Оглавление:
Для того чтобы понять смысл человеческого творчества, необходимо изучить самого человека. Можно утверждать, что «плод» творческого созидания существует отдельно от творца и может быть вполне самостоятельным явлением. Но чем больше вникаешь в суть этой проблемы, тем яснее понимаешь, что это явление становится спорным, поскольку гуманитарное знание несколько отличается от естественнонаучного. Математическая теорема более независима от человека, который ее впервые доказал, чем роман от писателя, который его написал. Когда мы изучаем геометрию, нас интересует теорема; когда мы изучаем скульптуру или, скажем, живопись, нас интересуют имена, личности, стиль, в котором художник или скульптор создал свой шедевр.
Василий Васильевич Розанов — не физик и не математик. В его работах нет естественнонаучных приемов, таких как структура, строгость, четкость. Нет фактуры, так называемого отсутствия начала и конца, основы и стройных доказательств, выводов. В его мыслях нет четкой конкретности, они построены на импровизации. Творчество Розанова трудно изучать в системе, потому что его просто нет. Его нет не только в сравнении с естественнонаучными предметами, но и в сравнении с работами других философов. Стиль изложения отличается так же, как отличаются картины современного искусства (поп-арт, например) и картины импрессионистов эпохи Возрождения. Сам Розанов не отрицал того факта, что в его работах нет фактуры, и писал о себе: «У меня просто нет формы. Какой-то «комок» или «губка». Но это потому, что я весь — дух, и весь — субъект: субъективное действительно развито во мне бесконечно, как я ни в ком другом не знаю, ни в ком другом не предполагаю».
Особенность творчества Розанова заключается также в том, что он почти никогда не писал книг; все его работы состояли из статей, которые публиковались в газетах и журналах, рецензий на эти статьи и критических отзывов на эти статьи. Но его журналистская жилка во многом преобладала над отсутствием фактологии; он был убежден, что сила аргументации — ничто, вся сила убеждения заключается в изложении своих мыслей. Василий Зеньковский неоднократно писал, что, несмотря на это, Розанов обладает «довольно цельным мировоззрением», но Павел Флоренский не считал его философом: «Мне кажется, что вы не философ, ибо философия есть система и форма прежде всего. Однако для меня нет сомнения, что новые данные, открытые вами в тайнах бытия и духа, найдут своего формирователя… как Беме, истолкованного Шеллингом, Боадером и отчасти Гегелем в системе». Тем не менее, некоторые современные исследователи Розанова скептически относятся к возможности выявления внутренних связей в его взглядах, поскольку это требует от исследователя «хотя бы того же изящного жеста, той же ловкой хватки», а «современные развязанные «розановеды» подражают от силы разве что рыхлости розановского слова, но совсем не вовлечены в закон розановских прозрений…»
«Сектантский философ» Василий Васильевич Розанов
Пока для Розанова не появилось однокоренного «литейщика», нам приходится составлять мнение о нем не на основе его произведений, а знакомясь с его текстами. С одной стороны, такой способ изучения является несомненным плюсом, поскольку мы используем первоисточники для изучения его творчества, но с другой стороны, для человека, желающего представить творчество Розанова в целостной фактуре, этот способ разрознен, лоскутен и достаточно противоречив. Статьи из «Религии и культуры» производят очень положительное впечатление, а затем натыкаются на явное отождествление Сатаны с Христом в «Темном лике».
Еще одна сложность в изучении творчества Розанова заключается в том, что его тексты очень трудно держать на расстоянии; невозможно читать его отстраненно. Розанов стремится приблизиться к читателю и действует на него по принципу психиатра или близкого человека, которому можно поплакаться в плечо. Поэтому при внимательном изучении любого фрагмента творчества Розанова необходимо делать упор на собственный интерес интерпретатора к Розанову как к личности.
В терминологии Вадима Розина, методология изучения Розанова не может быть «гуманитарной»: «Я различаю два основных подхода в установках и методологии мыслителей: гуманитарный и естественнонаучный. С точки зрения первого подхода, творчество изучаемого автора всегда соотносится с позицией исследователя; получаемое гуманитарное знание о творчестве рефлексивно, то есть рано или поздно вступает во взаимодействие (коммуникацию) с самим творчеством; позиция исследователя не этически нейтральна, а, напротив, этически нагружена. Со второй позиции, творчество — это форма первой природы (интеллектуальной), которую исследователь изучает, избегая любого привнесения себя (будь то в форме ценностей, видения или каким-то другим образом) в рассматриваемое творчество.
Прежде чем приступить к «рефлексивной» беседе с Розановым, необходимо поверхностно ознакомиться с его биографией. Сам Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля 1856 года в городе Ветлуга Костромской губернии. Его мать была дворянкой, принадлежала к дворянскому роду Шишкиных, а отец был мелким чиновником лесного ведомства.
В Анкете к Библиографическому словарю деятелей Нижегородского Поволжья сам Розанов пишет: «Я потерял отца, когда мне было 3 года, и в это же время моя мать с 7 детьми переехала в Кострому на воспитание детей. Здесь она купила небольшой деревянный дом у Боровковского пруда. Только моя старшая сестра Вера и старший брат Николай (директор Вяземской гимназии) учились отлично, остальные плохо (даже очень) плохо. Я тоже учился очень плохо. Не было ни учебников, ни условий для учебы. Мама последние два года своей жизни не вставала с постели, мои братья и еще одна сестра были «не годны к работе», дом и вся семья разваливались. Мама умерла, когда я был бы (остался на 2-й год) учеником 2-го класса. Нет сомнения, что я бы погиб, если бы меня не «подобрал» старший брат Николай, только что окончивший Казанский университет. Он дал мне все средства воспитания и, одним словом, был отцом».
Среднее образование Розанов получает в классических гимназиях Костромы (68-70), Симбирска (70-72) и Нижнего Новгорода (72-78).
«Я кончил (учебу — А.К.) «едва-едва» — атеистом, (в душе) социалистом, и с ужасным отвращением, кажется, ко всякой действительности. Из всей действительности я любил только книги».
Розанов окончил историко-филологический факультет Императорского Московского университета в 1882 году. «В университете я беспричинно изменился — а именно, я стал испытывать постоянную внутреннюю скуку, совершенно (безграничную), и позвольте мне выразиться — «скука родила во мне мудрость». Все рациональное, четкое, ясное, позитивное стало для меня скучным. «Бог знает почему» профессора, студенты, я сам, «мое все» (мировоззрение) — скучно и скучно. И книги я уже не так охотно и жадно (стал) читать, не «с такой надеждой». Да и учился я «так себе».
Традиционалист-консерватор
Вообще, как и всегда потом, я почти не замечал «текущего» и «окружающего», из него лишь «поражаясь» чем-нибудь, а, главное, была не то чтобы «энергичная внутренняя работа», для каковой не было материала, вещества, а — вечная задумчивость, мечта, переходившая в безотчетное «внутреннее счастье» или обратно в тоску».
После окончания университета Розанов решил не посвящать себя преподавательской деятельности в университете, предпочтя отправиться в свободное плаванье для реализации своего философского творчества, а для минимального, но стабильного заработка устроился на службу провинциального учителя (11 лет в Московском учебном округе: Брянск, Елец, Белый Смоленской губернии, преподавал историю и географию). Во время преподавательской деятельности в школе Розанов пишет свое первое большое сочинение «О понимании», которое, однако, было обойдено вниманием критики. «Кончив курс сел сейчас за книгу «О понимании» (700 страниц) и написал ее в 4 года совершенно легко, ничего подготовительно не читавши, и ни с кем о теме ее не говоривши. Я думаю такого «расцвета ума» как во время писания этой книги — у меня уже никогда не повторялось.
Сплошное рассуждение на 40 печатных листов, — летящее, легкое, воздушное, счастливое для меня, сам сознаю — умное: это я думаю вообще не часто в России. Встреть книга какой-нибудь (привет) я бы на всю жизнь остался «философом». Но книга ничего не вызвала (она, однако, написана легко). Тогда я перешел к критике, публицистике, но все это было «не то». Т.е. это не настоящее мое и когда я в философии никогда не позволил бы себе «дурачиться», «шалить», в других областях это делаю.
В период написания книги от В.В. Розанова внезапно уходит жена — А.П. Суслова. Поженились они, когда Розанов учился на четвертом курсе университете. Отношения уже с бывшей женой он не однократно называл «страстным увлечением». Поскольку Суслова была значительно старше Розанова, их брак счастливым не был, а в 60-е года состояла в любовной стрижке с Достоевским, что привело к окончательному разрыву. Тем не менее, попытки получить развод успехом не увенчались, поэтому второй брак Розанова на Варваре Дмитриевне Бутягиной был хоть и счастливым, но незаконным, поскольку официального расторжения первого брака не последовало. Брак с Сусловой наложил отпечаток в судьбе Розанова и преследовал его всю оставшуюся жизнь.
В 1893 Розанов со своей семьей, благодаря стараниям своего друга К.Н. Леонтьева переезжает в Петербург и устраивается чиновником особых поручений в Центральном управлении государственного контроля. Розанову не сложно адаптироваться к столичной жизни, он начинает сотрудничество со многими популярными литературными издательствами, которые активно публикуют его статьи, так же издает новые книги. «Сотрудничал я в очень многих журналах и газетах, — всегда без малейшего внимания к тому, какого они направления, и кто их издает. Всегда относились ко мне хорошо. Только консерваторы не платили гонорара или задерживали на долгие месяцы.
Сотрудничая, я чуть-чуть приноровлял свои статьи к журналу, единственно чтоб «проходили» они: но существенно вообще никогда не подавался в себе».
Именно в Петербурге талант Розанова как писателя, так и философа расцветает в полную силу. В своих творческих работах Розанов описывает противопоставление Христа и мира, язычества и христианства. Именно эти темы становятся центральными в его творчестве. Он пишет, что христианство, выражающее ощущение апатии и смерти, должно переродиться в новую «живую» религию. Розанов считал, что половая принадлежность человека связана с Богом намного больше, чем ум или совесть: «Связь пола с Богом — большая, чем связь ума с Богом, чем даже связь совести с Богом». Его повествования зарождают новую концепцию «розановский пафос», которая основывается на защите и ответственности в семье и религиозном оправдании брака, который, по его мнению, вырождается в христианской культуре. Основными произведениями на эту тему становятся: Религия и культура (1899), В мире неясного и нерешенного (1901), Семейный вопрос о России (1903), Около стен церковных (1906), Темный лик (1911), Люди лунного света (1911), Опавшие листья (1913-1915).
После революций 1917 года в Петербурге Розанов вместе с семьей принимает решение уехать из города в Сергиев Посад. В новом городе дела обстоят не так хорошо, как в Петербурге, денег фактически нет, приходится обстраиваться. Ситуация накаляется смертью сына. Последнее, что издает Розанов — брошюры серии «Апокалипсис нашего времени». Умирает Василий Васильевич Розанов 5 февраля 1919 года. Могила его до сих пор находится в Черниговском скиту Лавры рядом с могилой К.Н. Леонтьева, но почти в заброшенном состоянии.
Так сложилась судьба одного из выдающихся отечественных мыслителей. Что же касается его творчества, то его лучшей характеристикой является вопиющая «неакадемичность». Розанов никогда не преподавал философию ни в школе, в которой он работал, ни в университете. Его можно назвать «сектантским» философом, при том, что со скептицизмом относился он к философии официальной: «Мы, русские, имеем две формы выражения философских интересов: официальную, по службе, т.е. должностную. Это — «философия» наших университетских кафедр. И мы имеем как бы философское сектантство: темные бродящие философские искания…». Это «сектантское» направление имеет перед академическим серьезное преимущество — оно полно «жизненного пороха», порыва мысли; а характеризуется оно в первую очередь тем, что «тесно связано с нашею литературой».
Вопросы пола. Что есть женщина
В.В. Аверьянов долгое время занимался анализом соотношений тем работ Розанова на протяжении всей его публицистической карьеры. Статьи излюбленные темы Розанова выпускались приблизительно с одинаковым интервалом: четверть его публикаций была посвящена религии и церкви, образованию он посвящал примерно каждую восьмую статью, общественно- политические статьи занимали около трети его публикаций, а интересующим нас вопросам пола, семьи и брака — каждую десятую. Относительно малую часть Розанов посвящал последним вопросам, но тем не менее, этого вполне хватило, чтобы в энциклопедических и газетных статьях о Розанове говорили, что «…свою философию жизни он пытался построить на обожествлении рода, семьи, пола.
Для начала необходимо определиться с полом, необходимо выяснить, в чем заключается существенная разница между «женским» и «мужским», потом необходимо сосредоточиться на «женском начале» как в браке и семьи, так и вне его и только в самом конце начнем раскрывать тему пола в контексте развития его идей о браке и семьи.
Существовало мнение, которое обозначил Флоренский о том, что пол нельзя выворачивать наружу, делать из этой темы открытые и доступные заявления, что лишение тайны пола («целина личности разворочена, внутренние слои жизни, которым надлежит быть сокровенными даже для самого Я — таков по преимуществу пол») ведет к гибели не только любви, но и личности. Тем не менее, на его же замечания о снятии в христианстве проблематики пола, а перенесло человека совершенно в другую плоскость» — сам же Розанов не так положительно отзывался в том смысле, что умалчивание о проблеме не означает ее отсутствие в повседневной жизни.
«Хозяин не против ремонта дома и не за ремонт: а занимается библиографией. Мне кажется — дом-то развалится. И хотя «библиография» не противоречит домоводству, однако, его съедает.
Тема брака актуальна во все времена. Каждый сталкивался (или столкнется) с этой проблемой. Томит дни, ночи, постоянно, всякого. Как же можно сказать: «Я никому не запрещаю, а только ухожу в Публичную библиотеку заниматься рукописями».
Философия Розанова подразумевает собой концепцию пола и именно поэтому мы не можем о ней не говорить, поскольку тема пола слишком весома в нашей жизни и даже в состоянии жизни нашей души: «…душа есть только функция пола, пол есть ноумен души, как своего феномена. Точнее, пол — невидимый, бесцветный, неосязаемый — есть сотворяющий душу и тело с его формами». «…Пол не есть все тело, тело клубиться около него и из него, как временный фантом, в котором он скрыт». «Пол — весь организм, и — душа, и — тело». «Связь пола с Богом — большая, чем связь ума с Богом, чем даже связь совести с Богом». «По сложению жизни до чего очевидно, что genitalia в нас важнее мозга». «…Пол в нас и есть наша душха».
Все в человеке привязано к полу. «Есть лица мужские и женские, но нет лиц «математических» и «филологических». Я хочу сказать, что строение лица не обусловлено вовсе предметом и характером теоретической деятельности человека, как можно было бы ожидать по его положению и, казалось бы, тесной зависимости от головного мозга; но есть что-то в нем, указывающее на зависимость его от пола, текучесть из пола… Есть лица отроческие, юношеские, мужские, старческие; но и отрочество, и юность, и мужество и старость суть стадии в жизни пола, его утренняя дремота, поздний сон, его день и зной полудня. Нет вовсе «музыкальных» и «живописных» лиц, но есть «целомудренные» и «развратные»: очевидно, что лицо есть отсвет пола, его далеко отброшенное, но точное и собранное, сосредоточенное устремление».
Соотношение мужского и женского
Возвращаясь к розановскому пониманию Христа, можно не сомневаться, что соотношение женского и мужского в Нем 50/50 приводит к взаимному выравниванию полов. «Это «+0» секс, «-0» секс или «+,-0» секс, как хотите определяйте, принимайте, но как только на место секса вы ставите значительную величину, хоть единицу, хоть дробь, ставите что угодно, — вы отвергли, ниспровергли Евангелие и христианство. Сама его суть — это «+,-0» пола. Это не «что-то», а все… «Неизменность» в видимом, ясном, признанном очертании человека, в котором ходил Иисус, это и есть «+,-0″ пола».
Розанов очень интересно пишет о нейтральном поле христианства, но я не буду рассматривать их в своей работе из-за их довольно узкой специфики. Та «женщина» и та «женская гендерная характеристика», которую мы будем описывать в последующих главах, будут далеки от «+,-0» пола, с этой точки зрения. В терминологии Розанова, мы будем исследовать «умеренные степени сексуального влечения». «Это те обычные, которые, как мы знаем, мы испытываем. Их не для чего приводить в пример». Нас не будут интересовать такие понятия, как «линии безразличия в поле», «высокие степени сексуального напряжения», «самоотречение от секса» и прочие аномалии.
При цитировании текстов Розанова, где употребляется слово «женщина», необходимо также помнить, что речь идет о женщине с, по его словам, «+5+6» полом, или, если использовать процентное соотношение 20% мужского и 80% женского. И именно под этими характеристиками скрывается любая среднестатистическая женщина.
По мнению Розанова, прототип женщины должен заключаться в ее женственности. Сущность женщины — хранительница очага, семейная женщина. Женщина должна обладать идеальными (по мнению Василия Васильевича) чертами характера — покладистой, нежной, доброй, мягкой, уступчивой. В женщине любого сословия должны уживаться качества аристократки, добродетельной женщины, матери и домохозяйки, жены и семейной женщины.
Женщина не обязательно должна быть красивой, насколько она должна быть симпатичной (внешне), небольшого роста и с «нежным» строением тела. Она не должна быть глупой, ее ум должен быть сердечным и милым, а душа — нежной и доброй. Это характеристика женщины для тех мужчин, которые помнят тех, к кому их тянет, для тех, кто чувствует себя нужным и важным в этом обществе, кто уверен, что Бог избрал их для продолжения рода человеческого, что Бог может положиться на них в этой ответственной миссии.
Конечно, те, кого «Бог избрал для продолжения рода человеческого», лучше всего подходят для жизни в браке, а значит, и в семье, поэтому в следующих главах речь пойдет о деятельности женщины в семье и ее существовании в браке.Для Розанова понятия брак и супружество существуют и неразрывно связаны с религией. Он неоднократно напоминает, что брак — это отголосок потерянного рая: «Еще в раю, и до греха, человек был создан как пара, и сама пара была благословлена Богом на брак: но брак не начался. Человек пал, и тотчас началось супружество как коррелят (исправление) падения». «То, что вы имеете в раю, хотя однажды выйдете из рая и возьмете это с собою, все равно останется с вами до конца дней ваших», — так говорит Бог о супружестве. Таким образом, лоно брака и момент соединения в нем подобны райскому яблоку, вкушенному здесь и напоминающему людям об их первом состоянии.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева
- Структуралистские идеи в современной культуре
- Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты
- Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
- Основные сферы жизнедеятельности общества
- Рационализм и эмпиризм в философии нового времени
- Социокультурные предпосылки формирования науки Нового времени — Возникновение философии Нового времени
- Операционная подсистема деятельности
- Возникновение философии как проблемы. Основные направления философии: имена и школы
- Проблема истины в философии и науке. Критерии истины