. Жена одного миссионера по рассеянности прошла несколько ярдов по жаре с непокрытой головой и тут же заболела: у нее началась сильная лихорадка с грозными симптомами. Один из белых, работавших на фабриках, прилег отдохнуть после обеда, и солнечного света оказалось достаточно, чтобы проделать в крыше дыру размером с талер и вызвать у него сильный жар с бредом. Раздеться было немыслимо и по другой причине — мухи цеце, переносчики сонной болезни, тучами летали вокруг. Кроме того, трава кишела разнообразными змеями.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия техники
- История и философия истории
- Изменение содержания форм морального сознания
- Аббаньяно Никола, итальянский философ-экзистенциалист
- Английская философия нового времени
- Основные школы античной философии
- Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель
- Дунс Скот и его философия
- Способы представления человека в философии Китая
- Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм