Для связи в whatsapp +905441085890

Одиночество у подростков: индивидуальные психологические особенности

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Становление самосознания на разных возрастных этапах (дошкольный, подростковый, юношеский возраст и т.д.)
  2. Особенности депрессивных реакций у подростков
  3. Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи
  4. Психологические особенности семейного воспитания
  5. Психологические особенности родительского отношения к ребенку
  6. Специфика восприятия мужчинами беременных женщин
  7. Соотношение рационального (логического) и интуитивного в профессиональных намерениях подростков
  8. Возрастная специфика переживаний ребенком своего места в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
  9. Наличие зависимости любопытства от уровня интеллекта
  10. Индивидуальные особенности памяти

Введение

Актуальность проблемы. Чувство одиночества индивида — это экзистенциальный, социально-психологический феномен и социальный статус. В современном нестабильном обществе проблема одиночества стоит достаточно остро. Известно, что основной ячейкой любого общества является семья. В то же время сегодня многие исследователи в разных странах отмечают явные признаки кризисов не только традиционных семейных отношений, но и самого института семьи.

Вопросы профилактики одиночества и подготовки молодежи к семейной жизни имеют огромное значение как для здоровья и счастья отдельного человека, так и для экономического, социального и культурного развития общества. С раннего возраста необходимо развивать у ребенка чувство социальной ответственности за свои поступки; воспитывать желание иметь здоровую и крепкую семью; укреплять чувство уважения к представителям противоположного пола и умение читать их специфические интересы.

Подростковый возраст занимает важное место в общем процессе онтогенеза. Этот возрастной период следует рассматривать как особую фазу в психическом развитии, эпоху перехода от детства к взрослости. Качественно новые психические образования формируются по всем направлениям. Вступая в новый период жизни и деятельности, молодой человек занимает новую социальную позицию; именно в этой фазе развития формируется отношение к собственному «Я», отношение к сверстникам, окружающим людям и обществу. Формирование социальных установок, вероятность возникновения и глубина переживания одиночества зависят от того, какие основы социальной ориентации закладываются на данном этапе.

Объектом исследования является состояние одиночества.

Предмет исследования — индивидуально-психологические аспекты состояния одиночества.

Цель работы — выявить индивидуально-психологические аспекты состояния одиночества личности, через его психодиагностику и психокоррекцию.

Гипотеза исследования:

  • Одним из основных факторов возникновения состояния одиночества является соотношение ожидаемой и полученной оценки личности;
  • склонность к состоянию одиночества является одним из важнейших конституциональных свойств личности, которые мало изменяются в онтогенезе;
  • состояние одиночества в значительной степени является следствием предрасположенности, сформированной в детстве.

Задачи исследования:

  • Выявить влияние демографических и социальных факторов на состояние одиночества;
  • выявить влияние личностных факторов на состояние одиночества;
  • предложить методику и установить эффективность психокоррекции состояния одиночества.

Методы исследования:

  • поиск, анализ, сравнение и обобщение литературных данных;
  • выявление притязаний с помощью моторного теста Шварцланда;
  • определение оценки черт личности и самооценки по Р.Б. Кейтеллу;
  • завершение неполных предложений по разработанной методике;
  • статистические методы обработки и представления результатов исследования (описательный и корреляционно-регрессионный анализ).

Сущность и причины состояния одиночества

Проблема одиночества — одна из самых острых проблем современности, она волновала человечество во все эпохи. Не случайно этой проблеме уделяли внимание выдающиеся философы, социологи, психологи, писатели, политические и религиозные деятели.

Герой рассказа Ги де Монпасана «Одиночество» в своем монологе говорит: «Из всех загадок человеческого существования я разгадал одну. Больше всего мы страдаем от одиночества, и все наши действия, все наши страдания направлены на то, чтобы уйти от него… Кто-то чувствует его сильнее, кто-то слабее — вот и вся разница. Вот уже некоторое время меня мучает жестокое осознание ужасного одиночества, в котором я живу и от которого… слышите? …нет спасения! Что бы мы ни делали, как бы ни метались, как бы страстно ни бились наши сердца, как бы ни звали наши уста и как бы горячо мы ни обнимались, мы всегда одиноки.

О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% респондентов утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, а около 10-30% говорят, что хотя бы раз в жизни испытывали такое чувство.

Человек становится одиноким, когда осознает неполноценность своих отношений с личностно значимыми для него людьми, когда испытывает острый дефицит удовлетворения потребности в общении.

Одиночество — это многогранная и, видимо, сложная проблема, которая имеет универсальный характер и существует до тех пор, пока человек помнит себя. Именно поэтому она вечна, так как не зависит от социально-экономических формаций, будучи присуща им всем. Но если проблема одиночества вечна, то как мы можем увидеть ее актуальность сегодня?

При анализе одиночества необходимо различать одиночество и физическое состояние изоляции человека. Последнее является наблюдаемым состоянием, регулируемым и, в некоторой степени, контролируемым. Значение изоляции зависит, по большей части, от того, какой смысл человек придает этому состоянию. Изоляция должна быть мучительной, поэтому она используется как форма наказания для детей и преступников. Но иногда, к ужасу родителей и общества, изолированные люди с ограниченными возможностями наслаждаются одиночеством; вместо того чтобы чувствовать себя обделенными, они находят благодатные возможности для плодотворных открытий и даже саморазвития. Многие люди время от времени хотят «побыть в одиночестве».

В отличие от состояния изоляции, которое является объективным и внешне обусловленным, одиночество — это субъективное внутреннее переживание. Изоляция может способствовать одиночеству, но простое сведение последнего к первому игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Такая редукция упускает самое важное обстоятельство — контекст переживания одиночества. Многие люди испытывают мучительное одиночество не в изоляции, а в обществе, в кругу семьи и даже среди друзей.

Чтобы определить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтобы познать одиночество, его нужно пережить. Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и зачастую уникальное переживание. Есть доля истины в утверждении: «Ничье одиночество не похоже на мое. Одиночество у всех разное». Одиночество уникально, и невозможно дать ему универсальное определение. Это правда, что мое одиночество принадлежит только мне; никто не может испытать мое одиночество за меня. Наверное, никто не может полностью понять, что я чувствую, когда я один. Кроме того, мои переживания одиночества меняются от ситуации к ситуации. Однако, при всей уникальности любого конкретного переживания одиночества, есть определенные элементы, общие для всех его проявлений.

Существуют экзистенциальные, культурные, социальные и межличностные аспекты одиночества, которые можно рассматривать как «иерархию шкал» возникновения и проявления одиночества.

Примером культурного одиночества является опыт иммигрантов. История США богата проявлениями этого типа одиночества. В 19 веке многие иммигранты переезжали в эту страну группами, в которые входили ближайшие родственники, друзья и знакомые. Их окружали люди, которые их любили, но они были глубоко одиноки. Даже создание иммигрантами этнических коммун не помешало людям говорить о своей отчужденности, оторванности от культурного наследия, которое изначально было частью их жизни. Многое из того, что они привыкли считать само собой разумеющимся, было утрачено. Понятие отчуждения не всегда адекватно отражает этот опыт. Отчуждение в основном отражает сложные отношения иммигрантов с их новой родиной и не объясняет несчастья, от которого многие страдают, становясь одинокими и стремясь вернуть себе основные идеи, нормы, институты, установки и ценности, составляющие унаследованную часть жизненного мира индивида. Культурное отчуждение может быть частью или следствием неразрешенного одиночества в культурном измерении.

Другой пример культурного одиночества можно найти в характерной форме человеческого опыта в современном мире. Современный человек в индивидуальном технократическом обществе чувствует себя бессильным и крайне безнадежным. Люди, испытывающие внутреннюю фрустрацию и растерянность, проистекающие из чувства отрыва от традиционных ценностей и норм, часто говорят о чувстве одиночества, которое они даже не могут объяснить. Культурное одиночество также проявляется в малых группах, когда люди чувствуют, что их связь с собственным культурным наследием разорвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Этот тип одиночества существует в обществах, переживающих быстрые социальные изменения — Япония, Америка. Это важный элемент в жизни молодых людей, которые не могут найти дом в культуре своей страны. Этот тип одиночества объединяет беды и несчастья людей, вызывая страдания от культурного отчуждения и кризис попыток идентификации. Культурные различия иногда разрушают социальные и межличностные связи. В таких случаях возникают сложные модели одиночества, например, в семьях и других социальных институтах, где существует так называемый «разрыв поколений». Одиночество в культурном измерении — частый «гость» в мире ученых, пророков, реформаторов и критиков социальных порядков, особенно если они рассматривают свое расхождение с основной культурой как попытку прийти к ценностям, забытым или отвергнутым широкой общественностью.

Аспекты состояния одиночества отдельного человека

Одиночество испытывают люди разных возрастов, профессий, материального и социального положения. В самом общем приближении оно связано с переживанием человеком своей оторванности от человеческого сообщества, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но что стоит за понятием «отстраненность»? Физическая изоляция не отражает, а зачастую и не является причиной одиночества, скорее, это нарушение связи между внутренним миром человека и его социальным окружением. С другой стороны, постоянное взаимодействие и бесконечное общение также не противодействует одиночеству, а иногда и порождает его. Одиночеству в толпе есть такое же место в нашей жизни, как счастью в пустыне.

Философы, психологи и медики, обсуждая проблему одиночества, сталкиваются с определенными трудностями. Во-первых, конкретное значение «одиночества» как изоляции от людей является односторонним и неточным. Такие чувства и эмоции, как страх, тревога, печаль, отстраненность, ненужность, подавленность, часто определяются человеком как одиночество. Возможно, все они являются причинами одиночества, возможно — следствием, возможно — его составляющими.

Во-вторых, одиночество — сугубо личное переживание, более того, оно имеет весьма неопределенные внешние проявления — как психические, так и соматические. Поэтому полученные данные — это описание человеком субъективных чувств и переживаний в связи с какими-то событиями, которые он определяет или называет «одиночеством». В определенный момент жизни, благодаря книгам, фильмам и учителям, в нашем сознании возникает образ того, что мы начинаем называть одиночеством. Этот образ, как и само понятие, достаточно индивидуален, многомерен и иерархичен.

В-третьих, данные о дальнейшей жизни клиентов, прошедших коррекцию одиночества, либо не систематизированы, либо отсутствуют. Неясно, возвращаются ли такие чувства, что их вызывает и как они переживаются.

Целью данной работы является обзор исследований наиболее завершенных методов диагностики и терапии и выделение общих для всех понятий, признаков, тенденций и подходов в отдельную структурированную форму с пониманием механизма и причин одиночества.

Вот несколько выдержек из работ различных ученых и философов, позволяющих вкратце проследить путь и направление, в котором началось и продолжается движение в изучении одиночества.

«У одинокого человека нет другого; нет у него ни сына, ни брата; и все труды его не имеют конца, и глаз его не насыщается богатством…» (Екклесиаст. Ветхий Завет (4.8). Драма утраты человеком животворящей связи с миром людей пронизывает весь библейский текст. Отчаяние и безнадежность заставляют человека искать способ преодоления одиночества — «диалог» со Всевышним.

«Первые фобии у детей, связанные с внешними условиями, — это страх темноты и одиночества. Обе они вызваны ощущением ребенком отсутствия близкого человека, скажем, матери. Мне приходилось слышать, как из соседней комнаты ребенок, боящийся темноты, зовет: «Поговори со мной, я боюсь!». — «Почему? Зачем? Ты все равно меня не видишь». На это ребенок ответил: «Когда со мной кто-то разговаривает, становится легче». (З. Фрейд, 1916 — 1917). Это одно из немногих высказываний З. Фрейда об одиночестве. Хотя отчасти с этой темой переплетается его идея «океанического чувства». Исходя из того, что до рождения индивид окружен водами матери, находясь в безопасности, комфорте и одиночестве, Фрейд делает вывод: человек испытывает ностальгию по этому уютному состоянию. По его мнению, сон, фантазии, медитация (а это, безусловно, один из видов переживания одиночества) — это возвращение к утраченным истокам.

«Длительное отсутствие эмоционального и физического контакта, может быть фатальным для человека. И сенсорная, и социальная депривация одинаково вредны, вызывая временные психические нарушения.» И далее: «Постоянно присутствующее желание физических и социальных контактов заставляет человека иногда довольствоваться тонкими, символическими формами их проявления, что можно определить как потребность в признании» (Э. Берн, «Игры, в которые играют люди»). Э. Берн использовал это высказывание для объяснения концепции «сенсорного голода», и оно не совсем относится к исследованию одиночества, но по сути очень важно для дальнейшей работы.

Самооценка, оценки и проявления личности, их свойства и источники

Состояние одиночества порождает сложное взаимодействие различных чувств и эмоций, которые образуют определенный механизм переживания одиночества. Печаль, отчаяние, тревога, чувство покинутости или неполноценности сами по себе не могут быть связаны с одиночеством. Скорее, имея негативную окраску, они отражают степень и форму неудовлетворенности человека окружающей действительностью или самим собой. Возможно, причины этой неудовлетворенности кроются в самооценке.

Самооценка — это ценность, значимость, которую человек приписывает себе в целом и отдельным сторонам своей личности, деятельности и поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование и как процесс самооценки, она отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка формируется на основе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также соотношения реального и идеального представлений о себе.

Ряд авторов сходятся во мнении, что низкая самооценка может провоцировать возникновение одиночества.

«Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они более склонны приписывать неудачи в социальных взаимодействиях внутренним, самообвиняющим факторам». Люди. Люди с низкой самооценкой ожидают, что другие тоже будут считать их ненужными. Такие люди острее реагируют на вызов или отказ в общении» (Летиция Энн Пепло). Конечно, низкая самооценка может быть причиной одиночества, но она, скорее всего, не может быть формирующей.

Люди с высокой или даже неадекватно завышенной самооценкой не менее склонны к одиночеству. Более того, если человек с низкой самооценкой воспринимает одиночество как должное, как ожидаемое и привычное состояние, то уверенные в себе, с высокими притязаниями, творческие личности могут переживать одиночество дольше и глубже.

Примером могут служить отрывки из личных писем таких писателей, как Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. Брюсов.

«К одиночеству присоединяется такая тоска, которой нет описания; я не знаю решительно, куда себя поставить, на что опереться» (Гоголь — Погодину, 1840).

«Я так худ, так ужасно безнадежно худ телом и духом, что не могу жить…» (Эдгар По — Энни, 1848).

«Я устал, устал от всех отношений, от всех людей, устал от меня и от всех желаний. Уйти или в пустыню, остаться одному или заснуть последним сном В. Брюсов. Дневник 1898).

«Я прячу веревку, чтобы не повеситься на перекладине в своей комнате, вечером, когда я один. Я больше не хожу на охоту с ружьем, чтобы не поддаться искушению застрелиться. Мне кажется, что жизнь моя была глупым фарсом» (Лев Толстой, 1878).

Подобных примеров можно привести множество. Вряд ли эти люди были обделены вниманием и почетом, вряд ли кто-то сомневался в их творческом и человеческом состоянии, а примеры из жизни говорят о том, что глубоко одинокими могут быть люди с высокой самооценкой, и, порой, одиночество является своеобразной отдушиной, своеобразным спасением от «безумного мира».

Вполне вероятно, что низкая самооценка формирует систему установок и стереотипов поведения, которые препятствуют удовлетворительному социальному взаимодействию, образуя благоприятную почву для возникновения одиночества. В свою очередь, завышенная самооценка также может сформировать стиль и образ мышления или поведения, идущий вразрез с общепринятыми нормами и стереотипами, тем самым провоцируя переживание одиночества.

Личностная самооценка является новообразованием дошкольного возраста. Она появляется во второй половине периода на основе первоначальной, чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки поведения другого. Ребенок приобретает сначала способность оценивать поступки других детей, а затем — собственные поступки, моральные качества и изменения.

Развитие состояния одиночества из-за неадекватной оценки индивида его проявлениями

Итак. На определенном этапе онтогенеза у человека сформировалась самооценка, социальная среда научила его ожидать определенных реакций в свой адрес и быть удовлетворенным. В то же время причиной возникновения чувства одиночества может быть конкретный опыт неудовлетворенности человека количеством, качеством или значимостью его социальной оценки.

В действительности, в жизни человека, у которого есть семья, дети, работа, друзья и увлечения, при идеальных условиях не должно быть места одиночеству. Человек получает достаточное количество содержательной благодарности от жены и детей. Качественную признательность на работе, кроме того, у него есть друзья и хобби. Каждая из этих («семья», «работа», «друзья», «хобби») моделей общения самодостаточна, каждая полностью удовлетворяет его ожидаемую оценку. Но вот отношения с супругом стали ухудшаться, соответственно, количество и качество стало неудовлетворительным, и ожидаемая оценка стала неудовлетворительной. В таком случае одиночество выражено довольно слабо, и скорее проявляется в виде симптомов. Чувства тревоги, жалости к себе, ощущение себя нежеланным и невостребованным — это сигнал тревоги: указание на отсутствие оценки в определенной системе личностных координат. Эти симптомы заставляют человека либо восстанавливать отношения в семье, тем самым возвращая количество и качество на привычный, ожидаемый уровень, либо искать замену в других моделях общения, либо формировать новые социальные связи. Очень важно, чтобы количество удовлетворительных ожиданий было восполнено.

Чтобы не испытывать одиночества, человек может компенсировать недостаток оценки в семье, провоцируя повышенное внимание к себе со стороны друзей (жалобы, показное огорчение или бравада), на работе (окунуться в работу с головой, выделиться в глазах сотрудников или начальства), или восполнить недостаток оценки новыми социальными контактами (новые друзья, подруги, работа). В случае оперативной замены потерявшего ценность источника оценки или его реабилитации переживание одиночества может и не возникнуть. Чаще одиночество проявляется в виде сопутствующих эмоций и чувств, усиливающихся тем больше, чем дольше ожидаемая оценка остается неудовлетворительной, и только при потере огромного источника оценки, несравнимого с другими по количеству, качеству и значимости — одиночество наступает лавиной, оставляя чувство безысходности, делая бессмысленным существование.

Но вот отношения в семье наладились, счастливый супруг окружен повышенным вниманием жены и детей, его ценят на работе, где он «горяч», а друзья каждый день зовут его в гости. Жизнь процветает и наполнена событиями, встречами и впечатлениями. При этом интенсивность социальных контактов не оставляет места для размышлений, возможности подумать, сравнить, адекватно оценить происходящее. В связи с этим меняется и мнение о себе, возникает звездная болезнь, исчезает реальная оценка своих возможностей и качеств. В этой ситуации вновь возникает непреодолимое чувство одиночества. В чем причина? Возможно, величина социальной оценки совершенно не соответствовала желаемому уровню. Человек, не подготовленный и не ожидающий такого повышенного внимания к своей персоне, остро нуждается в переосмыслении, уравновешивании желаемой и полученной оценки, в восстановлении нарушенных связей внутреннего и внешнего мира. Несвоевременное вмешательство может привести к серьезному внутреннему конфликту или психическому отклонению.

Таким образом, само переживание одиночества можно разделить на две формы: желаемое и нежелаемое (вынужденное). Вынужденное переживание одиночества возникает тогда, когда уровень полученной оценки ниже ожидаемого, а желаемое переживание одиночества возникает тогда, когда уровень полученной оценки неадекватно выше ожидаемого. В любом случае, одиночество — это возможность уйти в себя, осознать и восстановить разорванные связи внутреннего и внешнего мира.

Заключение

Изучение и анализ литературы, а также проведенный опрос позволили сделать следующие выводы.

1. Дети из многодетных семей не чувствуют себя одинокими, начиная с 4 детей в семье, чувство одиночества практически отсутствует.

Разведенные испытывают одиночество больше, чем женатые, а последние больше, чем холостяки и неженатые, что ставит под сомнение банальную рекомендацию «лечить одиночество браком».

2. Чем выше уровень потребности в признании в общей структуре потребностей личности, тем слабее чувство одиночества. По мере увеличения уровня потребности в признании и степени ее неудовлетворенности чувство одиночества уменьшается.

3. Уровень одиночества, испытываемого индивидом, наиболее сильно коррелирует с уровнем самоконтроля: состояние одиночества присуще тем, у кого рассеянное внимание, изменчивые интересы и низкий уровень самоконтроля.

Одиночество также свойственно эмоционально неустойчивым, возбудимым, восприимчивым к чувствам людям.

4. Вторым по силе влияния на чувство одиночества является самооценка (но не оценка!) смелости, решительности: одиночество свойственно неуверенным, нерешительным, чувствительным, застенчивым.

Чем менее нормативным считает человек свое поведение, чем больше его мучает чувство вины за нарушение моральных норм и правил, тем сильнее его чувство одиночества.

Доминантные, властные, напористые (согласно их самооценке) личности не одиноки; напротив, скромные, уступчивые, тактичные чувствуют себя одинокими.

Таким образом, результаты эксперимента частично подтвердили гипотезу исследования.

Полученные в работе результаты позволили предложить практические рекомендации для психолога.

  1. Предлагаемый комплекс психодиагностических методик, в том числе и авторская разработка, обеспечивает возможность эффективной диагностики состояния одиночества.
  2. Психокоррекция по специально разработанной комплексной программе позволяет эффективно купировать чувство одиночества в различных социальных группах.

Список литературы

  1. Альманах психологических тестов / Под ред. Р.Р. Римский, С.А. Римская. — М.: КСП, 1996. — 400 с.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.,1976.
  3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978.
  4. Бодалев А.А. Формирование представления о другом человеке как о личности. — Л.: ЛГО, 1970.
  5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Психология личности. Тесты. — М.: МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. 1983.
  6. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.
  7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 1980. — 256 с.
  8. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976. — 494 с.
  9. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974.
  10. Добрович А.Б. Воспитателю о воспитании и психогигиене общения. — М., 1987.
  11. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. — М., 1978.
  12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. -Минск: Хелтон, 1998 г. -399 с.
  13. Зимняя И.А. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. — М., 10
  14. Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1970. — 387 с.
  15. Коломинский Ю.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976.
  16. Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание-сила. — 1986. — №12. — с. 40-42.
  17. Кон И.С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978.
  18. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1980.
  19. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Подростковый возраст как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Читатель в психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
  20. Крутецкий В.А. Психология. — Москва: Просвещение, 1986.
  21. Леонтьев Н.А. Становление личности / Психология личности. Тексты. — М.: МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 1982.
  22. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
  23. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. — М.: МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 1981. — 295 с.
  24. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. — Москва: Просвещение. 1985.
  25. Миюскович Бен. Одиночество: Междисциплинарный подход. — М.,1990.
  26. Немов Р.С. Психология: В трех книгах. — Психология: Психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 623 с.
  27. Пантилеев С.Р. Структура самооценки как эмоционально-оценочной системы. — М., 1988.
  28. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин и др. — М.: МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 1987. — 304 с.
  29. Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. — 1972. -№ 7.
  30. Петровский А.В., Шалинский В.В. Социальная психология коллектива. — М., 1978.
  31. Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Ковалева. — Самара, 1998.
  32. Прихожан М.М. Проблема подросткового кризиса / Психологическая наука и образование. — 1997. — № 1. — С.82-87.