Оглавление:
Кант впервые в истории философии установил идею о том, что субъект познания, наука, — это не предмет, существующий сам по себе («вещь сама по себе»), а опыт, совокупность чувственных восприятий, которые по существу обусловлены деятельностью субъекта. Иными словами, действительным субъектом научно-теоретического знания является такой объект (совокупность переживаний), возможность и реальность которого с самого начала обусловлены априорными формами мировоззрения — пространством и временем — и априорными формами мысли, т.е. логическими категориями.
Эта мысль Канта действительно привнесла новые размышления в проблему познания, т.е. теперь стало ясно, что за пределами субъекта существует реальность сама по себе, и все, что касается человека, его познания, не существует за пределами субъекта и его деятельности. Преимущество математики и естественных наук над философией, по мнению мыслителя, состоит в том, что они каким-то образом поняли это раньше.
Деятельность субъекта знания, которая уже происходит на уровне сенсорного восприятия, где субъект не только страдает, прилипая к вещам в себе, но уже на этом уровне структурирует результат воспринимаемого эффекта; но эта деятельность полностью проявляет себя на теоретическом уровне, потому что сущностные отношения и связи в объекте нам никак не даются. Это может быть воспринято с помощью интеллектуальной интуиции, которой у нас нет. Нормальная эпистемология, следующая за Кантом, различает способность к мышлению и способность к восприятию. Первое — это способность формировать произвольные образы, воображать и создавать в воображении образы гипотетически возможных миров. Второе — это способность связать один из этих образов с реальным опытом и достичь новых целей в активном освоении мира. Мы знаем в мире только то, что сами ранее вложили в него, основную идею Канта в формировании нормальной эпистемологии. Приближение к миру по принципу «как будто я могу» и получение ответа «да, ты можешь» — существенная особенность такой эпистемологии.
Активность субъекта познания
Процесс познания — это взаимодействие познавшего (субъекта познания) и познанного (объекта познания). На уровне повседневного понимания субъект познания отождествляется с познающим человеком, а объект познания — с вещью, которая существует вне и независима от субъекта. Сам познавательный процесс мыслится как отражение свойств объекта в сознании познающего субъекта. Таким образом, на бытовом уровне существует чрезвычайно упрощённое представление о предмете и объекте познания, а также о взаимоотношениях между ними, сформировавшихся в процессе познания. Точка зрения созерцательного материализма, представленная, например, Л. Фейербахом, близка к бытовому взгляду на процесс познания. Субъект познания задумывается как человек, который пассивно воспринимает и размышляет о свойствах действующего на него объекта познания — вещей, которые реально существуют в действительности.
Точка зрения обычного сознания и созерцательного материализма контрастирует с позициями агностицизма и субъективного идеализма, диалектического материализма и феноменологии, герменевтики и структурализма, постструктурализма и постмодернизма, которые конструируют более сложную картину субъектно-объектных отношений.
Субъективный идеализм, наиболее ярко выраженный в философии Д. Беркли, Д. Хьюма и Г. Фихте, развивает идею деятельности субъекта знания. Обращая внимание на деятельностный, активный характер мышления, субъективный идеализм сделал вывод об определяющей роли субъекта в процессе познания. Если посмотреть на познание «изнутри», глазами субъекта, то становится очевидным, что чувства субъекта являются тем материалом, с которым он действует в процессе познания. Впоследствии субъективный идеализм объявил ощущения единственным объектом познания, из которого следует, что объект познания создан субъектом и зависит от него. Источником сенсации является вопрос, который остается открытым для многих субъективных идеалистов. Теоретическим выводом позиции субъективного идеализма является солипсизм (solus — alone, ipse — self), утверждающий, что субъект знает только свои собственные ощущения и не знает внешнего мира.
Идея активности субъекта познания по отношению к объекту
Объект не является чистым листом бумаги, на котором объект оставляет свой отпечаток. Сознание субъекта активно формирует объект познания на основе ощущений, с одной стороны, и априорных (доэкспериментальных) форм сознания — с другой. Таким образом, познаются не существующие в реальности объекты, а их модели, созданные субъектом познания.
Позиция диалектического материализма противопоставляется субъективному идеализму, а также агностицизму и созерцательному материализму. Диалектический материализм, признавая деятельность субъекта, в отличие от созерцательного материализма, подразумевает под деятельностью не только мысль, но и практическую. деятельность субъекта. Природа, как и социальная реальность, меняется человеком. В результате практической деятельности формируется и сам человек. Поэтому с точки зрения диалектического материализма и субъект, и объект познания создаются на практике.
По мере развития индивидуального сознания в обществе человек является носителем социальных контекстов и отношений. Таким образом, несмотря на то, что познание происходит как индивидуальный процесс, субъект познания имеет социальный характер. В этом смысле субъектом познания является не только индивид, но и научное сообщество, которое реализуется через деятельность отдельных ученых, и, в конечном счете, общество в целом.
Развитие естественных и гуманитарных наук усугубило эпистемологическую проблему предмета и объекта знаний. Например, вопрос о деятельности субъекта знаний стал еще более актуальным в связи с появлением неклассической физики. Если ньютоновская физика допускала абсолютное противопоставление субъекта и объекта знания, понимание объекта как вещи, существующей вне и независимо от субъекта, то квантовая механика исходит из принципа активного вмешательства субъекта в формирование объекта знания. В свою очередь, развитие гуманитарных знаний выдвинуло на первый план вопрос о специфике предмета и объекта гуманитарных наук. Является ли знание гуманитарных наук субъективным творением или оно отражает объективные свойства и закономерности? Все эти вопросы поднимаются феноменологией, структурализмом, герменевтикой и другими направлениями современной философии.
Основы организации познавательной активности
Прежде чем обсудить основы организации когнитивных процессов деятельности, обращаемся к основным понятиям «познание», «деятельность», и «когнитивная активность».
Познание — это сложный процесс, состоящий из неразрывного два неразделимых компонента. Информация, которая состоит из информации, фактов о событиях и Процессы мышления, которые используются для приобретения и обработки информации составляют первую составляющую. А именно:
- Чем интересуешься, чем предпочитаешь заниматься. Познание;
- какие средства и способы используются для получения информации;
- процесс обработки информации: что делает Человек делает с полученной информацией — систематизирует, организует, собирает, забывает и т.д.
Сама информация (информация, жизненные события, факты) не является основной цель, это не считается знанием ради знания. Ни в коем случае. Информация — это прежде всего средство, с помощью которого можно приобрести процессов, способностей, навыков, способов восприятия, необходимых для когнитивное развитие.
Второй компонент касается отношения к Информация. Этот компонент очень ярко выражен у детей. Они готовы чтобы узнать, что возбуждает их сочувствие, и наоборот, они не хотят даже… услышать то, что им не нравится, к чему они относятся отрицательно.
Познание — это процесс анализа и воспроизведения. Реальность с помощью мышления. В процессе посредничества Чувства, восприятия и активное изучение объективной реальности. У студентов формируются определенные представления об определенных явлениях, объекты, процессы.
Познание может быть представлено как непрерывная цепочка, состоящая из. восприятия, запоминания, сохранения, понимания, воспроизведения и Интерпретация полученных знаний.
Результаты познания, как правило, не являются недвижимыми; они не остаются в человеческое сознание, но передается из поколения в поколение посредством материальные носители, такие как книги, рисунки, культурные объекты и т.д. и так далее.
Понятие «деятельность» рассматривается исследователями как общенаучный и значимо связанный с деятельностью. В частности, в философия, «деятельность» (от французского astivite — сила действия) понимается как активное поведение.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- О чем спорили гносеологи и логики
- Русская эстетика 19 века
- Неклассическая современная философия
- Мартин Хайдеггер, немецкий философ
- Реформация и гуманизм
- Человек и животное: проблема тождества и различия
- Проблема истины в философии
- Нравственный прогресс: иллюзии и реальность
- Философия евразийства
- Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли