Оглавление:
Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) понимается культура Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и исламизации и где сформировалась арабская нация. Великая заслуга народов Арабского Востока состояла в том, что они сохранили и передали последующим поколениям многие ценные достижения древности. Однако, впитав в себя культуру персов, сирийцев, евреев и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура оставалась единой.
Большую часть территории Аравии составляли степи, пустыни и полупустыни; лишь небольшая часть земли была пригодна для земледелия. Уже в начале первого тысячелетия до нашей эры здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. Большую часть населения полуострова составляли кочевые бедуины, называвшие себя арабами («араб» означает «лихой всадник»). В начале нашей эры отряды бедуинов, верблюжьи и конные, стали грозной силой. Кочевники грабили караваны горожан и считали их имущество своей законной добычей, нападали на деревни, отравляли посевы. Горожане сопротивлялись и злобно высмеивали «верблюжьих наездников». Однако и тем, и другим было нелегко в сложных природных условиях, требовавших максимальных усилий для выживания. В их отношении к миру было больше сходства, чем различий, а жизненными ценностями были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем. В то время арабы были язычниками. В городе Мекка находился общеарабский храм Ка’ба, в котором хранились изображения трехсот местных идолов. Именно среди кочевых племен зародился ислам — будущая мировая религия, оказавшая глубокое влияние на страны Востока.
Ислам (ислам) возник в начале VII века н.э. Основателем ислама был реальный человек — пророк Мухаммед (570-632) (Приложение 1). Он происходил из племени курайшитов, хранителей мекканской святыни. Мухаммед рано осиротел, его воспитывал дед, а затем дядя, богатый купец. В молодости Мухаммад был пастухом, а в двадцать пять лет начал работать на сорокалетнюю вдову Хадиджу. Она организовывала торговые караваны в другие земли. Они поженились — это был брак по любви. Хадиджа родила Мухаммаду трех сыновей и четырех дочерей. Мальчики умерли, а девочки, когда выросли, стали мусульманками. Всего у Пророка было девять жен.
Со временем Мухаммад все меньше интересовался торговлей и все больше — вопросами веры. Первые откровения он получил во сне — к нему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил, что Мухаммед должен проповедовать истинного Бога Аллаха, который поможет людям избавиться от проблем — бедности, междоусобиц, объединить арабов против «неверных».
Опираясь на своих единоверцев, Мухаммад вскоре подчинил своему влиянию весь Аравийский полуостров. Там было образовано единое арабское государство с теократической формой правления — халифат.
Арабское средневековье можно разделить на следующие периоды:
- Джахилия (доисламская эпоха).
- Мекка-Медина период -VI- VII вв. (начало мусульманской веры, возникновение ислама).
- 3. Дамасский период — 661-750 гг. (правление династии Омейядов, активная завоевательная политика).
- Багдадский период — 750-1258 гг. (правление династии Аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата).
Социально-политическая и экономическая системы арабо-мусульманской цивилизации
Джахилия — это доисламская эпоха, языческий период арабо-мусульманской культуры, который можно назвать временем невежества и грубости.
По данным археологов, жители Аравийского полуострова были искусными земледельцами. Их географическое положение способствовало развитию торговли, так как арабы выступали в роли торговых посредников между Востоком и Западом. К концу II тысячелетия до н.э. культура арабов достигла высокого уровня; позднее, общаясь с греко-римским и византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, которые распространились на полуострове во II-V веках. Торговля и города пришли в упадок.
Возвышение Аравии произошло вместе с возникновением в конце VII века новой веры — ислама, история которого связана с важнейшими событиями в жизни его основателя Мухаммеда ибн Абдаллаха.
Первая мусульманская община насчитывала около пятидесяти человек, в основном из родственников и друзей пророка Мухаммеда. Он научил их молиться, как учил их сам Джабраил. Постепенно ислам стал приобретать вокальный характер, и вскоре Мухаммад обратился к мекканцам со склона горы Ас-Сафа со своей первой открытой проповедью. Но курайшиты почувствовали в общине серьезного соперника, и настороженность носителей языческих традиций сменилась открытой враждебностью. Начались гонения на верующих.
610-620 годы — время борьбы между традиционными язычниками и язычниками. — были временем борьбы между традиционным языческим обществом Мекки и исламом. Некоторые мусульмане нашли убежище в христианской Эфиопии. Старейшина Абу Талиб, покровитель Мухаммеда, и жена пророка Хадиджа вскоре умерли. Все это вынудило их искать поддержки за пределами Мекки.
26 июля 622 года считается началом мусульманской эры. Это год переселения Мухаммада из Мекки в Ятриб (Медину) — хиджра.
В Медине социальный статус Мухаммада изменился: из проповедника он превратился в посланника Аллаха. Жители Медины признали его своим пророком, религиозным и политическим лидером и поддержали его в стремлении победить Мекку. Борьба между городами закончилась победой Медины. К 632 году все племена, почитавшие мекканскую Ка’ба, приняли ислам. Было образовано мусульманское теократическое государство — Арабский халифат, первым халифом которого стал сам Мухаммед. Его сподвижники провели ряд завоеваний, которые привели к расширению территории халифата и быстрому распространению ислама. Ислам стал государственной религией арабского Востока.
Мухаммад умер в 632 году и был похоронен в Медине. Его гробница является самой важной святыней ислама. Смерть Пророка стала тяжелым испытанием для ислама. Мухаммад не оставил указов о своем преемнике. У него не было наследников мужского пола. Появились различные лжепророки. Чтобы сохранить власть, необходимо было срочно выбрать преемника, который возглавил бы общину верующих. Победу одержали соотечественники пророка, и первым халифом стал Абу Бакр, отец любимой жены пророка, Айши. Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества, но он организовал ряд походов и покорил неверных, став главой огромного Арабского халифата (632-644) (Приложение 2). Арабские завоевания распространились за пределы Аравийского полуострова.
После смерти первого халифа его сменил Омар (634-644). Во время его правления Сирия, Месопотамия, Палестина и Египет стали частью мусульманского государства. Третьим халифом становится Осман (644-656), назначенный Омаром перед смертью. Государство продолжало расширять свои границы. Мусульмане закрепились в Северной Африке и Закавказье.
Особенности мусульманского мировоззрения
Экономический расцвет халифата — VIII-IX вв. Благодаря ирригационной системе большие успехи сделало земледелие. Рис, хлопок начали культивировать во многих частях халифата. Садоводство и цветоводство получило промышленное значение. Обширные плантации роз давали эссенцию для парфюмерного производства. Арабы разводили ценные породы овец и лошадей. Большой славой пользовались арабские ремесленные изделия: ткани, высококачественная сталь и оружие (знаменитая дамасская сталь), стекольные, зеркальные, ювелирные изделия и др. Арабские купцы проникали далеко на север Европы — до Балтики, на Дальнем востоке — до Китая и Индонезии.
В VIII-XIII вв. у арабов окончательно сложились феодальные отношения. Земля оставалась государственной собственностью с вытекающей отсюда системой налогообложения. Характерной чертой арабского феодализма было существование рабства. Рабы — главная рабочая сила в феодальных поместьях.
Арабы создали эффективную финансовую систему, при которой наряду с наличными деньгами широко использовались безналичные расчеты в торговых операциях (расписки менял, которым купец, приезжая в город сдавал товар).
Таким образом, благодаря осуществлению политики исламизации и арабизации было достигнуто социально-политическое сплочение населения всего халифата, распространение единого языка межнационального общения, что способствовало формированию интегрирующей арабоязычной культуры.
Распад Аббасидского халифата (сер. X в.) в связи с образованием на его территории самостоятельных государств привел к уменьшению роли арабской культуры в общем развитии мировой культуры.
Любая религия решает главные вопросы: каково место человека в этом мире, и каковы должны быть отношения к людям и окружающему миру. Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное Писание), на котором строится вероучение, культ и образ жизни. Это сборник пророческих откровений, полученных неграмотным Мухаммедом от Аллаха через посредничество его ангела. Здесь говорится, что весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установки, молитвы, назидательные рассказы и притчи пророка, произнесенные им и записанные его помощниками.
Структуру книги составляют 114 сур (глав), которые состоят из аятов (стихов). Суры в Коране расположены не в хронологическом порядке, а в порядке убывания их длины (Приложение 1).
Коран определяет обязанности мусульман:
1. Шахада — исповедание веры. Ее смысловой перевод: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — Посланник Аллаха». Произнесение шахады — долг мусульманина.
2. Салят, намаз — молитва. Мухаммед назначил пять обязательных ежедневных молитв: на рассвете, полуденную, предвечернюю, на закате, в начале ночи. По пятницам совершается общая молитва в мечети.
3. Закят — обязательная милостыня в пользу бедных.
4. Саум — пост один раз в году в месяц рамадан: взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от еды, питья, курения, плотских отношений.
5. Хадж — паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин.
Соблюдение этих положений призвано продемонстрировать мусульманам покорность Аллаху, их равенство перед Богом.
Коран содержит сведения космогонического характера (очень схожие с библейскими). Бог творит мир за шесть дней. Земля представляет собой плоскость, а небо состоит из твердых сводов. Человека Аллах создает из земли.
Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие — всеобщий Божий суд. Посмертная участь человека зависит от того, как он вел себя при жизни, от соотношения совершенных хороших и плохих поступков. Проверить это просто, т.к. на каждого человека ангелы заводят свиток, куда заносят все его деяния. Правоверные могут рассчитывать на успокоение души в раю. Райская жизнь в Коране описана с особым художественным мастерством: в джанне (раю) правоверного ждали тенистые сады с каналами, реками молока, вина и меда. Они вознаграждались супругами-девственницами — гуриями. В джаханнаме (аду), напротив, полагалось гореть в вечном огне, пить кипяток и гнойную воду, мучиться от жгучего холода и т.п.
Характеристика арабо-мусульманской цивилизации: актуальность и опыт изучения, историческая периодизация, основные понятия
Выдвижение родственников халифа на ключевые посты вызвало недовольство народа. На Османа было совершено покушение. В исламском мире возник глубокий раскол. Близкие родственники Пророка считали, что только религиозная святость дает право на власть, и эта святость передается только через наследников Мухаммеда. На этой почве в халифате начались годы смуты.
В 661 году к власти пришли Омейяды. Центром страны был Дамаск. Омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них вся Северная Африка была подчинена исламу, мусульманские войска высадились в Испании через Гибралтар и вторглись во Францию. На Востоке воины ислама захватили Бухару, Самарканд и другие города Средней Азии, утвердились в Армении, Азербайджане, Западной Грузии, совершали набеги на хазар на границах Южной России.
При Омейядах народы, вошедшие в исламское государство, были приведены в форму мусульманской культуры. Были сформированы каноны мусульманской архитектуры. Были сформированы основы мусульманской государственности. Халифат был военной деспотией. Произошло слияние религиозной (има-мат) и светской (эмират) власти, что усилило авторитет халифа, подчеркнув святость его личности. Самым близким к халифу человеком был визирь, который отвечал за финансовые и экономические дела. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, которая одновременно являлась государственной почтовой службой. Гвардия была опорой верховной власти. Отдельными провинциями управляли шейхи и сейиды. Как и в восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частная собственность на землю существовала в халифате, но не достигала больших размеров. Большая часть государственной земли была занята общинами, которые платили в казну налог на аренду — десятую часть дохода. Часть государственных земель раздавалась правительством за службу. Такие поместья передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось.
Жесткая вертикальная система управления сочеталась с налоговой и денежной системой. В пользу халифа выплачивался вакф. Все население платило натуральный налог на содержание армии. Немусульманское население платило дополнительный подушный налог.
Положения ислама и обычное право арабов (адат) послужили основой для свода законов — шариата. Мусульманское право не предусматривало предварительного следствия и суда. Считалось, что быстрое решение суда, как божественное предопределение, всегда правильно. Неоспоримым достоинством средневекового шариата было признание равенства всех граждан перед судом и отказ от древних племенных склок, кровной мести и т.д. Поражает суровость наказаний за преступления. За кражу отрубали руку, за распитие вина и азартные игры наказывали палками или даже казнили. Положение личности также было вполне традиционным для восточной деспотии: человек мог внезапно подняться на вершину социальной лестницы и так же внезапно оказаться в нищете или быть убитым по прихоти власть имущих.
Исламизация была важным фактором распространения и консолидации арабо-мусульманской культуры. Хотя миссия пророка касалась только арабов как избранного Богом народа, он предписывал обращение «неверных в истинную веру» (джихад). Этому способствовал и экономический фактор: немусульман облагали более высокими налогами, и облегчить их участь можно было, приняв ислам.
Другим важным фактором распространения культуры была арабизация — усвоение культуры и языка арабов завоеванными народами. Сначала арабы не хотели ускорять этот процесс, так как считали, что люди других национальностей не должны получать равные с ними права, а знание арабского языка и даже принятие ислама не делали граждан других стран равными арабам. Позже эти противоречия будут устранены решением династии Абассидов об уравнивании прав всех мусульман (сер.VIII в.).
Окончательное формирование мусульманской теологии и культурный расцвет халифата приходится на эпоху Абассидов (750-1258), потомков дяди пророка аль-Аббаса, которые в результате жестокой резни сменили Омейядов и перенесли столицу в Багдад. Абассиды не вели активной внешней политики — за долгие века их правления к халифату были присоединены лишь Сицилия, Кипр и некоторые другие незначительные территории. Их главной целью было сохранить уже завоеванное.
Художественная культура арабского Востока
Ислам, чтобы усилить свое влияние, использует ценности художественной культуры как средство эстетического воздействия на верующих. Но вся художественная культура подчинена мусульманской догме.
Реалистические изображения были запрещены и считались грехом, поскольку все прекрасное создано Аллахом. Поэтому изображались либо стилизованные предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. В результате живопись и скульптура не получили развития. Изобразительное искусство перешло в ковровое искусство, его черты стали узорчатыми и пестрыми. Появился арабесковый орнамент из переплетающихся геометрических фигур, стилизованной растительности, элементов арабской вязи. Особенно впечатляют живописные мотивы декоративно-прикладного искусства. Арабесковое искусство требовало сложных математических расчетов (Приложение 4).
Реалистические изображения появились позже и получили широкое распространение в книжной миниатюре (X-XIII вв.).
Архитектура также была призвана подчеркнуть величие ислама.
Мечеть (масджид по-арабски) означает место поклонения. Считается, что прототипом ранних арабских храмов был дом пророка Мухаммеда в Медине, где собирались первые мусульмане. Этот дом имел обнесенный стеной двор с навесом. Когда ислам захватил умы сотен тысяч людей, возникла потребность в молельных домах, способных вместить большое количество верующих. Большинство ранних мечетей имели огромный двор, окруженный крепкими стенами; часть двора имела потолок, аналогичный навесу. Двор мечети имел бассейн или фонтан в центре, крытые галереи вдоль стен, крыша которых поддерживалась столбами или колоннами, и крышу над той частью двора, которая была покрыта таким же образом. Она служила молитвенным залом. Мечети не отличались богатым лепным декором. Их украшения носят плоскостной характер: использовались резные полихромные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет, имеющий форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.
Главная мечеть мусульманского мира, мечеть Харам (аль-Маседж аль-Харам, «Священная мечеть») (Приложение 5), расположена в самом центре Мекки. Ее называют Запретной мечетью, потому что Мухаммед запретил вход туда «неверным» (немусульманам). В центре двора находится святилище Кааба, священный дом Аллаха. Строительство первой мечети возле Каабы датируется 638 годом. За время своего существования мечеть несколько раз перестраивалась, и от первоначальной постройки мало что осталось. В настоящее время мечеть Харам представляет собой огромное сооружение площадью 309 тысяч квадратных метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. В мечеть ведут 4 ворот, кроме которых есть еще 44 входа. Мечеть Харам может одновременно вместить до 700 тысяч человек. Кааба представляет собой каменное сооружение кубической формы, основание которого составляет 10 на 12 метров, а высота — 15 метров. Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, которое меняют раз в год. Оно украшено вышитыми золотом изречениями из Корана. Дверь сделана из чистого золота и весит 286 кг. В восточном углу Каабы, на высоте полутора метров, вмонтирован Черный камень, оправленный серебряным ободком. Большинство ученых считают, что это метеорит. Согласно исламской традиции, Бог дал этот камень Адаму, который был изгнан из рая после раскаяния. Считается, что камень изначально был белым и стал черным только со временем, в результате того, что к нему прикасались многочисленные грешники.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Ересь стригольников: философские корни
- Полифункциональность эстетики
- Гносеология и круг ее проблем
- Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист
- Понятие сущности и явления
- Человек, общество и природа: проблемы экологии
- Дени Дидро и его философия
- Жан Поль Сартр и его философия
- Философское знание и управление
- Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию