Оглавление:
Древние философы и ученые начали изучать мысли с точки зрения философии и логики. Первым из них был Парменид. В своей работе «Путь истины» он представил первое в истории европейской философии краткое изложение основных положений дедуктивной метафизики. В данном случае он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. С точки зрения философии, он утверждает, что бытие аналогично мышлению: «…то же самое мышление и то, что мыслит».
Позже жили и работали Протагора и Эпикур, представители сенсационности, философского движения, которое гораздо позже сыграло важную роль в научной мысли.
Величайшим теоретиком доктрины мысли в то время был Аристотель. Он изучал ее формы, рассуждал и выводил законы мысли. Тем не менее, мышление для него было деятельность «рациональной души». Кроме того, он занимался в основном вопросами формальной логики.
Медицина сыграла важную роль в изучении мысли. Первыми предшественниками теории мозга мысли были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик Алкмеон из Кротона — философ и врач. Великий врач Гиппократ, который принял их теорию, заявил: «Нужно знать, что, с одной стороны, удовольствия, радости, смех, игры, а с другой стороны, горести, печали, жалобы, имеют свое происхождение в мозге….». От них мы становимся сумасшедшими, бредовыми, захваченными страхами и тревогами, как ночью, так и днем».
Александрийский врач Герофил помещал душу в мозг, а его соотечественник Эразистрат утверждал, что этот орган является сосудом духа. Древнеримский врач Гален первым научно доказал, что мозг и спинной мозг, а не сердце, являются «местом движения, ощущений и умственной деятельности». Он выделил независимую, рациональную (лат. рационалистическую) душу, что было шагом назад по сравнению с предыдущими учеными.
В средние века изучение мысли было чисто эмпирическим и не давало ничего нового.
Психологическое изучение мышления активно продолжалось с XVII века, но и тогда оно, по сути, зависело от логики. Согласно раннему учению о мысли, датированному 17 веком, способность мыслить была врожденной, а сама мысль считалась отдельной от психики. Интеллектуальными способностями считались созерцание, рассуждение и осмысление. С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и считалось врожденной способностью. В эпоху Возрождения ученые вернулись к старому постулату о том, что разум — это продукт мозга. Но их идеи не были основаны на экспериментах и поэтому все еще в значительной степени абстрактны. Они противопоставляли восприятие и ощущения мыслям и спорили только о том, кто из них важнее. Сенсуалисты, основываясь на учении французского философа Этьена Бонно де Кондиллака, утверждали, что «мышление» эквивалентно «чувству» и что разум — это «более сложные ощущения», то есть они придают решающее значение ощущениям и восприятию. Их оппонентами были рационалисты, главным экспонентом которых был Рене Декарт, предшественник рефлексологии. Рационалисты считали, что органы чувств дают приблизительную информацию, и что мы можем узнать ее только с помощью разума, и считали, что мысль — это самостоятельный, рациональный поступок, свободный от прямых чувств. По мнению Дидро, чувства — это «свидетели на суде, а разум, мышление — это судья, который сравнивает показания свидетелей и приходит к окончательному заключению».
Абстрактное мышление в процессе познания
Рассмотрим абстрактное мышление как познавательную деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Абстрактное мышление обычно противопоставляется «нижним» способам справляться с миром в форме восприятия или ощущения, которые также характерны для животных. Многие философы называли мышление существенным свойством человека. Так Декарт сказал: «Я думаю, поэтому я существую». Паскаль назвал человека мыслящим тростником.
Характерной чертой абстрактного мышления является свойство приобретать знания о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые невозможно воспринимать напрямую. Это свойство мышления осуществляется такими умозаключениями, как аналогия и дедукция.
Мышление связано с функцией мозга, но именно способность мозга оперировать абстракциями возникает в процессе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики и культуры. Мышление происходит в различных формах умственной и практической деятельности, в которых происходит обобщение и сохранение познавательного опыта человека. Мышление происходит в образно-значимой форме, основные результаты его деятельности выражаются здесь в произведениях художественного и религиозного творчества и своеобразно обобщают познавательный опыт человечества. Абстрактное мышление также происходит в собственной адекватной форме теоретического познания, которая на основе прежних форм приобретает неограниченные возможности спекулятивно-модельного взгляда на мир.
Мысль изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, а также философскими дисциплинами, такими как логика, гносеология и диалектика.
Аристотель создал логику, науку логического мышления, в которой он обсуждал такие элементы, как понятия, суждения и дедукцию. Позже, в средние века, последователи Аристотеля обратили внимание на такие формы мышления, как силлогизм и дедукция, что привело к «машине мышления» Раймунда Луллиуса. Для Декарта мысль считалась чем-то нематериальным и ментальным. Более того, мышление — это единственный атрибут души, и это делает мыслительные процессы души постоянными, то есть душа всегда в курсе того, что происходит внутри нее. Душа — это мыслящая субстанция (лат. res cogitans), все существо или природа которой состоит только из мышления. Декарт использовал систематическое сомнение как метод познания. Спиноза определяет мысль как способ действия мыслительного тела. Из этого определения следует также предложенный им способ выявления/определения этой концепции. Для того чтобы определить абстрактное мышление, необходимо внимательно изучить режим действия мыслительного тела, а не режим действия (от режима существования и движения) не мыслящего тела. Он понимал, что мыслить неизмеримо более значимо и гораздо более диалектично. Для истории диалектики особый интерес представляет фигура Спинозы: Он, пожалуй, единственный великий мыслитель домарксистской эпохи, сумевший соединить блестящие образцы диалектической мысли с последовательным и строгим материалистическим принципом понимания мысли и ее отношения к внешнему миру, который простирается в пространстве за пределы человеческой головы. Влияние идей Спинозы на последующее развитие диалектической мысли трудно переоценить. «Чтобы быть спинозистом, то есть существенным началом всей философии», великий диалектик Гегель категорически сформулировал, «…мышление должно было стать на позиции спинозизма».
Основные формы абстрактного мышления
Основные формы мышления — понятие, суждение, умозаключение.
Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств объекта или явления. Понятие — это форма мышления, показывающая индивидуальное и особенное, которое в то же время является универсальным. Концепция выступает как форма мышления и как особый акт мышления. За каждой концепцией стоит отдельное предметное действие. Понятия могут быть: общими и конкретными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие — это мысль, которая отражает общие, существенные и отличительные (специфические) особенности объектов и явлений реальности.
Концепция единицы — это мысль, которая отражает свойства, присущие только отдельному субъекту и явлению.
В зависимости от типа абстракции и лежащих в ее основе обобщений, понятия являются эмпирическими или теоретическими.
Эмпирические концепции фиксируют одни и те же объекты в каждом отдельном классе объектов на основе сравнений. Конкретным содержанием теоретической концепции является объективная связь всеобщего и единственного (целого и разного). Понятия формируются в социально-историческом опыте. Человек познает систему понятий в процессе жизни и деятельности. По этому поводу А. Шопенгауэр пишет в «Афоризмах мировой мудрости»: «В то время как мы работаем с такой серьезностью с первого взгляда на вещи, образование, с другой стороны, стремится дать нам понятия. Но понятия не дают истинной сущности; последняя, а значит, и основа и истинное содержание всех наших знаний, лежит, наоборот, в зрительном восприятии мира. И это осознание мы можем приобрести только сами; оно не может быть привито нам никаким образом».
Содержание понятий выражается в суждениях, которые всегда выражаются в устной или письменной форме, вслух или беззвучно.
Суждение — это основная форма мышления, в ходе которой утверждаются или отрицаются отношения между объектами и явлениями реальности. Суждение — это отражение отношений между объектами и явлениями реальности или между их свойствами и характеристиками. Суждения формируются в основном двумя способами: напрямую, когда они выражают то, что воспринимается; косвенно, путем вычитания или рассуждения. Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частичными, единичными.
Истинные суждения — это объективно верные суждения. Ложные суждения — это суждения, которые не соответствуют объективной реальности. Суждения могут быть общими, частичными и единичными. Общие суждения утверждают (или отрицают) что-то в отношении всех объектов определенной группы, этого класса. В частности, утверждение или отказ принадлежит не всем объектам, а только некоторым. В единичных заявлениях это относится только к одному.
Существует особый случай, когда решение суда не может принять значение истины или лжи. Такое дело называется сомнением. Сомнение — это психическое состояние, при котором существует воздержание от определенного суждения и/или дихотомия (троица и т.д.) его становления, потому что разум не в состоянии прийти к дискретному, определенному выводу. Если разум не находит причины, аргументы, которые позволили бы ему прийти к дискретному решению о правильности или ошибочности своего мнения, то сомнения отрицательны (т.е. фактически блокирует дальнейший анализ и вывод, «избегает» дискретизации). Если, с другой стороны, причина выявлена, и они имеют одинаковое, похожее, сравнительное значение, делая невозможным единое, решительное мнение, то сомнение считается положительным (с неизменностью). Результатом в обоих случаях является: невозможность формирования окончательного решения (воздержание от него). Есть много примеров, в которых человек не может победить свои сомнения, сдержанность их, перенести их на стадию уверенности.
Следует также отметить, что сомнения в той или иной степени присущи каждому решению в той или иной степени, а определенность или окончательность решения никогда не бывает абсолютной. Суждение может рассматриваться как окончательное или абсолютно определенное только в том случае, если оно связано с определенной ограниченной (фиксированной) точкой зрения (так сказать, рамкой отсчета).
Сомнение считается фундаментальным различием между мыслящей и немыслящей природой (кибернетический аппарат). Проблемы, с которыми сталкиваются мыслящие существа, имеют инвариантный набор решений, невозможно обойтись без эмпирического «взвешивания». Любое взвешивание в конечном итоге может быть проведено только с допустимой погрешностью — это означает, что сомнения в точности этого взвешивания достаточны для конкретного случая. По своей природе сомнения не присущи вычислительной машине. Состояние неопределенности парализует машину. Это, в свою очередь, означает, что до тех пор, пока компьютер не начнет сомневаться, у нас не будет конкурента для человеческого разума перед лицом искусственного интеллекта. В таком случае ученым придется найти алгоритм решения уравнений с большим количеством неизвестных, а программистам придется запрограммировать машину так, чтобы когда машина сможет их решать, у нас была мыслящая кибернетическая машина. Это невозможно, потому что невозможно решить уравнение с n неизвестными. Так что сомнения — это признак мыслящего существа.
Вывод — это выведение нового суждения из одного или нескольких суждений. Первоначальные суждения, на основании которых выносится другое суждение, называются предположениями. Самой простой и типичной формой дедукции, основанной на частных и общих помещениях, является силлогизм. Категорический силлогизм (от греческого sillogismos) — это дедуктивное выведение, в котором из двух предложений с субъектно-предсказуемой формой («Все S — это P», «Ни одна S — это P», «Некоторые S — это P», «Некоторые S — это не P») следует новое предложение (заключение), которое также имеет субъектно-предсказуемую форму.
Роль дидактических игр в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Логическое мышление у пожилых дошкольников может развиваться с помощью различных комплексов упражнений, комплекса мероприятий дидактических игр, которые являются одним из наиболее эффективных методов развития логического мышления.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности.
Дидактическая игра — это игра, созданная и адаптированная специально для учебных целей.
Дидактические игры как специальное средство обучения, соответствующее специфике ребенка, включены во все системы дошкольного образования. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой, а систему дидактических игр для детского сада впервые создал Ф. Фребель.
Дидактическая игра позволяет познакомить детей с современной жизнью в доступных для них формах интеллектуальной и активной практической деятельности, морально-эстетического опыта. Дидактическая игра приобретает все большее значение в практике воспитания детей. Дидактические игры различаются по содержанию обучения, познавательной деятельности и правилам, организации и взаимоотношениям детей, а также роли учителя. Перечисленные особенности присутствуют во всех играх, но некоторые из них более выражены в одних, а в других — в других.
Следующие требования относятся ко всем дидактическим играм.
- любая дидактическая игра должна содержать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
- в дидактической игре обязательна задача, решение которой требует умственных усилий для преодоления некоторых трудностей.
- дидактика в игре должна сочетаться с развлечениями, остроумием, юмором. Очарование игрой мобилизует умственную активность, облегчает выполнение заданий.
Для практики дошкольного образования очень важен развивающий эффект дидактических игр: развитие воображения, законопослушного поведения, логического мышления и т.д.
Суть дидактической игры заключается в том, что дети решают предложенные им мыслительные задачи в увлекательной игровой форме, сами находят решение и преодолевают определенные трудности. Ребенок воспринимает мыслительное задание как практическое, игровое задание, оно повышает его умственную активность.
Очень важная дидактическая игра для тренировки мышления. В игре с игрушками, различными предметами, с изображениями детей происходит накопление сенсорного опыта.
Сенсорное развитие детей в дидактических играх неотделимо от развития его логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Для решения игровой задачи необходимо сравнить характеристики объектов, выявить сходства и различия, обобщить и сделать выводы.
Таким образом, развивается умение делать суждения, делать выводы, применять свои знания в различных условиях, составляющих содержание игры.
Мышление — один из основных процессов, без которого невозможно обойтись. С помощью логического мышления человек приходит к выводу, делает сравнения, анализирует. Поэтому необходимо как можно раньше начать развитие логического мышления у детей. Для влияния на развитие логического мышления можно использовать специальные упражнения и серии дидактических игр.
Мы проанализировали серию дидактических игр. Для развития этого типа мышления мы выбрали те, которые содержат мыслительные задачи. Мы предложили их детям экспериментальной группы.
Были предложены следующие игры: «Скажи обратное», «Это случается, но не случается», «Логические окончания», «Найти различия», «Кто собирает быстрее», «Исключить лишнее», «Положить картинки в конверт», «Цветные шарики в правильном цвете» и логические задания (см. Приложения 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
Поэтому мы разработали и внедрили серию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Виды психических процессов: речь
- Психодиагностический процесс. Этапы психологического исследования
- Проблемы когнитивной психологии
- Защитный механизм: аскетизм
- Культура овладения этическим поведением
- Нарушения речевой сферы при поражениях и дисфункциях мозга — История изучения нарушений речи, вызванных заболеваниями головного мозга
- Виды общей психологии
- Агрессивные эмоции — Механизмы агрессии: эмоции в агрессивном поведении
- Факторы формирования приверженности персонала культуре организации
- Вклад К. Г. Юнга в историю психиатрии