Оглавление:
На ряду с философами и учеными, признающими, что мир знаменит, существует философское движение, которое частично или полностью отрицает возможность познания закономерностей мира и понимания объективных и адекватных знаний.
Доктрины, относящиеся к этому направлению, называются агностикой. Характеризуя агностику, следует обратить внимание на следующее Следующие факторы.
Агностицизм нельзя понимать как понятие, которое отрицает само существование познания. Агностицизм не отрицает процесс познания. Его беспокоят возможности процесса познания, как оно соотносит свои результаты с реальностью.
Агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом. Элементы агностицизма можно найти в различных философские системы как идеалиста, так и материалистическая ориентация.
Агностицизм фиксирует реальные трудности и сложность
Познания, многие из которых еще не преодолены. Например, неисчерпаемость познания и проблема его пределов,
невозможность понимания постоянно меняющихся эволюционирующая природа, субъективная форма отражения знания в сознании субъекта сознание субъекта.
Термин и значения агностицизма
Термин «агностицизм» был введен в научный дискурс в 1869 году английским натуралистом Т. Хаксли. Сомнения в способности человека познавать мир природы, однако, возникли уже в древних философиях, включая Протагора, Софистов и Скептиков. Греческие философы утверждали, что знания неполны, ограничены, субъективны и тривиальны, поэтому они пришли к выводу, что невозможно понять природу реальности.
Теоретикой агностицизма философские студенты занимались только в 18 веке:
(a) Дж. Беркл о существовании (существовать — быть воспринятым);
b) Д. Хьюм о рациональном преуменьшении существования причинно-следственных связей;
в) Кантовская теоретико-эпистемологическая концепция разделения «слов в себе» и «слов для нас», согласно которой невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знаний чисто логическим путем.
В послевоенной философии элементы агностики развивались в контексте социального познания — от позитивизма и неопозитивизма до конвенционализма и критического реализма. Агностицизм может быть следствием интерпретации когнитивного процесса, ограниченного эмпиризмом или рационализмом, абсолютизирующим роль чувствительного знания или интеллектуальных когнитивных способностей.
Новые течения философской мысли используют термин «агностицизм» главным образом в контекстах философии религии и философии истории. Для характеристики позиции, выражающей сомнение в достижении истинного познания мира, часто используется другой термин — скептицизм.
Агностицизм и его исторические формы
В истории развития философии различные исторические формы это философское течение, такое как древний скептицизм, юмизм, кантиянизм и т.д.
Древний скептицизм — исторически первый, достаточно развитая форма агностицизма. Это философская концепция, ставящая под сомнение возможность знания объективной реальности. Скептицизм возник как философская доктрина во время кризиса древнего общества как реакция на предшествующие философские системы.
Предыдущим философским системам, которые пытались объяснить реальность с помощью спекулятивных рассуждений. Впервые мысль о том, что вещь сама по себе и ее восприятие не идентичны, была сформулирована, артикулирована, артикулирована. Одаренные скептики древности Пиррон и Секст Эмпирик утверждают: «Все, кто утверждает, что знает правду. Природа вещей догматична. Мед сладкий, но существует ли сладость сама по себе? Если есть, то он существует только как феномен. Пациент с желтухой не чувствует сладости. И один и тот же мед кажется мне сладким, а тот, который страдает от желтухи — горьким. Следуя традициям софистов, скептики указывали на относительность человеческих знаний. Его формальная недоказуемость, его зависимость от различных условий. Древние скептики не были так определены, как агностики Нового времени. Их скептицизм был сдержанным и утонченным. Этот скептицизм направлен не только против когнитивного оптимизма, но и против догматизма.
Хьюмизм — это агностицизм в его самой сильной форме. Дэвид Хьюм, философ, психолог и историк, основатель одной из форм агностицизма, верил: все знания приобретаются из опыта. Опыт, с другой стороны, — это поток ощущений, за пределами которого невозможно уйти. Человек может только судить о впечатлениях, но не может понять, что вызывает эти впечатления, что лежит в их основе — природа, Бог или сам человек. Повторение, сходство, общность ощущений рассматриваются Хьюмом не как познание мира вне нас, а как акт веры, необходимый для практического действия.
Кантианство — это агностическая концепция, связанная с именем предшественника немецкой концепции. Это концепция глубочайшего анализа когнитивного процесса, его составных элементов. Кант верил, что мы ничего не знаем о том, что есть само по себе. Мы знаем только те явления, то есть идеи, которые они производят в нас и которые влияют на нас. Для Канта объекты существуют вне и независимы от сознания, но их сущность не может быть известна. Ощущается только внешнее, доступное ощущение.
Заблуждения как одна их характеристик науки
Заблуждение как оценочное свойство является функцией аналитико-критического факультета разума, который обнажает внутреннее несоответствие знаний, несоответствие отдельного утверждения принятой системе знаний, результату ее практического применения. В более широком смысле заблуждение становится проблемой из-за социокультурной миграции, постоянного столкновения мировоззрений и культурных стереотипов. Магический акт, мифический архетип и религиозная вера не предполагают внутри себя заблуждения. Понимание объективной природы заблуждений и поиск их причин стали рождением критической рефлексии и одним из главных источников развития философии и науки. В древности впервые было выделено аутентичное и не аутентичное существо (небытие Парменида), которому соответствует противопоставление разума и чувства, истины и мнения. Невежество неизбежно как элемент повседневной человеческой реальности, а признание истины по сути означает переход на новый уровень бытия. Знание неотделимо от практического и морального действия; не только теоретико-диалектический дискурс, но и образ жизни философа позволяют ему выйти из состояния заблуждения, приобщиться к подлинной истине бытия.
Средневековье придавало заблуждению еще большее нравственное и онтологическое значение, сводя познание к греховному свободному волеизъявлению и безбожью; истина отождествлялась с праведностью, предопределением и верой в Бога. Секуляризация познания в современную эпоху приводит к пониманию заблуждения как результата свободного волеизъявления, выражающегося в произволе мысли (эмпиризм) и двусмысленности, изменчивости чувственного восприятия (рационализм). Критика заблуждений («идолов разума») становится отправной точкой эпистемологии. Гегель впервые понял ошибку как процессуальную сторону знания и обнаружил ее диалектическое отношение к истине. Потенциальная фальсификация всех знаний, опасность познавательного акта, его проблемный характер и неполнота подчеркиваются принципом фальсификации К. Поппера.
Когнитивная социология науки Д. Блура рассматривает фаллибилизм только как рефлексивную и одностороннюю оценку знания одним из участников данной когнитивной ситуации. Нелинейное, многомерное развитие знания включает в себя обман как зондирование, многонаправленные потоки целостного когнитивного процесса, ни один из которых не имеет монополии на истину. Право на обман, на индивидуальную особенность, на отклонение индивидуальной мысли от основной линии — это достижение современного плюрализма и демократии. Такое толкование ошибки является противоположностью пониманию Просвещением ее как невежества и обмана. В то же время преувеличение роли заблуждения в знании приводит к релятивизму, скептицизму и агностицизму.
«Недонаука» и понимание природы проблемы
Ложь уходит корнями в повседневную и социальную жизнь, она встречается везде, где есть взаимодействие между людьми, во всех общениях между людьми, где есть конфликт интересов. Причиной лжи может быть защита собственных интересов, стремление к власти, материальному богатству и т.д. Понятие дезинформации, которое также может быть сознательным или бессознательным, ассоциируется с ложью.
В последние годы в обществе прослеживается тенденция судить о научных результатах без полного понимания природы проблемы. Это особенно верно в области медицины. В средствах массовой информации часто встречаются научно обоснованные высказывания по медицинским вопросам. Однако люди часто не знают о том, что они получают эту информацию от людей, которые из-за отсутствия у них образования не могут интерпретировать научные данные и предоставлять научные доказательства. Они могут предложить гомеопатические и другие альтернативные методы лечения и подкрепить их эффективность не только примерами людей, которые были вылечены, но и научно обоснованными фактами, которые производят благоприятное впечатление на людей, ссылаясь на авторитет, даже если нет реальных научных доказательств.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Связь онтологии и гносеологии
- Сферы функционирования общества как системы
- Законы и категории диалектики. Их методологическая роль и значение для теории и практики управления
- Мигель де унамуно, испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма
- Проблема природы мира идей. Идея и истина
- Природа, сущность и существование человека
- Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека
- Концепция устойчивого развития
- Теория общественного договора. Проект просвещения и понятие прав человека
- Различные подходы к исследованию идеального мира