Оглавление:
Философия всегда была чрезвычайно актуальной областью знаний. Ему было посвящено большое количество работ, на его основе было проведено большое количество исследований.
Важность философии для понимания современных проблем науки — это не только необходимый предмет для изучения размышлений и их развития, но и очень интересный феномен для изучения и способ выявления основных позиций данной мысли. Современная наука имеет много проблем и еще больше вопросов. И на некоторые из них можно ответить только обращением к философии. Хотя, безусловно, есть вопросы, на которые никто до сих пор не смог дать ответ. По сути, они больше связаны с проблемами прямого философского характера. Например: В чем смысл жизни? Имеет ли человек право покончить с собой? Есть ли у человека душа? Список этих вопросов можно продолжать и продолжать. И это только разогревает и без того ненасытный интерес к ним.
Для наиболее точного представления и раскрытия предмета необходимо дать определение философии. Это особая форма познания и принятия мира, развитие системы познания наиболее обобщенных черт и свойств, максимально — обобщенных понятий и основных постулатов бытия (реальности) и знания, бытия человека, его существования.
Философия как наука
Наука как исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся система знаний о природе, обществе и мысли, об объективных законах их развития, неотделима от философии, науки универсальных законов, которым подчинены как бытие (природа и общество), так и человеческая мысль, процесс познания.
Как и наука, философия стремится к истине, раскрывает закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается сквозь призму отношения человека к миру. Нет науки без философии, и нет философии без науки.
Наука и философия — это не одно и то же. Что общего между философией и наукой, так это то, что они:
- стремиться развивать рациональные знания.
2.ориентированы на определение закономерностей и закономерностей исследуемых объектов и явлений.
- построить категориальный аппарат (их язык) и попытаться построить законченные системы.
Разница между философией и наукой в том:
- философия всегда представлена кем-то, то есть тем или иным философом, когда его идеи, произведения могут быть самодостаточными и не зависят от того, разделяют ли их другие философы или нет. Наука, с другой стороны, в конечном счете, является результатом коллективной работы.
- философия (в отличие от некоторых наук) не имеет единого языка или системы. Плюрализм взглядов здесь является нормой. Однако в науке, т.е. в единстве взглядов, по крайней мере, на основные законы, закономерности, принципы, язык.
- философские знания не могут быть проверены, потому что в противном случае они становятся научными.
Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в трудах многих выдающихся натуралистов. Это особенно характерно для критических эпох, когда было создано принципиально новое научное видение. Напомним, например, «Правила рассуждения в физике», разработанные великим ученым Исааком Ньютоном, которые заложили методологические основы классической науки и стали стандартом научного метода в физико-математических науках на столетие. Большое внимание к философским проблемам уделяли также основоположники неклассической науки: Альберт Эйнштейн и Нильс Бор, а в России — Владимир Иванович Вернадский, которые в своих философских размышлениях предвосхитили ряд особенностей научного метода и научного мировоззрения наших дней.
Оценивая роль философской мысли в науке, В.И. Вернадский, однако, проводил между ними различия, зная, что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование автономии научной деятельности и грубое вмешательство ненаучных факторов в научные исследования, даже в догматической форме, привело к серьезным последствиям. Примеры хорошо известны. Судьба многих выдающихся ученых была трагичной. Все помнят имена Николая Ивановича Вавилова, Николая Константиновича Кольцова и других. Были подавлены целые области научного поиска (генетика, кибернетика, космология и т.д.). Неоднократное некомпетентное вмешательство в науку не раз создавало препятствия для свободных научных исследований. Не следует забывать и о попытках некоторых ученых-естествоиспытателей отстоять свои несостоятельные концепции псевдофилософской риторикой. Но даже они не могли очернить идею связи науки и естествознания, сотрудничества специалистов в различных областях науки с философами.
Современная наука также нуждается в философском осмыслении, которое имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Говоря об этих особенностях, необходимо иметь в виду не только саму научно-исследовательскую деятельность, но и ее роль как интеллектуальной основы технологического прогресса, который стремительно меняет современный мир, а также социальные последствия современной наук
Характерные черты современной науки
Отметим, прежде всего, основные характерные черты картины науки нашего времени:
(а) Продвижение принципиально новых идей в науке остается делом относительно небольшого числа великих ученых, которым удается заглянуть за пределы «горизонтов» знаний, а зачастую и значительно расширить их. Тем не менее, коллективные формы деятельности становятся все более характерными для научного знания в целом, осуществляемого, как утверждают философы, «сообществами науки». Наука все чаще становится не только системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, которая принимает форму конкретного социального института. Изучение социальных аспектов естественных, социальных и технических наук в связи с проблемой научного творчества является интересной, пока еще во многом открытой проблемой;
(b) Современная наука все более интенсивно осваивается методами, основанными на новых технологиях, а также новыми математическими методами, которые серьезно меняют прежнюю методологию научных знаний; поэтому здесь также необходимы философские корректировки. Например, принципиально новым методом исследования стал компьютерный эксперимент, который сегодня наиболее широко используется;
c) сфера научных знаний стремительно расширяется и включает в себя до сих пор недоступные объекты как в микромире, включая самые совершенные механизмы жизни, так и в макроскопических масштабах. Но не менее важным является тот факт, что современная наука перешла к изучению объектов принципиально нового типа — сверхсложных, самоорганизующихся систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и вселенная в каком-то смысле тоже может рассматриваться как такая система;
d) Современная наука перешла к комплексному изучению человека с помощью методов различных наук. Сочетание основ этих методов немыслимо без философии;
e) в системе научных знаний происходят значительные изменения. Она становится все более сложной, знания различных наук пересекаются и дополняют друг друга в решении ключевых проблем современной науки. Интересно построить модели динамики научного знания, выявить основные факторы, влияющие на его рост, уточнить роль философии в развитии знания в различных областях изучения мира и человека. Все это тоже серьезные проблемы, решение которых без философии немыслимо.
Во-вторых, анализ феномена науки должен быть проведен с учетом той огромной роли, которую она играет в современном мире. Наука оказывает влияние на все аспекты жизни, как на общество в целом, так и на отдельных людей. Достижения современной науки так или иначе отражаются во всех аспектах культуры. Наука является движущей силой беспрецедентного технологического прогресса и создает условия для более высокого уровня и качества жизни. Она также служит социально-политическим фактором: государство с развитой наукой, создающее передовые технологии, также усиливает свое влияние в мировом сообществе.
В-третьих, быстро возник ряд опасностей, связанных с потенциальным применением достижений современной науки. Например, современная биология изучает тонкие механизмы наследственности, а физиология настолько глубоко проникла в структуру мозга, что можно эффективно влиять на ум и поведение человека. Сегодня стали очевидны довольно значительные негативные последствия неконтролируемого распространения передовых технологий, которые косвенно представляют угрозу выживанию человечества. Такие угрозы проявляются в некоторых глобальных проблемах — истощении ресурсов, загрязнении среды обитания, угрозе генетической деградации человечества и др.
Вышеизложенные моменты, характеризующие резкий рост влияния науки на технологию, общество и природу, заставляют анализировать не только когнитивную сторону научных исследований, как это было раньше, но и «человеческое» измерение науки.
Поэтому очень важным представляется сейчас обстоятельный анализ всех отмеченных сторон феномена науки в целом, т.е. в единстве его познавательных и человеческих аспектов. Дело в том, что происходящие сейчас изменения образа и статуса науки способствуют ее отрыву от обыденного сознания. В результате этого мы имеем резкий расцвет всевозможных псевдонаук, для обыденного сознания более понятных, но не имеющих к науке ровным счетом никакого отношения. В современных условиях псевдонаука приобретает такую мощь в сознании некоторых слоев людей (включая порой и ученых), что она начинает представлять опасность для здорового развития самой науки. Вот почему необходим глубокий анализ основ научного метода, его отличий от способов рассуждения, применяемых псевдонаукой.
Современные решения для современной науки
Современность дарит нам новые знания и открытия, наполняет нашу жизнь, делает ее ярче, эмоциональнее и в то же время создает много вопросов, недоразумений некоторых моментов и даже отказ от нового, отказ от того, чтобы впустить в нашу жизнь что-то неисследованное. Но как бы неприятно это ни было, все равно нужно подумать о том или ином решении, отказаться от чего-то нового и попытаться сначала дать объяснение волнующих вопросов с философской точки зрения. Важно смотреть на проблему под разными углами. Именно это поможет дать наиболее объективную оценку тому или иному событию. Особенно современная наука.
Современные проблемы науки не только возникают, но и решаются. Проводятся научные исследования, которые, по сути, расширяют и углубляют наше понимание основ составляющих материи, зарождения и формирования Вселенной, развития жизни на Земле (ее основных условий, этапов, процессов и результатов). Прогресс не только позволяет нашему миру двигаться вперед. Она также предоставляет возможности, иногда непредвиденные, которые могут повлиять и изменить не только нашу жизнь и будущее, но и весь мир.
Одной из очевидных проблем, которая много внимания уделяется в последнее время, наряду с экономическими и политическими проблемами, является проблема снижения общественного доверия к науке (научному и технологическому прогрессу) как модели человеческого духа и как главному источнику, двигателю прогресса.
Возьмем в качестве примера такую науку, как медицина. Где, если не в ней, возникает столько вопросов, ответы на которые мы можем найти только в ней, и которые относятся к философии? Во многом это предопределено и объяснено тем, что медицина — это наука, которая имеет в своем потенциале и фундаменте работу в системе «человек — человек».
История медицины уходит корнями в древние времена. Люди всегда стремились к исцелению и устранению отклонений (в данном случае в организме — физиология человека). Одновременно с развитием медицины возникали вопросы, связанные с философией и во многом связанные с ней. Отметим, что еще в древности врачи и философы занимались не только лечением болезней и недугов. Но они также разработали и дополнили теоретический и прикладной материал. Например, Эмпедокл писал стихи «О природе» и «Очищение » .
Как наука должна работать во благо человека
Кроме того, существует необходимость дальнейшего изучения науки в ее связи с развитием современных технологий и изменением ее социальной роли. Многие, отнюдь не отказываясь от использования науки в повседневной жизни, изображают научно-технический прогресс как некое «чудовище», которое угнетает и порабощает людей, то есть как неоспоримое «зло». Сейчас мы слышим излияние обвинений не только против научно-технического прогресса, но и против самой науки. Науку обвиняют в «грехах», за которые вина лежит не столько на ней самой, сколько на системе учреждений, в рамках которой она функционирует и развивается. Но критики науки правы в одном: в то время, когда стало ясно, что прогресс науки может привести к негативным социальным последствиям, ученые должны сосредоточиться не только на получении знаний, которые объективно верны, но и полезны людям. Поэтому вопрос социальной ответственности ученого за возможное использование своих открытий весьма актуален.
Поэтому современное научное и технологическое развитие также заново ставит вопрос об этике науки. До недавнего времени многие были убеждены в том, что этика науки заключается в реализации основных норм — условий достижения объективности знаний: беспристрастности и добросовестности в теоретических исследованиях, высокого профессионализма, чистоты экспериментов. Считалось, что научные результаты, полученные в этих условиях, несомненно, принесут пользу людям. В настоящее время стало очевидным, что простое следование традиционным этическим нормам научной деятельности не всегда приводит к желаемой цели.
Но это не значит, что традиционные этические регуляторы устаревают. Они продолжают доминировать в исследованиях. И не только потому, что их соблюдение является необходимым условием сохранения науки как особого вида культуры, которая играет роль в человеческом обществе не менее важную, чем гуманитарная культура. Только самое строгое соблюдение таких этических норм, как беспристрастность и непредвзятость при проведении научных исследований, может обеспечить наилучшее выполнение этического критерия. Продолжая мысль Сократа, можно сказать, что только объективное знание законов природы позволяет использовать достижения науки на благо человека.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева
- Общество как система
- Философия просвещения
- Динамика науки, как процесс порождения нового знания
- Николай Кузанский – на рубеже двух эпох
- Философия как потребность человеческого духа
- Позитивизм и научное познание
- Гносеология
- Умберто Эко, итальянский учёный, философ
- Специфика метода философии